Эмиль Губайдуллин: «У нас за 191 компетенцию WorldSkills закреплены 43 базовых колледжа, 14 высших учебных заведений, 16 министерств и ведомств РТ, заинтересованных в подготовке кадров для своих отраслей, и более 100 предприятий республики» Эмиль Губайдуллин: «У нас за 191 компетенцию WorldSkills закреплено 43 базовых колледжа, 14 высших учебных заведений, 16 министерств и ведомств РТ, заинтересованных в подготовке кадров для своих отраслей, и более 100 предприятий республики» Фото: «БИЗНЕС Online»

«принятая нами концепция внедрения стандартов WorldSkills в республике работает»

— Эмиль Фидаилевич, наш читатель Ильгизар Зарипов спрашивает: «Есть ли концепция применения WorldSkills в реальной экономике РТ? Есть ли уже какие-то результаты, чем они измеряются?»

— Осенью 2016 года мы, проведя большую аналитическую работу, разработали концепцию развития движения WorldSkills в республике и внедрения ее в образовательную практику. Данную концепцию поддержало руководство Татарстана. С тех пор все эти стороны начали работать в едином направлении. На сегодняшний момент у нас за 191 компетенцию WorldSkills закреплено 43 базовых колледжа, 14 высших учебных заведений, 16 министерств и ведомств РТ, заинтересованных в подготовке кадров для своих отраслей, и более 100 предприятий республики. Цель этого закрепления — выстраивание взаимодействия реального сектора экономики, государства и образовательных учреждений в вопросах эффективной подготовки кадров. Удалось ли нам достичь такой цели? На мой взгляд, да.

— «Влияет ли и каким образом движение WorldSkills на систему обучения рабочим профессиям в республике? Можно ли сказать, что Татарстан идет в ногу с современными требованиями в этой области?» (Ильхам)

— Сегодня можно сказать, что принятая нами концепция внедрения стандартов WorldSkills в республике работает. Раньше предприятия жаловались, что им приходится тратить время и ресурсы на «докручивание» молодых специалистов, что негативно сказывалось на эффективности производства и, как следствие, на финансовой успешности предприятия. Сегодня участники движения WorldSkills приходят на предприятия уже готовыми специалистами, которым не требуется длительное время на адаптацию.

— А участники движения WorldSkills — это те, кто участвовал в чемпионатах? Но ведь выпускников колледжей гораздо больше, чем их!

— На начальном этапе соревновательного цикла более 4 тысяч ребят участвуют в соревнованиях внутри колледжей. До финала национального чемпионата доходят пара сотен ребят, которые представляют нашу республику. А вообще, стандарты и методики подготовки специалистов, которые мы применяли в отношении единиц, например членов региональной сборной, сегодня внедряются в образовательных организациях. Тем знаниям, которые получили наши эксперты, обучаются все студенты колледжей.

WorldSkills стал катализатором улучшения материально-технической базы учреждений профобразования, и сегодня на этом современном оборудовании не только тренируются члены сборной, но и обучаются все студенты. Кроме того, на данный момент вводится демонстрационный экзамен. Татарстан был одним из регионов, который в тестовом режиме проходил внедрение данного процесса. По сути, это экзамен, который проходит по стандартам WorldSkills, где дается независимая оценка практических навыков, по итогам которой студенты получают Skills-паспорта, а работодатели — информацию о профессиональном уровне молодых специалистов. На мой взгляд, это своего рода ЕГЭ. И на финише мы понимаем, соответствует ли учащийся стандартам, в чем его слабые и сильные стороны, каким образом надо изменить образовательный процесс. А затем сравнивают результаты по годам и образовательным организациям. Все, что сегодня происходит в профессиональных образовательных организациях, — это WorldSkills. По сути, через WorldSkills проходит намного больше студентов, а не только участники региональных и национальных чемпионатов.

Если говорить о членах региональной сборной, то в 2021 году это более 450 студентов и школьников. Это ребята, которые обладают большими навыками, лучше своих сверстников подготовлены в профессиональном плане. Такие люди 10, 20, 30 раз выполняют одни и те же действия, тренируя свой навык и оттачивая мастерство, и они на голову сильнее других учащихся. Но тем не менее вся остальная масса студентов с каждым годом все больше подтягиваются, и мы это видим по результатам демонстрационных экзаменов.

