Рустам Батыр: «Еще в 2017 году в ДУМ РТ отказались от бутафории в виде декоративных кандидатов, вот и на этот раз не стали изобретать велосипед, и действующий муфтий Камиль Самигуллин оказался единственным в списке претендентов на пост главы религиозного ведомства» Рустам Батыр: «Еще в 2017 году в ДУМ РТ отказались от бутафории в виде декоративных кандидатов, вот и на этот раз не стали изобретать велосипед, и действующий муфтий Камиль Самигуллин оказался единственным в списке претендентов на пост главы религиозного ведомства»

Аманат в мусульманском праве обозначает то, что передается на сохранение

На этой неделе в Казани прошли выборы муфтия Татарстана. Еще в 2017 году в ДУМ РТ отказались от бутафории в виде декоративных кандидатов, вот и на этот раз не стали изобретать велосипед, и действующий муфтий Камиль Самигуллин оказался единственным в списке претендентов на пост главы религиозного ведомства.

В своем отчетном докладе достижения за последние четыре года Самигуллин разбил на пять направлений, начальные буквы названий которых складываются в слово «әманәт». Нынче многие ведомства на подобный лад оформляют итоговые отчеты. У главы же ДУМ РТ следование чиновничьей моде обернулось не только красивым, но и весьма символичным словом. Аманат в мусульманском праве обозначает то, что передается на сохранение. Аманат нельзя изменять и улучшать, его надлежит вернуть хозяину в неизменном виде. В этом, надо полагать, и состоит философия деятельности ДУМ РТ за последние годы — порождать бурную активность, но при этом ничего не меняя по сути. В рамках путинской системы координат подобное положение вещей обозначают словом «стабильность», ну а если вспомнить лексикон времен Брежнева, то это застой. Кому как нравится.

Впрочем, что бы нам ни внушали антисоветчики, правление Брежнева ознаменовалось передовыми позициями в освоении космоса, развитием авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. При Брежневе в стране был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, а ее экономика заняла первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Так что и застой-аманат при Самигуллине также несет в себе множество позитивных сторон, хотя стороннему, зевающему от скуки наблюдателю они порой и кажутся незаметными. Присмотримся к этим достижениям повнимательнее.

Самигуллин отметил, что ДУМ РТ ведет 41 акканут в соцсетях с общим числом подписчиков более 2 млн. Самигуллин отметил, что ДУМ РТ ведет 41 аккаунт в соцсетях с общим числом подписчиков более 2 млн

Какие достижения выделил сам Самигуллин?

Начнем с «бочки меда». Какие достижения выделил сам Самигуллин? Как уже было сказано, он обозначил их в рамках пяти основных направлений.

Первое направление — Коран. На ниве продвижения священного писания ислама татарстанскому муфтияту и в самом деле есть чем похвастать. Сначала ДУМ РТ отредактировало по современным стандартам «казанское издание» Корана, являющееся своего рода историческим брендом татарского народа, причем новый вариант «Казан басма» получил признание в ряде международных центров изучения священной книги. Затем последовали два канонических перевода Корана от ДУМ РТ — на русский и татарский. Переводов Корана на русском существует предостаточно. Обычно их делают ученые или образованные мусульмане. Но чтобы такая работа была проведена под руководством муфтията, причем сразу на двух языках, такое свершилось в России впервые. В эту корзину следует добавить и аудиовариант Корана, который татарстанский муфтий еще в 2016 году записал в профессиональной студии звукозаписи, чего до сегодняшнего дня также не удавалось ни одному из российских религиозных лидеров, ибо традиции рецитации по таджвиду у нас в стране в целом утрачены. Все эти формы Корана от ДУМ РТ активно продвигаются в регионах России, выступая в роли мягкой силы, которая закрепляет в орбите татарстанского влияния исламское поле страны. Другими словами, Самигуллин придумал троянского коня, который позволяет преодолевать границы межмуфтиятского размежевания татаро-мусульманской уммы.

Второе направление — образование. В рамках него Самигуллин выделил открытие двух мусульманских общеобразовательных школ в Альметьевске и Елабуге, исламского пансионата в Балтаси, образовательного центра в Чистополе и открытие первого татарского онлайн-медресе. Сюда же Камиль хазрат отнес издание фундаментальных трудов по исламскому вероучению, девяти учебников и разработку 170 фетв Советом улемов ДУМ РТ. Среди фундаментальных трудов: «Книга единобожия» Абу мансура аль-Матуриди и знаменитый «Алтыбармак». Это достойно уважения.

Третье направление — наследие. В рамках ДУМ РТ за последние четыре года оцифровано 1 200 исторических книг татар по исламской тематике, изданных до 1918 года, которые в свободном доступе выложены на подведомственном ресурсе Darul-kutub.com. При этом 44 книги видных татарских исламских деятелей ДУМ РТ издало на бумаге.

