Сегодня многие гранты построены по удивительному принципу — ты должен разработать нечто суперсовременное и сразу же продавать огромными партиями, показывая фантастическую выручку. Но это же просто сказки, удивляется гендиректор ООО «АРКОДИМ» (российские промышленные роботы) Артем Барахтин. Например, говорит он, робот не дорогая картина известного мастера или не Lamborghini, которые приносят своему владельцу моральное удовлетворение. Робот должен помогать делать бизнес и приносить прибыль.
Артем Барахтин: «Большая проблема — думаю, многие предприниматели со мной согласятся — недоступность кредитов для инновационных предприятий. Ведь их основная ценность — интеллектуальная собственность»
«Ребята, машину и квартиру заложите, тогда денег дадим»
Наша компания занимается разработкой и производством промышленных роботов. Мы активно пользуемся различной господдержкой. Лет 5–6 назад впервые получили лизинг-грант, благодаря которому удалось закупить часть оборудования. Дальше стали активно пользоваться поддержкой известного фонда Бортника — фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В конце 2020 года получили от него уже второй грант. Сейчас ведем на него комплексную разработку строительного 3D-принтера, причем делаем не только непосредственно робот, но и узел выдачи бетона и, собственно, бетон. Все пытаются печатать стандартными строительными смесями, но они не очень подходят для 3D-принтера. Не раз наша компания участвовала, благодаря поддержке республиканских минпромторга и минэкономики, в больших выставках. Все это хорошо, все это здорово… Но я бы хотел сказать о проблемах, которые чаще всего сверху не видно.
Так, большая проблема — думаю, многие предприниматели со мной согласятся — недоступность кредитов для инновационных предприятий. Ведь их основная ценность — интеллектуальная собственность. А банки хотят получить залог, причем ликвидный. При этом, например, наши станки банку неинтересны, потому что они весьма специфичны. Так что в банках нам говорят: «Ребята, машину-квартиру заложите, тогда денег дадим».
Еще одна большая проблема связана с системой госзакупок. Часто к нам обращаются достаточно масштабные предприятия, например металлургические. Но все системы госзакупок построены на очень малом проценте предоплаты, заказчики хотят, чтобы мы все работы выполнили за 20–30%, а потом нам, может быть, заплатят в течение двух лет. Но попробуйте из этих предприятий выбить заработанные деньги!
Проблемой для нас является и малый рынок робототехники, который не позволяет нам сделать серийное производство, что, естественно, сказывается на цене нашей продукции. Те бренды, которые производят роботов на весь мир, имеют возможность продавать свою продукцию гораздо дешевле, еще и предлагать достаточно большие скидки. У нас, к сожалению, такой возможности нет, потому что практически каждый проект делается по техническому заданию под конкретного заказчика.
Есть большие проблемы и с той же господдержкой. Не скажу, что все такие программы знаю назубок, но со многими все-таки знаком. Вижу, что деньги липнут к деньгам. То есть господдержку дают предприятиям, у которых достаточно большой оборот. Я понимаю, что это так называемая «защита от дурака» — деньги надо выделять предприятиям, которые успешны, которые могут с ними работать. Но тем самым мы теряем немало предприятий инновационных, у которых в начале пути нет большого оборота, и поэтому они по формальным признакам не подходят к программам поддержки.
Надо сказать и о такой проблеме, как сложная форма заявки, сложная отчетность. Такие заявки для непосвященных действительно сложны, и это отпугивает многих. Людям, которые хотят сделать первый шаг к господдержке, никак не совершить каких-либо первоначальных действий без какой-либо консультационной помощи. К тому же мешают и мифы о недоступности господдержки.
Ряд деятелей заявляли, что не нужно тратить государственные деньги на зарождение и стимуляцию отечественных производителей роботов
Не надо разрабатывать свое — просто купим?
