Роспотребнадзор разрешил в Рамадан-2021 коллективные ифтары, проведение которых было запрещено годом ранее, правда, с ограничениями – должно быть не более 100 человек Роспотребнадзор разрешил в Рамадан-2021 коллективные ифтары, проведение которых было запрещено годом ранее, правда, с ограничениями Фото: «БИЗНЕС Online»

«В мечетях, на коллективных ифтарах не должно быть более 100 человек»

Рамадан-2021 будет отличаться от прошлогоднего, пришедшегося на период пика антиковидных запретов, заверили на вчерашней пресс-конференции представители Духовного управления мусульман РТ. Но все же некоторые ограничения  будут строго соблюдаться.

Первый день уразы, мусульманского поста — это 13 апреля. Соответственно, сам священный месяц Рамадан наступает накануне с закатом солнца, в день, который в этом году совпал с 60-летием полета первого человека в космос. Именно 12 апреля во всех мечетях республики пройдет первый ночной таравих-намаз (в Казани он начнется в 20:44 по московскому времени), совершаемый коллективно. Но только при наличии соблюдения социальной дистанции и использования масок. Заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов  рекомендовал людям с хроническими заболеваниями, а так же пожилым, совершать поклонение дома.

То, что республиканский ифтар в любом случае соберет больше 100 человек, по мнению Хасанова не является нарушением требований санитарных властей. Площадь «Казань Экспо», где соберутся верующие, позволяет соблюдать норматив в 4 кв/м То, что республиканский ифтар в любом случае соберет больше 100 человек, по мнению Хасанова не является нарушением требований санитарных властей. Площадь «Казань Экспо», где соберутся верующие, позволяет соблюдать норматив в 4 кв/м Фото: Альфред Мухаметрахимов

Роспотребнадзор разрешил в Рамадан-2021 и коллективные ифтары, проведение которых было запрещено годом ранее, правда, с ограничениями. «В мечетях на коллективных ифтарах не должно быть более 100 человек, на каждого из пришедших должно приходиться как минимум 4 кв/м площади», — заявил заммуфтия РТ.

Республиканский ифтар, как уже писал «БИЗНЕС Online», запланирован на 7 мая, этот факт представители ДУМ РТ подтвердили, но не уточнили точное количество будущих участников мероприятия, на эту тему будет созвана отдельная пресс-конференция. А то, что республиканский ифтар в любом случае соберет больше 100 человек, по мнению Хасанова не является нарушением требований санитарных властей. Площадь «Казань Экспо», где соберутся верующие, позволяет соблюдать норматив в 4 кв/м.

Закрывая тему COVID-19, начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ, казый (шариатский судья) Казани Булат Мубараков разрешил мусульманам прививаться во время поста вакциной от коронавируса. По мнению ученых муфтията, укол вакцины не портит уразу, хотя некоторые алимы так не считают. Булат хазрат предложил соломоново решение: «Если человек сомневается в этом, хочет быть уверенным, что его пост не портится, то пусть он делает прививку после захода солнца. Мы даем такой совет». Неизвестно только, успеет ли человек после ифтара (а это 18:45 в первый и 19:43 последний день уразы) добежать до поликлиники.

Большую часть уразы  мусульмане будут испытывать ряд трудностей с совершением ночного намаза и завершением утренней трапезы-сәхәр ашы (сухур) Большую часть уразы  мусульмане будут испытывать ряд трудностей с совершением ночного намаза и завершением утренней трапезы-сәхәр ашы (сухур) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Суть заключается в облегчении поклонения»

Между тем, в канун священного для мусульман месяца в среде верующих Татарстана подняли одну старую проблему. Суть ее в том, что большую часть уразы  мусульмане будут испытывать ряд трудностей с совершением ночного намаза и завершением утренней трапезы-сәхәр ашы (сухур). До 2014 года у постящихся  татарстанцев было такое правило — сухур заканчивался за 2 часа до восхода солнца, а за 1,5 часа совершался утренний намаз. Время же ночного ясту-намаза, после которого читают и таравих, 1,5 часа после захода светила.

