В преддверии 1 декабря 2011 года представители ведущих российских учреждений, определяющих политику в области профилактики ВИЧ-инфекции, выступили с противоречащими друг другу заявлениями.

Главный специалист Минздравсоцразвития России по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИД Алексей Мазус в своем интервью [1] заявляет – «По нашим расчетам, к концу этого года общее количество ВИЧ-инфицированных лиц в России превысит 550 тысяч человек. Выводы о снижении или повышении заболеваемости в 2011 году делать пока преждевременно, но уже сегодня ясно, что эпидемический процесс на территории России стабилизировался. Эпидемия в России вступила в новую контролируемую фазу» . В свою очередь, руководитель Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, академик В.В.Покровский прогнозирует резкий рост новых случаев ВИЧ-инфекции [2] , а его оценки числа граждан, уже инфицированных ВИЧ, в два раза превышают данные, озвученные А.И.Мазусом.

На мой взгляд манипуляциям цифрами располагает отсутствие в стране единой системы учета случаев ВИЧ-инфекции. Так как их, как минимум, три:

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) ежемесячно получает данные о всех положительных иммуноблотах [3] в России, которые и являются статистическими данными, представляемыми ведомством.

2. Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом ежегодно получает данные из региональных Центров СПИД (со всеми зафиксированными данными – ФИО, дата рождения, место жительства и пр.), таким образом, проводя подсчет людей с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция, а не иммуноблотов. Так же из числа людей, живущих с ВИЧ, в данной системе исключаются умершие. В этой связи, данные могут несколько отличаться от данных Роспотребнадзора, так как исключаются случаи дублирования информации, когда пациент тестировался на ВИЧ в разных регионах.

3. Статистика Минздравсоцразвития России не учитывает число иммуноблотов и исключает из подсчета умерших ВИЧ-позитивных, а представляет собой количество живых пациентов с ВИЧ. Поэтому данные МЗиСР отличаются от данных Роспотребнадзора и ФНМЦ СПИД примерно на 100 тыс. (в общей сложности за годы эпидемии зафиксировано около 104 тыс. смертей среди людей, живущих с ВИЧ).

Данные, которыми оперируют компетентные лица и на основании которых делаются выводы и принимаются решения, влияющие на жизни десятков тысяч людей, имеют крайне неопределенное происхождение. О какой эффективности управленческих решений может идти речь в подобной ситуации? А достигнутый в стране прогресс в борьбе с эпидемией хорошо отражен в цифрах – устойчивый прирост количества ВИЧ-инфицированных с динамикой 160 новых случаев заражения в день.

Расходятся официальные лица и в оценке ситуации в области лекарственного обеспечения. Г-н Покровский сообщает о том, « что Россия не сможет оказывать всем необходимое лечение и предоставлять бесплатные антиретровирусные препараты [4] ». На следующий год « Минздрав запланировал предоставить лечение 110 тысяч человек » и, по мнению академика, этого явно недостаточно. Он считает, что « в следующем году порядка 150 тысяч человек будут нуждаться в антиретровирусных лекарствах ». [5]

В этот же день, г-н Мазус «успокаивает» общественность – « В России обеспечен 100% доступ всех нуждающихся в лекарственном обеспечении ВИЧ-инфицированных » . А информацию о недостатках лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных комментирует следующим образом – « Сведения, которые распространяют некоторые неправительственные организации, о якобы имеющихся проблемах при обеспечении лекарствами, не соответствуют действительности. Инициация различных публикаций в прессе по этому вопросу должна остаться на совести даже не тех несчастных пациентов с неустойчивой психикой, которые транслируют эти не соответствующие действительности данные, а, прежде всего, на их зарубежных спонсорах, заинтересованных в искажении реального положения дел с лечением больных ВИЧ-инфекцией в нашей стране» [6] .

Видимо, этим г-н Мазус признает, что в стране все-таки имеют место случаи получения финансовой помощи «спонсоров» из-за рубежа в целях приобретения лекарств по причине их недостатка, при этом сложно себе представить, как еще больше можно исказить настолько запутанную и непрозрачную систему, от имени которой он говорит.

В очередной раз удивляюсь, что нашей стране, где больше полумиллиона ВИЧ-положительных граждан, до сих пор не принята единая стратегия борьбы с эпидемией, нет единой системы учета пациентов с ВИЧ. Усилия по профилактике ВИЧ-инфекции вызывают недоумение – в этом году мероприятия госзаказа Минздравсоцразвития по профилактике, реализуемые одной общественной организацией во всех субъектах РФ, в действиях которой Генпрокуратура усмотрела признаки нарушения ФЗ «О защите конкуренции», имеют длительность 38 дней. Промежутки между мероприятиями по профилактике больше сроков реализации этих мероприятий, а их содержание к профилактике имеет слабое отношение. В этой связи, сомнительны л юбые заявления о стабилизации эпидемического процесса. За счет чего? Ведь в отсутствие сколько-нибудь внятной Национальной стратегии противодействия ВИЧ/СПИДу в России профилактические мероприятия являются бессистемными, фрагментарными и не могут вызвать каких-либо значимых позитивных изменений.

Андрей А. Злобин, председатель правления МРОО "Сообщество ЛЖВ"
www.positivenet.ru

 

 

[1] http://ria.ru/interview/20111130/502514901.html
[2] www.kommersant.ru/doc/1827566
[3] Лабораторное тестирование, на основании которого устанавливается диагноз ВИЧ-инфекция.
[4] Препараты для лечения ВИЧ-инфекции.
[5] www.ria.ru/society/20111130/502371794.html
[6] http://ria.ru/interview/20111130/502514901.html