Сегодня ряд правительственных и околоправительственных структур разрабатывают и запускают различные программы, призванные увеличить степень роботизации технологических процессов на предприятиях страны. В процессе разработки стратегии таких программ власти часто пытаются обсуждать проблемы с бизнесом путем различных совместных мероприятий типа форумов, совещаний и т. д. Я присутствовал на некоторых из них. И то, что я там наблюдал, меня просто поражало до глубины души. Ряд деятелей заявляли, что не нужно тратить государственные деньги на зарождение и стимуляцию отечественных производителей роботов. Дескать, мир давно уже ушел далеко вперед и не гоже нам его догонять, мы лучше просто все нужное купим! Такая логика, конечно, не лишена смысла, и она вполне подходит для пламенной речи с трибуны. Но тут явно вырисовывается стратегическая ошибка…
То, на что прежде всего натыкается оптимистичное «все купим», — это высокая стоимость импортных роботов и рентабельность их применения. Какому предприятию (тем более после удара ковида) по силам и средствам закупить импортные роботы для автоматизации своих производственных процессов? А если даже государство милостиво предоставит беспроцентный кредит, приобретенный дорогой робот все равно будет нерентабельным. Так что таким путем к резкому увеличению роботизации производства в России мы не придем. Куда большего подъема роботизации можно достичь, если обеспечить рынок страны недорогими отечественными роботами, которые будут окупаться от года до двух лет даже на малых предприятиях.
Другая фатальная ошибка — ожидание, что после инвестирования в отечественного производителя тот должен разработать и наладить выпуск наисовременнейших роботов, обгоняющих по своим характеристикам лучшие мировые аналоги. Тут снова налетаем на тот же барьер — стоимость таких роботов, если они и появятся, окажется очень высокой. Как следствие, на внутреннем рынке они не будут пользоваться спросом.
Я не говорю, что не надо вести разработки суперсовременных роботов, но это удел научных компаний. И с них тоже нельзя требовать уже через год каких-то объемов продаж разработанной продукции. А ведь сегодня гранты построены именно по такому принципу — ты должен разработать нечто суперсовременное и сразу же продавать огромными партиями, показывая фантастическую выручку. Но это же просто сказки!
Задача робота — принести владельцу прибыль, а не убытки
Например, цель нашего проекта — построить завод, выпускающий отечественные промышленные роботы по ДОСТУПНОЙ цене! Чтобы клиенты купили робота и внедряли на своих производствах, аппарат в первую очередь должен быть именно доступным! Задача робота — заменить в ряде технологических процессов человека и тем самым принести прибыль своему владельцу, а не убыток.
Простой пример. Если робот заменяет на производстве трех человек (три смены по одному человеку в смену) с зарплатой по 30 тыс. рублей плюс налоги и стоит при этом 10 млн рублей, то его покупка абсолютно невыгодна для производства. А если робот будет стоить 1,5–2 млн рублей, то роботизация данного участка производства будет вполне рентабельной.
Хотя мы и стремимся к выпуску недорогих роботов, это вовсе не значит, что они лишены каких-то новых прорывных технологий. К примеру, для нашего шестиосевого робота мы разработали систему управления, основанную на двойных энкодерах. Данная система позволяет собрать высокоточного робота из недорогих комплектующих, что, конечно же, сказывается положительно на его стоимости. Без данной технологии, чтобы добиться той же точности, надо было бы применить очень дорогие высокоточные комплектующие, в частности редукторы, и робот бы был в 2–3 раза дороже. У нас же проблема точности решается аппаратно-программным путем — точность достигается за счет калибровки движения на лету. И все это не ради того, чтобы сделать робота, обладающего каким-то новыми сверхспособностями, а для того, чтобы удешевить его стоимость.
Для недорогих роботов существенно расширяются границы рынка. Если сейчас в основном на рынке присутствуют иностранные вендоры и начальная стоимость внедрения робота на производстве колеблется в районе 5–10 млн рублей, то роботизировать свои производства могут себе позволить только весьма крупные компании. А когда стоимость роботизации будет начинаться с 1,5–2 млн рублей, ее смогут себе позволить предприятия среднего и малого бизнеса. Мы ставим для себя цель наладить производство отечественных промышленных роботов, доступных для среднего и малого бизнеса. Такие роботы смогут работать как на крупных предприятиях страны, так и в маленьких частных компаниях.
Как достучаться до чиновников и доказать, что сейчас стране нужны отечественные промышленные роботы, доступные по цене?! Да, они должны идти в ногу со временем, но им совершенно не обязательно быть лучше тех, что выпускают лидеры мирового рынка. Отечественные роботы в первую очередь должны быть недорогими, быстро окупаться и далее уже приносить прибыль своим владельцам! Робот — это не дорогая картина известного мастера или не Lamborghini, которые приносят своему владельцу моральное удовлетворение от владения ими. Робот должен помогать делать бизнес и приносить прибыль!
Артем Барахтин
генеральный директор ООО «АРКОДИМ» (российские промышленные роботы)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.