В разгаре автомоечный сезон. Владельцы автомоек ждали его с нетерпением: в прошлом году самые хлебные месяцы — апрель и май — автовладельцы провели дома из-за самоизоляции. Но и без ковида проблем на рынке предостаточно В разгаре автомоечный сезон. Владельцы автомоек ждали его с нетерпением: в прошлом году самые хлебные месяцы — апрель и май — автовладельцы провели дома из-за самоизоляции. Но и без ковида проблем на рынке предостаточно Фото: Егор Алеев/ТАСС

Казань: 340 моек на 454 тыс. автомобилей

В Татарстане в разгаре автомоечный сезон. Владельцы автомоек ждали его с нетерпением: в прошлом году самые хлебные месяцы — апрель и май — автовладельцы провели дома. Собственно, и без ковида проблем на рынке предостаточно: это и высокая конкуренция, и небольшая рентабельность, и беднеющее население, экономящее на мойке авто. Мы поговорили с владельцами крупнейших сетей автомоек и выяснили, где и почем моют свои автомобили владельцы порядка 454 тыс. легковых и грузовых машин, зарегистрированных в Казани.

По оценкам игроков рынка, средний автолюбитель моет машину максимум 3 раза в месяц и готов тратить на это в среднем 1,5 тыс. рублей. Это значит, что, согласно грубому подсчету, годовой оборот рынка автомоек в Казани составляет 8,2 млрд рублей в год.

Пик популярности автомоек уже в прошлом
Самый пик был в 2013 году. Тогда люди были готовы ждать часами, чтобы им помыли машину. Я не помню, чтобы сейчас были такие очереди.
Марат Баязитов   управляющий сети автомоек Grass
Марат Баязитов Управляющий сети автомоек Grass

Сегодня в Казани работает более 300 автомоек. По данным сервиса «2ГИС» (официальный учет автомоек никем не ведется), их 340 (хотя еще в прошлом году было 289), а портал Flamp.ru дает цифру в 328. Расклад следующий: крупнейший игрок — «Мойдодыр», он занимает, по оценкам самого владельца сети автомоек Айдара Исмагилова, 20% рынка Казани. Есть небольшое число классических сетевых моек с 2–5 филиалами («Карасики», Grass, «Фабрика»), около 20–25 дешевых моек самообслуживания («Чингисхан», «Чистый город», AM SelfWash) и единицы детейлинг-центров (Brabus, «Автолига», «Рестайлинг», «Аквалайф»), которые оказывают премиальные услуги по полному обслуживанию и уходу за люксовыми авто. Остальное — ИП и частные мойки, большинство из которых сдается в аренду.

Айдар Исмагилов считает, что 50% успеха в моечном бизнесе — это месторасположение мойки, еще 50% — талант управления, а типичная ошибка №1 — успокоиться, когда заработал первые деньги Айдар Исмагилов считает, что 50% успеха в моечном бизнесе — это месторасположение мойки, еще 50% — талант управления, а типичная ошибка №1 — успокоиться, когда заработал первые деньги Фото: «БИЗНЕС Online»

Любопытно, что все мойки местные, федеральных сетей в Казани нет. Сами игроки объясняют это тем, что данная сфера бизнеса требует очень большого земельного участка (400–800 кв. м), обязательно удачно расположенного, притом что свободных площадей в городе не так много. Запуск одной автомойки сегодня обходится в 10–25 млн рублей. Однако рентабельность в сезон — 1015%, а в несезон опускается до отрицательных показателей, так что у бизнесмена, обладающего примерно 15 млн рублей, есть все возможности вложить их во что-то более окупаемое и нет смысла идти в чужой город. По франшизе в Казани мойки также не работают, об этом задумываются разве что детейлинг-центры. Такие идеи были у «Автолиги», которая, впрочем, в прошлом году пережила не только ковид, но и мощную реорганизацию, есть у Carwash №1. Идея проста: игроки уверены, что с обычной мойкой франшизная история не сработает, потому что речь должна идти о передаче какого-то уникального опыта, и это как раз случай премиального детейлинга.