Четвертое направление — просветительская работа. В рамках нее ДУМ РТ издало 163 книги и брошюры общим тиражом 361 285 экз., запустило и поддерживает исламский телеканала «Хузур ТВ», транслируемый через интернет и по кабельным сетям в 9 регионах России, радио «Азан», целый пул газет, журналов и сайтов. Самигуллин отметил, что ДУМ РТ ведет 41 аккаунт в соцсетях с общим числом подписчиков более 2 млн, разработало 10 мобильных приложений, содержит кол-центр «Дарульифта». Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что при Самигуллине ДУМ РТ стало i-муфтиятом, больше других ведущим активную просветительскую работы в digital-пространстве.

Последние два направления — нравственное воспитание молодежи и усилия, направленные на сохранение татарского языка. В докладе Самигуллин рассказал о достижениях на ниве халяль, вакфа, хаджа. Отметил он и открытие 78 мечетей за последнюю четырехлетку, а также получение ДУМ РТ консультативного статуса при ООН.

Муфтият Татарстана начался с раскола, который смогла устранить только лишь республиканская власть Муфтият Татарстана начался с раскола, который смогла устранить только лишь республиканская власть

Тишь да благодать. Это дорогого стоит

Результаты ДУМ РТ и в самом деле впечатляют. Но мне кажется, есть еще одно достижение, которое не схватывается формальными показателями и о котором Камиль хазрат скромно умолчал. Речь идет об отсутствии серьезных скандалов при нынешнем муфтии. Это, если хотите, другая сторона все той же пресловутой стабильности.

Так было не всегда. Вообще, муфтият Татарстана начался с раскола, который смогла устранить только лишь республиканская власть. При Гусмане Исхакове, первом главе объединенного муфтията, на съезде ДУМ РТ экс-муфтий Габдулла Галиуллин устраивал драки (в буквальном смысле этого слова), выставляя на всероссийское посмешище весь Татарстан. В те же времена радикальные мусульмане периодически взрывали газопровод. При Ильдусе Файзове, который не церемонился ни со «своими», ни с «чужими», напряжение достигло предела и вылилось в страшный теракт 2012 года.

А вот при Самигуллине — тишь да благодать. Это дорогого стоит. Это то достижение, ценность которого, подобно здоровью, людьми осознается в полной мере не когда оно есть, а когда его теряют. Можно много говорить о том, что религиозные деятели не участвуют напрямую в создании ВВП, но обратная сторона медали заключается в том, что необустроенность религиозного вопроса может молниеносно обрушить «акции» региона. После теракта 2012 года мы все это хорошо поняли.

При Самигуллине случались небольшие скандалы, связанные с обнаружением свинины в продукции, ошибочно принятой за халяльную, с мнимым участием муфтия в деятельности финансовой пирамиды «Сухба». Широкий резонанс вызвали и его заявления о необходимости запретить ваххабизм в России на законодательном уровне. Но все эти скандалы при ближайшем рассмотрении оказались если не фейком, то слонами, раздутыми из мухи. По большому счету ничего криминального Камилю хазрату никто предъявить так и не смог. Его можно критиковать за нетатарский покрой шаровар, за ригоризм в богословии, но явного компромата за ним все-таки не водится. Данное обстоятельство, несомненно, подпитывает кредит доверия к Самигуллину, который и позволил ему снова остаться у руля.

Конечно, ДУМ РТ может гордиться тем, что именно под руководством татарстанцев началась разработка всероссийских «халяльных» ГОСТов. Но это все же скорее кабинетно-чиновничий успех, нежели достижение, имеющее отношение к реальному благосостоянию республики Конечно, ДУМ РТ может гордиться тем, что именно под руководством татарстанцев началась разработка всероссийских «халяльных» ГОСТов. Но это все же скорее кабинетно-чиновничий успех, нежели достижение, имеющее отношение к реальному благосостоянию республики

Целый ряд невоплощенных начинаний

Ну а теперь поговорим о «ложке дегтя». За фасадом праздничного отчета Самигуллина скрывается, безусловно, целый ряд невоплощенных начинаний.

Во-первых, он, в отличие от покойного владыки Феофана, открывшего русско-православную гимназию, так и не смог реализовать проект мусульманской школы в Казани, несмотря на то, что власти выделили под нее и здание, и землю. Во-вторых, остался на бумаге и проект Всероссийского Совета улемов, который должен был быть реализован на площадке БИА. Конечно, это сложная задача, сопряженная с трудностями политического характера. Однако, учитывая тот попутный ветер, который в паруса БИА дует от государства (напомню, что его попечительский совет возглавляет Сергей Кириенко), в принципе эту задачу можно было осилить.

В-третьих, провальной можно считать и благотворительную работу ДУМ РТ. Конечно, фонд «Закят» ДУМ РТ прекрасно ведет соцсети, но полноценной системной работой республиканского масштаба его деятельность назвать сложно. Впрочем, справедливости ради заметим, что многие благотворительные инициативы реализуются либо непосредственно в мечетях, либо финансируется спонсорами напрямую, как, например, республиканский ифтар.

