Поговорить с мэром собрались с десяток молодых (и не очень) творцов: они рассказали градоначальнику о своих проектах, а он внимательно выслушал и предложил посильную помощь исполкома Поговорить с мэром собрались с десяток молодых (и не очень) творцов: они рассказали градоначальнику о своих проектах, а он внимательно выслушал и предложил посильную помощь исполкома

«У меня как у мэра точно нет задачи придумывать, где певцы должны работать, но…»

На полях Международного дня культуры мэр Казани Ильсур Метшин провел по случаю уважаемой даты встречу с представителями творческой молодежи. Поговорить с ним собрались с десяток молодых (и не очень) творцов: они рассказали градоначальнику о своих проектах, а он внимательно выслушал и предложил посильную помощь исполкома. Разговор шел под сенью музыкального зала новой Национальной библиотеки, из которого открывается прекрасный вид на Казанку и Ново-Савиновский район на другом берегу.

«Подчас, пролетая мимо, не видим, какая Казань красивая», — заметил Метшин. Он отметил новый вид НКЦ, выразив благодарность президенту РТ и коллективу архитекторов и дизайнеров, вдохнувших в здание новую жизнь. Градоначальник сказал, что столица РТ продолжает оставаться очень молодежным городом: здесь 446 тыс. детей, школьников, подростков, а студентов — 166 тыс. человек. И многие, приехав в Казань учиться, остаются здесь потом жить.

Мнение
Молодежь движет городом, создает новые направления. Сегодня мы хотим услышать, какую Казань вы хотите видеть.
Ильсур Метшин Мэр Казани
Ильсур Метшин Мэр Казани

И началась сессия «вопрос – ответ». Композитор и преподаватель Казанской консерватории Миляуша Хайруллина рассказала мэру о большой опере, над которой работала два года: она посвящена истории любви репрессированного татарского писателя Кави Наджми и его супруги, переводчицы Сарвар Адгамовой. По словам автора, опера уже готова. Осталось лишь поставить ее на сцене. Метшин поначалу идеей не загорелся: казалось бы, где городское хозяйство и быт сотен тысяч людей и где высокое искусство! Хайруллина, однако, пояснила, что нужна своего рода протекция — чтобы оперный театр не побоялся поставить оперу молодого автора. «А что, любая опера — это сразу оперный театр?» — засомневался мэр, предложив попробовать сначала на площадке поменьше. Но затем все-таки пообещал организовать просмотр на экспертном уровне.

Тему высокой культуры продолжил вокалист оперного театра Артур Исламов. По его словам, несмотря на то что в Казани множество хороших голосов, у них нет работы по профессии. «Мы их знаем как самых лучших певцов, а работы у них нет. Находят себе работу — банкеты… Но, если подумать, мы же не для этого 15 лет учились», — заметил Исламов. И предложил организовывать каждый месяц тематический «матур концерт» для туристов — вот и была бы хоть какая-то работа отощавшим в пандемию исполнителям!

Но дело ли мэра придумывать, где именно должны работать певцы? Метшин напомнил, что в республике проделана большая работа по восстановлению дворцов культуры, в которых созданы все условия для выступлений. Что касается пандемии, то мэр призвал не надеяться на возвращение к доковидным временам и искать новые форматы работы с аудиторией.

«Я в футбол умею играть, но меня почему-то в „Барселону“ не зовут, — поделился он мечтами. — Я в душе родился футболистом, но работаю вот, мусор вывожу, улицы чищу, детей в школах кормлю. А в душе я как Месси. И то, что кто-то на банкетах работает, — это тоже работа», — пояснил свое отношение к теме Метшин. Артисту нужен прежде всего зритель, а в Казани их 1 млн 300 тыс. человек — надо лишь создавать интересный продукт. «Предложите формат, идею, а площадку найти не проблема, — добавил он. — Легче на три аккорда песенки писать и роялти получать от композиции, которая в эфире прозвучала. А то, что вы беретесь за оперы, — конечно, верх искусства, это радует», — похвалил Метшин молодых композиторов.

Граффити-художник Азат Алеев, он же Sly Dog, предложил выделить в Казани стену, на которой каждый сможет свободно оставить свое граффити Граффити-художник Азат Алеев, он же Sly Dog, предложил выделить в Казани стену, на которой каждый сможет свободно оставить свое граффити

Воспоминания о козах, канат для нерадивых чиновников и отдушина уличных художников

Уличный артист Булат Рахматуллин, работающий с огнем, попросил разрешения натянуть трос между двумя зданиями на пересечении улиц Баумана и Джалиля. Это позволит его коллективу расширить репертуар за счет воздушной акробатики.

«Только вы там привязывайтесь», — насторожился Метшин. Но идея глянулась: «Вот такие пеночки и придают столичности», — отметил он. Мэр даже обещал приехать посмотреть выступление уличных артистов с семьей. И не удержался от шутки, мол, трос пригодится и для упражнений нерадивых чиновников (но уже без страховки).