«WorldSkills стал катализатором улучшения материально-технической базы учреждений профобразования, и сегодня на этом современном оборудовании не только тренируются члены сборной, но и обучаются все студенты» «WorldSkills стал катализатором улучшения материально-технической базы учреждений профобразования, и сегодня на этом современном оборудовании не только тренируются члены сборной, но и обучаются все студенты» Фото: АНО «Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан»

«1,3 Миллиарда РУБЛЕЙ ВЛОЖЕНО В ПРОФОБРАЗОВАНИЕ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА»

— Вы сказали, что материально-техническая база колледжей стала лучше. А где деньги на это взяли? Раскошелили предприятия или, может быть, федеральный центр отстегнул? О какой сумме вообще идет речь?

— С 2017 по 2019 год около 25 республиканских предприятий и организаций поддержало наши обращения и поставило в колледжи оборудование на общую сумму более 165 миллионов рублей, что позволило нам для начала выстроить центры подготовки сборной РТ.

— Предприятия поставили свое списанное оборудование?

—  Нет, они закупили новое, соответствующее требованиям мирового чемпионата.

— А какие предприятия закупили оборудование?

— «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Татнефть», КАМАЗ и ряд других, причем представляющих не только крупный, но также средний и малый бизнес. Помимо этого, за время, прошедшее со дня принятия концепции, с 2016 по 2020 год, из бюджета республики и предприятий-партнеров, а также с учетом наследия мирового чемпионата в оснащение учреждений образования вложено порядка 1,3 миллиарда рублей. На эту сумму закуплено новое современное оборудование и инструменты, которые соответствуют инфраструктурным листам мирового чемпионата. Это оборудование используется не только для подготовки к чемпионатам, но и в образовательном процессе. Участие в движении WorldSkills позволило существенно обновить материально-техническую базу образовательных организаций и в будущем продолжить начатую нами работу по внедрению и масштабированию передовых технологий подготовки кадров в практику наших средних профессиональных образовательных организаций.

Помимо этого, начиная с 2014 года в республике реализуется программа создания ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных кадров. Идеологической основой данной программы также являются принципы движения WorldSkills. В рамках этой программы в настоящее время проводится капитальный ремонт учебных зданий и мастерских, осуществляются поставки современного учебно-лабораторного оборудования, проводится актуализация содержания образовательных программ. Кроме того, в рамках национальных проектов министерством просвещения РФ реализуется довольно большое количество грантов на переоснащение мастерских, и ежегодно ряд наших колледжей получает по 25–40 миллионов рублей на оснащение своих мастерских по стандартам WorldSkills.

С 2014 по 2020 год на создание ресурсных центров из республиканского бюджета вложено порядка 5,6 миллиарда рублей. И это не считая вклада предприятий. Одним из условий получения статуса ресурсного центра является привлечение компаний-партнеров, которые совместно с республикой будут вкладываться в оборудование и образовательные программы. Большой сдвиг происходит, и сегодня приятно даже посещать колледжи, поскольку они прекрасно отремонтированы и оснащены современным оборудованием.  


— Чем ресурсные центры отличаются от обычных колледжей?

— Ресурсный центр — это статус, придаваемый профессиональной образовательной организации, которая определяется в качестве места концентрации уникальных учебно-лабораторных и учебно-производственных, кадровых и методических ресурсов. Статус ресурсного центра может быть присвоен только автономной образовательной организации, в состав наблюдательного совета которой входят ведущие работодатели отрасли. При этом якорные работодатели участвуют в поддержке проекта в виде софинансирования, поставки производственного оборудования, предоставления баз практик. По сути, это эталонная образовательная организация, которая апробирует все самое передовое и лучшее, а затем передает свой опыт в другие образовательные организации.

— Такими эталонными у нас стали все бывшие техникумы?

— Сегодня в республике 99 профессиональных образовательных организаций разного профиля, а ресурсных центров 41. Невозможно за пару лет отремонтировать и оснастить все колледжи, но эта работа ведется из года в год.

