Тройной поджог в Адмиралтейской слободе

Руслан Мирзахметов 10 лет занимается бизнесом в Казани. В свои 35 лет он собственник нескольких помещений, которые сдает в аренду. А еще продает цветы и пиротехнику. Бизнесмену принадлежит сеть «4 сезона», под этим брендом в Татарстане работает 23 торговые точки. По словам самого Мирзахметова, годовая выручка бизнеса, оформленного на ИП его матери, — около 200 млн рублей.

Мирзахметов — основатель и владелец сети цветочных магазинов и пиротехники «4 сезона», в сфере торговли работает больше 10 лет. Для него это семейный бизнес, в котором участвует и его мать. Магазины сети расположены не только в Казани, но и на Высокой Горе, в Пестрецах, Константиновке, Лаишево, Чистополе. Кроме «4 сезонов», компания работает под брендами «Цветы.Салюты» и «Цветочная база.Салютоптторг».

Цветочный бизнес приносит только часть дохода. Мирзахметов рассказывает, что основная его деятельность — это арендный бизнес. Предприниматель берет в аренду участки, строит там торговые объекты, после чего сдает в аренду. Например, часть павильона на улице Клары Цеткин, который он построил, планируется в дальнейшем (конечно, когда его до конца восстановят) сдать в аренду под общепит. По данным базы «Контур.Фокус», у Мирзахметова есть ИП, также он является соучредителем нескольких ООО, работающих в столице Татарстана. Это компании «Интерсеть» (розничная торговля), «АМТ» (техническое регулирование и стандартизация), Казанская ремесленно-промысловая компания (ремонт кожаных изделий), «Атэми» (агентская деятельность). Впрочем, практически все фирмы, по данным базы, показывают нулевую выручку.

Свой очередной цветочный павильон в Казани Мирзахметов решил открыть в прошлом году ко Дню матери — это последнее воскресенье ноября. Место выбрал неоднозначное: на улице Клары Цеткин в Адмиралтейской слободе, в нескольких метрах от площадки, где стоял сгоревший ТЦ «Адмирал». Впрочем, за счет развития микрорайона и строительства ряда ЖК улица стала оживленной магистралью, обеспечивающей торговцев потоком клиентов. Здание площадью 270 кв. м должно было стать круглосуточным магазином — как цветов, так и пиротехники. Право на размещение объекта на муниципальной земле бизнесмен честно выиграл на аукционе.

Но за две недели до открытия владельца ждал неприятный сюрприз. Глубокой ночью 13 ноября к строящемуся павильону подъехал внедорожник Toyota Land Cruiser. Открылась задняя дверь. Из нее вышел молодой человек в маске и капюшоне. В его руках была дрель. Ею он просверлил дырку в металлической обшивке павильона и залил туда жидкость. Как позже установят эксперты, это оказалась смесь бензина и керосина, которая горит долго. Неизвестный мужчина в капюшоне и маске протянул бикфордов шнур, поджег его, сел в машину, которая тут же рванула с места. Павильон загорелся спустя несколько секунд.

На место пожара приехали сотрудники ГУ МЧС РФ по РТ и полиции. Пожарные быстро потушили возгорание. Киоск тогда не работал, и людей внутри не было. Прибыл и сам Мирзахметов, он оценил ущерб от пожара в 3–5 млн рублей и написал заявление в полицию. Но даже предположить не мог, кому понадобилось так «хулиганить».

Стройку Мирзахметов не остановил. Благо павильон сгорел не до углей, работы продолжились. Но через 13 дней все повторилось. Ночью 26 ноября, почти в то же время (около 3 часов), к павильону снова подъехал внедорожник без номеров. На этот раз KIA Sportage. Пассажир машины действовал по тому же сценарию: дрель, дырка, смесь бензина и керосина, бикфордов шнур.

«Температура горения была колоссальной! Она дошла до того, что аж металлические балки повело. Все было исполнено чуть ли не профессиональными подрывниками», — рассказывает Мирзахметов.

Еще через три дня — новый поджог. На этот раз неизвестные на внедорожнике Audi без номеров облили бензином панно на входе, где располагались товарный знак, вывеска и реклама. Причем сделали все это не выходя из машины, прямо из окна.

