Талия Минуллина: «Год был сложным, но надо признаться, что он прошел по-разному для членов кластера» Талия Минуллина: «Год был сложным, но надо признаться, что он прошел по-разному для членов кластера»

«СТАРАЕМСЯ НЕ СИДЕТЬ НА ШЕЕ ЧЛЕНОВ КЛАСТЕРА, А ЗАРАБАТЫВАТЬ»

На ежегодное собрание резидентов татарстанского машкластера, которое в этом году переехало в Казань, в здание АИР РТ, прибыли не только татарстанские промышленники, но и гости из Удмуртии, Калужской, Самарской областей. Принимать отчет кластера приехала руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, которая по совместительству сопредседательствует в наблюдательном совете ассоциации «Машиностроительный кластер РТ».

«Год был сложным, но надо признаться, что он прошел по-разному для членов кластера. В целом для республики, с точки зрения экономики, он стал, мягко говоря, непростым. Давно у нас не было таких потерь, по инвестициям в основной капитал и по инвестициям в основной капитал из внебюджетных источников мы упали. Но если смотреть результаты коммерческой деятельности членов кластера, то по автомобилестроению, например, у нас серьезный рост произошел, особенно по отдельным членам. Есть предприятия, занятые в производстве строительных материалов, — тоже позитивная динамика, это нас радует, но понятно, что нефтегазовое машиностроение у нас просело, конечно. И это не только ОПЕК+, есть и другие причины», — быстро опустила с небес на землю Минуллина.

В целом дела у кластера и правда шли неплохо. Суммарно из разных уровней бюджета членам кластера оказали поддержку в размере 75 млн рублей, «КамХимМаш» в прошлом году получил статус резидента ТОСЭРа, в Менделеевске запустилось предприятие «Бонус-Кама». Позитива добавляют и цифры: по словам председателя правления машкластера Сергея Майорова, за год кластер «потолстел» еще на пять резидентов, число его членов теперь остановилось на отметке 165.

«Мы присутствуем в 13 субъектах РФ, в двух странах, Германии и Турции. За прошедший год совершили 9 бизнес-миссий, приняли участие в 27 выставках и форумах, подписали 24 соглашения. В 2019-м у нас были подписаны соглашения с 20 странами и 66 субъектами РФ. За 2021 год мы уже подписали соглашение еще с тремя государствами (Латвия, Испания и непризнанная Донецкая народная республика) и регионом, Саратовской областью. Итого на сегодня у нас заключено 377 соглашений с 23 странами мира и 67 субъектами РФ. Мы серьезно работали по возобновлению федеральных мер поддержки. Сегодня и завтра идет совещание на федеральном уровне у минпромторга страны, обсуждают, когда возобновить поддержку резидентов кластеров. Мы ждем, осталась последняя подпись, минфина, — обнадежил Майоров, чем вызвал смех присутствующих. — В марте 2021 года планируется возобновление поддержки участников промышленных кластеров. Мы немножко в двух лицах, потому что являемся промышленным кластером РТ — раз и промышленным кластером РФ — два. Поэтому члены кластера имеют право на эту поддержку».

Отметил Майоров и то, что за прошлый год машкластер направил председателю правительства 16 обращений. На какие-то правительство даже отреагировало: после обращения, по словам Майорова, часть отраслей, связанных с машиностроением, была признана пострадавшей, а значит, они могли рассчитывать на поддержку.

«И обратите внимание, коллеги! Мы стараемся не сидеть на шее членов кластера, а продавать свои услуги. У нас появился интернет-магазин, мы готовы зарабатывать на организации мероприятий», — продолжил Майоров.

Сергей Майоров: «Мы немножко в двух лицах, потому что мы являемся промышленным кластером РТ — раз, и промышленным кластером РФ — два» Сергей Майоров: «Мы немножко в двух лицах, потому что мы являемся промышленным кластером РТ — раз и промышленным кластером РФ — два»

«ВСЕ ДЕЛАЮТ НА КОЛЕНКАХ!»

