Минпромторг РФ сегодня утром показал первый прототип электрического мотоцикла — «новичка» в линейке Aurus Минпромторг РФ сегодня утром показал первый прототип электрического мотоцикла — «новичка» в линейке Aurus Фото: © пресс-служба минпромторга, РИА «Новости»

Электрический «новичок» в линейке Aurus

Минпромторг РФ сегодня утром показал первый прототип электрического мотоцикла — «новичка» в линейке Aurus. У ведомства большие надежды на разработку — в релизе сказано, что планируется создать конкурентоспособные образцы для свободной продажи и версии тяжелого класса для подразделений МВД и МЧС.

Разработчик «железного коня», как и всей линейки, — Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП «НАМИ»). На видео показан прототип мотоцикла специального назначения, пояснил глава минпромторга РФ Денис Мантуров. «Мотоцикл создан с учетом требований специалистов гаража особого назначения ФСО России и не просто соответствует их запросам в части функциональных качеств, предъявляемых к мотоциклам подобного класса, — в НАМИ создали действительно эффектный мотоцикл», — подчеркнул министр.

Разработчик «железного коня», как и всей линейки — Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП «НАМИ») Разработчик «железного коня», как и всей линейки, — Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП «НАМИ») Фото: © пресс-служба минпромторга, РИА «Новости»

Нельзя сказать, что Мантуров преувеличивает: электробайк действительно впечатляет. Дополнительных эмоций добавляет торжественная и даже величественная музыка, сопровождающая видео. В трехминутном ролике показали процесс создания мотоцикла — от чертежей до готового прототипа. В нем есть узнаваемые черты лимузинов Aurus, в том числе заметные вставки из хрома и фирменный логотип в передней части.

По словам разработчиков, мотоцикл оснащен электрическим энергосиловым комплексом с пиковой мощностью 140 кВт (190 л. с.), который обеспечит «необходимые динамические характеристики» (сами характеристики не уточняются), плавность работы и необходимый запас хода. Информации о том, сколько сможет проехать электрический мотоцикл без подзарядки, пока нет. Однако до 100 км/ч байк якобы разгоняется за 3,7 секунды. Для сравнения: разгон до сотни у спортивного мотоцикла BMW S1000 RR, который считается одним из самых быстрых в мире, занимает 3,1 секунды.

Видео с тестовыми заездами мотоцикла хоть и красивое, но мощь двигателя не демонстрирует. На кадрах байк двигается довольно медленно — не быстрее мопеда. Стоит оговориться, речь идет пока о прототипе мотоцикла и, возможно, «боевая версия» покажет себя во всей красе. 

В мае 2018-го, то есть ровно три года назад, Путин впервые прокатился на новом лимузине на церемонии инаугурации В мае 2018-го, т. е. ровно три года назад, Путин впервые прокатился на новом лимузине на церемонии инаугурации Фото: kremlin.ru

Надо, чтобы был лучше западных

В мае 2018 года о мотоцикле проекта «Кортеж» докладывал президенту России Владимиру Путину генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Тогда глава государства похвалил свой новый лимузин Aurus и поручил наладить производство седанов и джипов, чтобы их смогли купить «не только богатые, но и люди с любым достатком, в том числе со средним».

«Кстати, мы же подготовили еще и мотоцикл, который должен был сопровождать ваш кортеж, но, к сожалению, не успели его довести до ума, — поделился Чемезов. — Он уже практически прошел все испытания, осталось совсем немного. Очень красивый получился мотоцикл и по своим характеристикам нисколько не уступает любым западным производителям».

«Надо, чтобы лучше был», — поставил задачу Путин. Чемезов пообещал: «Будет лучше».

В комментариях к видео пользователи начали спрашивать о цене электробайка. «Ценник — ляма 3?» — написал один из пользователей с ником pabluchitto. Цена новинки — одна из главных интриг. НАМИ и минпромторг РФ стоимость разработки не называют, и непонятно, когда будет налажено серийное производство. Накануне стало известно, что выпущена пилотная партия серийных лимузинов Aurus, сейчас они проходят испытания. Первым клиентам автомобили передадут в мае 2021 года. А в мае 2018-го, т. е. ровно три года назад, Путин впервые прокатился на новом лимузине на церемонии инаугурации. Если следовать этой логике, то на рынке мотоцикл «Кортеж» появится не раньше 2024-го.

