Порядка 15 человек медитативно двигаются в такт легкой незамысловатой музыке. Ложатся на пол, перебирают ногами, встают и собираются группами, указывая жестами в неизвестном направлении, и снова ложатся Порядка 15 человек медитативно двигаются в такт легкой незамысловатой музыке. Ложатся на пол, перебирают ногами, встают и собираются группами, указывая жестами в неизвестном направлении, и снова ложатся

«Любое ваше движение правильно. Здесь не может быть ошибок»

Большое светлое пространство Нацбиблиотеки РТ с самого утра заполнено людьми. Одни поворачивают налево, чтобы сдать книгу и взять новую (с прошлой субботы библиотека наконец-то заработала по своему непосредственному профилю), а другие останавливаются в холле под парящими буквами у красных ограждений. С 9 часов утра здесь проходил мастер-класс хореографа и преподавателя школы «Инклюзион» в Казани Ильдара Алекбаева.

Порядка 15 человек медитативно двигаются в такт легкой незамысловатой музыке. Ложатся на пол, перебирают ногами, встают и собираются группами, указывая жестами в неизвестном направлении, и снова ложатся. Да, среди них два колясочника, два человека с ДЦП и еще несколько с нарушениями слуха и зрения. «Вы должны раскрепоститься в пластике. Любое ваше движение правильно. Здесь не может быть ошибок. Перемещайтесь, почувствуйте себя в пространстве, взаимодействуете», — дает наставления Алекбаев в ходе небольшой паузы. Собравшиеся мгновенно считывают инструкции хореографа. Они не тушуются, не стесняются, а создают сложное пластичное полотно, в котором каждый лоскут — часть огромного целого.

Стоит ли говорить, что собравшиеся журналисты, как прикованные, наблюдали за происходящим в ожидании открытия фестиваля. «Такие тренинги необходимы каждому из нас, — говорит мне коллега. — Я из-за пандемии боюсь к людям подходить, а тут вот — социальный театр».

Кураторская группа, среди них  режиссер Туфан Имамутдинов, Александра Дунаева и Евгения Киселева, отобрала 7 спектаклей из разных регионов страны Кураторская группа, среди них режиссер Туфан Имамутдинов, Александра Дунаева и Евгения Киселева, отобрала 7 спектаклей из разных регионов страны

Четырехдневный фестивальный интенсив

«Особый взгляд. Регионы» — это четырехдневный фестивальный интенсив с театральной, образовательной и междисциплинарной программой. Все события проходят при участии инвалидов и людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Они актеры, участники перформансов и мастер-классов, зрители.

В таком качестве форум-фестиваль впервые оказался в Казани, и, по словам его создателей, они на этом останавливаться не собираются. Первый подобный проект прошел в Москве в 2019 году и объединил 250 деятелей социального театра со всей России — от Московской области до Дальнего Востока. На казанский «Особый взгляд» было подано 70 заявок. Из них кураторская группа, среди них режиссер Туфан Имамутдинов, Александра Дунаева и Евгения Киселева, отобрала 7 спектаклей из разных регионов страны. По итогам фестиваля один из них отправится в столицу.

Туфан Имамутдинов Туфан Имамутдинов

Журналисты под завязку заполнили небольшой зал театральной площадки MOÑ. Перед ними — президиум из руководителей, кураторов и представителей социальных фондов.

«Это первый большой фестиваль в Казани. И он показатель того, как развивалась инклюзия в Поволжье за четыре года. Нашей целью всегда являлось расширение границ социального искусства. А инклюзивный язык — художественное средство, с которым нам всегда было очень интересно работать», — поделилась Диана Сафарова, соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город» и продюсер фестиваля «Особый взгляд». Ее поддержал и Николай Троцкий, представляющий благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Форум-фестиваль — это праздник для города, новый опыт для горожан, расширенные возможности для участников.

Ирада Аюпова: «Создание безбарьерной среды должно прорабатываться системно. Эта планка должна подниматься на государственном уровне» Ирада Аюпова: «Создание безбарьерной среды должно прорабатываться системно. Эту планку нужно поднимать на государственном уровне»

«Это должна быть среда равных»

«Но все ли происходит в положительном ключе? И проблем совсем нет?» — интересовались журналисты.

Именно об этом заговорила министр культуры РТ Ирада Аюпова. «Безусловно, ничто не отменяет достоинства таких коммуникативных площадок, где можно пообщаться, обменяться опытом в вопросах создания пространств, доступных для всех. Но есть три системных вопроса, без которых мы не сможем двигаться дальше», — сказала Аюпова.

Первое — это адаптивность среды. По словам министра, 10 лет назад Республика Татарстан одной из первых включилась в данную программу. «Мы все прекрасно понимаем, что бо́льшая часть объектов культуры не предусматривает радикального вмешательства в структуры зданий. А создание безбарьерной среды должно прорабатываться системно. Эту планку нужно поднимать на государственном уровне. И речь не только о людях с особенностями здоровья, но и о семьях с маленькими детьми, например. Всю среду необходимо адаптировать для любой социальной аудитории», — обратила внимание Аюпова.

Второй вопрос — кадры. Министр указала, что адаптация среды нужна не в избранных помещениях, а во всех учреждениях культуры. А третий пункт — отсутствие всяких маркировок и резерваций. «Я считаю, неправильно создавать некие резервации — что у нас в зале и на сцене есть люди с ограничениями здоровья. Это должна быть среда равных. Без маркировки, что человек хуже слышит, видит или хуже передвигается. Если мы говорим об инклюзивный системе, то подобное означает, что и на сцене, и в зале просто талантливые люди, которые пришли познакомиться с произведением искусства», — сказала Аюпова.

Таким образом, «Особый взгляд» занимает важное промежуточное звено между необходимым региону социальным проектом — а его создатели настаивают именно на данном термине — и новой формой искусства. То есть за время фестиваля участникам и просто интересующимся помогут не только познакомиться с документальным, социальным, инклюзивным театром, но и научиться о нем правильно писать, говорить, понимать, находить деньги для подобных проектов в своем регионе, делиться опытом взаимоотношений с международными фондами и привлекать зрителя. Тем более что эксперты у проекта давно заслужили уважение на социально-театральном поприще. Среди них — руководитель творческой лаборатории «Угол» Инна Яркова, ведущий хореограф творческого объединения «Әлиф» Марсель Нуриев и директор московского центра им. Мейерхольда Елена Ковальская.