Прекращение перевозок льготников, в ЗПАТП объяснили тем, что республиканские власти не платят  за льготников Прекращение перевозок льготников, в ЗПАТП объяснили тем, что республиканские власти не платят за льготников Фото: «БИЗНЕС Online»

«ООО «Экспресс» вынуждено прекратить перевозки льготной категории граждан с 1 марта 2021 года»

Завтра министр транспорта РТ Фарит Ханифов проведет встречу с главой Зеленодольского района Михаилом Афанасьевым и представителем зеленодольского ПАТП Дмитрием Грузковым, а сегодня для СМИ будет проведен брифинг с участием начальника управления транспорта Алексея Сидорова. Все мероприятия посвящены разбору объявления зеленодольского перевозчика о прекращении перевозки льготников на двух популярных маршрутах с 1 марта. Перевозчик, местное ЗПАТП, объяснил свое решение тем, что республиканские власти не платят ему компенсации. «В связи с отсутствием соглашения о предоставлении субсидий (компенсации убытков от перевозки льготных категорий) ООО „Экспресс“ вынуждено прекратить перевозки льготной категории граждан с 1 марта 2021 года по межмуниципальным маршрутам №104 Казань — Зеленодольск, № 104а остановочный пункт г. Зеленодольск — Казань — Остановочный пункт г. Зеленодольск. К сожалению, это вынужденная мера, так как мы не можем и далее возить треть наших пассажиров, не получая компенсацию за выполненную нами работу», — жалуется перевозчик на официальном сайте.

Льготный проездной билет для пенсионеров (владеющих жильем площадью до 40 кв. метров на одного члена семьи), участников ВОВ, бывших военнослужащих, ветеранов труда, инвалидов и других категорий населения с 1 января 2021 года стоит 526 рублей. Он позволяет владельцу в течение месяца ездить на автобусе неограниченное число раз. Неудивительно, что для Зеленодольска это самая обсуждаемая тема, судя по социальным сетям. «На каком основании Федеральные льготники (инвалиды,дети -инвалиды,сопровождение инвалидов) лишены возможности льготного проезда? Федеральный закон он везде един и его не могут изменить», — возмутилась под постом об отмене льгот в группе ЗПАТП «ВКонтакте» Аида Миниахметова (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохраненыприм. ред.). «Лучше бы кондуктор этих всех убрали, сократили бы всех их и сделали электронные автоматы как в автобусах во всех нормальных городах. Чем обычных пассажиров выжимать...» — поддержала ее пользователь под ником Violetta Lee.

Не менее бурно обсуждается и другое решение ЗПАТП — поднять стоимость проезда в двух коммерческих маршрутах до Казани — №552 и 554. На них льготы не действуют, и с 1 марта этого года перевозчик объявил о повышении цены билета с 80 до 100 рублей. При этом данная сумма фиксированная и она не зависит от дальности поездки. По словам Грузкова, даже при таком раскладе рентабельность перевозок под вопросом. «В прошлом году план по этим коммерческим маршрутам был 7 тысяч рублей в день. А ведь только заправка на сутки стоила 5,2 тысячи. Сейчас, да, стоимость проезда подняли, но где гарантия, что мы сохраним пассажиропоток? Если нам придется работать в убыток и дальше, то резонно вообще уходить с рынка. Но что люди будут делать, как добираться?» — задается вопросом Грузков.

Дмитрий Грузков:  «В 2020 году минтранс вдруг взял и убрал городскую транзакцию, решив, что платить теперь будет только за пригородные километры» Дмитрий Грузков: «В 2020 году минтранс вдруг взял и убрал городскую транзакцию, решив, что платить теперь будет только за пригородные километры» Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» совладелец ПАТП Грузков рассказал, что компенсации от минтранса РТ за перевозку льготников на маршрутах №104 и 104а перевозчик получал с 2017 года согласно Постановлению №161 кабмина РТ. «Компенсировали нам порядка половины стоимости билета, все рассчитывалось по формуле, указанной в постановлении, — заметил Грузков. — Например, стоимость билета по маршруту Зеленодольск – Казань — 80 рублей. Для пригородных маршрутов всегда было так, что поездка по городу суммировалась с проездом по пригородной территории, по километрам. То есть чем дальше из пригорода в город ты едешь, тем дороже стоимость поездки. До 2020 года минтранс возмещал нам с этой стоимости порядка 40 рублей. Эта сумма складывалась из компенсации стоимости поездки по городу, это 20 рублей, и стоимости поездки по пригородной зоне — 17 рублей. Но в 2020 году минтранс вдруг взял и убрал городскую транзакцию, решив, что платить теперь будет только за пригородные километры».