«Температура горения была колоссальная! Она дошла до того, что аж металлические балки повело. Все было исполнено профессионально, чуть ли не профессиональными подрывниками» «Температура горения была колоссальной! Она дошла до того, что аж металлические балки повело. Все было исполнено чуть ли не профессиональными подрывниками» Фото: «БИЗНЕС Online»

Поджигателей так и не поймали

Полиция возбудила уголовное дело по ст. 167 УК («Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества»). Из-за повторного поджога его взяли на контроль в руководстве МВД по РТ, подключили оперативников по борьбе с оргпреступностью центрального аппарата. «В рамках уголовного дела проводятся следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления, сбор и закрепление доказательственной базы», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы УМВД по Казани Рафаэль Сагдиев.

По данным источников, сначала полицейские подумали, что поджоги — дело рук одной из казанских ОПГ. Они даже разыскали «пацана» с похожим Land Cruiser. Однако машина оказалась другой модификации, а у группировщика нашлось алиби.

Биллинг звонков тоже ничего не дал. Поджигатели отлично подготовились: в их автомобиле не было ни одного мобильного телефона. По камерам наблюдения удалось установить примерный маршрут: машины приезжали со стороны улицы Боевой (чтобы подъехать к павильону, приходилось разворачиваться через две сплошные). Уезжали по одному и тому же маршруту — в сторону Аракчино, окольными путями. Причем, по словам источников, было очевидно, что автомобили поджигателей не петляют, водители точно знают все улочки. Одно авто удалось отследить по камерам до Горьковского шоссе — там след машины теряется.

Поджигателей ищут до сих пор. А Мирзахметов после третьего поджога поставил около павильона пункт охраны. Поджоги прекратились. На восстановление понадобилось четыре месяца — только к 14 февраля цветочный магазин открылся, и то не полностью: вторую часть, отделенную перегородкой, еще доделывают.

Спустя несколько месяцев после «тройного пожара» Мирзахметову позвонили с неизвестного номера: «По телефону нельзя. Ты просто не представляешь, насколько это важный и дикий разговор. Ты в ужасе будешь от этого разговора. У тебя врагов много вообще?..» Спустя несколько месяцев после «тройного пожара» Мирзахметову позвонили с неизвестного номера: «По телефону нельзя. Ты просто не представляешь, насколько это важный и дикий разговор. Ты в ужасе будешь от него. У тебя врагов много вообще?..» Фото: «БИЗНЕС Online»

Звонок от кавказца

Как вскоре выяснилось, проблемы бизнесмена только начинались. Спустя несколько месяцев после «тройного пожара» Мирзахметову позвонили с неизвестного номера. Шел конец февраля, вечер, предприниматель был дома. Мужской голос с характерным кавказским акцентом по телефону вызвал его на встречу. Было поздно, бизнесмен выходить из дома отказался — попросил перенести на другое время.

Неизвестный не только звонил, но и следил за предпринимателем, рассказывает Мирзахметов. Номер телефона тут же пробили. Звонившего звали Ахмед. Он прибыл в Казань из одной из кавказских республик. На аудиозаписи (есть в распоряжении издания) слышно, как неизвестный просит Мирзахметова срочно с ним встретиться на проспекте Победы. «По телефону нельзя. Ты просто не представляешь, насколько это важный и дикий разговор. Ты в ужасе будешь от него. У тебя врагов много вообще?» — пугал мужской голос в трубке.

«Когда встреча состоялась, Ахмед сказал, что его наняли, чтобы он со мной расправился, что ему дали 100 тысяч [рублей] за слежку, — рассказывает бизнесмен. — В случае если он нанесет существенный физический ущерб, ему пообещали миллион рублей, а если я потеряю работоспособность и дееспособность, то ему еще один миллион доплатят».

Ахмед признался, что некоторое время следил за бизнесменом и узнал, что тот ходит в мечеть — в общем, вполне хороший, по его понятиям, человек. Кавказец якобы даже придумал план: мол, рассказать Мирзахметову о заказе и сделать вид, что он его исполнил. Например, сфотографировать лежащим на снегу. В общем, оставить человека в живых и получить деньги. После этого Ахмед планировал уехать из Татарстана.

