setevaya.jpg
Начальник отдела экологии ОАО «Сетевая компания» Андрей Бусыгин

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Напомним, что с 2009 года в ОАО «Сетевая компания» внедрена и успешно действует система экологического менеджмента.

Недавно на предприятии проводился инспекционный аудит независимой аудиторской фирмой ООО «ИПЭКО» (Москва). Это независимая, комплексная, документированная проверка деятельности предприятия на соответствие требованиям действующего природоохранного законодательства, в результате которой, как правило, выдаются рекомендации по улучшению такой деятельности.

Однако рекомендаций по улучшению природоохранной сферы деятельности компании не потребовалось: аудиторская группа подтвердила соответствие, развитие и совершенствование действующей системы экологического менеджмента по требованиям национального стандарта РФ.

Казалось бы, предприятие не занимается добычей углеводородов, не является металлургическим производством. В конце концов, не генерирует электроэнергию, осуществляя лишь функции по ее транспортировке, что с точки зрения влияния на экологию не может иметь существенных рисков. Но, тем не менее, природоохранной деятельности здесь отводится далеко не последнее место.

– В данном случае мы – производственная компания, осуществляющая – техногенное воздействие в рамках установленных нормативов, – поясняет начальник отдела экологии ОАО «Сетевая компания» Андрей Бусыгин, – а это классика – воздействие на атмосферный воздух, воду и почвы.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он подробно остановился на каждом из факторов. Так, если говорить о загрязняющих факторах на атмосферный воздух, то здесь существенное значение имеет спецтехника, транспорт, то есть факторы, возникающие в результате эксплуатации техники и ремонтных работ.

Это так называемые штатные моменты. Однако в компании предусмотрели и гипотетические возможности аварийных ситуаций: «Мы шагнули чуть дальше и посмотрели вопросы не просто технической эксплуатации, но и нештатных ситуаций. То есть потенциально, если вдруг, возникнет чрезвычайная ситуация с маслонаполненным оборудованием, то в случае возгорания этого оборудования возможно негативное влияние на атмосферу. Этот вариант мы просмотрели, прописали все процедуры предупреждения и ликвидации последствий».

Что касается автотранспорта, то в компании не остановились на обязательном прохождении технического осмотра своих средств, внедрив собственный, производственный контроль: «Во всех наших филиалах есть стационарные посты, обученный персонал, который проверяет техническое состояние по токсичности и дымности выбросов загрязняющих веществ транспорта».

Естественно, что во всех филиалах производится мойка автотранспорта на специализированных автомойках. Причем собственные автомойки оснащены оборотным водоснабжением.

КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВОДЫ И ДЕБЕТОМ СКВАЖИН

Отметим, что компания тратит на собственные нужды небольшое количество воды – порядка 130 тыс. кубов в год по всем филиалам. Но здесь стоит упомянуть существенный момент: географическая разбросанность объектов предприятия, удаленность некоторых подразделений компании не всегда позволяют технически подключиться к централизованным сетям водоснабжения.

– Мы вынуждены в рамках всех установленных нормативов использовать подземные воды, - объясняет детали Бусыгин. – В связи с этим возникает большое количество обязательств и обременений. В последние два года мы все наши артезианские скважины (всего их 20) привели в соответствие с требованиями законодательства, как по ограниченности доступа, так и по исключению загрязнения подземных вод.

Начальник отдела рассказал, что на каждую скважину имеется проект охранной зоны, причем качество и количество воды постоянно мониторится.

Это то, что касается водопользования. Теперь несколько слов о водоотведении: на тех объектах, где постоянно дислоцируется транспорт, водоотведение естественных вод (дождевых) проводится по специальной методике на рельеф местности, причем вода предварительно проходит очистку на локальных очистных сооружениях. Проект строительства очистных компания запустила в 2007 году. И уже в 2008-м очистные введены в эксплуатацию. Причем одна и та же вода, прошедшая систему очистки, используется как минимум дважды: в автомойках, и на подпитку противопожарных резервуаров.

БАКТЕРИИ СРАБОТАЛИ: В ПОЧВЕ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ ЗЛАКИ

В части контроля за состоянием земельных ресурсов, сообщил Бусыгин, в рамках технической политики компании приняты фундаментальные моменты, касающиеся перевооружения энергообъектов. Здесь как раз экономика вплотную сочетается с экологией. О чем речь: имеющееся в эксплуатации маслонаполненное оборудование неминуемо несет в себе экологические риски. Поэтому компания реализует программу замены маслонаполненных выключателей на вакуумные и воздушные, которые исключают фактор воздействия на окружающую среду.

– Кроме того, система экологического менеджмента нас научила – мы должны смотреть на предупреждение нештатных ситуаций, - говорит эколог. – В рамках НИОКР в 2008 году мы разработали процедуру – она называется детоксикация техногенно загрязненных грунтов. Те места, где локально протечки нефтепродуктов, обрабатываются, потом анализируется, как сработали бактерии.

Бусыгин привел пример случившейся недавно нештатной ситуации на подстанции «Ленинская», где произошел розлив трансформаторного масла. Энергетики моментально приступили к локализации масляного пятна с одновременной детоксикацией почвы. После проведения всех мероприятий, по оценке независимой лаборатории было определено, что грунт, подвергшийся воздействию нефтепродукта, можно использовать для выращивания злаковых культур!

НАМ ВАЖНО БЫТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫМИ

Большое внимание в компании уделяется вопросам сохранения биологического разнообразия. В этом отношении энергетики четыре года назад начали заниматься вопросами организации птицезащитных устройств. Об актуальности данной темы Бусыгин рассказал более подробно:

– Птица, когда двумя лапами садится на провод, никакого вреда не получает. Вопрос возникает в момент касания контактного провода и заземленных элементов крепления, и когда они вьют гнезда на траверсах и начинают там жить.

Компания обратилась с запросом в министерство экологии и природных ресурсов РТ, которое в свою очередь направило карту миграционных путей водоплавающих птиц. Изучив места скопления и гнездования пернатых, энергетики за четыре года установили в этих местах более 3,5 тысяч птицезащитных заградителей на высоковольтных линиях. Что касается распределительных сетей, то основным средством спасения птиц, по мнению Бусыгина, является внедрение самонесущих изолированных проводов (СИП), применение новых траверс «ласточкин хвост» и установка опор с подвесными изоляторами. Например, сегодня протяженность линий СИП напряжением 0,4 кВ составляет 4 тыс. км, 6 - 10 кВ – более 450 километров. Внедрение нового поколения кабельно-проводниковой продукции, птицезащитных устройств и заградителей, новых траверс и опор одобрено техническим советом компании.

В завершении разговора невольно возник вопрос: почему так актуальна природоохранная деятельность для энергетической компании, в чьи непосредственные функции не входит тщательное соблюдение экологического баланса?

– Не будем забывать, что от эффективности природоохранной деятельности зависит и инвестиционная привлекательность компании и социальная ответственность, – ответил Бусыгин. – Это серьезная составляющая, и этими рисками в компании управляют. Не секрет, что вопросы экологии в Татарстане, его социально-экологический имидж имеют весомый статус. Мы – республиканская компания, и нам по-другому нельзя, как быть экологически чистыми.