— Что требуется для получения статуса ресурсного центра?

— Надо подать заявку на право получения данного статуса, а затем доказывать свое желание, привлекая компании-партнеры, расширяя свое экспертное сообщество. При этом статус присваивается на конкурсной основе после публичных заслушиваний проектов ресурсных центров и при поддержке профильных предприятий. Несмотря ни на что, данная программа продолжает свое существование. Я уверен, что в итоге мы придем к тому, что все наши колледжи станут красивыми и современными. Возможно, не все они получат статус ресурсного центра, а в этом и необходимости нет. Главное, чтобы были инициаторы внедрения всего лучшего и передавали бы свой опыт другим колледжам.

«Россия стала первой страной в мире, которая начала проводить соревнования по стандартам WorldSkills среди школьников. Есть компетенции, по которым соревнования проходят и среди детей 10-12, 12-14 лет» «Россия стала первой страной в мире, которая начала проводить соревнования по стандартам WorldSkills среди школьников. Есть компетенции, по которым соревнования проходят и среди детей 10–12, 12–14 лет» Фото: АНО «Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан»

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ WORLDSKILLS — ОТ 10 ЛЕТ ДО 50+

— Насколько я поняла, в движении WorldSkills принимают участие и школьники. А они где оттачивают свои навыки? Разве в школах есть мастерские?

— Россия стала первой страной в мире, которая начала проводить соревнования по стандартам WorldSkills среди школьников. Основная возрастная группа — 14–16 лет, но есть компетенции, по которым соревнования проходят и среди детей 10–12, 12–14 лет.

На сегодняшний момент уже огромное количество школ и лицеев по всей республике принимает участие в данном движении. Это стало возможным и благодаря системе дополнительного образования. В школах и лицеях имеются мастерские, где ребята могут дополнительно заниматься и обучаться чему-то новому, например робототехнике, столярному делу. Все зависит от профиля образовательной организации. Поскольку колледжи заинтересованы в абитуриентах, они привлекают школьников к себе, и часть тренировок ребята проводят в мастерских колледжей.

Такая работа со школьниками новая для Российской Федерации. В рамках мирового чемпионата, который прошел в 2019 году в Казани, впервые в пробном формате, вне основного конкурса, были проведены соревнования среди школьников. В WorldSkills Juniors принял участие ряд стран, эти соревнования мировым экспертным сообществом были признаны успешными. Я знаю, что другие государства перенимают наш опыт и начинают внедрять такое движение среди школьников.

— Какие страны поддержали инициативу России по привлечению школьников в движение WorldSkills?

—  Всего около 12 государств — такие как Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Нидерланды, Великобритания, Румыния, Франция, Индия, Казахстан, Республика Беларусь и некоторые другие.

— А какой потолок по возрасту?

— Российская Федерация стала одной из первых стран, в которой начали реализовывать чемпионатное движение для возрастной группы 50+. Этот чемпионат называется «Навыки мудрых», он проходит на региональном и национальном уровнях. Сегодня в России реализуется отдельная программа по переподготовке категории 50+ за счет федеральных средств. Переобучение проходят даже преподаватели вузов, например с преподавания физики на компетенцию бо́льших данных. Или повара получают профессию парикмахера. Татарстан участвует в данном проекте, поэтому можно сказать, что возрастных ограничений нет.

«Традиционно в нашей республике чемпионат проводится в ноябре, в этом году он длился больше месяца — с 16 ноября по 18 декабря, в четыре этапа. Он стал самым массовым чемпионатом за всю историю WorldSkills в республике» «Традиционно в нашей республике чемпионат проводится в ноябре, в этом году он длился больше месяца — с 16 ноября по 18 декабря, в четыре этапа. Он стал самым массовым чемпионатом за всю историю WorldSkills в республике» Фото: «БИЗНЕС Online»

«студенты из Сарманово и Тетюшей доказали, что по ряду компетенций они подготовлены лучше ребят из Казани»

— «Включены ли районы республики в движение WorldSkills? Какие из них более активны в этом деле, кто отстает и почему?» (Хафизов Н.И.)