После общей директивы слово предоставили представителям комитетов. Сопредседатель машиностроительного кластера, гендиректор ГК «Кориб» Олег Коробченко начал с позитива и рассказал, на чем в сложный «коронакризисный» год сделал деньги транспортный комитет.

«Как Сергей Васильевич говорит, „вы в кластере все должны зарабатывать деньги. Чем вы богаче, тем лучше для кластера и страны в целом“. Рассказываю, как мы с помощью кластера зарабатывали деньги, что касается транспортного комитета и комитета по модернизации. В пандемию, когда было совсем тяжело, все начали экономить деньги и сильно распыляться на покупку нового оборудования не стали. Мы предлагали компаниям обновление автопарка путем модернизации техники. Так, с помощью машкластера вышли на регионы, которые нам нужны, — Кемерово, Башкортостан, Челябинскую, Самарскую области. Все встречи у меня и моих коллег, с кем мы поехали, состоялись, больше 50 процентов реализованных встреч закончилось подписанием контактов. Прошу внести в резолюцию — организовать рабочую группу по внедрению модернизации обновления автопарка в сельском хозяйстве путем проведения капитальных ремонтов у нас, в республике. Мы этот вопрос начали поднимать, чтобы Татарстан у себя внедрил софинансирование модернизации обновления автопарка в сельском хозяйстве», — попросил Коробченко.

Глава АИР РТ на это заметила, что все техническое обеспечение автопарка агропрома серьезно поддерживается на уровне республики, а потому строить анализ на основании данных из других регионов некорректно.

«Но, если появятся конкретные предложения по износу, предприятиям, субсидированию и финансированию, давайте будем прорабатывать совместно с профильным министерством», — сгладила углы Минуллина.

Далее слово предоставили комитету по развитию экологических проектов. Выступление бизнесмена из Калуги — директора фирмы «Бонус-Кама» Михаила Макаровича — вновь не обошлось без ложки дегтя. В прошлом году предприниматель сетовал на трудности с запуском производства в Менделеевске. Теперь же завод открыт, правда, Макарович не забыл отметить, что «планировали открыть в марте, а вышло в декабре». В новом году у бизнесмена появились новые пожелания.

Олег Коробченко: «Мы начали предлагать компаниям обновление автопарка путем модернизации техники. Так, с помощью машкластера мы вышли на регионы, которые нам нужны» Олег Коробченко: «Мы начали предлагать компаниям обновление автопарка путем модернизации техники. Так, с помощью машкластера вышли на регионы, которые нам нужны»

«Хотелось бы организовать всех переработчиков шин и утилизаторов в единую компанию. Ну вот мы сейчас работаем в Менделеевске, а сырье возим из Ульяновска, при этом арендуем помещение. Второе пожелание — помочь нам, небольшим предприятиям, во взаимодействии с крупными компаниями. Например, мы начали выпускать какой-то продукт, а „Нижнекамскшина“ назначила нам его испытания на конец мая. То есть делайте, а мы к концу года скажем, будем что-то брать или нет. И маленькое пожелание: мы как предприятие Калужской области столкнулись с тем, что меры поддержки, которые можем получать в Калужской области, в Татарстане не реализованы: мы имеем 50 процентов субсидии на покупку промышленного оборудования или 70 процентов возмещения лизинговых платежей. Хотя у нас есть возможность запустить здесь дальнейшее производство, этой меры поддержки нет в РТ, хотелось бы, чтобы она была», — подытожил Макарович.

Минуллина на это отметила, что о программах поддержки в Калужской области ей известно, но Татарстан предлагает и свои варианты, например «Лизинг-грант».

«Я думаю, что мы для вас специально напомним все меры поддержки, которые существуют в Татарстане, и полагаю, не только вам, но и всем членам машиностроительного кластера. Впредь прошу руководителей представлять комитет, а не собственные предприятия», — кольнула глава АИР РТ.