«Борются между собой сегодня три класса моек: 1 — дешевые мойки самообслуживания, 2 — для тех, кто не любит сам мыть, мойки среднего класса — в районе 800 рублей, и 3 — дорогие детейлинг-центры, для тех, кто не хочет свои дорогие автомобили ни сам мыть, ни кому-то среднестатистическому доверять», — рисует сложившуюся картину один из экспертов отрасли, отмечая, что среднему сегменту приходится все сложнее.

Баязитов утверждает, что таких низких цен на мойку, как в Казани, больше нигде нет. «По сравнению с Москвой по стоимости комплексной мойки мы идем в 2 раза ниже. В пределах Садового кольца ниже, чем за 2 тысячи рублей, мойщик со стула не встанет, а у нас и 500 рублей считают за дорого, — говорит наш собеседник, объясняя происходящее наличием доминирующего на рынке „Мойдодыра“, который обвалил расценки. — Даже в Нижнекамске и Альметьевске комплексная мойка стоит от 800 рублей и выше».

Рынок классических автомоек поделился по географическому принципу — люди ездят туда, где им ближе относительно дома или работы. В премиальные детейлинг-центры едут обычно целенаправленно за качеством и особыми услугами, невзирая на километраж. А большинство моек самообслуживания исторически сконцентрировалось вдоль проспекта Победы, а развиваться в других уголках Казани им крайне сложно.

Средняя стоимость комплексного мытья в автомойках среднего ценового сегмента выросла до 800 — 950 рублей. В цену, как правило, входят мойка кузова и ковриков, чистка салона и багажника, мойка стекол и влажная уборка Средняя стоимость комплексного мытья в автомойках среднего ценового сегмента выросла до 800–950 рублей. В цену, как правило, входит мойка кузова и ковриков, чистка салона и багажника, мойка стекол и влажная уборка Фото: pixabay.com

За время пандемии ковида услуги автомойки подорожали на 15-20%

Несмотря на возрастающую популярность автоматических моек и детейлинг-центров, подавляющую долю рынка по-прежнему занимают классические мойки среднего ценового сегмента. Многие из них интегрированы с заправками или подземными парковками, но чаще это отдельно стоящее здание. Часть моек обросла сервисными центрами и шиномонтажными мастерскими. Пример подал тот же «Мойдодыр», который в кризис 2008 года оказался на грани краха. Тогда Исмагилов вместе с партнером Ильдаром Бикмуллиным развил сеть шиномонтажей, которая сейчас успешно работает по всей России и насчитывает более 100 точек.

Однако у «Мойдодыра» не получается распространить свои пункты по всей стране. «Чтобы открыть автомойку, необходим земельный участок площадью 400 квадратных метров, тогда как для шиномонтажа достаточно 40. Найти участки в 400 „квадратов“ в городах по всей стране не представлялось возможным, а по 40 есть возможность арендовать», — объясняет Исмагилов.

По сравнению с прошлым годом средняя стоимость комплексного мытья в автомойках среднего ценового сегмента выросла примерно на 15–20% — до 800–950 рублей: пандемия подняла стоимость и аренды, и материалов. В цену, как правило, входит мойка кузова и ковриков, чистка пылесосом салона и багажника, мойка стекол с обеих сторон и влажная уборка. Это самый популярный пакет, мытье только кузова с ковриками обойдется рублей на 200 дешевле. Другие распространенные услуги, которые встречаются практически во всех классических автомойках, — покрытие кузова воском, защита стекол от дождя, света фар встречных авто и насекомых различными наносоставами, чернение колес (для красоты), химчистка салона. Самая дорогая услуга в данном сегменте — покрытие кузова керамическим защитным составом, действующим больше года. Три слоя плюс подготовка обойдутся от 45 тыс. на автомобиль в зависимости от категории.

