Этой ночью в эфире Первого канала вышла программа «Познер» с участием заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина. Ведущий Владимир Познер поинтересовался у вице-премьера, почему Россия лишь на пятом месте по протяженности дорог, когда исчезнут коммуналки, и попросил прокомментировать тезис из материала «БИЗНЕС Online». А Хуснуллин развеял опасения журналиста из-за программы комплексного развития территорий (КРТ). 

Собрали главное из беседы, которая длилась около часа.

1. «Я каждую минуту считаю»

«Я думаю, что главный ресурс — это время. И каждую минуту считаю. Время, которое мы тратим, должно идти либо на работу, либо на развитие, либо на отдых. Просто так, на пустые совещания, болтовню смысла нет тратить»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я думаю, что главный ресурс — это время. И каждую минуту считаю. Время, которое мы тратим, должно идти либо на работу, либо на развитие, либо на отдых. Просто так, на пустые совещания, болтовню, смысла нет тратить», — описал свою философию жизни вице-премьер.

Хуснуллин признался, что имеет наполовину восточные, наполовину европейские корни. «Но я все-таки себя считаю больше европейским человеком. А буддистом меня могут называть потому, что я давно занимаюсь восточными практиками. Хотя отношусь ко всем культурам и религиям с большим уважением», — подчеркнул вице-премьер.

2. «Я не боюсь расстрела, надо просто работать так, чтобы не было стыдно»

«Стройка — она прямо связана со всеми смежными отраслями. Без мобильности населения, без дорог, без транспорта стройка сама по себе бессмысленна» «Стройка прямо связана со всеми смежными отраслями. Без мобильности населения, без дорог, без транспорта она сама по себе бессмысленна» Фото: «БИЗНЕС Online»

Познер перечислил сферы, которые «повесили» на вице-премьера — строительство, дороги, инфраструктура, ЖКХ, развитие Крыма… Журналист признался, что не понимает, как один человек может отвечать за все эти вопросы, и провел аналогию с должностью министра сельского хозяйства, которая в советское время была «расстрельной». 

Хуснуллин признался, что абсолютно не боится брать большой объем работы, и указал на системную ошибку — стройку рассматривают как отдельную отрасль, но это не так. 

«Стройка прямо связана со всеми смежными отраслями. Без мобильности населения, без дорог, без транспорта она сама по себе бессмысленна. Без благоустройства и ЖКХ тоже бессмысленна. Здесь очень такая взаимосвязанная работа, и есть попытка системно ее выстроить, все, что связано со стройкой, с развитием. Именно этим я и занимаюсь», — пояснил спикер.

«А что касается расстрельной должности, ну подобного не боюсь. Я 20 лет проработал в Татарстане, в Москве, вот сейчас в правительстве именно как госзаказчик. Кстати, наверное, кроме меня, нет ни одного руководителя, кто бы столько лет выступал первым лицом как госзаказчик. Поэтому я не боюсь расстрела, считаю, что надо просто трудиться так, чтобы не было стыдно за свою работу», — добавил вице-премьер.

3. «Дороги могут и 2 миллиарда рублей за километр стоить»

Хуснуллин заверил, что дороги, реконструированные в прошлом году, прослужат долго: «Я могу сказать, что это качественный ремонт. Мы очень серьезно отнеслись к этому вопросу в прошлом году» Хуснуллин заверил, что дороги, реконструированные в прошлом году, прослужат долго: «Я могу сказать, что это качественный ремонт. Мы очень серьезно отнеслись к данному вопросу в 2020-м» Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему по-прежнему есть проблемы с дорогами? По мнению Хуснуллина, имеется несколько системных причин, среди которых качество материалов, подрядчиков, принимаемые технические решения, система контроля. Познер тут же спросил, сколько стоит строительство километра дороги.

«Километр стоит по-разному у нас. Сказать однозначно нельзя, потому что есть, например, дороги высшей категории, 1А и 1Б, которые оцениваются в миллиард рублей за километр, 6-полосные. А может и 2 [миллиарда] стоить. Есть дорога 6-й категории, либо техническая, ее стоимость доходит до 10 миллионов рублей за километр. Поэтому цены очень разные, и это не совсем сравнимые показатели», — пояснил вице-премьер.

Хуснуллин заверил, что дороги, реконструированные в прошлом году, прослужат долго: «Я могу сказать, что это качественный ремонт. Мы очень серьезно отнеслись к данной теме в 2020-м. Еженедельно на контроле держали вопросы, связанные со стройкой, с качеством, и, кстати, в 8 регионах, которые не справились с заданием, руководители, отвечающие за транспортно-дорожную службу, были отстранены от работы».

С сожалением вице-премьер признал, что в строительстве встречаются случаи кражи материалов и замены одних на другие. Это не единственная проблема — нужно сделать стройку «максимально качественной».