По словам Грузкова, первую компенсацию (за январь 2020 года) перевозчик получил только в мае 2020-го, тогда и заметил недостачу. В августе 2020 года ЗПАТП обратился за разъяснением в зеленодольский исполком, а потом — в прокуратуру. Грузков утверждает, что исполком поначалу согласился, что базовую часть в компенсации надо вернуть, но потом в прокуратуре объяснили, что все расчеты компенсаций, которые приводятся в 161-м постановлении, касаются только маршрутов на регулируемых тарифах. А поскольку на маршрутах №104 и 104а тарифы нерегулируемые (стоимость проезда устанавливает сам перевозчик), компенсаций, просчитанных в постановлении, им не видать. На вопрос нашего корреспондента, на каком основании он несколько лет по этому постановлению получал компенсации, Грузков со смехом развел руками: «Сам не знаю!»

Проблема с получением компенсаций за межмуниципальные перевозки льготников есть и в других районах республики. В пример он привел Чистополь, где в 2020 году заложили 8 млн, рублей на компенсации, а перевозчики ничего не получили Проблема с получением компенсаций за межмуниципальные перевозки льготников есть и в других районах республики. В пример собеседник нашего издания привел Чистополь, где в 2020 году заложили 8 млн рублей на компенсации, а перевозчики ничего не получили Фото: «БИЗНЕС Online»

«первая задача — разобраться с компенсациями на этот год. Срок исковой давности — 3 года, время есть»

В ЗПАТП подсчитали убытки: только с августа по декабрь предприятие недополучило за льготников 7,3 млн рублей, за год набегает сумма в районе 17 млн рублей. Грузков подчеркнул — с 1 января 2021 года предприятие не продлило договор с муниципалитетом на оказание перевозок из-за непонятной ситуации с компенсациями. «С 2020 года договор перевозчик заключает с муниципалитетом, и в 2020 году я заключил договор с муниципалитетом ровно по тем же условиям, по которым работали раньше с миндортрансом, — компенсации просчитывались по 161-му постановлению. И вот такое получаем, что, оказывается, нам с нерегулируемыми тарифами не имеют права считать компенсации по этому постановлению, а по какому имеют — непонятно. Поэтому на этот год и не заключили договор, сделали объявление на сайте. И сейчас, подчеркну, никакого договора. Но льготников все равно возим. В минтрансе нас уверяют, конечно, что деньги мы получим, что они заложены в бюджете, вот только в том году при заложенных на компенсации 48 миллионов мы получили 26 миллионов».

Собеседник издания сказал, что проблема с получением компенсаций за межмуниципальные перевозки льготников есть и в других районах республики. В пример он привел Чистополь, где в 2020 году заложили 8 млн рублей на компенсации, а перевозчики ничего не получили. 

«Мы написали письма в минфин, минюст, в прокуратуру города, республики, омбудсменам, — перечислил Грузков. — Минтранс предлагает установить для маршрутов с нерегулируемым тарифом вместо имеющихся компенсации тарифов некую ставку, по которой ведомство будет компенсировать траты на проезд льготников». По словам Грузкова, есть два варианта ставки. По одному компенсация будет на уровне прошлых лет, и перевозчиков это устроит. Другой вариант предусматривает, что городскую составляющую компенсации в 20 рублей учитывать не будут, а итоговая компенсация окажется на 20% выше действующей, то есть не 17,8 рубля, а в районе 20. «Это мало, конечно. Сейчас первая задача — разобраться с компенсациями на этот год, будут ли они и в каком размере, потом будем разбираться с тем, что недополучили в 2020 году. Срок исковой давности — три года, время есть», — намекнул на возможный разворот в отношениях с минтрансом перевозчик.

