Новый для Казани торговый центр построен на месте известного всем «птичьего рынка» — на улице Белинского в Авиастроительном районе. Комплекс так и назвали — «Птичий рынок» Новый для Казани торговый центр построен на месте известного всем птичьего рынка — на улице Белинского в Авиастроительном районе. Комплекс так и назвали — «Птичий рынок»

два этажа семейного ТЦ: кто открылся и кто придет? 

Новый для Казани торговый центр построен на месте известного всем птичьего рынка — на улице Белинского в Авиастроительном районе. Комплекс так и назвали — «Птичий рынок»: большие буквы красуются на крыше двухэтажного здания. Внешний облик фасада делает заявку на дизайн: он выполнен в стекле с деревянными вертикальными вставками. От прежних стихийных ларьков, куда купить и продать животных десятилетия подряд приезжали казанцы, да и жители республики, здесь ничего не осталось. Теперь это 4 тыс. кв. м торговых площадей с прозрачным атриумом, парковкой на 210 мест и погрузочно-разгрузочной площадкой.


Масштабы нового ТЦ в пяти минутах ходьбы от станции метро «Авиастроительная» невелики. «Птичий рынок» почти в 34 раза меньше, чем самый большой ТЦ Казани — KazanMall, и в 4 с лишним раза меньше ТЦ «Проспект», который считался одним из «миниатюрных», площадью 18 тыс. «квадратов». Строить здание начали почти два года назад. Гендиректор компании «Белый дом» Руслан Ковалев, выступающий заказчиком объекта, собирался открыть комплекс еще летом прошлого года.

Птичий рынок в Соцгороде начали сносить в ноябре 2018 года. ООО «Белый дом», купившее землю с рынком у КЗИО Казани, рассчитывало благоустроить территорию, которая не устраивала его из-за несоответствия современным требованиям торговли и безопасности. Арендаторы мест на птичьем рынке получили уведомления о расторжении договоров аренды.

Как рассказывал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ООО «Белый дом» Раис Камалов, под «живую» торговлю в новом ТЦ выделят более 1 тыс. кв. м в аренду по льготной цене. «Новое торговое помещение позволит расширить возможности площадки. В нем будет безопаснее, комфортнее для посетителей и для животных, условия содержания которых сейчас порой оставляют желать лучшего», — отмечал собеседник.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал внутри самого ТЦ до официального праздничного открытия. Первые магазины начали встречать покупателей здесь с конца декабря 2020 года. Первым и якорным открывшимся арендатором стал продуктовый ретейлер «Пятерочка», она занимает почти половину всех площадей первого этажа. Магазин представлен в новой концепции — с дизайном с навигацией, ассортиментом готовой продукции, отдельной зоной с кофе и свежевыжатым апельсиновым соком. Здесь же можно разогреть еду, перекусить за оборудованной барной стойкой и зарядить телефоны.

Первым и якорным открывшимся арендатором стал продуктовый ретейлер «Пятёрочка», она занимает почти половину всех площадей первого этажа Первым и якорным открывшимся арендатором стал продуктовый ретейлер «Пятерочка», она занимает почти половину всех площадей первого этажа

«Наконец-то в нашем районе появилось что-то цивильное! За 70 лет, что живем в Соцгороде, первый торговый центр открыли!» — порадовались в беседе с нашим корреспондентом бабушки с полными пакетами продуктов. Из ближайших супермаркетов для них только «Бахетле» на Максимова, малоформатные магазины у дома в виде «Магнита», круглосуточных продуктовых и пекарен.

На входе в торговый центр «поселился» «Мегафон» и дискаунтер электроники и бытовой техники «Ситилинк» На входе в торговый центр «поселились» «Мегафон» и дискаунтер электроники и бытовой техники «Ситилинк»

На входе в торговый центр «поселились» «Мегафон» и дискаунтер электроники и бытовой техники «Ситилинк». Последний работает на выдачу по интернет-заказу и занимает со складом почти 400 кв. метров. Правда, такой сервис наши собеседницы «третьего возраста» не очень оценили. «Телевизор нужен, пощупать хочется, а тут только пальцами нужно что-то тыкать, я ничего не понимаю, — говорит пенсионерка Любовь Ивановна. — Тут в основном пожилые живут, им лучше продукты и одежду нормальную предусмотреть». С ассортиментом одежды же в новом ТЦ и правда пока скудно, считают они. Но это смотря кому, что и как! К примеру, на первом этаже представлен киоск с трикотажем. Второй этаж полностью занимает магазин «Планета одежды и обуви»: в больших ТЦ такой не увидишь, вещи не брендовые, зато цены на некоторые позиции значительно ниже. На сайте «Птичьего рынка», кстати, сказано, что второй этаж подходит под размещение кафе, банкетного зала или спортивно-тренажерного комплекса, а также офисных пространств или зоны шоурумов.