— Профессиональные образовательные организации есть практически во всех городах и районах республики. Изначально было принято решение, что для нашей экономики требуется большое количество специалистов абсолютно разного профиля и для этого нам нужно развивать большое количество компетенций, а не 2, 3, 10, как сделали некоторые другие регионы. Например, в региональном чемпионате 2020 года соревновались по 238 компетенциям. И мы пошли по пути, что эти компетенции должны развиваться не только в крупных городах, но и в районах республики. И не просто развиваться, но и быть центрами компетенции по определенным профессиям, центрами подготовки кадров на всю республику. Самые активные колледжи берут на себя ответственность за проведение чемпионатов на своих площадках, и они расположены не только в Казани, а по всему Татарстану. Региональные соревнования 2020-го приняли на своих площадках 17 муниципальных образований РТ, а в предыдущем году их было 11. Естественно, принимают участие города — Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, но, кроме них, еще Бугульма, Елабуга, Лениногорск, Альметьевск, Зеленодольск, Сарманово, Буинск, Лаишево, Заинск, Кукморы, Аксубаево, Тетюши, Мамадыш, Иннополис.

Кстати, студенты из Сарманово и Тетюшей доказали, что по ряду компетенций они подготовлены лучше ребят из Казани и готовы представлять республику в национальном чемпионате. Такие ребята входят и в состав национальной сборной, представляют нашу страну на международном уровне.

— «В ноябре – декабре 2020 года в республике проходил региональный чемпионат РТ «Молодые профессионалы». Кто победил? Какие выводы будут сделаны для системы обучения?» (Ксения Волошина)

— Цепочка чемпионатов WorldSkills в нашей стране и республике выстроена таким образом, что сначала соревнования проходят на уровне колледжей, где отбирают лучших представителей каждого из них. Если компетенция является массовой, то проводятся сетевые чемпионаты между колледжами, чтобы отобрать самых-самых. Затем проводится региональный чемпионат, на котором лучшие представители образовательных организаций борются за звание чемпиона Татарстана и за право представлять нашу республику на следующих этапах — отборочном (полуфинале) и финале национального чемпионата.

Традиционно в нашей республике чемпионат проводится в ноябре, в этом году он длился больше месяца — с 16 ноября по 18 декабря, в четыре этапа. Он стал самым массовым чемпионатом за всю историю WorldSkills в республике. Повторюсь, соревновались по 238 компетенциям, из которых 143 во взрослой категории (от 16 до 22 лет, по ряду компетенций до 25 лет), и 95 — в категории WorldSkills Juniors (16 лет и моложе). Всего порядка 1,8 тысячи конкурсантов и более 1,5 тысячи экспертов, а также 238 главных экспертов и их заместителей, 180 технических специалистов и администраторов площадок. Если сравнивать по цифрам, то мы провели даже более масштабный чемпионат, чем мировой 2019 года в Казани. В 2019-м в региональном чемпионате приняли участие порядка 1,2 тысячи конкурсантов и около тысячи экспертов. Число тех и других из года в год растет, и это говорит о том, что WorldSkills в республике развивается, растет количество компетенций, интересных для экономики Татарстана.

Конкурсанты, занявшие первые, вторые и третьи места, войдут в сборную республики. На сегодняшний день мы заканчиваем формирование расширенной региональной сборной. Процесс подготовки к следующим этапам соревновательного процесса будет включать в себя дополнительное профессиональное обучение, а также получение надпрофессиональных навыков — изучение английского языка, работа в системе бережливого производства, развитие коммуникативных функций, психологическая подготовка.

Вносим ли мы какие-то изменения? Конечно! После чемпионата мы знаем оценку каждого конкурсанта по 100-балльной или 500-балльной системе и видим модули, где ребята не добрали баллы. По итогам анализа экспертное сообщество видит, в каком направлении студенту определенного колледжа надо усилить подготовку. И, как показывает практика, через пару лет этот студент, проведя работу над ошибками, становится одним из лидеров. И здесь важно, что растет конкуренция: задача одних — отстоять свои лидерские позиции, других — приблизиться к лидерам. Помимо этого, в рамках любого регионального чемпионата мы совместно с WorldSkills Russia проводим обучение нашего экспертного сообщества, понимая, что важным моментом является именно подготовка экспертов и мастеров, которые и обучают студентов. Повышение их квалификации должно проводиться постоянно. По окончании чемпионата все новые методики, которые использовались экспертами на соревнованиях, постепенно внедряются в систему обучения студентов средних профессиональных организаций.

