esn.jpg
Прямо перед выборами Дмитрий Медведев подписал закон о снижении тарифа страховых взносов

30% ДЛЯ ВСЕХ И 20% - ДЛЯ СТАЛЬНОЙ ПРОВОЛОКИ

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал сегодня закон о снижении максимального тарифа страховых взносов в 2012 - 2013 годах в государственные внебюджетные фонды с нынешних 34% до 30%, а для отдельных категорий плательщиков - до 20%. Закон был принят Госдумой 23 ноября, затем был одобрен Советом федерации 25 ноября – аккурат перед выборами.

Согласно закону, для основной массы плательщиков из числа организаций-работодателей с 1 января следующего года предельный тариф взносов в Пенсионный фонд РФ составит 22%, в фонд социального страхования - 2,9%, в фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Интересно, что перечень бизнесов, попадающих под льготные 20%, достаточно широк. До этого уровня тариф снижается для малого и среднего бизнеса в производственной и социальной сферах, для благотворительных и некоммерческих организаций (НКО) - в области соцобслуживания населения и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, во втором чтении депутаты приняли поправку, по которой в список вошли НКО в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, массового спорта. Распространяться с 2012 года льготные условия будут на аптеки и индивидуальных предпринимателей, торгующих фармацевтическими, медицинскими товарами и ортопедическими изделиями в розницу. А также предприятия малого бизнеса, осуществляющие деятельность в сфере транспорта и связи, и производства гнутых стальных профилей и проволоки.

Работодатели обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ за каждого трудового мигранта в полном объеме, как за гражданина РФ, если с ним заключен контракт на срок не менее 6 месяцев. Зато под страхование не подпадут высококвалифицированные мигранты. По закону вводятся штрафы за нарушение порядка уплаты страховых взносов, в том числе за непредставление в срок расчета по начисленным и уплаченным взносам. С работодателя в таком случае взыщут штраф в размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% от этой суммы и не менее 1 тыс. рублей. Закон вступит в силу с 1 января следующего года.

ХОТЕЛИ СНИЗИТЬ ДО 26% - НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?

Бизнесмены вряд ли будут довольны новой ставкой. Во-первых, Кремль изначально обещал более масштабное снижение (еще бы – до нынешнего года средний бизнес платил соцналоги с зарплат своих сотрудников в размере 26%, для упрощенцев - 14! В 2011 году эти налоги стали просто грабительскими – 34%).

Во-вторых, многие бизнесмены требовали не столько снижения ставки на пару пунктов, сколько возврата к дореформенным ЕСН. Напомним, в прошлом году предприниматели бурно протестовали против реформы ЕСН. Инициатором всероссийской забастовки, которая прошла в конце мая в ряде городов РФ, был депутат Госдумы Иван Грачев - в прошлом известный татарстанский политик и депутат парламента республики.

Протесты звучали и в РТ. В Казани прошел пикет у здания Госсовета РТ. Состоялось собрание предпринимателей, руководителей различных республиканских бизнес-объединений, отраслевых союзов. Газета «БИЗНЕС Online» была информационным партнером акции, так как также не разделяла увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Реформа ЕСН задевала практически все малые и средние фирмы.

К тому моменту Медведев, обеспокоенный протестами, принял решение: для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением ставки взноса на уровне 26%. Эту информацию президент озвучил в ноябре 2010 года в своем послании Федеральному собранию.

Однако бизнес возражал, отмечая, что льготные 26% коснутся лишь производственного сектора и социальной сферы, тогда как, например, для легкой промышленности 34% фатальны.

В апреле 2011 года стало известно, что в минфине РФ базовым сценарием для реализации предложения Медведева об изменении ставки страховых взносов для бизнеса считают снижение ставки до 28%. Сам же Медведев, выступая на заседании комиссии по модернизации, назвал снижение ставок одним из приоритетов работы правительства. Президент, впрочем, не уточнил, как именно должен измениться налог. А в кудринском минфине возмущенно заявляли, что даже ставка в 28% приведет к потере доходов внебюджетных фондов в 600 млрд. рублей.

«ЗУРАБОВСКАЯ СИСТЕМА ИЗ СЕБЯ ВСЕ ВЫЖАЛА»

Как выяснила сегодня газета «БИЗНЕС Online», ставка в 30% татарстанское бизнес-сообщество не утешила. Как считают опрошенные нами эксперты, для решения проблемы наполняемости ПФ требуется менять саму пенсионную систему, а снижение ставки на четыре пункта в принципе ничего не решает.

Шамиль Агеев – председатель ТПП РТ:

- Это снижение ничего не решает. Хотя бы вернулись к ставке в 26%. В Америке страховые взносы всего 15,8%, они же там не дураки! Вместо того, чтобы повышать ЕСН, лучше бы дифференцировали ставку подоходного налога. Как тенденцию это снижение, конечно, нельзя не воспринимать положительно, но проблема не решена. Сегодня в России есть деньги, но нет инвестиций. А без инвестиций не будет модернизации. Себестоимость производства высокая, в том числе и из-за ЕСН, а мы еще и в ВТО вступаем – тогда как риски вступления в ВТО никем не просчитаны. Все сегодня только выборами занимаются и распределением мест в парламенте.