Время — деньги
Среднестатистический автовладелец моет машину 1–2 раза в месяц. Вопрос в том, где он это делает. Сейчас, чтобы помыть автомобиль, клиент готов провести в ожидании 60 минут максимум. Главный ресурс — это время, так что чем быстрее обслуживается автомобиль на мойке, тем востребованнее мойка.
Айдар Исмагилов   владелец сети автомоек «Мойдодыр» и шиномонтажных мастерских «Пятое колесо»
Айдар Исмагилов Владелец сети автомоек «Мойдодыр» и шиномонтажных мастерских «Пятое колесо»

Исмагилов полагает, что наилучшую рентабельность показывают мойки на 8 постов. По его словам, окупаемость моек составляет от трех до семи лет. Но были и варианты, не требующие безумных денег для вхождения на рынок. «Можно было за 1,7 миллиона рублей купить право аренды действующей автомойки на 6 машин. Собственник оставался прежним, а арендатор как раз продавал бизнес», — рассказывает наш собеседник.

Культура ухода за автомобилями в Казани сформировалась, и она очень высокая — начиная от такси, где в приложении чистоту машины может оценить каждый клиент, заканчивая личными автомобилями. Исмагилов отмечает, что клиенты стали очень точно разбираться в том, что им надо: «Не просто помыть автомобиль, а помыть его детально. А вначале этого никто не понимал — всем было достаточно, чтобы машина выглядела снаружи чистой».

В «Мойдодыре» трудятся человек 350, некоторые работают мойщиками уже по 12 лет. «Это ремесло, такое же, как заниматься ботинками, — нужно уметь делать то, что от тебя ожидает клиент», — констатирует Исмагилов. Зарплата в компании сдельная. По оценкам нашего собеседника, если мойщик работает по 8 часов в день, может получать в районе 50 тыс. рублей в месяц.

По словам Исмагилова, 50% успеха в моечном бизнесе — это месторасположение мойки, еще 50% — талант управления, а типичная ошибка №1 — успокоиться, когда заработал первые деньги. Пандемия, по словам владельца сети автомоек «Мойдодыр», вычистила с рынка многих непрофессиональных игроков и данный процесс все еще продолжается. Поэтому на остальные мойки очень ощутимо выросла нагрузка: появились многомашинные очереди, а люди вынуждены ждать по несколько часов.

По словам Марата  Баязитова, с каждым годом клиенты относятся к мойке все щепетильнее. Но если раньше заказывали очень много дорогих услуг, то сейчас стараются экономить По словам Марата Баязитова, с каждым годом клиенты относятся к мойке все щепетильнее. Но если раньше заказывали очень много дорогих услуг, то сейчас стараются экономить Фото: «БИЗНЕС Online»

«Юноши с горящими глазами берут мойки в аренду, с криками «Чем я хуже Айдара?!» 2–3 месяца работают и закрываются»

Еще одна крупная сеть автомоек — Grass. Раньше на месте ее моек была сеть «Эмир», которой руководили Ольга Галявова и Рустем Галявов — сын главы казанского «Метроэлектротранса». В 2016 году пять моек взяли в аренду два друга, скооперировались с волгоградским производителем автохимии Grass и, взяв его название, перезапустили мойки. Большинство из них были при заправках — их отдали в аренду «Ирбису». Марат Баязитов, управляющий Grass, видит в этом и плюсы, и минусы. «Хорошо, что поток идет большой: люди чаще заправляют машины, чем их моют, проще привлечение новых клиентов. А минус в том, что в час пик на заправках бывают очереди и машины преграждают путь на автомойку», — говорит он, отмечая, что наладить маркетинговое сотрудничество с заправками так и не получилось.

По словам Баязитова, с каждым годом клиенты относятся к мойке все щепетильнее. Но если раньше заказывали очень много дорогих услуг, то сейчас стараются экономить. «Поэтому средний чек очень низкий — в районе 500 рублей. Было время, когда мы гнались за высоким чеком, но сейчас отказались от этой идеи, потому что продажи перерастают во впихивание», — говорит Баязитов. Сейчас автомойщик на Grass получает 30% от выручки — в денежном эквиваленте, по оценкам Баязитова, это означает зарплату от 15 тыс. до 80 тыс. рублей в месяц — в зависимости от выработки. Если не напрягаться и работать по графику 2 через 2, выходит 25–30 тыс. рублей в месяц.