7 лет назад ДУМ РТ принял решение, что времена намазов будет исчисляться астрономическим методом, соответственно были внесены изменения. В чем неудобство? Например, 4 мая мусульмане Казани по новому расписанию должны совершить ясту-намаз в 22:00 (по старому расписанию  в 20:58), длится он 1-1,5 часа, а утреннюю трапезу нужно завершить к 23:44 (по старому расписанию в  01:51), то есть верующему нужно вернуться из мечети, быстренько что-то поесть и попить, после чего почти 20 часов воздерживаться от употреблении еды и питья.

Габдулла Галиуллин (справа) и Зуфар Галиуллин: «Я даю гарантию, что ни в прошлом веке, ни сейчас ни один из крупных ученых, будь то Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, ни такие  наши современники, как  Ахматзаки Сафиуллин, никогда не поднимали вопрос совершения намазов по астрономическим сумеркам» Габдулла Галиуллин (на фото с Зуфаром Галиуллиным (слева): «Я даю гарантию, что ни в прошлом веке, ни сейчас ни один из крупных ученых, будь то Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, ни такие  наши современники, как  Ахматзаки Сафиуллин, никогда не поднимали вопрос совершения намазов по астрономическим сумеркам» Фото: Альфред Мухаметрахимов

Это все и так усложняет отправление культа, считает, например, первый муфтий Татарстана, а ныне имам-хатыйб мечети «Печән базары» Габдулла Галиуллин. Сам он намерен пользоваться старыми правила исчисления времени сухура. «Я даю гарантию, что ни в прошлом веке, ни сейчас ни один из крупных ученых, будь то Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, ни такие  наши современники, как  Ахматзаки Сафиуллин, никогда не поднимали вопрос совершения намазов по астрономическим сумеркам, — рассказал Габдулла хазрат „БИЗНЕС Online“ — То есть сейчас в ДУМ РТ опыт прежних поколений просто игнорируется. У главы Аль-Азхар (престижный мусульманский духовный институт в Каире, — прим. ред.) Махмуата Шальтута есть такие слова: „Люди на протяжении веков следовали установленному графику, и передавали его из поколения в поколение“. Получается, что все предыдущие муфтии были неграмотные, а новые молодые в религии открыли то, что не знали алимы? Среди современных татар, я это ответственно заявляю шариатских ученых нет». По словам его однофамильца, муфтия, председателя РДУМ Кировской области (Вятский муфтият) Зуфара Галиуллина данные нововведения приводят к негативным последствиям: «У нас уже возникла смута, часть прихожан пользуется расписанием намазов от ДУМ РТ, благо Татарстан рядом, а часть нашим. Идет выяснение — кто прав, кто виноват». Кстати, традиционным расчетом пользуется не только  ЦДУМ Талгата Таджуддина, в подчинение которого находятся кировские мусульмане, но и остальные общефедеральные муфтияты, хотя их приходы расположены на одной географической широте с татарстанским.

Булат Мубараков:  «Если ты можешь что-то обосновать, приходи в Совет ученых муфтията, мы готовы выслушать. Мы — люди, которые занимаются этим вопросом, взаимодействуют с астрономическими службами» Булат Мубараков: «Если ты можешь что-то обосновать, приходи в Совет ученых муфтията, мы готовы выслушать. Мы — люди, которые занимаются этим вопросом, взаимодействуют с астрономическими службами» Фото: Альфред Мухаметрахимов

Между тем, начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Мубараков на 100 процентов уверен — их метод наиболее точный, поэтому возврата к традиционному расчету времени намаза не будет. «Такие несогласные имамы, как Габдулла хазрат, просто не понимают, о чем говорят, к сожалению, — считает наш собеседник. — Я готов с ними встретиться, объяснить, а они просто не понимают специфику расчета. Если ты можешь что-то обосновать, приходи в Совет ученых муфтията, мы готовы выслушать. Мы — люди, которые занимаются этим вопросом, взаимодействуют с астрономическими службами».