Ранее сообщалось, что разработать планируется не только спецверсию мотоцикла, но и «гражданскую», а продавать байки собираются как в России, так и за рубежом. Мантуров и Чемезов обещали запустить мотоциклы проекта «Кортеж» в свободную продажу под известным советским брендом «Иж».

Летом 2019 года Казанский вертолетный завод (КВЗ) впервые представил люксовую версию вертолета «Ансат», выполненную в стилистике Aurus Летом 2019 года Казанский вертолетный завод (КВЗ) впервые представил люксовую версию вертолета «Ансат», выполненную в стилистике Aurus Фото: «БИЗНЕС Online»

Мотоциклы будут собирать в Татарстане?

Aurus для республики — уже знакомый проект. Индустриальный партнер НАМИ — завод Sollers в Елабуге. Именно оттуда недавно «выехали» в Москву первые серийные лимузины. В декабре прошлого года глава Aurus, гендиректор ООО «УАЗ» и президент СП «Соллерс Форд» Адиль Ширинов говорил, что на предприятии в Татарстане можно запустить производство двигателей для «путинских» лимузинов, а конечная сборка моторов возможна и на КАМАЗе. «Но это один из вариантов производства в России. В любом случае во главе угла будет стоять исключительно экономическая целесообразность», — оговаривался Ширинов.

Будет ли завод «Соллерс» участвовать в производстве мотоцикла, еще неясно. Пресс-служба предприятия переадресовала запрос «БИЗНЕС Online» в НАМИ, но разработчик мотоцикла на вопросы издания пока не ответил.

Напомним, летом 2019 года Казанский вертолетный завод (КВЗ) впервые представил люксовую версию вертолета «Ансат», выполненную в стилистике Aurus. Проект удалось реализовать в максимально сжатые сроки, говорил тогда гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

«Фурора в мировом масштабе он не произведет»

Реально оценить потенциал новинки пока невозможно, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, «нужно понимание, из чего этот мотоцикл состоит, какие в нем комплектующие». «Сказать, что он произвел какое-то впечатление именно как мотоцикл, я не могу. Да, еще один тяжелый мотоцикл, возможно, не хуже других, но явно и не лучше. Какого-то фурора в мировом масштабе он не произведет», — уверен эксперт.

«В конце концов мы выходим на главный вопрос: возможная цена, которую мы с вами не знаем, и все, что с этой ценой связано, — надежность, безотказность, какое-то сервисное обслуживание, что ожидает покупатель, который приобретает любую дорогую вещь. Хотя в электробайке, как и в электромотобайке и электромобиле, ломающихся частей меньше, там нет самой проблемной части — двигателя», — указал Кадаков. Впрочем, он добавил, что и в электробайке «есть чему ломаться». По оценке специалиста, хорошие западные или восточные легкие электромотоциклы с «приличными» характеристиками сегодня стоят 1,5–2 млн рублей, а байки мощностью 150 кВт и больше обойдутся в 2,5–3 миллиона.

Дизайн мотоцикла несколько устарел и вызовет множество споров, полагает шеф-редактор телеканала «Авто 24» Павел Курлапов и отмечает «пузатую» стилистику, больше характерную для байков прошлого десятилетия. «По характеристикам не все понятно, заявлена только мощность — 140 кВт. В принципе, это нормально. Но нужно учитывать много факторов. В некоторых источниках пишут, что он весит порядка 500 килограммов, что для мотоцикла много. Важно соотношение мощности к массе. Чистая мощность тут достаточно велика, но при такой массе соотношение не самое рекордное», — указал спикер.

Он также обратил внимание на отсутствие данных о запасе хода: «Подобное очень важно, это основополагающий параметр. А тут пока темный лес». По мнению Курлапова, новый мотоцикл — это «пока больше развлекалочка» для нишевой аудитории, а цена составит больше 3 млн рублей.