Из других сетевых моек выделяется сеть «Карасики» (ИП Тютлин). Она появилась в 2016 году, выкупив четыре недешевые мойки. «Та, что на Баруди (в здании фитнес-центра Maximus), стоила, по-моему, 30–40 миллионов рублей, возле „Сити-Центра“ продавалась за 13,5 миллиона рублей. Были затрачены очень большие финансовые средства», — отмечает один из игроков рынка. В «Карасиках» пояснили, что, кроме классической мойки (средний чек за «комплекс», судя по прайсу на сайте, — 500–600 рублей), оказывают все детейлинговые услуги, есть сухие боксы. Поэтому здесь часто очереди, а сами сотрудники автомойки отмечают, что люди готовы ждать 2,5–3,5 часа, причем некоторые все это время просто сидят в автомобиле. Сегодня под брендом «Карасики» работает только две мойки — на 6 и 8 постов, комбинированные с детейлингом, также оказываются услуги шипования колес и хранения резины.

«Мне кажется, до сети больше никто не вырастет — бросить перчатку „Мойдодыру“ нереально», — говорит один из участников рынка, отмечая, что даже Исмагилов сегодня не открывает новые мойки. «У нас в городе некоторые по 350 рублей пытаются мыть — я вообще не представляю, за счет чего они живут. Это временные игроки. Есть мойки, которые я называю переходящими, — их берут юноши с горящими глазами, которые продают машину, арендуют мойки, с криками „Чем я хуже Айдара?!“ 2–3 месяца работают, понимают, что ничего не вышло, и закрываются, — говорит Баязитов. — Таких автомоек в Казани довольно много».

Впервые мойки самообслуживания зашли в Казань в 2017 году, а сегодня их в столице РТ порядка двух десятков. Рынку классических моек на новые вводные пришлось реагировать адекватно Впервые мойки самообслуживания зашли в Казань в 2017 году, а сегодня их в столице РТ порядка двух десятков. Рынку классических моек на новые вводные пришлось реагировать адекватно Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

Дешево и сердито: в тренде — мойки самообслуживания

Если игроки автомоечного рынка в чем-то и согласны друг с другом, так это в том, что мойки самообслуживания убивают бизнес. Впервые в Казань они зашли в 2017 году, а сегодня их в столице РТ порядка двух десятков. Раньше всех в городе появилась мойка AM SelfWash, обосновавшись в «Агропромпарке». Сегодня это сеть из пяти точек, проходимость — 30–40 тыс. машин в месяц, говорит совладелец сети Александр Петров.

В числе первопроходцев оказалась и группа компаний «МИД» известного татарстанского бизнесмена Ирека Миннахметова, которая открыла 7 моек самообслуживания под брендом «Чингисхан», на которые заезжают 50 тыс. человек в месяц. «Это новый сегмент — возможность за 100 рублей вымыть автомобиль в течение 7 минут, — рассказывал представитель группы „МИД“. — К нам пришли люди, которые до этого вообще машины не мыли». По словам представителя ГК, одна такая мойка стоит 20–24 млн рублей. Каждая занимает примерно 800 кв. м, аренда — 180–250 тыс. рублей в месяц, зато, если будет хороший поток, инвестиции могут отбиться за четыре года.

Вот с хорошим потоком у игроков и начинаются трудности.

Петров признает, что концентрация моек самообслуживания на ограниченной территории очень плотная. «Проблема моек самообслуживания в том, что они сконцентрированы в одной части города. Есть, конечно, по одной мойке на Квартале и в Авиастрое, но основная часть расположена от компрессорного до бывшего „Рамстора“, — отмечает Петров. — Мы открылись самыми первыми, у нас по 30 машин в очереди стояло, но с тех пор вокруг было построено еще 8–10 моек». Одна из моек AM SelfWash сегодня выставлена на продажу — за 2,3 млн рублей. Учредители не горят желанием с ней расстаться, но кредиты в 17% годовых подталкивают.