Предприниматель передал всю информацию в полицию, после чего звонки прекратились.

«Перед 8 марта нам подарили другой „подарок“ — возле наших магазинов поставили спецтехнику», — рассказывает Мирзахметов «Перед 8 Марта нам преподнесли другой «подарок» — возле наших магазинов поставили спецтехнику», — рассказывает Мирзахметов Фото предоставлено Русланом Мирзахметовым

Блокировка магазинов 8 Марта

Апогея ситуация достигла в начале этой недели, в самое горячее для цветочников время. «Перед 8 Марта нам преподнесли „подарок“ — возле наших магазинов поставили автотранспортную спецтехнику», — рассказывает Мирзахметов.

С 4 часов ночи к павильонам «Салютоптторга» начала съезжаться техника. К одному магазину подъехала фура, к другому — трактор с ковшом, к третьему — машина каршеринга. Все автомобили останавливались прямо напротив входа. Причем настолько близко, что войти внутрь было практически невозможно. Таким образом заблокировали почти 10 точек бизнесмена в Казани.

С четырех часов ночи к павильонам «Салютоптторга» начала съезжаться техника. К одному магазину подъехала фура, к другому — трактор с ковшом, к третьему — машина каршеринга С 4 часов ночи к павильонам «Салютоптторга» начала съезжаться техника. К одному магазину подъехала фура, к другому — трактор с ковшом, к третьему — машина каршеринга Фото предоставлено Русланом Мирзахметовым

«Здесь (на улице Клары Цеткин — прим. ред.) стоял „КАМАЗ“, я сам его прогнал в 6 утра, — рассказывает бизнесмен. — Водитель хотел припарковаться, обманывая нас, что машина у него сломалась. Именно перед входом. То есть кто-то целенаправленно стремится к тому, чтобы у меня магазин не функционировал».

По словам Мирзахметова, водители просто пригоняли машины к торговым павильонам и уходили. А в одном магазине ближе к вечеру 8 Марта перерезали провода — точка осталась без света.

Продавцы пытались разобраться с водителями, которые еще не успели уйти. «Около 12 часов дня приехал экскаватор и как будто ковшом начал скрести крыльцо» Продавцы пытались разобраться с водителями, которые еще не успели уйти. «Около 12 часов дня приехал экскаватор и ковшом начал скрести крыльцо» Фото предоставлено Русланом Мирзахметовым

Продавцы пытались разобраться с водителями, которые еще не успели уйти. «Около 12 часов дня приехал экскаватор и ковшом начал скрести крыльцо, — рассказывает о событиях того дня Ильмира, сотрудница магазина на улице Академика Арбузова. — Я подошла, он уже глушит машину, закрывает дверь. Говорю: „Вы что делаете, зачем сюда машину поставили?“ А он: „У меня приказ сюда поставить машину“». После этого девушка пыталась поймать водителя за куртку, но тот схватил ее за волосы, повалил на землю, а после небольшой потасовки убежал. «Я позвонила по 112, потом пришел участковый», — рассказала собеседница, добавив, что написала заявление в полицию. Момент потасовки попал на камеры наблюдения.

Мирзахметов рассказал, что ему пришлось вызывать спецтехнику, чтобы отбуксировать машины — иначе покупателям было не попасть внутрь. Впрочем, кого-то это не останавливало: по словам бизнесмена, люди, пробираясь через преграды, заходили внутрь. Блокировка магазинов сказалась на выручке: в тот день, по подсчетам Мирзахметова, его бизнес недополучил порядка 1 млн рублей.

Мирзахметов рассказал, что ему приходилось вызывать спецтехнику, чтобы отбуксировать машины — иначе покупателям было не попасть внутрь. Впрочем, кого-то это не останавливало: по словам бизнесмена, торговля не остановилась совсем, и люди, пробираясь через преграды, заходили внутрь Мирзахметов рассказал, что ему приходилось вызывать спецтехнику, чтобы отбуксировать машины — иначе покупателям было не попасть внутрь. Впрочем, кого-то это не останавливало: по словам бизнесмена, торговля не остановилась совсем и люди, пробираясь через преграды, заходили внутрь Фото предоставлено Русланом Мирзахметовым

Версия предпринимателя: заказали конкуренты

Как оказалось, техника, которая в тот день стояла у магазинов сети «4 сезона», была взята в аренду. Удалось установить компанию-арендодателя. Это ООО «Центр спецтехники». По данным базы «Контур.Фокус», фирма четыре года работала в Казани, а с начала 2021-го сменила место прописки и теперь базируется в Йошкар-Оле. Директор и учредитель ООО — Рустем Ибнеев. Он также руководит двумя казанскими компаниями с одинаковыми названиями «Интехкрансервис», которые занимаются производством бетона и продажей транспорта. Данные об этих фирмах уже переданы в полицию.