С критикой работы татарстанских предприятий и призывом перестать вести дела «на коленках» выступил комитет по развитию субконтрактации. Игорь Веденяпин, директор международного портала субконтрактации, рассказал о перезапуске портала, который работает с 2017 года, и особенно отметил, что по своему функционалу платформа почти поравнялась с таким «монстром» онлайн-коммерции, как Alibaba.com.

«Вы получаете возможность размещения своих интернет-магазинов, своих товаров на портале. Начинаете продавать в режиме онлайн. Как на Alibaba, татарстанская Alibaba», — поделился Веденяпин.

В ближайшее время портал будет интегрироваться с фондом поддержки предпринимательства, а также проходить аккредитацию с РЭДС, что позволит получать иностранные заказы из 126 стран мира, в которых есть представительства российского экспортного центра. Но, вероятно, возможностями платформы пользуются далеко не все предприятия РТ, поскольку Веденяпин отметил отсутствие «коммуникационной среды».

«Информация, которая поступает к машиностроительному кластеру, идет в одностороннем порядке. Я призываю всех участников данного кластера и вообще участников предприятий РТ использовать ту коммуникационную среду, для которой мы каждый день прикладываем огромные усилия, чтобы сделать ее лучше для вас. Я также прошу размещать ваши заказы [на платформе] и все-таки начать экономить. Мы все говорим, что нам тяжело, но никак не хотим перейти в XXI век, в цифровую эпоху. Все делают всё на коленках. Я призываю всех участников размещать свою продукцию и коммуницировать друг с другом. Китай достиг своего огромного роста только путем кооперации, субконтрактации и коммуникации», — заявил Веденяпин, пока ему не напомнили о регламенте.

Звучали на собрании и более яркие предложения. Так, попросивший слово директор ГК «Мирокко» Игорь Малыхин предложил ни много ни мало ввести специальный налог. Минуллина его предложение и вовсе оценила как «налоговую реформу».

«Мы бы хотели внести в резолюцию изменения или дополнения в части налоговой отчетности и взиманий по налогам. У МСП отношения с налоговыми органами напряженные, и мы хотим внести предложение дополнить эти отношения еще одним видом налога, но предлагаем сделать его аналогичным налогу индивидуальных предпринимателей. Рекомендуется оставить две формы: для компаний, у которых небольшая маржа, — общая система, доход минус расход. А для тех компаний, у кого серьезная маржа, предлагаем оставить НДС и налог на прибыль, условно, в формате „налог с продаж по НДС и налог с продаж по прибыли“. Надеюсь, меня не съедят сейчас за это дополнение», — подытожил Малыхин.

За 2020 год машкластер выручил немногим меньше 4 млн рублей, падение относительно 2019 составило 58%. А расходы за 2020 год составили порядка 5 млн рублей За 2020 год машкластер выручил немногим меньше 4 млн рублей, падение относительно 2019-го составило 58%. А расходы за 2020-й составили порядка 5 млн рублей

«ПЛАТИТЕ ВОВРЕМЯ ВЗНОСЫ! Я ИХ, КОНЕЧНО, НЕ ВИЖУ, НО ЭТО ВАЖНО»

От перспектив и желаний перешли к вопросам насущным. Со своим докладом выступила ревизионная комиссия, и вот тут-то и проявилась суровая реальность: за 2020 год машкластер выручил немногим меньше 4 млн рублей, падение относительно 2019-го составило 58%. А расходы за 2020-й составили порядка 5 млн рублей.

Убыток, по данным доклада, связан в том числе с несвоевременной оплатой вступительных, членских взносов и патентных услуг. Так, задолженность по взносам на 1 января этого года доросла до 2,55 млн рублей. Компаний – должников по членским взносам аж 54. Вероятно, поэтому, принимая в конце собрания четыре новые компании в клуб, Минуллина напомнила им о главном.

«Поздравляю, вы члены кластера! Не забывайте вовремя платить взносы! Я их не вижу, конечно, но, похоже, это важно», — подытожила глава АИР РТ.