Заходить в другие районы Казани не так-то просто. «На Квартале плотно застроен жилмассив, новую мойку там запустить просто так не получится. Неадекватная арендная плата — чуть ли не как зона кафе на первой линии Баумана, по 1,5 тысячи за „квадрат“», — возмущается Петров.

Стоимость одной мойки в AM SelfWash — 25–30 рублей в минуту, так что средний чек — жалкие 120 рублей. Это примерно четыре минуты, но надо понимать, что считается не все время, проведенное в боксе, а непосредственно период работы оборудования. «На моей памяти были таксисты, которые мыли машину за 57 рублей. Они раскидывали пену по чуть-чуть по машине, своей губкой ее растирали и водой быстро-быстро все смывали. Была у нас даже идея устроить чемпионат по скоростным мойкам, но загрязненность машин разная, поэтому сложно дать равные стартовые условия участникам. Может, еще вернемся к этой идее», — говорит Петров.

Рынку классических моек на новые вводные пришлось реагировать. У ряда игроков появилась услуга технической мойки: 5 минут, 150–200 рублей — и кузов чист. При этом один из участников рынка изумляется популярности дешевых моек: «Люди покупают машину за 5–15 миллионов и экономят 500 рублей на мойке»…

Наконец, есть и такие, кто и четыре года спустя объезжает мойки самообслуживания стороной. «Есть комплекс у девушек — многим кажется, что это очень сложно. Поэтому на старте мы специально привлекали блогеров-девушек: и казанских близняшек, и Ксю Морковь — довольно известную „инстамаму“. Они сами мыли свои машины. Есть типа „крутые“, которым западло мыть машины. А есть чистюли, которым кажется, что они перепачкаются в процессе мойки. Но все эти пласты клиентов, которые вначале довольно настороженно относились к мойкам самообслуживания, сейчас тают и попадают в общее море», — рисует тенденции Петров.

С повышенной опаской к таким мойкам относятся зимой — мол, вода заледенеет, двери примерзнут. Но большинство моек — теплые, пол и оборудование подогреваются и позволяют спокойно мыть и в минус 20 градусов. А чтобы не рисковать, есть продувка. Другой популярный страх касается того, что на ручной мойке можно поцарапать кузов, но он связан с тем, что люди путают мойки самообслуживания с автоматическими, где такой риск действительно есть, если недобросовестный владелец не меняет вовремя щетки.

«Автоматические мойки вообще на рынке не пошли, они оказались убыточными, и люди их не используют. Если говорить о ручных, то повреждения могут возникнуть только на самых дешевых кустарных мойках, где избыточное давление. А так аппарат не дает подобной нагрузки, чтобы можно было повредить покрытие», — заверяют владельцы моек самообслуживания.

Впрочем, именно автоматизация — это будущее рынка автомоек, признают участники рынка. «Следующий шаг — роботы. Машина заезжает в бокс, а не в тоннель, никуда не едет, стоит на месте, а специальный робот покрывает ее пеной со всех сторон, двигаясь вокруг машины, и потом смывает. В отличие от туннельной, это полностью бесконтактная мойка, там нет никаких щеток. По сути, это то же самообслуживание, только вместо владельца машины моет автомат», — рассказывает Петров.

Хороший робот-мойщик стоит от 7 млн рублей, и его лучше устанавливать в составе мультикомплекса с полноценной мойкой самообслуживания. «Робот может мыть до 8 машин в час. Его имеет смысл ставить на дорогие точки аренды — на том же Квартале, где и поток машин больше, и платежеспособность выше», — отмечает Петров.

