Capex- и Opex-маркировки повлияли на имидж государственного проекта обязательной маркировки молочной продукции гораздо больше, чем технические сложности при внедрении на производственных площадках. Представители бизнеса неоднократно заявляли о том, что в целом идея проекта правильная, но вопрос с чрезмерной нагрузкой на производителей молочной продукции никак не решен. Большинство, узнав о новшествах, до последнего надеялись, что они так и не вступят в силу. А между тем до старта программы в категории «мороженое» и «сыры» — всего три месяца. Чуть меньше полугода в запасе у производителей остальных подгрупп сроком годности более 40 дней. О том, как удешевить маркировку и сделать процесс максимально не зависящим от человеческого фактора, читайте в материале.
Найти подходящий вариант для маркировки производителям оказалось совсем не просто
Варианты решения проблемы
Журналисты «БИЗНЕС Online» выяснили, что «итальянская забастовка» молочников не единственная причина того, что сейчас они не готовы автоматизировать процессы маркировки. Дело в том, что до последнего момента на рынке не было технологии, которая позволила бы уменьшить операционные расходы по маркировке молочной продукции в 6 раз и сделать процесс максимально не зависящим от человеческого фактора. А теперь эта технология появилась.
Тем не менее найти подходящий вариант производителям оказалось совсем не просто. Вендоры, интеграторы и типографии предлагают не самые продвинутые решения. Они затратны, страдает качество и скорость, а операционные затраты чрезмерно высоки. Что же делать?
Рынок предлагает производителям молочной продукции несколько вариантов решения возникшей проблемы. Оценивая варианты с точки зрения CAPEX (КАПЕКС, капитальные затраты, расходы на приобретение или обновление необоротных активов), а не по стоимости владения, производители часто отдают предпочтение программно-аппаратным комплексам, которые могут быть дешевле по стоимости, однако требуют куда бо́льших операционных затрат.
Например, каплеструйная печать — наиболее популярная технология, которая применяется и при маркировке. При ее кажущейся дешевизне данная технология не позволяет контролировать размер и форму чернильных капель. Из-за вылетающих во время печати сателлитов, образующихся при кипении чернил, печать получается нечеткой, происходит смешивание цветов. Эти вроде бы мелочи приводят к тому, что производители молочной продукции, остановившие свой выбор именно на каплеструйной печати в качестве способа маркировки, получают дополнительные расходы в районе 2 млн рублей в год на обслуживание одной линии, работающей в три смены на скорости 6–8 тыс/час. По CAPEX сумму эту вполне можно сопоставить с ценой на новое оборудование.
Метод типографского нанесения несет за собой немало дополнительных операционных затрат, ведь стоимость стикеров и прямого нанесения отличается в разы. Существует, однако, альтернативный метод маркировки, который позволяет отказаться от услуг типографии для определенных форм факторов, стикеризации на линии и дорогих каплеструйных маркираторов. Метод этот называется пьезоэлектрическим нанесением.
Полный контроль на всех этапах
Главной особенностью именно этого метода в сравнении с описанным выше является возможность полностью контролировать весь процесс маркировки — начиная от размера капель и заканчивая толщиной струи, скоростью выброса и целым рядом других показателей.
Такая технология позволяет получать печать высокого разрешения без контуров и размытия, которыми грешит каплеструйный метод. Да, на первый взгляд, стоимость дооснащения линий пьезоэлектрическим маркиратором на 10–15% выше, чем у первого способа.
Однако в долгосрочной перспективе операционные затраты не превысят 100 тыс. рублей в год, в отличие от 2 млн при первом варианте. Как заявляют экономисты, даже незначительное увеличение затрат на покупку правильной техники позволит в будущем сэкономить на операционных затратах. Модернизация позволит снизить их более чем в 6 раз.
Разработкой маркировки методом пьезоэлектрического нанесения активно занимается компания Original Group («Ориджинал Груп»). На сегодняшний день они уже создали работающие решения, которые могут покрыть 100% рынка.
