Дмитрий Сергеев: «Как один из лидеров российского e-commerce мы развиваем компанию в разных направлениях и всегда смотрим на яркие стартапы на нашем рынке» Дмитрий Сергеев: «Как одни из лидеров российского e-commerce мы развиваем компанию в разных направлениях и всегда смотрим на яркие стартапы на нашем рынке» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сколько стоит 30% AliExpress по-казански?

Сегодня стало известно, что «AliExpress Россия» в рамках раунда инвестиций получил 30% в платформе KazanExpress. Сделка, по сути, уникальная:«AliExpress СНГ» в стартапы-маркетплейсы ранее особо не инвестировал, да и AliBaba в основном скупает не долю бизнеса, а компании целиком. Тем интереснее, как происходящее повлияет на рынок.

«Как одни из лидеров российского e-commerce мы развиваем компанию в разных направлениях и всегда смотрим на яркие стартапы на нашем рынке», — прокомментировал соглашение гендиректор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев. Сумма сделки сторонами принципиально не раскрывается: коммерческая тайна. Однако на рынке говорят, что классическая методика оценки стоимости компаний уровня Ozon и Wildberries следующая: годовая выручка с коэффициентом, умноженная на три. Но так как KazanExpress — стремительно растущая компания и официальные финпоказатели могут к концу года кратно отличаться от январских, за основу можно брать месячную выручку последнего отчетного периода, умноженную на 12 месяцев. Напомним, по итогам декабря маркетплейс сообщил о выручке в 300 млн рублей — в таком случае, при условии, что данная модель верна, рыночная стоимость 30-процентной доли может превышать 3 млрд рублей. При этом, как ранее рассказывал Хуснуллин, по состоянию на март 2019 года в проект было вложено 60 млн рублей. Текущий объем инвестиций не раскрывается.

На что же пойдут указанные средства? «Речь идет не о выходе в кеш, а о передаче доли взамен инвестициям в инфраструктуру. Средства пойдут на расширение количества городов, многократного увеличения числа заказов. В этом году ставим для себя цель достичь 150 тысяч заказов в сутки, что сделает нас третьим маркетплейсом в стране по показателю заказов. AliExpress здесь для нас лучший партнер из всех возможных. Компания по-прежнему лидер в стране по количеству заказов и трафику», — объясняет Линар Хуснуллин, сооснователь и генеральный директор KazanExpress. 

Линар Хуснуллин: «AliExpress тут для нас лучший партнер из всех возможных. Компания по-прежнему лидер в стране по количеству заказов и трафику» Линар Хуснуллин: «AliExpress здесь для нас лучший партнер из всех возможных. Компания по-прежнему лидер в стране по количеству заказов и трафику» Фото: «БИЗНЕС Online»

Также на средства от инвестиций компания планирует увеличить офис разработок в Иннополисе, чтобы продолжить развивать IT-сервисы, в частности собственную систему управления складом и мобильное приложение KazanExpress, через которое поступает 90% заказов (на 33-м месте в российском AppStore). Часть средств, по словам Хуснуллина, пойдет на развитие складской инфраструктуры и поддержку продавцов. «В ближайшие месяцы запускаем в Зеленодольском районе Татарстана под Казанью льготный производственный коворкинг для производителей, которые продают товары на нашей площадке. Пока это 11 тысяч квадратных метров производственных помещений с бесплатной арендой и другими мерами поддержки. Еще в 2021 году должны успеть достроить складской комплекс на 120 тысяч квадратных метров площади хранения и обработки заказов», — подчеркивает Хуснуллин.

«Мы рады возможности начать работать с лидерами рынка для дальнейшего роста. Наша ключевая особенность — идеально построенная логистика и бесплатная доставка за сутки в любой из наших городов присутствия. Кроме того, мы активно работаем с региональными продавцами: у нас собственная система обучения, которая помогает им легко интегрироваться и запускаться на платформе. Благодаря этому число малых и средних продавцов у нас за год выросло в два раза», — комментирует директор компании.

Сеть собственных пунктов выдачи на сегодняшний день развернута в 33 городах страны, работает логоцентр  на 45 тыс. кв. м. Сеть собственных пунктов выдачи на сегодняшний день развернута в 33 городах страны, работает логоцентр на 45 тыс. кв. метров Фото предоставлено KazanExpress

«На менеджмент сделка не повлияет»

«Для нас это партнер стратегический, — соглашается ключевой акционер, основатель ГК Fix Дмитрий Еремеев. — Интерес проявляли и другие компании, но на решение повлияло несколько факторов. Главный из них — AliExpress сам очень глубоко разбирается в электронной коммерции, это максимально профильный инвестор. KazanExpress всегда позиционировался как AliExpress за один день, а теперь можно говорить о том, что в нем есть буквальная доля китайского маркетплейса. Даже с точки зрения названия история выглядит очень логичной».

По словам Еремеева, на менеджмент, управление и концепцию сделка не повлияет, руководителями компании остаются Хуснуллин и выпускник Университета Иннополис Кевин Ханда, а ГК Fix по-прежнему является крупнейшим акционером (Еремееву до сделки принадлежало 80% компании). «Конечно, 30 процентов очень крупная доля, но контрольный пакет остается за нами», — заверяет он.

Еремеев подчеркивает, что потребители если и почувствуют изменения, то только в лучшую сторону, потому что сделка подразумевает прежде всего финансовые вливания. «Мы рассчитываем, что наши амбициозные планы будут еще более масштабными и обретение такого партнера нас усилит, позволив расширить ассортимент товаров и географию», — говорит он.