«А чтобы стройка была качественной, один из важнейших вопросов — правильное ценообразование, — описал решение проблемы зампред правительства РФ. — Весь прошлый год мы занимались тем, чтобы все-таки цену стройки максимально приблизить к реальной. Когда цена стройки будет реальной и когда строители будут действительно понимать, сколько стоит их объект и сколько удастся реально выполнить и за какие деньги, тогда и качество стройки вырастет».

4. Почему по протяженности дорог Россия на пятом месте в мире — между Бразилией и Японией?

«Мы сейчас как раз пересматриваем схему расселения и точно совершенно считаю, что есть точки роста в Сибири, на Дальнем Востоке. Мы должны дать условия, чтобы людям там было комфортно жить и работать» «Мы сейчас как раз пересматриваем схему расселения, и точно совершенно считаю, что есть точки роста в Сибири, на Дальнем Востоке. Мы должны дать условия, чтобы людям там было комфортно жить и работать» Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«Есть разные подходы к тому, как считать. Очень простой пример приведу, скажу про протяженность дорог внутри населенных пунктов. Между- и внутриквартальные дороги в мире все считают за дороги, а у нас нет. Это методика счета. Второе — дороги нужно учитывать в населенных территориях. Какая плотность, скажем, в европейской части и какая плотность в восточной», — указал Хуснуллин. 

По его словам, кабмин рассчитывает к 1 сентября «уложить» всю опорную сеть в карту, на которой будет видно, сколько должно быть дорог (федеральных, региональных, муниципальных) и какого качества. «И тогда можно говорить, все-таки много у нас дорог или мало, — пояснил спикер, но тут же добавил: — Со своей стороны могу сказать, конечно, что дорог надо строить больше».

Необходимо рассмотреть новые подходы к расселению страны, уверен спикер. «Мы сейчас как раз пересматриваем схему расселения, и точно совершенно считаю, что есть точки роста в Сибири, на Дальнем Востоке. Мы должны дать условия, чтобы людям там было комфортно жить и работать», — подчеркнул Хуснуллин.

5. «Я уже динозавр стройки, все кризисы испытал на своей шкуре»

Хуснуллин убежден в том, что Россия сможет сделать так, чтобы каждый человек жил в своем доме или своей квартире. В ближайшие 10 лет предстоит построить миллиард квадратных метров жилья Хуснуллин убежден в том, что Россия сможет сделать так, чтобы каждый человек жил в собственном доме или своей квартире. В ближайшие 10 лет предстоит построить 1 млрд кв. м жилья Фото: «БИЗНЕС Online»

Хуснуллин убежден в том, что Россия сможет сделать так, чтобы каждый человек жил в собственном доме или своей квартире. В ближайшие 10 лет предстоит построить 1 млрд кв. м жилья.

«Даже во времена Хрущева такого объема не строили. И сейчас мы не просто о подобном говорим, мы делаем. 19-й год по вводу жилья был достаточно успешным, ввели около 0,53 квадратных метра на человека. Это высокий показатель по мировым масштабам, выше среднего. К примеру, китайцы вышли на ввод метра на человека. А мы себе ставим задачу строить 0,83 метра. Строя 0,83 метра на человека в среднем по стране, понимая, что где-то меньше, где-то больше, мы за 10 лет обновим кардинально жилищный фонд», — рассказал собеседник Познера.

«Я могу сказать, что уже динозавр стройки, с 1987-го [в этой сфере]. Я все кризисы, говоря таким сленговым языком, испытал на своей шкуре. Вот прошлый год — первый, когда мы базово по стране не провалились ни по вводу жилья, ни по стройке, ни по объемам инвестирования, ни по сумме собранных налогов», — со знанием дела отметил вице-премьер. 

На вопрос, когда все-таки исчезнут коммуналки, Хуснуллин сначала затруднился ответить, но потом все же обозначил сроки: «Можно сказать, что основной объем исчезнет к 2030 году». 

6. О льготной ипотеке: «Возможно, примем по ряду регионов решение не продлевать»

«Когда принималось решение о льготной ипотеке, мы пообещали компенсировать банкам все, что будет выше 6,5 процента. И вот если посмотреть итоги прошедшего года, то мы привлекли в строительство 1 триллион 200 миллиардов рублей, а компенсировали всего 1 миллиард 200 миллионов» «Когда принималось решение о льготной ипотеке, мы пообещали компенсировать банкам все, что будет выше 6,5 процента. И вот если посмотреть итоги прошедшего года, то мы привлекли в строительство 1 триллион 200 миллиардов рублей, а компенсировали всего 1 миллиард 200 миллионов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Когда принималось решение о льготной ипотеке, мы пообещали компенсировать банкам все, что будет выше 6,5 процента. И вот если посмотреть итоги прошедшего года, то мы привлекли в строительство 1 триллион 200 миллиардов рублей, а компенсировали всего 1 миллиард 200 миллионов. То есть фактически из бюджета ничего не заплатили!» — радовался вице-премьер, отвечая на вопрос о льготной ипотеке. 