Глеб Шубский: «Мы стали первым профессиональным детейлинг-центром Казани, первыми начали ухаживать за автомобилями и их лакокрасочном покрытии, а не просто мыть их. Мы, как лечащий доктор, который ведет пациента на протяжении всей жизни, есть люди, который обслуживаются у нас уже 20 лет» Глеб Шубский: «Мы стали первым профессиональным детейлинг-центром Казани, первыми начали ухаживать за автомобилями и их лакокрасочным покрытием, а не просто мыть их. Мы как лечащий доктор, который ведет пациента на протяжении всей жизни. Есть люди, которые обслуживаются у нас уже 20 лет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Детейлинг: «Мойка кузова тщательнее, чем работа стоматолога»

Другая крайность — детейлинг-центры. Их владельцы говорят, что от обычной мойки они отличаются так же, как барбершоп от парикмахерской за 200 рублей. Здесь можно увидеть всю роскошь люксовых автомобилей, которые владельцы готовы улучшать, кажется, до бесконечности, а социальные сети компаний пестрят всеми разновидностями Porshe, BMW и Mercedes-Benz и не упускают случая похвалиться заехавшими к ним Bentley и Maserati.

В этом сегменте первой стала сеть «Автолига», которая началась 20 лет назад с обычной автомойки на улице Московской в 2001 году. «Мы давно уже не отождествляем себя с автомойкой, стали первым профессиональным детейлинг-центром Казани, первыми начали ухаживать за автомобилями и их лакокрасочным покрытием, а не просто мыть их. Мы как лечащий доктор, который ведет пациента на протяжении всей жизни. Есть люди, которые обслуживаются у нас уже 20 лет. Да, у нас мойка недешевая, 1,5 тысячи рублей средний чек, но и платежеспособность наших клиентов всегда была на высоком уровне», — говорит Глеб Шубский, сооснователь и владелец «Автолиги». По его оценкам, целевая аудитория детейлинг-центров — 3–5% жителей Казани. Это те, кто бережно ухаживает за автомобилем, раз в месяц приезжает на двухфазную мойку, химчистку и т. д. «Люди моют машину по-разному. Кто-то 4 раза в месяц, стабильно раз в неделю, кто-то — еще чаще. У меня есть клиент — преподаватель одного из казанских вузов — он моет машину 1 раз в год. Сам я раньше мыл свою машину каждый день, сейчас уже без фанатизма — раза 2 в неделю. Но педантов не очень много», — отмечал Шубский год назад в беседе с «БИЗНЕС Online».

На рынке детейлинга уже работает довольно активно и ряд других игроков, появляются в том числе новые — благо целевая аудитория на фоне пандемии не особенно пострадала. Так, автомобильный детейлинг-бутик «Премиум Моторс», открывшийся при тюнинг-салоне Brabus, у себя на сайте объясняет, что такое детейлинг, следующим образом: «Полировка кузова до кристаллического блеска. Защитные покрытия с нанотехнологиями. Глубокая, как Марианская впадина, очистка салона. Мойка кузова тщательнее, чем работа стоматолога».

Среднестатистическая мойка автомобиля типа Toyota Corolla обойдется здесь от 2 тыс. рублей, но едут сюда не столько помыть машину, сколько защитить. В компании говорят, что самое современное покрытие — полиуретановой пленкой, которая держится очень долго и которой, как уверяют, даже попадание камешков нестрашно. Покрытие ею только передней части кузова обойдется в 100 тыс. рублей. «Аквалайф» предлагает защиту нанокерамикой — 10-слойное покрытие обойдется от 113 тыс. до 133 тыс. рублей в зависимости от типа автомобиля. А если еще салон почистить…

«Самая дорогая — пленка. Целиком обклеить кроссовер будет стоить в районе 300 тысяч рублей — и на эту услугу сейчас стоит очередь. Стоимость машины у нашей аудитории — 8–10 миллионов рублей. Проще ее за 300 тысяч покрыть пленкой, чтобы защитить от царапин, чем потом иметь дело с последствиями. При этом бизнес не очень рентабельный. Только рулон пленки стоит 130 тысяч рублей, а ее еще нужно правильно наклеить и провести целый комплекс мероприятий», — объясняет Наиль Галявиев, вице-президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ, запустивший сразу два детейлинга: «Аквалайф» на Чистопольской, а в прошлом году — еще и Urban Detailing в одноименном офисном центре на Островского.

