Новый музыкально-технологический гигант столицы стал первой точкой в небольшом туре в поддержку бокс-сета. Вслед за Москвой эстафету приняли концертные залы в Санкт-Петербурге и Казани Новый музыкально-технологический гигант столицы стал первой точкой в небольшом туре в поддержку бокс-сета. Вслед за Москвой эстафету приняли концертные залы в Санкт-Петербурге и Казани

Путь оркестра и его художественного руководителя к Рахманинову был непрост

«Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция» — такое название получил монументальный труд ГСО РТ и его главного дирижера Александра Сладковского, который включает запись всех симфонических произведений Сергея Рахманинова. Бокс из четырех дисков записан на лейбле Sony Classical при участии именитого звукорежиссера, двукратного лауреата премии Grammy Павла Лаврененкова.

Путь оркестра и его художественного руководителя к Рахманинову был поистине непрост — десятки концертных программ по всему миру, сотни выступлений, личная любовь маэстро к композитору. «Диски выстраданные и долгожданные. По гамбургскому счету путь к ним шел 10 лет, начиная с первого Рахманинского фестиваля „Белая сирень“, который проходит в Казани. Такт за тактом, концерт за концертом оркестр набирал ту феноменальную форму сыгранности, погружался в мир музыки Рахманинова, с тем чтобы в августе „пандемийного“ 2020 года на едином дыхании всего за 6 дней записать четыре диска любимой музыки композитора», — отметил ведущий вечера Юлиан Макаров на концерте-презентации в «Зарядье».

Новый музыкально-технологический гигант столицы стал первой точкой в небольшом туре в поддержку бокс-сета. Вслед за Москвой эстафету приняла «Мариинка-3» в Санкт-Петербурге (22 марта), а сегодня бокс-сет представят и в Казани. Для презентации Сладковский выбрал три значимых, как для мировой классической музыки, так и для себя лично, произведения композитора — симфоническая фантазия «Утес», Концерт №1 для фортепиано с оркестром и Симфония №2. Маэстро специально отобрал эту программу как наиболее показательную из разных времен жизни композитора.

«Гениальный музыкант, человек редкой скромности, деликатности, такта, вечно в себе сомневающийся. Но очень хорошо знающий себе цену, понимающий безмерность отпущенного ему дара природой» «Гениальный музыкант, человек редкой скромности, деликатности, такта, вечно в себе сомневающийся. Но очень хорошо знающий себе цену, понимающий безмерность отпущенного ему природой дара»

«Гениальный музыкант, человек редкой скромности, деликатности, такта, вечно в себе сомневающийся. Но очень хорошо знающий себе цену, понимающий безмерность отпущенного ему природой дара. Рахманинов во время своих многочисленных турне по миру никогда не разрешал устанавливать микрофоны на концертах с публикой. Вместо этого его живые концерты не транслировались по радио, а звучали только одобренные им заранее записанные произведения. Наверное, подобное говорит о его чрезвычайной требовательности к тому, что останется в памяти слушателей. Вот такой уровень ответственности стоял перед маэстро Сладковским», — рассказал Макаров, предвосхищая начало концерта. 

Фантазия «Утес» была написана 20-летним Рахманиновым. Он только выпустился из консерватории, но уже успел испытать первую пылкую юношескую любовь. Девушка отвечала ему взаимностью, но история оказалась печальной — их материальное и социальное положение сильно отличалось от общественных норм. О свадьбе и думать было нельзя. Чувства еще тлеющей и некогда бушевавшей пылкой любви, досады и обиды на несправедливый мир породили гениальную фантазию «Утес».

Эту трепетную и волнующую личную историю Рахманинова зрителям рассказали как раз перед тем, как музыканты начали играть. Оттого для гостей, закрывших глаза и представивших себе знакомые многим чувства, и без того прекрасное исполнение оркестра заиграло особыми чувствами.

На сцену вышла солистка вечера 16-летняя Ева Геворгян, которая в свою юные года уже покорила жюри как минимум 40 международных конкурсов. Денис Мацуев называет ее «подлинным явлением исполнительской фортепианной школы» На сцену вышла солистка вечера 16-летняя Ева Геворгян, которая в свою юные года уже покорила жюри как минимум 40 международных конкурсов. Денис Мацуев называет ее «подлинным явлением исполнительской фортепианной школы»

«Только посмотрите, какая она техничная. Красавица же к тому же»

После этого на сцену вышла солистка вечера 16-летняя Ева Геворгян, которая в свою юные года уже покорила жюри как минимум 40 международных конкурсов. Денис Мацуев называет ее «подлинным явлением исполнительской фортепианной школы». Со Сладковским Ева впервые выступила на конкурсе Grand Piano Competition, который также проходит под руководством Мацуева. Здесь она тоже выиграла. Участие исполнительницы в концерте произошло по личной просьбе маэстро Сладковского. Она сыграла Первый концерт для фортепиано с оркестром и заслужила первые зрительские несмолкаемые овации. Благодарные слушатели долго возвращали девушку на сцену, посменно восхищаясь талантом и внешностью пианистки.

«Только посмотрите, какая она техничная. А как чувствует Рахманинова. Красавица же к тому же. И эти волосы до пояса!» — не переставали восхищаться зрительницы в партере, параллельно открывая биографию юного дарования в интернете.

Завершила вечер Симфония №2, которую предвосхитила еще одна личная и не менее любопытная история. В 40-х годах прошлого века в один из городских праздничных дней по улице шел Евгений Светланов, только мечтавший стать большим дирижером. И тут из репродукторов он услышал произведение, которое было ему до тех пор незнакомо. Он стоял как загипнотизированный и дослушал до конца, так и не узнав, кому оно принадлежало. Чуть позднее Светланов узнал, что в тот памятный день оказался очарован симфоническими танцами Рахманинова. А в 90-х годах прошлого века по улицам Петербурга шел другой молодой человек, также мечтавший стать дирижером. Он опаздывал на концерт Светланова. В программе был Рахманинов. Впорхнув в зал — а музыка уже звучала, — он буквально растворился в ней с первых услышанных нот. Тем человеком был Сладковский.

«Маэстро сказал мне, что именно то впечатление от Второй симфонии Рахманинова во многом сформировало его как личность и как музыканта», — сказал Макаров.

Для узнавших про эту личную историю дирижера и 10-летний труд всего оркестра зрителей концерт в «Зарядье» получил поистине волнующую ауру.