Планируется создать 1,2 тысячи рабочих мест в 2021 году и около 10 тысяч в перспективе 2–3 лет, склад планируется расширять до 1,1 миллиона квадратных метров Планируется создать 1,2 тыс. рабочих мест в 2021 году и около 10 тыс. в перспективе 2–3 лет, склад планируется расширять до 1,1 млн кв. м Фото предоставлено KazanExpress

Напомним, в начале года в интервью нашему изданию Еремеев рассказывал о планах по строительству большого логоцентра в Свияжском мультимодальном центре в рамках задачи охватить 80% страны доставкой за один день. Планируется создать 1,2 тыс. рабочих мест в 2021 году и около 10 тыс. в перспективе 2–3 лет, склад предполагается расширять до 1,1 млн кв. метров. Целиком фулфилмент-центр может быть построен за 12 млрд рублей к 2024-му, а его первую очередь готовят к запуску уже в этом году. «Если все пойдет хорошо, то мы, по предварительным подсчетам, в первые пять лет только налогов около 40 миллиардов рублей заплатим», — рассказывал Еремеев, отметив, что ГК уже вложила в данный проект 220 млн рублей собственных средств.

Сеть собственных пунктов выдачи на сегодняшний день развернута в 33 городах страны, работает логоцентр на 45 тыс. кв. метров. В 2021 году компания завершит строительство собственного комплекса площадью 120 тыс. кв. м с максимальной пропускной способностью 150 тыс. заказов в сутки. Это позволит распространить 24-часовую доставку на 72% российских онлайн-покупателей. До конца года маркетплейс расширит географию присутствия на 127 городов РФ, включая Центральную Россию, южные регионы и Урал.

По словам Еремеева, на менеджмент, управление и концепцию сделка не повлияет, руководителями компании остаются Линар Хуснуллин и Кевин Ханда, а ГК Fix по-прежнему является крупнейшим акционерам По словам Еремеева, на менеджмент, управление и концепцию сделка не повлияет, руководителями компании остаются Хуснуллин и Кевин Ханда, а ГК Fix по-прежнему является крупнейшим акционером Фото предоставлено KazanExpress

«Для Татарстана привлечение AliExpress в таком формате — большая удача, потому что в отличие от других маркетплейсов, которые здесь открывают склады, но вся их выручка оседает, например, в Москве, в нашем случае она остается в республике. Для нас важны локальные продавцы, татарстанские предприниматели, которые будут развиваться, генерировать выручку, налоги, усиливать компетенции в области интернет-торговли. Таким образом, бизнесмены, работающие на нашей площадке, сильно вырастут. Просто потому что растущая площадка на развивающемся рынке автоматически поднимает продавца. И даже за последние несколько месяцев мы видим, что доход на одного продавца существенно вырос», — обратил внимание Еремеев.

При этом приход «Али» не заполнит маркетплейс китайскими товарами, пообещал он. «У нас другая модель. Основные продажи AliExpress — трансграничные, со складами в Китае. Мы верим в нашу модель — доставка за один день», — подчеркивает акционер.

Отмечается, что на начало марта на KazanExpress зарегистрировано более 5 тыс. российских продавцов. Ежемесячный объемов заказов составляет около 1 млн посылок, за год их число выросло почти в 8 раз. В 2021-м маркетплейс планирует расширить географию быстрой доставки за 24 часа и число собственных пунктов выдачи в 127 населенных пунктах России. Оборот за 2020-й составил более 1,3 млрд рублей. В 2021 году площадка ожидает рост в 8 раз.

«KazanExpress — хороший региональный игрок, хорошо подготовленный с точки зрения современных технологических решений и правильного позиционирования бизнеса». «KazanExpress — хороший региональный игрок, отлично подготовленный с точки зрения современных технологических решений и правильного позиционирования бизнеса» Фото предоставлено KazanExpress

«Трендом е-commerce становится развитие региональных сервисов»

«Для меня это новость, — отреагировал на сделку Артем Соколов, глава ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). — KazanExpress — хороший региональный игрок, отлично подготовленный с точки зрения современных технологических решений и правильного позиционирования бизнеса». Спикер подчеркнул, что особенность казанского маркетплейса в том, что тот создавался сам, за свои деньги, «а когда ты создаешь бизнес самостоятельно, стараешься быть оптимальным с точки зрения всех бизнес-процессов, что напрямую конвертировалось в низкую стоимость обработки заказов». К тому же Соколов отметил очень хорошую модель быстрой доставки — строго на следующий день.

«Трендом для крупных компаний сегмента е-commerce становится развитие региональных сервисов, там сейчас идет рост платежеспособного спроса, люди готовы активно совершать покупки в интернете. Несколько лет подряд мы наблюдаем увеличение доли регионов в общем объеме онлайн-продаж. А Татарстан всегда входил в топ-10 регионов с самым платежеспособным спросом. Жители республики в 2020 году потратили 67,1 млрд рублей на покупки в интернет-магазинах, что составило 2,1 процента от общего объема рынка интернет-торговли России. Это довольно серьезные цифры, лишь несколько регионов выходят за уровень 2 процентов, за исключением, разумеется, Москвы, консолидирующей почти четверть всего онлайн-рынка», — обрисовал картину Соколов. По итогам 2020 года доля онлайн-продаж в общем объеме татарстанского рынка ретейла составляет более 7%.