ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СПОСОБ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ

Напомним, что о возможном внедрении электронно-цифровой подписи для клиентов «Татэнергосбыта» и «Сетевой компании» впервые разговор зашел год назад. Сегодня же такие перспективы становятся реальностью. Наша газета уже писала о внедрении ЭЦП для клиентов энергетических компаний РТ. По мнению энергетиков, полный переход на электронные взаимоотношения с потребителями не только существенно снизит временные затраты на согласование и подписание документов между клиентами и поставщиками, но и уменьшит расходы на сопровождение данной процедуры. На днях в головной офис ОАО «Татэнергосбыт» были приглашены более 30 представителей компаний-клиентов, им была презентована информационная система «Энергия», а также возможности использования электронно-цифровой подписи при оформлении документации по взаимным обязательствам.

Данная услуга была разработана партнером «Татэнергосбыта» в проекте - компанией ООО «Центр Электронных Услуг». В сопроводительном материале к презентации говорилось, что клиентам предлагается «юридически значимый защищенный электронный документооборот между абонентами (потребителями электроэнергии) и структурными подразделениями (филиалами) ОАО «Татэнергосбыт» и ОАО «Сетевая компания». Обмен электронными документами осуществляется в рамках информационной системы «Энергия».

Абонентами системы могут быть различные предприятия и организации, пользующиеся услугами энергоснабжения, а также индивидуальные предприниматели и другие лица, имеющие договорные отношения с ОАО «Татэнергосбыт».

Потребитель с помощью специального программного обеспечения (ПО) заполняет макет ежемесячного снятия потребителем показаний приборов учета, подписывает макет электронной подписью и отправляет его (в виде почтового сообщения) по каналу связи (интернет) на сервер оператора связи.

Экономия рабочего времени и расходных материалов, затрачиваемых на подготовку и распечатывание документов, сокращение транспортных расходов и времени на доставку документов до адресатов и т.д.»

Говоря простым языком, участникам мероприятия был предложен ресурс, полностью освобождающий их от непосредственных контактов с энергетическими компаниями, осуществляющими учет и поставку электроэнергии.

IMG_8951.jpg

ЗАТРАТЫ НЕБОЛЬШИЕ – 150 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ

Судя по реакции аудитории, можно было предположить, что люди пришли не просто высидеть время, потому что их на данное мероприятие откомандировало руководство, а действительно заинтересованы предложением. В частности, из зала то и дело задавались вопросы. К примеру, насколько защищена данная программа, как быть, если при расчете возникнут несогласия (здесь речь шла о возможностях оформления протоколов разногласий в электронном виде), насколько эффективно и оперативно будет оказано техническое сопровождение программного продукта (при условии сбоя системы или ошибочного введения информации) и что делать, если макеты с показаниями приборов учета по каким-то причинам не будут приниматься «Сетевой компанией», ведь возможность живого диалога в данном случае отсутствует. А еще представители компаний высказали пожелание получить услугу по полному пакету, то есть по расчетам и оформлению документации по всем ресурсам – теплу, воде, газу.

Как пояснила начальник отдела продаж «Центра электронных услуг» Людмила Терентьева (она же и презентовала программу), клиентов более всего интересует вся схема, как это будет выглядеть, цена вопроса и охватываемость.

– На сегодняшний день заключено 19 договоров – и это только по первой отчетности, так как усиленно мы начали работать недавно, - сказала Терентьева.

Она также высказала мнение: «На наш взгляд эта услуга будет очень востребована, мы думаем, она пойдет и в другие регионы. На самом деле – это очень выгодно, клиенты затраты несут небольшие: 150 рублей в месяц – для организации это не деньги. Во-вторых, это очевидное удобство, в том числе и для «Татэнергосбыта» – нет очередей, вся документация в порядке, в электронном виде.

Что касается сохранности информации и обеспечения ее безопасности от проникновения извне, она убедительно сообщила: «Вся база сохранится на серверах: мы - специализированная компания, на рынке уже шестой год, кроме того, у нас есть необходимая лицензия ФСБ на право этой деятельности».

В свою очередь представители компаний выразили и свою точку зрения о целесообразности использования новой услуги «Татэнергосбыта». В частности, главный энергетик ООО «Мегафон» в РТ Оксана Гурьянова рассказала газете "БИЗНЕС Online", чем может быть интересен данный проект сотовому оператору: «Мне как энергетику этот проект кажется интересным: у нашей компании очень большое количество объектов – порядка 700, и сдавать показания счетчиков, ездить в разные РЭСы очень затратно. А эта система была бы несомненно удобна: показания счетчиков дистанционно сдали, заплатили, согласовали. И я, конечно, своему руководству доведу эту информацию».

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ» ЗАПУСТИЛИ, ПО ТЕПЛОВОЙ - ПРОРАБАТЫВАЕМ

Заместитель директора ОАО «Татэнергосбыт» по информационным технологиям Рамиль Хузин заметил газете "БИЗНЕС Online", что данный проект – это только один из этапов: «Если рассматривать другие ресурсы, такие как тепло, вода, газ, то понятно, что получить сразу все в одном флаконе – наиболее приемлемый вариант, но не всегда сразу реализуемый. Я вижу поступательное движение, поэтому сейчас электроэнергию запустили, по тепловой энергии этот вопрос прорабатывается с теплосетевыми компаниями. Дальше, когда опыт использования этой системы выйдет на определенный уровень, ее уже подхватят другие организации-поставщики услуг. Если учесть, что бумажный документооборот изживает себя, за электронными программами будущее».

– Какие вопросы ваших клиентов более всего интересуют?

– В первую очередь – как будут обеспечиваться вопросы несогласия с документами, введение корректировок. Есть еще один момент: каждый клиент уникален по-своему, не у всех одна типовая схема подключения к сетевой компании. У некоторых есть, допустим, различные объекты, которые подключены по разным технологиям. Здесь я вижу наше содействие и содействие разработчиков системы в том, чтобы охватить как можно больший спектр клиентов, чтобы, скажем, вне зависимости от того, как подключен клиент, к кому подключен, у него была возможность использовать одну систему.

Мы идем к тому, чтобы клиент максимально полно имел информацию о выполнении договорных обязательств. То есть все должно быть максимально прозрачно, особенно если учесть, что расчет за электроэнергию труден для понимания. И зачастую просто разложить его по полочкам довольно тяжело. Но мы стараемся доступным языком донести его до клиентов.

Хузин также отметил, что остался доволен встречей с представителями компаний-клиентов «Татэнергосбыта»: «Видна заинтересованность. И те вопросы, которые волнуют людей, мы для себя выявили: какие моменты стоит в системе наработать, что интересует клиентов. Думаю, диалог состоялся».