Родная Казань стала третьим городом, в котором ГСО РТ Александра Сладковского представил свой большой проект — бокс-сет из четырех дисков «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция» Родная Казань стала третьим городом, в котором ГСО РТ Александра Сладковского представил свой большой проект — бокс-сет из четырех дисков «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция»

Рекордная запись «ангела-хранителя» ГСО РТ

Родная Казань стала третьим городом, в котором ГСО РТ Александра Сладковского представил свой большой проект — бокс-сет из четырех дисков «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция». Запись всех симфонических произведений С.В. Рахманинова, приуроченная к 150-летию со дня рождения великого композитора, вышла на Sony Classical и была сделана в рекордные сроки: сессии проходили в Казани с 17 по 22 августа 2020 года в ГБКЗ им. Сайдашева. «Это наш ангел-хранитель — с 2011-го в честь композитора мы устраиваем огромные музыкальные празднества под названием „Белая сирень“. Конечно, я мечтаю его всего записать так, как это сделал в свое время Евгений Светланов. И обязательно выполню, как и все, что запланировал и реализовал до того», — обещал Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online» в июне 2019 года.

«Наша сверхзадача – со временем записать всего Малера и Рахманинова»

«Запись состоится при любой погоде», — отмечал маэстро. Судя по всему, ангел-хранитель выполнил свою миссию: даже пандемия коронавируса не смогла помешать планам оркестра — в августе в Казани все больше ослабевали ограничения и открывались заведения. Тем не менее запись велась в строгом соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора и была успешно завершена за пять дней, став первым проектом коллектива после изоляции.

В сборник вошли три симфонии, оркестровая сюита «Симфонические танцы», фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мертвых» и «Вокализ» в авторской редакции для оркестра. Звукорежиссером стал двукратный номинант премии Grammy, заслуженный артист России Павел Лаврененков — вместе с ГСО РТ они уже выпустили высоко оцененную слушателями и критиками запись полного собрания симфоний и инструментальных концертов Петра Чайковского.

В этом проекте Сладковский решил показать эволюцию оркестрового стиля Рахманинова от его ранних партитур до зрелых произведений американского периода. «Рахманинова играют все, записей его фортепианных концертов — множество. Мне же было интереснее погрузиться в чистый симфонизм, потому что мало кто записывал целиком все симфонические произведения Рахманинова. Не припомню, кто издавал это в одной коробке», — отмечает дирижер.

И вот наконец большая работа завершена и диск презентован слушателям в московском «Зарядье», концертном зале Мариинского театра и БКЗ им. Сайдашева. К слову, презентация состоялась в преддверии дня рождения великого композитора — 1 апреля.

В этом проекте Сладковский решил показать эволюцию оркестрового стиля Рахманинова от его ранних партитур до зрелых произведений американского периода В этом проекте Сладковский решил показать эволюцию оркестрового стиля Рахманинова от его ранних партитур до зрелых произведений американского периода

Из Альберт-холла — в ГБКЗ

Первой прозвучала фантазия «Утес». Ее пронзительное, страстное и нежное начало и мощная кульминация одинаково легко удались оркестру Сладковского — чувствуются накопленный художественный опыт и погруженность музыкантов в творчество Рахманинова. Их движения настолько отточены, что кажется, что они смогут сыграть даже в темноте, на ощупь — настолько погружены в материал и сконцентрированы не на внешней фактуре и блеске звучания, а на глубинных смыслах музыки великого композитора. Она сама ведет музыканта туда, куда следует, стоит ей только довериться. И Сладковский с глубоким уважением и преклонением перед ней доверяется, а вслед за ним — и музыканты оркестра, которые давно уже составляют со своим маэстро единый организм, живут и чувствуют в унисон.

Вторым номером программы стал Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Да, концерты не вошли в запись бокс-сета, однако Сладковский не мог отказать слушателям в таком подарке, к тому же с участием очаровательной и талантливой солистки Евы Геворгян. Ей всего 17 лет, но она уже успела стать лауреатом множества престижных конкурсов — например, International Classical Music Award в категории «Открытие года», международного конкурса Шопена Jeune Chopin (Швейцария, Мартиньи, 2020), международного конкурса Grand Piano и множества других. Ева гастролировала в Великобритании, США, Швейцарии, Германии, Польше, Испании, Италии и т. д. На фестивале в Доббиако (Италия) молодая пианистка играла перед президентом Италии Серджо Матареллой. В апреле 2019 года состоялся сольный концерт Евы в лондонском Альберт-холле.

