Фарид Абдулганиев: «Что касается онлайн-торговли, это покупательский спрос, логистическая инфраструктура, интернет у нас проведен в каждую школу, 77% домохозяйств у нас обеспечены высокоскоростным интернетом» Фарид Абдулганиев: «Что касается онлайн-торговли, это покупательный спрос, логистическая инфраструктура, интернет у нас проведен в каждую школу, 77 процентов домохозяйств обеспечено высокоскоростным интернетом» Фото предоставлено пресс-службой уполномоченного по защите прав предпринимателей

Для продаж не хватает красивой фотографии

В ресторане татарской кухни Milli накануне собрались бизнесмены и представители маркетплейсов, чтобы обсудить возможности татарстанской e-commerce на пресс-завтраке. С приветственным словом выступил бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. Свое выступление он начал с позитива: по объемам онлайн-торговли РТ занимает первую строчку в ПФО, а Поволжье, в свою очередь, по данному показателю — на втором месте по стране, уступая только столице и Московской области. Но этот результат Абдулганиев высоким не считает: республика не дотягивает по оборотам онлайн-торговли до среднероссийских показателей.

«Это говорит о том, что потенциал не исчерпан. Да, РТ демонстрирует лучшие показатели по ряду критериев. Что касается онлайн-торговли, это покупательный спрос, логистическая инфраструктура, интернет у нас проведен в каждую школу, 77 процентов домохозяйств обеспечено высокоскоростным интернетом. За последний год количество поставщиков выросло в 10 раз, их оборот составил около 5 миллиардов рублей. Но, если взять оборот розничной торговли, сумма получится немного меньше триллиона рублей. Поэтому, что касается онлайн-торговли, нам есть, куда расти», — сообщил бизнес-омбудсмен.

Напомнил Абдулганиев и о поручении президента РТ о создании некоей структуры, которая помогла бы татарстанским предпринимателям зайти на рынок онлайн-коммерции. 1 марта текущего года эта структура заработала: речь идет об АНО «Центр электронной торговли», более известном под названием «Маркетплейс.Легко».

«Первая компания уже была зарегистрирована, on-boarding произвели за 10 дней. АНО вчера стало технологическим партнером Ozon, и есть требование, что теперь on-boarding должен быть произведен за 40 дней. Но может и быстрее — есть примеры, когда процедура занимала всего несколько часов», — не без гордости отметил омбудсмен.

Но без упоминания проблем в отрасли не обошлось. Предпринимателям Татарстана, по словам Абдулганиева, не хватает продакшен-центра. Это студия, где маркетологи создают «продающий» визуал для товара: красивые профессиональные фото, описания, видеоролики.

«На прошлой неделе мы были в продакшен-центре компании Lamoda. Он занимает 3,1 тысячи квадратных метров, там в ряд размещено 12 студий, где с моделями фотографируют верхнюю одежду. Не хватает нам и 3PL-центра, куда предприниматель может, грубо говоря, прийти, оставить свой товар, а специалисты уже сами упакуют его, презентуют, довезут до склада, продвинут его в продажу, дадут аналитику продаж. Я слышу различного рода жалобы. И в последнее время пошли жалобы не на контрольно-надзорные органы, не на органы власти, а на то, что продажи снизились или вовсе остановились. „Работаем в 4 раза больше, получаем в 2 раза меньше“, — с такими формулировками. Конечно, чтобы увеличить продажи, должно быть соответствующее экономическое благосостояние, и оно первая задача органов исполнительной власти, но в масштабах конкретного предпринимателя наша цель — повысить его продажи», — пояснил Абдулганиев.

Он особенно отметил, что по 3PL-центру уже ведутся переговоры с компанией Ozon: под такой центр предлагается использовать незадействованные пока площади онлайн-ретейлера.

«Вопрос доставки задавал гендиректор компании Ozon, в частности, чтобы мы различные варианты предусмотрели: доставку до ближайшего точки, где можно свой товар оставить, или вариант субсидирования доставки по ПСБ или ПСБ+ от производителя до покупателя» «Вопрос доставки задавал гендиректор компании Ozon, в частности, чтобы мы различные варианты предусмотрели: доставку до ближайшей точки, где можно свой товар оставить, или вариант субсидирования доставки по ПСБ или ПСБ+ от производителя до покупателя» Фото: «БИЗНЕС Online»

Субсидии на комиссии и логистику

Как выяснилось чуть позже в рамках живых вопросов от действующих предпринимателей, продавцов заботит не только отсутствие студии, но и тема субсидий. Представительница компании ООО «Авалон Продакшн» Эльмира пожаловалась, что их компания, как производитель товара с маленькой стоимостью, несет большие затраты на комиссии и доставку, и предложила рассмотреть для татарстанских производителей субсидирование этой комиссии.