На первом этаже представлен киоск с трикотажем. Второй этаж полностью занимает магазин «Планета одежды и обуви» На первом этаже представлен киоск с трикотажем. Второй этаж полностью занимает магазин «Планета одежды и обуви»

Так что, возможно, все еще поменяется. Центр заполнен пока на 60%, часть помещений еще пустует — ожидается, что полностью арендаторы заполнят ТЦ ближе к лету. По информации нашего издания, вскоре здесь может открыться магазин бытовой химии и товаров для дома «Магнит Косметик» площадью до 200 кв. м, гипермаркет для офиса и учебы «Офисмаг», «РусАлко», аптека, парикмахерская «Чио чио» по франшизе казанского предпринимателя Ильназа Набиуллина, а также центр выдачи интернет-заказов Ozon. 

Что касается цен на аренду свободных помещений, размещенных на сайте торгового центра, то снять маленькую комнату на первом этаже с панорамным остеклением площадью 19 кв. м будет стоить 80 тыс. рублей в месяц. Соседнее помещение в 26,8 кв. м. — 100 тыс. рублей. А вот расценки за самые большие на сегодня площади таковы: арендовать 500 «квадратов» на первом этаже можно за 1 тыс. рублей за 1 кв. метр. Это чуть ниже, чем средняя расценка в ТЦ по Казани на такие помещения. К примеру, как пояснили «БИЗНЕС Online» в компании UD Group (управляет, в частности, комплексами «Горки Парк» и «KazanMall»), по итогам 2020 года в среднем аренда стоит 1,1 тыс. рублей за 1 кв. метр.

Центр заполнен пока на 60%, часть помещений еще пустуют — ожидается, что полностью арендаторы заполнят ТЦ ближе к лету Центр заполнен пока на 60%, часть помещений еще пустует — ожидается, что полностью арендаторы заполнят ТЦ ближе к лету

«живая» торговля будет на улице

Пройдя по торговой галерее, наш корреспондент не приметил места для «птичников». Очевидно, что по соседству с продуктами торговых мест им просто не нашлось — вряд ли Роспотребнадзор посмотрел бы на такое сквозь пальцы! Ранее владельцы заявляли, что ТЦ станет работать с концепцией ярмарки, а под торговцев животными выделят часть помещений. Возможно, теперь это будет опять-таки уличная территория: перед зданием ТЦ, рядом с парковкой, построен деревянный навес.

Местные жители, опрошенные «БИЗНЕС Online», еще помнят, как в советские годы, да и в нулевые это место было практически одной из достопримечательностей Казани. По воскресеньям сюда съезжались любители голубей, котят, рыбок и собак со всей округи. Не только купить и продать, но и как в «трогательном зоопарке», просто посмотреть на живность. «Это был воскресный день для родителей и детей. Кто рыбок продавал, кто хомячков. Мы не скучаем — признаться, грязища здесь была натуральная! А кто не продаст котенка, потом к нам в мусорку его во двор скидывал!» — вспоминает Екатерина Львовна. Всю жизнь она проработала на 16-м казанском заводе. По ее словам, еще до «птички» здесь проходили сельскохозяйственные ярмарки: торговали овощами, молоком и мясом.

Пенсионер Сергей Яковлевич замечает, что вывеска на ТЦ отсылает к птичьему рынку, но на самом деле его тут пока нет. «Написано, что „Птичий рынок“, и люди всё спрашивают: „А где птички?“  Напишите, что это просто торговый центр», — предлагает собеседник.