Грузков добавил, что глава Зеленодольского района «всячески поддерживает» перевозчиков и тоже хочет разобраться в ситуации.

С 1 января 2020 года задача выплачивать компенсации перевозчику возлагается на исполком района.  Минтранс же только перечисляет средства на компенсацию льгот в исполком, а районные власти распределяют их по собственному усмотрению С 1 января 2020 года задача выплачивать компенсации перевозчику возлагается на исполком района. Минтранс же только перечисляет средства на компенсацию льгот в исполком, а районные власти распределяют их по собственному усмотрению Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

юридический казус с выплатами

В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ «БИЗНЕС Online» подчеркнули, что ведомство не отказывалось от компенсаций расходов за единый месячный социальный проездной по маршрутам №104 и 104а. «Компенсация каждому муниципальному району осуществляется в рамках лимита бюджетных средств, предусмотренных Законом РТ от 27 ноября 2020 года №78-ЗРТ „О бюджете Республики Татарстан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов“», — сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в ведомстве. 

По данным минтранса, с 1 января 2020 года задача выплачивать компенсации перевозчику возлагается на исполком района. Новые для района полномочия прописаны в законе РТ от 12 декабря 2005 года №123 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта». Минтранс же только перечисляет средства на компенсацию льгот в исполком, а районные власти распределяют их по собственному усмотрению. Впрочем, по данным на 24 февраля 2021 года, справки-расчеты от исполнительного комитета, на основании которых министерство перечисляет субвенции, в адрес министерства не поступали. 

«Миндортранс с начала 2021 года выделяет муниципалитету средства в рамках установленных лимитов текущего года, неисполнение обязательств со стороны перевозчика влечет к штрафным санкциям, — пригрозили в минтрансе РТ. — Так что будьте добры обеспечить проезд. К этому обязывает и прописанный кабмином РТ порядок предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета». Отказ катать пассажира по социальному проездному билету обернется административной ответственностью. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РТ, за это гражданину грозит штраф в 1 тыс. рублей, должностное лицо накажут на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, юридическое лицо оштрафуют на 15–20 тыс. рублей. 

Впрочем, промедление исполкома объясняет позиция республиканской прокуратуры, изложенная в ответе на запрос уполномоченного по правам предпринимателей РТ Фарида Абдулганиева. Из ответа надзорного ведомства (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online») следует, что порядок компенсации расходов перевозчиков не распространяется на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу. Отсутствие методологической базы не позволяет в данном случае определить объем субсидий для перевозчиков. Для того, чтобы решить проблему с компенсациями, необходимо устранить юридический казус — прописать в ЗРТ №123 механизм определения расчета размера компенсации льготного проезда для всех маршрутов регулярных перевозок, независимо от тарифа, регулируемый он или нет. Следовательно, вопрос должен решаться в Госсовете РТ, а не в кабинетах исполкома или минтранса. 

Старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев подтвердил «БИЗНЕС Online» получение обращения Грузкова. По его словам, республиканская прокуратура направила письмо на имя председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина с предложением внести в закон Татарстана необходимые коррективы. В адрес исполкома Зеленодольска надзорное ведомство внесет представление по поводу «несвоевременного решения вопросов местного значения в части организации внутригородских перевозок».

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Абдулганиев заметил, что тема зеленодольских перевозок рассматривалась еще на декабрьском заседании общественного совета ЦОП «Бизнес против коррупции». «Проблема требует комплексного подхода и внесения ряда изменений в республиканское законодательство. Совместно с минтрансом РТ и экспертным сообществом мы готовим соответствующие предложения», — заметил бизнес-омбудсмен РТ.

В исполнительном комитете Зеленодольского района также ссылаются на проблемы в законодательстве. «Исполком перечисляет перевозчику субсидии, которые предоставляет минтранс. Но перевозчику нужна другая форма работы на нерегулируемых маршрутах, так как субсидий, предоставляемых минтрансом РТ, предприятию не хватает. Исполком будет работать по данному направлению, чтобы льготники не пострадали и пользовались всеми льготами», — заключили в районной администрации.