Пианистка появилась на сцене в красном платье, которое отражало стиль ее игры — яркой, блестящей, уверенной, фактурной, запоминающейся. Музыка из-под ее пальцев то шумела водопадом, то журчала лесным ручьем, то гремела первой весенней грозой, то напевала любовную песню на ухо. 

Взаимодействие оркестра Сладковского с пианистами — отдельная история: по уровню синергии и влияния на слушателей, которое благодаря этой самой синергии и особому чувствованию друг друга солистами и оркестром становится поистине чарующим. Дирижер тонко чувствует своих солистов и чутко настраивает свой оркестр на максимальное взаимопонимание и синхронность. Благодаря этому каждое совместно исполненное произведение — и концерт Рахманинова не был исключением — становится шедевром исполнительского искусства, а солисты любят работать с маэстро Сладковским и радовать казанскую публику вновь и вновь. На бис Геворгян сыграла вновь Рахманинова, но уже «Этюд-картину» соль минор, живописную и элегическую.

Пианистка появилась на сцене в красном платье, которое отражало стиль ее игры — яркой, блестящей, уверенной, фактурной, запоминающейся. Музыка из-под ее пальцев то шумела водопадом, то журчала лесным ручьём, то гремела первой весенней грозой, то напевала любовную песню на ухо Пианистка появилась на сцене в красном платье, которое отражало стиль ее игры — яркой, блестящей, уверенной, фактурной, запоминающейся. Музыка из-под ее пальцев то шумела водопадом, то журчала лесным ручьем, то гремела первой весенней грозой, то напевала любовную песню на ухо

Как публика перестала дышать на Второй симфонии

Все второе отделение концерта было посвящено Симфонии №2. Она имеет особое значение в жизни маэстро Сладковского — с ней связан его дирижерский дебют. «Я ее исполнял на одном из консерваторских экзаменов, готовясь к Прокофьевскому конкурсу. Моя первая международная поездка тоже связана с ней: я дирижировал ее в Белграде, в Сербской филармонии. И потом было множество залов, оркестров, с которыми я играл эту выдающуюся музыку», — рассказал он в интервью «Музыкальной жизни». Да и в целом имена Сладковского и Рахманинова неразрывно связаны — недаром критики особо отмечают мастерство ГСО РТ в исполнении произведений великого композитора, а в 2019 году маэстро был удостоен международной премии им. Сергея Рахманинова.

«Для меня музыка Сергея Рахманинова — океан, в который мы сейчас погружаемся и пробуем, есть ли там дно. За 10 лет мы с оркестром переиграли все его произведения, они постоянно в нашем репертуаре. В этой музыке — вся жизнь: и слезы, и радость, и печаль, и величие, и скорбь, и, конечно, Восток, что очень важно для Казани. По одной из версий фамилия Рахманинов происходит от древнего татарского рода Рахманов. Сергей Васильевич бывал в Казани, дружил с Шаляпиным — такие связи и параллели для меня основополагающие. Восток был в его генах: настолько органично ориентальные мотивы вплетены в канву его музыки», — признался маэстро в интервью «Российской газете».

На бис ГСО РТ исполнил оркестровую версию романса Рахманинова «Весенние воды», которая прозвучала так живо и радостно, что стало очевидно — весна точно пришла и уверенно заняла свои позиции за окном и в сердцах людей На бис ГСО РТ исполнил оркестровую версию романса Рахманинова «Весенние воды», которая прозвучала так живо и радостно, что стало очевидно — весна точно пришла и уверенно заняла свои позиции за окном и в сердцах людей

Настоящее монументальное симфоническое полотно Сладковский осмыслил как яростную и бушующую, красивую и вдохновляющую силу, которая способна вести за собой, исцелять и давать надежду в этом переменчивом мире. Во время прослушивания думалось: как хорошо, что данная симфония в исполнении ГСО РТ теперь зафиксирована в виде качественной аудиозаписи и можно в любой момент вновь погрузиться в подаренное «татарстанскими симфониками» чудо великого симфонизма. К слову, запись уже доступна на всех цифровых площадках.

На бис ГСО РТ исполнил оркестровую версию романса Рахманинова «Весенние воды», которая прозвучала так живо и радостно, что стало очевидно — весна точно пришла и уверенно заняла свои позиции за окном и в сердцах людей.