Познер зачитал гостю заголовок и начало статьи «БИЗНЕС Online» «Если Набиуллина победит Хуснуллина: рухнут ли цены на жилье после отмены льготной ипотеки?» и обратил внимание на предложение председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной оставить льготную ипотеку после 1 июля только в 24 регионах.

Если Набиуллина победит Хуснуллина: рухнут ли цены на жилье после отмены льготной ипотеки?

«Я считаю, что данный вопрос требует очень серьезного изучения. Ситуация в каждом регионе разная, причем даже внутри субъектов в различных населенных пунктах. Мы говорим про рост цен на жилье. На самом деле есть несколько факторов, которые повлияли на рост цен. Так вот ипотека — это далеко не самый главный фактор, — сказал Хуснуллин и объяснил, почему взлетела стоимость жилья. — У нас сегодня трудовых ресурсов не хватает в стране, все мигранты уехали. Стоимость работы выросла в 1,5–2 раза. Цена материалов увеличилась, в том числе металла. Это чисто спекулятивный интерес производителей и продавцов». Третьим фактором роста цен Хуснуллин назвал переход на эскроу-счета, на которых «лежит триллион беспроцентных денег граждан».

Вице-премьер дал понять, что дискуссия не закончена. «Мы смотрим, и действительно, возможно, что примем по ряду регионов [решение] не продлевать ипотеку. Ну, например, в Москве, Московской области такое теоретически возможно. Но говорить, что есть рецепт на всю страну, пока рано. Давайте дождемся 1 июля», — не стал снимать интриги Хуснуллин. 

Он также подчеркнул, что к Набиуллиной относится «с глубоким уважением и любовью», и «это больше журналисты разгоняют» тему их противостояния.

«Я думаю, что мы найдем компромиссное решение, которое позволит не останавливать процесс развития, — выразил надежду Хуснуллин и заметил: — Потому что ставка Центробанка, цены сегодня поднялись, и если мы еще лишим поддержки, то как же люди будут квартиры-то покупать? Тут надо искать золотую середину. И вообще есть такое выражение очень хорошее: „Точка зрения зависит от места сидения“. Каждый понимает по-своему. Эльвира Сахипзадовна абсолютно правильно свою тактику ведет, я как руководитель, отвечающий за стройку, осознаю, что нужно делать для развития в стране».

7. «Даже потеряв гастарбайтеров, в качестве мы не выиграли» 

«Могу прямо сказать: конечно, нам не очень нравится, когда у нас на стройках работают гастарбайтеры. Но гастарбайтер, получая зарплату тридцать, сорок, ну пятьдесят тысяч максимально, работал по двенадцать часов в день. За такую зарплату россияне не готовы работать» «Могу прямо сказать: конечно, нам не очень нравится, когда у нас на стройках работают гастарбайтеры. Но гастарбайтер, получая зарплату 30, 40, ну 50 тысяч максимально, трудился по 12 часов в день. За такую оплату россияне не готовы работать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Познер отметил, что из-за пандемии мигранты уехали, а своим рабочим пришлось платить больше. В итоге стоимость строительства выросла. Но повысилось ли качество стройки, поинтересовался журналист. 

«К сожалению, качество строительства практически не поменялось. Могу прямо сказать: конечно, нам не очень нравится, когда у нас на стройках работают гастарбайтеры. Но гастарбайтер, получая зарплату 30, 40, ну 50 тысяч максимально, трудился по 12 часов в день. За такую оплату россияне не готовы работать. У нас исторически так сложилось, к стройке такое было отношение, что кадры сюда не шли, новых технологий не имелось, цена на жилье — если посмотреть, то инфляция за последние 10 лет на 50 процентов выросла больше, чем жилье (еще один аргумент для разговора с ЦБ?прим. ред.). Исторически так сложилось, что в отрасли уже высококвалифицированных рабочих нет. И, соответственно, сегодня, даже потеряв гастарбайтеров, мы в качестве пока не выиграли», — признал спикер.

По словам вице-премьера, на стройках «катастрофически» не хватает людей — слишком уж высокие темпы строительно-монтажных работ набраны. «Даже если мы откроем границы и вернутся гастарбайтеры, которые ранее трудились, нам все равно будет не хватать рабочих», — указал Хуснуллин. 

8. Как побороть коррупцию?