«Месси-и-и! Лео! Вон он сидит, вон!»: как Казань встречала легенду футбола

Граффити-художник Азат Алеев, он же Sly Dog, предложил выделить в Казани стену, на которой каждый сможет свободно оставить свое граффити. В Европе практикуется такая легализация уличного искусства в формате wall of fame — «стена славы», пояснил Алеев, известный как автор «Моны Лизы» на улице Баумана. В качестве варианта художник предложил трубу районной котельной «Горки», которая возвышается над Горкинско-Аметьевским лесом. На трубе уже красуется огромный термометр, так что к экспериментам ей не привыкать. В общем, граффити не вандализм, а современное искусство, считает он, и нелишне было бы организовать профильный фестиваль.

Мэр признался, что к культурному граффити и сам неравнодушен. Собственно, доказательством тому служит и благосклонность города к муралам, и появление масштабных граффити во время чемпионата мира по футболу. Тогда Казань «просияла» появлением на стене 10-метрового образа Лионеля Месси — прямо напротив гостиницы, где поселился знаменитый аргентинец во время мундиаля-2018. А годом ранее там же изобразили его вечного антагониста Криштиану Роналду. Так что идея нашла поддержку.

Скульптор Зульфия Мухамедьярова предложила украсить небольшими скульптурами коз выход из метро на станции «Козья слобода». Мэру идея понравилась — маленькие скульптуры придают городу «теплоту, душевность и неповторимость». Вдобавок самому мэру в бытность молодым папой приходилось немало колесить на велосипеде, доставая козье молоко для старшего сына. Так что если уж не самим скульптурным козам, то более широкому обсуждению этой темы, возможно, быть. Начинающим скульпторам можно обсудить идеи с офисом главного архитектора — глядишь, что-то и появится на городских улицах.

Режиссер «Неотосланных писем» и фильма «Кире» Рустам Рашитов попросил помочь с получением разрешения от ГИБДД на перекрытие улиц во время съемок Режиссер «Неотосланных писем» и фильма «Кире» Рустам Рашитов попросил помочь с получением разрешения от ГИБДД на перекрытие улиц во время съемок

«Мы с вами коллеги по сцене. Просто у меня сцена побольше и аплодирующих поменьше»

Этномузыколог Мария Стуклова рассказала о многонациональном музыкальном проекте ZAKARIA, в котором сама принимает участие. Хранители и популяризаторы народного творчества на разных языках народов Поволжья хотели бы иметь свою «этнолабораторию» для репетиций и записи.

По словам Метшина, звукозаписывающие студии есть практически во всех ДК. Но, если в каком-то из них засел условный «Казан Егетләре» и никого туда больше не пускает, это нужно отрегулировать! Тем более в Год родных языков и народного единства этноколлектив точно не должен оставаться на улице. Метшин вспомнил, как в детстве с мамой ездил на кряшенский Сабантуй в соседнюю деревню и поразился их акапельному исполнению татарских песен.

Режиссер «Неотосланных писем» и фильма «Кире» Рустам Рашитов попросил помочь с получением разрешения от ГИБДД на перекрытие улиц во время съемок. Это и в самом деле серьезная проблема. Тут мэр вспомнил, как перекрывали Кремлевскую улицу во время съемок «Зулейхи», но в этом и подвох: по словам Рашитова, казанским кинематографистам добиться такого же отношения намного сложнее. Метшин выразил полную готовность перекрыть ради татарстанского кино если не весь город сразу, то частями уж точно. По словам мэра, Казань вполне может стать новым центром киноиндустрии за счет более низких цен. Во всяком случае это следует из слов «старшего друга и товарища» казанского градоначальника режиссера Тимура Бекмамбетова: в Казани снять кино будет дешевле, чем в Москве.

Ильсур Метшин: «Все мы с вами коллеги по сцене. Просто у меня сцена побольше и зрителей поменьше. Аплодирующих, я имею в виду» Ильсур Метшин: «Все мы с вами коллеги по сцене. Просто у меня сцена побольше и зрителей поменьше. Аплодирующих, я имею в виду»

«Я был в Венгрии — там в поле выросла киностудия, половина голливудских фильмов снимается там. Только потому, что цена съемки в Лос-Анджелесе гораздо дороже», — поделился Метшин. Казани тоже можно развиваться в этом направлении, потому что «времена, когда „Казаньоргсинтез“ давал 30 процентов городского бюджета, позади» и нужно искать новые, «постиндустриальные» источники пополнения.

В заключение Метшин поблагодарил творческую молодежь за то, что они нашили возможность встретиться.

«Все мы с вами коллеги по сцене. Просто у меня сцена побольше и зрителей поменьше. Аплодирующих, я имею в виду», — уточнил мэр то ли с сарказмом, то ли с толикой грусти. И добавил, что подобные встречи стоит проводить почаще — ведь в общении с разными людьми расширяется кругозор и появляются новые решения. Все, что обсуждается, находит свое воплощение в том или ином формате.