В-четвертых, сильно пробуксовывает халяльная сфера. Конечно, ДУМ РТ может гордиться тем, что именно под руководством татарстанцев началась разработка всероссийских «халяльных» ГОСТов. Но это все же скорее кабинетно-чиновничий успех, нежели достижение, имеющее отношение к реальному благосостоянию республики. В Татарстане на халяльный кластер, как известно, власти возлагают определенные надежды. Президентская программа Halal Life Style — тому лишнее подтверждение. Руководство республики совершенно справедливо пытается превратить мусульманскую специфику региона в конкурентное преимущество. Халяль как-никак — это пропуск в глобальный исламский мир, заказы из которого могут выступить дополнительным драйвером развития республиканской экономики. Однако в этой масштабной игре ДУМ РТ пока не смогло стать достойным спарринг-партнером республиканской власти. Вот московские сертификаты «Халяль» — те уже давно вывели своих подопечных на международные халяль-рынки. А наши халяльщики ведут красивый аккаунт в «Инстаграме», читают лекции о пользе халяля в мечетях, но обеспечить экспорт сертифицированным предприятиям не в состоянии. Увы, ДУМ РТ умеет осваивать деньги, а вот приносить их в общереспубликанскую копилку пока еще не научилось.

Самигуллин не совершает больших ошибок, уважаем в религиозной консервативной среде и демонстрирует определенную результативность Самигуллин не совершает больших ошибок, уважаем в религиозной консервативной среде и демонстрирует определенную результативность

Камиль хазрат до сих пор не собрал сильную команду

У Камиля хазрата есть как слабые, так и сильные стороны. Главное его достоинство состоит в том, что он, несомненно, духовный человек, что очень важно для религиозной сферы. Камиль хазрат не играет в религию, а по-настоящему живет ею. Это чувствует каждый, кто с ним пересекается по жизни. Хазрат с огромным увлечением будет обсуждать с вами правила написания Корана или какую-нибудь мысль из недавно прочтенной книги Марджани, что вам даже будет сложно повернуть его к деловым вопросам. При ремонте своей мечети «Тынычлык» Камиль хазрат первым делом разместил там огромную библиотеку, что красноречиво свидетельствует о его тяге к религиозным знаниям. При этом многие другие муфтии в приватных беседах не вспоминают о Боге и богословии вообще никогда, но с наслаждением рассуждают о деньгах и внутрицеховых интригах. За эту разницу Камиля хазрата многие и уважают в мусульманской среде.

Слабая же его сторона заключается в том, что он разбрасывается людьми. То ли он не умеет ценить таланты других, то ли боится держать вокруг себя ярких личностей, но факт остается фактом: Камиль хазрат до сих пор не собрал сильную команду. Он растерял всех четырех заместителей своего первого срока: убрать-то их убрал, а вот замену найти им так и не смог. Возможно, самый сильный и стабильный игрок в его ближайшем окружении — руководитель муфтиятской медиаимперии Ришат Хамидуллин, которого Камиль хазрат также пытался снять с должности, да только не смог. В целом же на верхнем этаже руководства ДУМ РТ наблюдается сильнейшая текучка кадров. Только на посту руководителя аппарата ДУМ РТ за восьмилетний срок при Самигуллине сменилось аж шесть человек. Отчасти данная ситуация выправляется, все-таки Камиль хазрат взрослеет как управленец. Но на последних выборах он снова сменил первого заместителя, и это при том, что смещенный первый зам (Рустам Валиуллин) был полностью его креатурой.

Подытожим: Самигуллин — идеальный муфтий для нынешней «эпохи стабильности». Да, он не ставит масштабных задач, от которых захватывало бы дух у всего татарского народа. Вместе с тем Самигуллин не совершает больших ошибок, уважаем в религиозной консервативной среде и демонстрирует определенную результативность. Это в совокупности делает его в некотором роде «мусульманским Брежневым»: с одной стороны, стабильность (или застой — кому как нравится), с другой — реальные достижения ДУМ РТ, которые превратили наш муфтият в один из ведущих лидеров исламского сообщества России. 

Впрочем, на данную бинарность можно посмотреть и с другой стороны. Подобно Брежневу, Самигуллин незаметно лепит из ДУМ РТ колосс на глиняных ногах. Да, сегодня мы любуемся этим величественным колоссом, но завтра он обрушится так же стремительно, как это случилось с СССР, подведенным к краху реальным Брежневым, ибо, когда дух мертв, никакая внешняя бижутерия уже не поможет. Только в нашем случае разрушится не муфтиятская структура, а ислам выветрится из жизни татарского народа. В этом, собственно, и состоит антимиссия концепции ислама как аманата из средневековья.