Абдулганиев напомнил, что еще в декабре прошлого года президент РТ Рустам Минниханов подписал распоряжение о создании рабочей группы по продвижению производимой в Татарстане продукции на маркетплейсах. Эта рабочая группа и прорабатывает сегодня вопрос о действенных мерах поддержки онлайн-продавцов.

«Вопрос доставки задавал гендиректор компании Ozon, в частности, чтобы мы различные варианты предусмотрели: доставку до ближайшей точки, где можно свой товар оставить, или вариант субсидирования доставки по ПСБ или ПСБ+ от производителя до покупателя, если они находятся в пределах Республики Татарстан. Мы эту работу уже частично знаем», — продолжил Абдулганиев.

Продавец на Ozon Рустам пожаловался на стоимость логистических издержек: предприниматель торгует также на Amazon, а там издержки «очень высокие».

«Что касается субсидирования доставки в рамках программы поддержки предпринимателей, мы в пандемию такой опыт проходили. Это положительный опыт, инструмент себя хорошо показал. Президент в адрес минэкономики дал поручение проработать в рамках новой программы субсидирование выхода на маркетплейс и эти предложения, со дня на день ждем выхода приказа», — прокомментировал бизнес-омбудсмен.

К 2024 году рынок онлайн-торговли, по его словам, вырастет в 2,5 раза, и власти РТ не просто не намерены ограничивать рост этого рынка, но и работают на создание условий для выхода на рынки зарубежные К 2024 году рынок онлайн-торговли, по его словам, вырастет в 2,5 раза, и власти РТ не просто не намерены ограничивать рост этого рынка, но и работают на создание условий для выхода на рынки зарубежные Фото: «БИЗНЕС Online»

«К 2024 году рынок онлайн-торговли вырастет в 2,5 раза»

Несмотря на то что Татарстан привлек в республику практически всех крупных онлайн-игроков, рынок e-commerce в республике продолжит свое расширение, уверен Абдулганиев. Уже за кулисами пресс-завтрака он раскрыл несколько деталей предстоящего расширения. Так, например, 1 апреля открывается первый в Татарстане dark store, когда в течение часа жители региона смогут получить широкий ассортимент продуктов на дом. Также бизнес-омбудсмен рассказал, что тот самый продакшен-центр, которого так не хватает предпринимателям, будет запущен на базе центра электронной торговли. По мнению татарстанских властей, главное, чтобы ценник на его услуги являлся «подъемным и чтобы он не был привязан к какому-то конкретному маркетплейсу, потому что один и тот же товар может продаваться на разных площадках, в том числе на собственных площадках предпринимателя (соцсети, сайты)».

«Продакшен-центр должен быть в рынке, он управляемым должен быть только в том, чтобы стать доступным татарстанским предпринимателям. Первый появится в Казани, и в ближайшие дни его уже запустят. Дальше будем смотреть, как выходить в Закамскую зону. Следующая задача — 3PL-центры, склады, куда можно прийти и оставить свой товар. У нас есть небольшой пример, попытка создания такого центра. Мы сотрудничаем с одной компанией, пока не буду ее озвучивать, возможно, это [сотрудничество] переродится в такой центр. Ставим данную задачу на начало следующего года, это большие инвестиции», — прокомментировал Абдулганиев.

К 2024 году рынок онлайн-торговли, по его словам, вырастет в 2,5 раза, и власти РТ не просто не намерены ограничивать рост этого рынка, но и работают на создание условий для выхода на рынки зарубежные.

«Сейчас представитель компании Boxberry, которая плотно взаимодействует с eBay и продвигает свою схему выхода на экспортные рынки, работает в офисе центра электронной торговли. Посмотрим, какой это даст результат, но это фактически вывод на экспорт. Раньше все подобное казалось сложным, но сейчас компания ставит такую задачу: главное, чтобы у вас, предпринимателей, имелся товар, а мы его доведем до состояния, чтобы он был продан за рубежом. Эти задачи стоят перед нами ребром, и поставили их предприниматели. Наша цель — увеличить отрыв от конкурентов. Татарстан как был, так и должен оставаться центром торговли в ПФО. Одни каналы торговли приходят на смену другим, но РТ необходимо оставаться лидером. И наши производители не должны остаться в стороне», — подытожил Абдулганиев.