Есть вопросы к решению ДУМ РТ от 2014 года  и у известного мусульманского  блогера Расула Тавдирякова, он в своей практике ни в одной стране мира не встречал, чтобы меняли традиционное для данной местности время проведения намаза: «Видимо, не смотрят на суть, а суть заключается в облегчении поклонения. Наш пророк говорил: облегчайте — не усложняйте. А в ДУМ РТ придерживаются каких-то форм, для них важно соблюдение форм. Таким формальным подходом создаются трудности». Однако сам Тавдиряков, «чтобы не возникало фитны (смуты) в это благословенное время», собирается придерживаться расписания от ДУМ РТ. 

Авторитетные представители духовенства также напомнили, что ураза — это не только воздержание  от еды, питья и  исполнения супружеского долга в светлое время суток, но и хороший повод  для переосмысления своего бытия Авторитетные представители духовенства также напомнили, что ураза — это не только воздержание  от еды, питья и исполнения супружеского долга в светлое время суток, но и хороший повод  для переосмысления своего бытия Фото: «БИЗНЕС Online»

Можно ли проводить журналистские расследования и одновременно держать уразу

На пресс-конференции не обошли вниманием и другие новшества Рамадана-2021, так в этом году чуть подрос размер нисаба (минимальный достаток или имущество, с которого необходимо выплачивать закят (ежегодный налог), — прим. ред.) — 310 тыс. рублей против 280 тыс. прошлогодних. Ведь именно во время уразы у татар принято выплачивать закят. Что касается садака-фитр, его размер остался прежним — 100 рублей для рядовых мусульман, зато он подрос для богатых, составив 700 рублей против 600 в прошлом году.

Как обычно будет проходить акция «Рамадан — месяц добрых дел», рассказал журналистам директор благотворительного фонда «Закят» при ДУМ РТ Булат Марданов. «Данная акция имеет несколько направлений, прежде всего оказание помощи малоимущим в форме раздачи еды. В прошлом году мы раздали 6 тонн продуктов питания… Наш фонд будет проводить и ифтары, не только в Казани, но и районах республики», — сообщил Марданов.

Благотворительной деятельностью продолжит заниматься и фонд «Ярдэм», председатель совета НИБФ и советник муфтия РТ по благотворительности Илдар Баязитов был так же среди спикеров пресс-конференции. «С началом Рамадана у нас начинаются курсы для слабовидящих, 12 апреля произойдет заезд курсантов со всей России, — сообщил Илдар хазрат. — Для них будут проходить ифтары, кроме того ежедневно планируем раздавать 1,2 тыс. ланч-боксов в Московском и Кировском районах Казани. Список нуждающихся составлен. В исправительных колониях будут организованы таравих намазы и ифтары, во все ИК будет поставляться горячее питание».

Также журналистов интересовала тема итикафа, то есть благочестивого уединения, которое представляет собой религиозную практику в исламе, заключающуюся в нахождении правоверного в мечети на протяжении определённого временного промежутка, в ходе которого он занимается поклонением Создателю, сторонясь мирских забот. Правда, совершит  ли муфтий Татарстана Камиль Самигуллин в последние 10 дней уразы иткаф, как он это делал в последние годы, пока неизвестно.

Авторитетные представители духовенства также напомнили, что ураза — это не только воздержание  от еды, питья и  исполнения супружеского долга в светлое время суток, но и хороший повод  для переосмысления своего бытия. Постящийся должен избегать сплетен, пересудов, обвинений кого-либо в чем-либо. Правда, как этого избежать представителям масс-медиа и можно ли проводить журналистские расследования и одновременно держать уразу, на этот вопрос четкого ответа не прозвучало. Как сказали спикеры, каждый для себя определяет это сам.