Хайдар Халиуллин – президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Нет, никто не доволен новой ставкой. Сначала они, значит, увеличивают ЕСН, потому немного снижают. Для успокоения, видимо. А ставка должна быть как раньше – 26%. Никакой позитивной динамики я не вижу. Пенсионерам говорят, что повысят пенсии на 10%, а инфляция вырастает на 15! Если государство установило бы единый налог со всего дохода в 5%, то предприятия росли бы как грибы. А сейчас для развития у малого и среднего бизнеса условий нет.

Ильдар Хуснутдинов – замдиректора «Аудиторско-консалтинговой компании «АУДЭКС»:

- Для бизнеса это снижение недостаточно. Впрочем, многое зависит от того, насколько широкой окажется льготная категория, которая будет платить 20%. Думаю, собираемость налогов, несмотря ни на что, возрастет. Когда НДФЛ снизили до 13%, то его собираемость резко выросла. Предприятия, облагаемые ставкой 20%, мне кажется, будут платить взносы в полном объеме, без «серых схем». А 30% страховых взносов, наверняка, будет платить только крупный бизнес, которому довольно трудно выводить деньги, избегая выплат.

Ильдус Янышев – председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР», депутат гордумы Казани:

- Понижение ставки не сыграет особой роли. Справедливая ставка страховых взносов, на мой взгляд, - 20 - 24%. Многие мои знакомые недовольны и существующей ставкой в 34%, и предложенным снижением ее до 30. Несправедливо это. В той же Грузии страховые взносы составляют всего 20%, например. Устанавливать высокую ставку взносов в условиях кризиса неразумно. И не думаю, что это можно оправдать сборами в Пенсионный фонд. Средняя продолжительность жизни у нас едва превышает 60 лет, и до получения пенсии многие просто не доживают, им собранные деньги не достаются. Да и не очень верю я в эффективность распределения средств Пенсионным фондом. Могли бы его работники и поскромнее жить…

Борис Кузнецов – завкафедрой «Экономика организация и управления производством», профессор ИНЭКА:

- Снижение ставки радикально не решит проблемы. Сегодня остро стоит вопрос с устаревшими основными фондами. На таком оборудовании далеко не уедешь. А в условиях высокой ставки денег на инвестиции и модернизации нет. С другой стороны, итоги выборов заставили власти понемногу шевелиться. Власть начала реагировать на результаты. Но пока все равно все работает против реального производства и во имя банковской системы. В перспективе проблема наполняемости Пенсионного фонда должна решаться как-то иначе. Не за счет предпринимателей, потому что дальше уже некуда! Зурабовская система все из себя уже выжала к настоящему моменту. Поэтому у властей на повестке дня стоит труднейший вопрос, из каких источников этот фонд теперь наполнять.

Марат Галеев – председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству госсовета РТ:

- С точки зрения бизнеса, конечно, мало. Ожидали ведь большего снижения. Но мы знали, что такой закон лежит на подписании, и бизнес уже высказался по нему. Снижение до 30%, разумеется, недостаточно. Хотя это не главная, ключевая проблема малого и среднего бизнеса. Я всегда заявлял о том, что бизнес надо стимулировать – в том числе, и сохранением низкой ставки страховых взносов. Конечно, в то же время, радостно видеть пусть полшага, пусть четверть шага, который власть сделала навстречу пожеланиям снизу. Это хороший прецедент – что голоса предпринимателей были услышаны. Такого раньше не было. Но есть и другая сторона проблемы – Пенсионный фонд. Сегодня существует дефицит его бюджета. Я бы посоветовал повысить пенсионный возраст. С таким низким пенсионным возрастам как сегодня в России, нет других стран. А продолжительность «дееспособной» жизни, на мой взгляд, сегодня реально выросла. Конечно, трогать работающих во вредных условиях труда не стоит. Но я вот не могу представить себе, что женщина, работающая в обычных условиях труда, вдруг вся «выработалась» к 65 годам. Я понимаю, что мое мнение непопулярно, но как вариант решения проблемы бюджета Пенсионного фонда он имеет право на существование.

Иван Грачев - депутат Госдумы России:

- Надо начать с того, что малый бизнес имел 14 процентов. Соответственно, для этих предприятий 34 или 30 процентов - не имеет принципиальной разницы. В этом смысле и те, кому останется 30 процентов, все равно будут в плохом положении.

Но в этой истории с новым ФЗ, только что подписанным президентом России, есть и хорошая сторона, - все-таки майские массовые акции протеста предпринимателей против «реформы ЕСН», они ситуацию сдвинули с места. До этого были одни только разговоры. Но как только предприниматели, хотя бы 20 тысяч по стране, вышли с протестом, - от разговоров президент и другие руководители России перешли к делу, начали осуществлять какие-то уступки малому и среднему бизнесу. Моя позиция: если бы в этих акциях протеста приняли участие не 20, а 100 тысяч предпринимателей, то проблему со страховыми взносами решили бы в полном объеме.

Думаю, надо потихоньку следующие акции малого и среднего бизнеса готовить и подвязывать их к мартовским выборам 2012 года. Я этим, вероятно, займусь. У «Справедливой России» вскоре состоится съезд, считаю, что на нем надо обсудить проблему формирования, расширения предпринимательского крыла в нашей партии. Потому что, на мой взгляд, все попытки создать сверху правые проекты, якобы предпринимательские, успешными быть не могут. Поэтому надо всерьез задуматься над задачей более организованно охватить протестную часть предпринимателей.