«Коррупция, конечно, есть в любой отрасли и в любой стране в большей или меньшей степени. Не факт, что в строительстве больше. Не могу сказать. Есть аналитика, в каких отраслях больше коррупции, и строительство не на первом месте стоит» «Коррупция, конечно, есть в любой отрасли и в каждой стране в большей или меньшей степени. Не факт, что в строительстве ее доля значительнее, чем в других сферах. Не могу сказать. Есть аналитика, в каких отраслях больше коррупции, и строительство не на первом месте стоит» Фото: © ГУ МВД России по Москве, РИА «Новости»

«Коррупция, конечно, есть в любой отрасли и в каждой стране в большей или меньшей степени. Не факт, что в строительстве больше. Не могу сказать. Есть аналитика, в каких отраслях больше коррупции, и строительство не на первом месте стоит. Даже не в первой тройке. Ключевой вопрос борьбы с коррупцией — прозрачные правила. Чем прозрачнее система, тем меньше коррупция. Вот этим мы сейчас и занимаемся», — ответил Хуснуллин на вопрос об извечной российской проблеме.

9. О решении проблем в ЖКХ: «Речь идет о гигантских деньгах. Это триллионы»

«Сейчас мы пытаемся менять трубы. У нас есть регионы, где износ труб — 60-70 процентов. Не заменив эту трубу, из которой течет, конечно, мы не можем услуги ЖКХ привести к нормальному нормативу, стоимости» «Сейчас мы пытаемся менять трубы. У нас есть регионы, где износ труб — 60–70 процентов. Не заменив эту трубу, из которой течет, конечно, мы не можем услуги ЖКХ привести к нормальному нормативу, стоимости» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы единственная страна в мире, где квартиры внутри были собственностью жителей, а все остальное являлось государственным. И вот от того, что у этих домов не имелось хозяев, за ними никто не смотрел», — объяснил Хуснуллин, откуда взялись проблемы в ЖКХ.

«Вот в Израиле или Америке есть сегодня такие дома? Нет. Я сам объездил весь мир, могу сказать, что подобных примеров нет. У нас накопленная проблема годами — недоремонт, тарифная политика не позволяет повышать цены», — указал вице-премьер. При этом он отметил, что резко поднимать счета за «коммуналку» нельзя: «Люди и так много платят».

«Но мы сейчас шаг за шагом решаем. Есть фонд капитального ремонта, который набирает обороты. Не совсем хорошо работает пока, не везде полностью ремонтирует дома, как положено, но, во всяком случае, механизм появился и начинает набирать обороты. Сейчас мы пытаемся менять трубы. У нас есть регионы, где износ труб — 60–70 процентов. Не заменив трубу, из которой течет, конечно, мы не можем услуги ЖКХ привести к нормальному нормативу, стоимости. Сейчас запускаем пилотные проекты по реконструкции таких объектов, пытаемся привлечь внебюджетное финансирование, идти в концессию. Речь идет о гигантских деньгах. Это триллионы, не сотни миллиардов», — сказал зампред правительства РФ. 

10. О комплексном развитии территорий: «Проблема не в том, что будут сносить много…»

««Когда говорят, что сносят достаточно крепкие дома… Это тоже бывает в исключительных случаях» «Когда говорят, что сносят достаточно крепкие дома… Это тоже бывает в исключительных случаях» Фото: «БИЗНЕС Online»

Закон о комплексном развитии территорий (КРТ) позволит «вовлечь в оборот» бо́льшую часть жилых домов в плохом состоянии, обновить дома и целые территории, описывал Хуснуллин светлое будущее.

Но Познер не был так оптимистичен. Он выразил опасение, что под видом реновации в интересах частных лиц начнут сносить крепкие дома, памятники архитектуры.

«Я вообще тему хорошо знаю, и действительно есть люди порядочные, которые беспокоятся за свой город, его облик. А есть те, кто на таком просто наживается. Имеются шантажисты, которые просто на подобном зарабатывают деньги. Историческое здание снесено не может быть априори, потому что памятник. Это уголовное преступление. Я сомневаюсь, что сегодня кто-то ради наживы массово пойдет нарушать закон», — сказал Хуснуллин. 

«Когда говорят, что сносят достаточно крепкие дома… Такое тоже бывает в исключительных случаях. Объясню почему. Сегодня по закону при сносе ты должен выплатить компенсацию. Если дом крепкий и если это хорошая недвижимость, платить придется много. Суд в подавляющем большинстве [случаев] принимает решение в сторону собственника. Поэтому любой орган власти, когда захочет что-то построить, 10 раз подумает, сносить или нет», — продолжил спикер. 

Как выяснилось, у кабмина РФ есть свои опасения насчет КРТ: Я считаю, что проблема в другом. Не в том, что станут сносить много, а что, наоборот, не будут сносить, боясь вот этих судебных разбирательств».