«Написано, что «Птичий рынок», и люди все спрашивают, а где птички?   Напишите, что это просто торговый центр» «Написано, что «Птичий рынок», и люди всё спрашивают: «А где птички?» Напишите, что это просто торговый центр»

А пока выселенные с улицы Белинского торговцы домашней живностью переехали по разным концам Казани. Часть — «под крыло» Центрального (Колхозного) рынка на улице Мартына Межлаука. Бо́льшая же половина собирается там же, в Авиастроительном районе, — только на улице Тэцевской, на территории оптово-складской базы. За «символичные» 100 рублей по воскресеньям разводчики пернатых и усатых стоят на улице и предлагают приютить питомцев за деньги.

Председатель казанского клуба голубеводов Валерий Варянин, который раньше продавал птиц на снесенном птичьем рынке, рассказал «БИЗНЕС Online», что никаких предложений от владельцев нового ТЦ по части размещения пока не поступало. На новом же месте любителей животных все устраивает. «Изначально мы хотели, чтобы птичий рынок был в „Агропромпарке“. Но нам сказали, что ветслужба не разрешит это сделать. На Колхозном рынке с парковкой тяжело. А здесь, на Тэцевской, проходимость большая, и руководство обещало место облагородить. Есть помещения под крышей, и иногородним удобно сюда добираться — рядом трасса М7, есть буфет», — говорит Валерий Николаевич.

По его словам, здесь также проводят ярмарки животноводов, и вырученные средства направляют на обустройство площадки. «Купили столы для удобства, чтобы птичники могли свои клетки поставить. Кто приходит торговать сюда, они делают это на постоянной основе и просто платят 100 рублей за аренду. Совсем бесплатно не получится. Понятно же, что руководству базы тоже нужно следить за местом! Дворников нанимают, очищают площадку от снега… Постоянной выделенной площадки в Казани для голубятников нет».


«В меценатство и филантропов в его истинном определении я пока не сильно верю»

Появление в шаговой доступности нового небольшого ТЦ эксперты «БИЗНЕС Online» расценивают положительно — с точки зрения снижения трафика в другие комплексы города с тем же наполнением. Однако планы относительно возможности организации торгового сегмента по типу птичьего рынка считают не более чем маркетингом. «Экономика объекта стоит во главе угла у любого разумного собственника, капитализм в самом его настоящем проявлении. В меценатство и филантропов в его истинном определении я пока не сильно верю», — говорит гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров.  

Что касается возможного объема инвестиций в подобные строения, все зависит от местоположения и необходимости переносов и подведения коммуникаций, а также технологий его строительства. «Сейчас часто выдают за торговые помещения каркасное строительство с сэндвич-панельным наполнением проемов и стен, по сути ангары. Такая технология при заданной полезности помещений дает свои плоды в части последующей окупаемости, но и эстетичности никакой, хотя и „современно“, — подчеркивает Чикиров. — Здесь же на объекте явно представлен ж/б каркас с ж/б перекрытиями, с комбинацией витражного остекления и сэндвича. Полагаю, стоимость строительства — 50–60 тыс. рублей за квадратный метр без учета стоимости земельного участка с коммуникациями».

«В Авиастроительном районе действительно нужен торговый центр. Район растет, и арендаторы „сели“ хорошие, в основном федеральные сети, это показательно», — говорит заместитель генерального директора A-Development Владимир Шайхиев. Он не сомневается, что ТЦ со временем быстро «раскачается» и заполнит все площади. Особенно если там появятся точки притяжения в виде фуд-кортов или развлекательных детских центров. Что касается планов по открытию владельцем мест для продажи животных, то Шайхиев сильно сомневается в самой этой возможности. Потому что эксплуатация закрытых площадей стоит гораздо дороже, чем открытых. «Под крышу в ТЦ продавцов животных точно не загонят, это же не социальный проект, а коммерции такие точки не несут. Исторически, для сохранения имиджа территории такие площадки, возможно, будут популярны на парковке по аналогии с ярмарками», — добавил эксперт.

Сколько инвестиций владелец вложил в строительство ТЦ, не озвучивается. Однако сроки окупаемости в пандемию, согласно экспертным оценкам, значительно выросли. «Банальная индексация арендных ставок уже не проходит без боя в переговорах. Все чаще применяется форма гибкого ценообразования на рынке аренды», — говорит Чикиров. Согласно данным консалтинговой компании Watcom, посещаемость торговых центров в России по итогам всего 2020 года обрушилась на 30%, а по Казани — на все 32%. Современным комплексам все сложнее выдерживать обеспеченный платежеспособностью трафик покупателей.