«На данный момент мы прорабатываем программно-аппаратные комплексы, наиболее выгодные с точки зрения соотношения CAPEX и OPEX (ОПЕКС, операционные расходы, издержки предприятия, связанные с текущей деятельностью, — прим. ред.), — рассказывает Курмет Исмаилов, директор департамента маркировки инвестиционно-технологического холдинга Original Group. — Технической командой TraceWay („Трейс Вей“) уже найдены варианты для маркировки финпака и флоупака. Мы уверены, что в ближайшее время удастся удешевить прямое нанесение для тетрапака, ПЭТ, пьюрпака и брикетов. Активно идут тесты оптимальных решений для дойпака, ж/б банки и питпака».
Экономии команде Original Group удается достичь за счет использования пьезонанесения и отказа от аппликаторов и стикеризации. Нанесение DataMatrix («ДатаМатрикс») кода на основные форм-факторы уже решен на большинстве предприятий. Остаются еще те, кто продолжает экспериментировать с технологией нанесения методом размещения оборудования и прочими переменными, однако на пилотных проектах с ЦРПТ и производителями молочной продукции компания Original Group уже отработала маркировку на флоупаке, финпаке, тетрапаке, ПЭТ, пастпаке, пьюрпаке, фольгированных брикетах и пленке для упаковки сыров.
Основные вопросы, которые также планируется решить в самое ближайшее время, — налаженная работа систем отбраковки и агрегации. Это возможно сделать даже на площадках с минимальным уровнем автоматизации.
«В случае, когда компания работает на старых промышленных линиях или на производстве банально не хватает свободного места, мы устанавливаем навесное оборудование, — поясняет Исмаилов. — Еще один вариант — внедрение в линию отдельных установок, которые позволяют отбраковать и агрегировать продукцию».
В планах компании Original Group уже в ближайшие полтора месяца установить на каждом предприятии тестовое оборудование для отбраковки абсолютно всех форм-факторов молочной продукции. Установки агрегации по требованиям регулятора необходимо внедрить к 2023 году, но решения, имеющиеся на данный момент, позволяют безболезненно подключить автоматизированные участки агрегации, как только это будет необходимо.
Больший функционал и лучшая оснастка
Успехи компании в части маркировки молочной продукции стали возможны благодаря команде профессионалов, задействованных в решении всех текущих вопросов и разработке новых технологий печати. В частности, инженерный центр вендора TraceWay ведет embedded-разработки (эмбедед-разработки), что позволяет за ту же стоимость предоставить клиенту больше функциональности и лучшую оснастку.
Встраиваемые системы управления, которые, как это ясно из названия, функционируют, выстраиваясь непосредственно в устройство, которым управляют, набирают популярность в нашей стране и во всем мире. Однако кадровый голод в этой сфере ощущается очень остро, и найти настоящих специалистов — большая удача.
Компании TraceWay посчастливилось найти таковых. В команде — разработчики с высоким уровнем компетенций как в области программного обеспечения, так и инженерии. Это позволяет создавать embedded-разработку уникального промышленного пьезоэлектрического принтера, который подойдет и для молочного завода, и для любых других производств, пищевых или промышленных.
TraceWay активно разрабатывает систему подачи чернил, собственные системы печати, занимается разработкой и подбором чернил и уже имеет в этом существенные успехи. Тесты, проводимые на промышленных партиях разных товарных групп, позволяют актуализировать данные и ускорить достижение результатов. Команда работает над снижением процента брака, увеличением скорости печати, тестирует особенности нанесения, подготовку и подбор чернил, методы сушки.
К концу 2021 году большинство форм-факторов и технических аспектов может быть покрыто экономичными функциональными решениями от TraceWay.
Пример аппаратного решения по сериализации для молочной отрасли
Сайты:
Телефон: 8 (800) 555-93-44
Электронный адрес: info@original-group.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.