Мирзахметов предполагает, что таким образом его пытаются выдавить из бизнеса. По его оценкам, на сеть «4 сезона» приходится порядка 7% всего цветочного рынка столицы Татарстана. «Мое мнение, что это, скорее всего, происки конкурентов», — предполагает он.

Между тем сам Мирзахметов не припомнит, чтобы у него были открытые конфликты с другими предпринимателями.

Аналитики подсчитали, что в целом по России в прошлом году было продано 1,58 млрд срезанных цветов. В Казани работают порядка 500-600 цветочных магазинов. Однако точную, однозначную цифру назвать сложно Аналитики подсчитали, что в целом по России в прошлом году было продано 1,58 млрд срезанных цветов. В Казани работает порядка 500–600 цветочных магазинов. Однако точную, однозначную цифру назвать сложно Фото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

Как устроен цветочный бизнес в Татарстане

По данным аналитической компании BusinesStat, в 2020 году торговля цветами вошла в число отраслей, наиболее пострадавших от карантинных ограничений. Аналитики подсчитали, что в целом по России в прошлом году было продано 1,58 млрд срезанных цветов. И если с 2016-го это число уверенно шло в рост (с 1,3 млрд до 1,5 млрд в 2017 году, с увеличением продаж до 1,76 млрд в 2019-м), то в 2020-м показало снижение на 9,9%.

В Татарстане порядка тысячи магазинов, где можно купить живые цветы и рассаду, — это и флористические салоны, и оптовые базы, и небольшие торговые киоски, и магазины для садоводов. Больше половины из них — в Казани. Так, например, только торговая сеть «Букет столицы» представлена в столице РТ 57 магазинами. Торговая сеть «4 сезона» насчитывает 14 точек, цветочная база «Клумба» — 12 магазинов, сеть флористических салонов «Цветы Казани» — 9 павильонов, цветочная база «Теплица» представлена тремя точками и т. д. Данных об объемах продаж цветов в Татарстане и Казани найти не удалось.

По подсчетам одного из основателей April cash & carry (занимается оптовыми поставками цветов) Айрата Сайфутдинова, в Казани работает порядка 500–600 цветочных магазинов. Однако точную цифру назвать сложно. Сайфутдинов объясняет это тем, что обычно с ноября по март число точек растет. А после 8 Марта половина из тех, что только открылись, закрывается. Причина — в сезонности продаж.

Сайфутдинов подчеркивает, что с каждым годом все больше людей совершает покупки в интернете — эта же тенденция коснулась и цветочного рынка. В таких условиях конкуренция повышается. И тем более нереально в подобных обстоятельствах создать монополию. «Поток покупателей, которые заходят в магазины с улицы, уменьшается, все больше людей заказывает доставку. Монополия может быть тогда, когда у человека нет выбора: можно скупить все места, поставить везде свои точки. А в интернете никто никого не способен ограничить — выигрывают те, у кого сайт лучше, продвижение, реклама».

Первый вице-президент ассоциации предприятий МСБ Татарстана Роберт Закиров считает, что в случае, если у участников рынка возникает ощущение неравной конкуренции, этот вопрос надо обсуждать. «Нужно собрать всех представителей рынка и вести открытый диалог. Тогда и нам как экспертам по противодействию коррупции все станет понятно, и мы сможем определить, что следует сделать, чтобы была равная конкуренция, чтобы никто в этом бизнесе не пострадал», — сказал Закиров. Он отметил, что собраться можно на базе Общественной палаты РТ, т. к. там есть рабочая группа по предпринимательству.

«БИЗНЕС Online» будет следить за ходом расследования.