ПЕРЕЖИЛ КРИЗИС И ФЕДЕРАЛОВ, НО УСТАЛ

Владислав Ежков – известный предприниматель автограда. Он был одним из немногих бизнесменов, не боявшихся высказать свое мнение чиновникам на совещаниях и заседаниях (и зачастую оно не совпадало с «генеральной линией»). Сеть братьев Ежковых «Славный», основанная в 1999 году, успешно существовала и развивалась последнее десятилетие. Пережила и набеги федеральных ритейлеров, и кризис 2008 года.

Однако, по-видимому, бизнесмен устал от своего дела, так как уже в этом году покинул пост генерального директора сети и остался просто ее сооснователем (учредителем сети являются шестеро братьев Ежковых и их сестра, владеющие также оптовой компанией и занимающиеся бизнесом в сфере недвижимости). Вчера же предприниматель заявил газете «БИЗНЕС Online», что окончательно выходит не только из торгового бизнеса, но и из бизнеса вообще. Принадлежащие ему пять магазинов (оставшиеся 12 принадлежат его братьям-партнерам) он передал в аренду другой сети. Причем не какой-нибудь, а «Челны-хлеб».

«Я передал компании «Челны-хлеб» пять своих магазинов «Славный» из 17, то есть те, что были в моей ответственности». Вывески «Славный» на этих магазинах не будет, они вольются в уже существующую сеть ТД «Челны -хлеб», - заявил Ежков корреспонденту «БИЗНЕС Online». – У них надежная, достойная сеть. Там работают профессионалы, магазины их мне нравятся».

«ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» ВЗЯЛ ПЛАНКУ В 50 ТОРГОВЫХ ТОЧЕК

ЗАО «Челны-хлеб» владеет крупнейшей розничной сетью в Набережных Челнах. До приобретения магазинов «Славный» в сети ООО "ТД Челны-хлеб" было 43 торговых точки (44 – по данным официального сайта), из них 39 магазинов формата «у дома». Помимо автограда, сеть присутствует в Нижнекамске, Елабуге, Менделеевске и Мензелинске. В 2011 году ТД «Челны-хлеб» планировал увеличить число магазинов до 45. Похоже, компания Рафаэля Юнусова (владелец и гендиректор компании) план выполнила и перевыполнила и почти довела число магазинов до пятидесяти. Во сколько обошлось незапланированное приобретение доли Ежкова компании «Челны-хлеб», сам Ежков не уточняет, ссылаясь на обязательства конфиденциальности, вытекающие из договора аренды. Оставшаяся сеть «Славный» - 12 магазинов - по его словам, продолжит свое существование.

ЗООПАРК ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

2820.jpg
К Владиславу Ежкову неоднократно обращались с предложением продать бизнес

Ежков признался, что он устал от бизнеса и намерен освободить сейчас свои мысли от всех бизнес-планов и бизнес-задач, полностью отдавшись общественно-полезной деятельности. В частности, в следующем году он намерен открыть… зоопарк домашних животных. Объем инвестиций, который потребуется для этого, теперь уже бывший бизнесмен пока не называет, замечая, что зоопарк еще существует в виде идеи, а не бизнес-плана. Проект будет некоммерческий, однако Ежков намерен сделать его самоокупаемым. «Задача извлечения прибыли передо мной больше не стоит», - заявил он.

В МАЕ ВЛАДИСЛАВ ЕЖКОВ ВЫХОДИТЬ ИЗ БИЗНЕСА ЕЩЕ НЕ СОБИРАЛСЯ

Интересно, что еще в мае этого года Ежков, похоже, не намерен был уходить из бизнеса. Комментируя газете «БИЗНЕС Online» покупку X5 Retail Group местной сети «Народный», он рассуждал о том, в частности, можно ли будет ему считать новую сеть конкурентом «Славному», и признался, что к нему неоднократно обращались с предложением продать бизнес. Он заявлял, что «формат "магазины у дома" – неубиваемый бизнес вследствие лени покупателей». А на предложения продать бизнес он на тот момент отвечал отказом, мотивируя это тем, что «пока у сети есть собственные силы и средства для развития».

Кроме того, тогда Ежков высказался и о видении перспектив региональных сетей на фоне прихода федеральных ритейлеров в регионы. Бизнесмен полагал, что «рано или поздно это случается – крупная сеть поглощает региональную, и объясняется просто: у федеральных сетей больше денег, нежели у региональных, у международных больше средств, нежели у федеральных». Однако замечал, что у федерального ритейлера могут появиться на местном рынке специфические проблемы – такие же, какие были у сетей «Магнит» и «Гроссмарт». Федералы не учитывают национальной специфики республиканского рынка и не видят принципиальных отличий ведения бизнеса в РТ и, скажем, в Москве.

НЕКОНКУРЕНТНОСТЬ, НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И УСТАЛОСТЬ

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «РАЙДЭН», некогда владевший сетью магазинов «РАЙДЭН», но также вышедший из ритейлерского бизнеса, видит несколько причин в том, почему местные предприниматели отказываются от развития торговых сетей. Главная причина, по его словам, - в неравноправной конкуренции. Федеральные сети обладают большими преимуществами по закупкам товаров. Из-за объемов закупок у них большие скидки, а в результате – более низкая цена реализации. «Вот у меня, скажем, было восемь магазинов, а у той же «Пятерочки» - под тысячу! О какой тут конкуренции может идти речь?» – заметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шамсутдинов.

Новый закон о сетях мало что решает, считает он. По нему сейчас никто и не живет, так как «государство все еще по-настоящему не желает, чтобы законы выполнялись». Несовершенство законов касается и проблемы воровства в магазинах. Розничные сети, по словам главы группы «РАЙДЭН», очень сильно от нее страдают. Заявления о мелких кражах принимать власти обычно не любят, а ежемесячно мелкие кражи выливаются в немалые убытки.

Вторая важная причина выхода предпринимателей из торгового бизнеса, по его словам, - элементарная психологическая, да и физическая усталость. Приходится постоянно думать, хватит ли денег для возвращения кредита и «не пойдет ли моя недвижимость с молотка». Работать приходится не как наемному работнику, «а 24 часа в сутки», постоянно думая о том, где добыть деньги. «Особенно трудно в одиночку. У нас в команде было пять человек, и то было нелегко», - отмечает Шамсутдинов. Играет роль в усталости бизнесменов и отсутствие стабильности – «государство не выполняет своих функций, и что будет дальше, в результате никто не знает».

Справка

Сеть магазинов «Славный»

Дата основания: 30 августа 1999 года. Учредители: шестеро братьев Ежковых и их сестра, которые владеют также оптовой компанией и занимаются бизнесом в сфере недвижимости. Формат: магазины "у дома", шаговой доступности.

География: Набережные Челны.

ЗАО "Челны-хлеб"

Предприятие пищевой промышленности, занимающееся производством хлебобулочных и кондитерских изделий. Имеет в своей структуре, кроме основного производства, энергетический комплекс, строительно-монтажную ферму, элеваторно-мельничный комплекс; агрофирму "Родные края - Туган Як". Генеральный директор - Юнусов Рафаэль. Компания владеет собственной торговой сетью. Количество торговых точек: 43 (44). Магазинов "у дома" - 39. Супермаркетов – 4.

Суммарная торговая площадь: 10314,2 кв. метров. Среднее ежедневное количество покупателей: 59048. Число сотрудников торговой сети: 1500.