Наш собеседник отмечает, что тех, кто занимается детейлингом, сегодня довольно много, конкуренция высока, а цены у многих ниже. Например, у большинства дилеров есть услуги по детейлингу, но качество у них не всегда соответствует — они нацелены на продажи машин, а защитные услуги не их конек.

Премиальных моек мало — таких на рынке буквально пять игроков. «Аквалайф» и Urban Detailing классической мойкой тоже занимаются — в день через нее проходит в среднем по 60 машин — это 2 тыс. автомобилей в месяц.

Как спустить 1,5 млн на уход за авто
Одна машина может месяц у нас стоять — у нее будет чек больше миллиона рублей. А самые дорогие заказы у нас были на 1,5 миллиона: на Land Rover перешивали салон, пленкой обклеивали, перекрашивали некоторые места, ставили обвесы. 
Наиль Галявиев   президент Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ, владелец детейлингов «Аквалайф» и Urban Detailing
Наиль Галявиев Президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ, владелец детейлингов «Аквалайф» и Urban Detailing

А одно из самых ярких открытий «ковидного» года — практически пир во время чумы — случилось с запуском Carwash №1. Проект, который задумывался как тюнинг-центр, стал больше, чем детейлинг, совместив премиум-мойку с рестораном, салоном красоты, детской игровой комнатой и арт-пространством, где организуются вечеринки (24 апреля, к примеру, обещают выступление рэпера Джигана). Площадь только детейлинга и автомойки — 1 тыс. кв. м, а всего комплекса без учета парковки — вдвое больше.

Денис Костюнин: «В большинстве моек люди оставляют автомобиль и сидят в зоне ожидания на потрепанном диванчике. А у нас же  можно провести деловую встречу, привести себя в порядок, поужинать, посмотреть хоккей и даже выпить в баре: у нас есть услуга «трезвый водитель» и свой паркинг. Кто-то оставляет машины на детейлинг, когда уезжает в отпуск» Денис Костюнин: «На большинстве моек люди оставляют автомобиль и сидят в зоне ожидания на потрепанном диванчике. А у нас же можно провести деловую встречу, привести себя в порядок, поужинать, посмотреть хоккей и даже выпить в баре: у нас есть услуга «трезвый водитель» и свой паркинг. Кто-то оставляет машины на детейлинг, когда уезжает в отпуск» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На большинстве моек люди оставляют автомобиль и сидят в зоне ожидания на потрепанном диванчике, где есть один телевизор в лучшем случае. Или уходят, переживая за машину. А у нас не надо никуда ходить: можно оставить ребенка, провести деловую встречу, привести себя в порядок, поужинать, посмотреть хоккей и даже выпить в баре: у нас есть услуга „трезвый водитель“ и свой паркинг, — рассказывает директор Carwash №1 Денис Костюнин. — Кто-то оставляет машины на детейлинг, когда уезжает в отпуск».

По его словам, каждый день порядка 70–120 автомобилей обслуживается только по мойке, по детейлингу — 4–5. Средний чек за мойку — 1,5 тыс., а в среднем гости оставляют Carwash №1 3,5–4 тыс. рублей — с учетом ресторана и салона красоты. «Мы принимаем все автомобили, цены зависят от класса: KIA Rio моется за 1 тысячу рублей, а S-класс — в 2 раза дороже. Конечно, в других автомойках есть „комплексы“ за 600 рублей, где ты дополнительно доплачиваешь за чернение, багажник, продувку, и набегает в результате примерно такой же чек. По городу мы не сильно завышали ценник, находимся на среднем уровне в своей категории», — говорит Костюнин.

Он заверяет, что спрос есть, боксы забиты, запись даже по мойке идет на следующий день — в хорошую погоду, разумеется. «По рентабельности будет видно через год. Но у нас уже есть запрос франшизы по городам», — говорит Костюнин.

На мойках рисков много, и они очень разные, причем касаются они как мойщиков, так и клиентов. Так что в крупных компаниях даже появилась система оплаты страховых событий На мойках рисков много, и очень разных, причем касаются они как мойщиков, так и клиентов. Так что в крупных компаниях даже появилась система оплаты страховых событий Фото: pixabay.com

Вредность производства: проблемы мойщиков и клиентов

«Вредно? Знаете, можно идти по улице и вдруг кирпич на голову поймать. Мы полностью обучаем сотрудников, рассказываем, проводим инструктаж по технике безопасности. Если мозгов нет и ты залез в химию голыми руками, конечно, получишь ожог. Летом некоторые начинают в шлепанцах работать…» — говорит Баязитов. На самом деле на мойках рисков много, и очень разных, причем касаются они как мойщиков, так и клиентов. Так что в крупных компаниях даже появилась система оплаты страховых событий.

Много проблем бывает и ночью — «Автолига» спустя годы проб и ошибок перешла на режим работы с 7:00 до 23:00. «Работать ночью невыгодно — нормальные люди спят. Мы пробовали, но тогда часто идет воровство, деньги мимо кассы. Я почти уверен, что ни на одной нормальной мойке ночью нет заработка — табличка „24 часа“ нужна разве что для поддержания имиджа. Мы 10 лет мыли ночью машины — одни проблемы. Ты ночью не отключаешь телефон — люди звонят, жалуются: плохо помыли, повредили, мойщики забухали, деньги мимо кассы», — вспоминает Шубский.

«На любой мойке бывают дилетанты, новички, страховые случаи. Обезопасить себя полностью невозможно — разве что совсем не мыть машину. Давление 5 атмосфер, направил немножко не туда — лак сошел, поскользнулся — зеркало оторвалось. Но мойщик может повредить машину, только если нарушает технологический процесс. И если это гаражная мойка, которая демпингует, они обычно вину не признают, говорят: идите в суд, доказывайте. Судиться мало кто из-за царапины будет. А для нас самое страшное — если клиент не возвращается», — делится сооснователь и владелец «Автолиги».

По словам Баязитова, есть и довольно много мошенников, которые ездят по мойкам. «Когда их машину моешь — только доходят до того места, где у него спрятана царапина, он сразу же бежит к тебе, говоря, что случайно увидел, как мойщик машину поцарапал. Пытается выбить деньги. Однажды был случай, когда такая заранее поцарапанная машина заехала на шесть моек и в пяти из них ему выплатили компенсацию за царапину. Потому что, если ты не уверен в своей невиновности, не хочется в судебные тяжбы ввязываться: вызывать участкового, те начнут проверять, а многие не устраивают своих сотрудников официально, им не нужны лишние проверки», — рассказывает наш собеседник.

Но иногда косячат и сами мойщики — угоняют машины, попадают в ДТП, а потом руководство платит за хулиганов. Клиенты звонят и говорят: «Почему моя машина катается по городу?» «У друзей так было — угоняли авто спортсменов возле одного из стадионов. Ну как угоняли — для них это просто съездить в магазин за сигаретами и вернуться обратно. Обычно такое происходит на мойках нижнего ценового сегмента, но окончательно себя обезопасить клиенту можно, только если не отдавать ключи и не уходить с мойки», — рекомендует Шубский.

На памяти Баязитова самый страшный случай произошел несколько лет назад на одной из казанских моек, куда привезли автомобиль Mercedes-Benz GLK, который только три месяца как вышел с завода. «Владелец уезжал за границу, оставил машину в аэропорту, а там красили забор. И брызги краски попали на автомобиль. Он привез машину на мойку, договорились на работу на трое суток. Автомойщик начал работать, понял, что работа очень тяжелая, и решил обойти систему. Он самостоятельно купил какое-то средство, нанес его на кузов и пошел покурить. Когда вернулся, краски на машине не было вообще. Спасло то, что у владельцев автомойки были очень хорошие отношения с клиентом, и сошлись на том, что он обратится в страховую. А мойщика от работы тогда отстранили, конечно», — вспоминает Баязитов.