— Какие города и районы республики подготовили наибольшее количество конкурсантов и победителей прошедшего чемпионата?

— Традиционно наибольшее количество конкурсантов представила Казань, а также Набережные Челны, Бугульма, Нижнекамск, Елабуга, Лениногорск, Альметьевск, Зеленодольск, Иннополис, Тетюши.

— А какой муниципалитет отстающий?

— На сегодняшний момент все районы принимают участие в движении WorldSkills, но не все студенты соответствуют эталонам и достигают успеха. В каждом районе есть образовательная организация, которая пока отстает. Даже есть компетенции, в которых ребята из Казани никак не могут стать лидерами и каждый год проигрывают конкурсантам из других муниципальных образований. Но в целом сегодня все районы включены в этот процесс, и сказать, что кто-то из них отстающий, нельзя. Ситуация из года в год меняется. Например, в 2019-м лидерами в одной из компетенций были представители Сарманово, а в этом году победили ребята из Актаныша и Сабинского района, а сармановцы стали третьими.

— Какой город или район победил в командном зачете?

— На уровне регионального чемпионата такую статистику мы не ведем. Лидерами являются колледжи, которые считаются лучшими в республике. Например, Международный центр компетенций — Казанский техникум информационных технологий и связи, Казанский педагогический колледж, Казанский медицинский колледж, Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства, Набережночелнинский политехнический колледж и другие. Передовых колледжей, которые из года в год доказывают свое лидерство, достаточно много. Среди организаций общего образования можно отметить инженерный лицей КНИТУ-КАИ, IT-лицей КФУ.

«Эксперт WorldSkills — это человек, обладающий нужной квалификацией, знающий саму компетенцию, владеющий всеми инструментами в этой компетенции. Решение о присвоении статуса эксперта принимает экспертное сообщество» «Эксперт WorldSkills — это человек, обладающий нужной квалификацией, знающий саму компетенцию, владеющий всеми инструментами в данной компетенции. Решение о присвоении статуса эксперта принимает экспертное сообщество» Фото: АНО «Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан»

«Финансовая мотивация тоже присутствует». Татарстан премирует победителей от 100 тыс. до 400 тыс. рублей

— Экспертов на чемпионатах почти столько же, сколько участников. А кто они — преподаватели, специалисты из реального сектора экономики?

— Во-первых, это преподаватели, которые вне соревнований обучают студентов. За период с 2014 года количество сертифицированных экспертов в республике увеличилось более чем в 9 раз. Во-вторых, в качестве экспертов уже выступают бывшие члены региональной и национальной сборных. В-третьих, представители предприятий и организаций, на сегодня их более 450, — это представители КАМАЗа, «Нижнекамскнефтехима», «Татнефти», КВЗ, КМПО, «Таттелекома», IT-компаний, строительных организаций, ресторанного и отельного бизнеса. Мы также привлекаем экспертов из других регионов РФ, понимая, что очень важна «новая кровь». Некоторые эксперты, например из Петербурга, Москвы, Ярославля, переезжают к нам в республику на постоянное место жительства, работают в наших образовательных организациях.

— Как получают статус эксперта? Экзамен сдают?

— Эксперт WorldSkills — это человек, обладающий нужной квалификацией, знающий саму компетенцию, владеющий всеми инструментами в данной компетенции. Решение о присвоении статуса эксперта принимает экспертное сообщество. Конечно, претенденту надо набраться чемпионатного опыта: поучаствовать в соревнованиях в качестве наблюдателя, независимого эксперта, после чего нужно получить отзыв на свою работу. По итогам этого этапа надо пройти обучение, по его результатам — выдержать экзамен на знание стандартов WorldSkills, методик проведения чемпионатов, на владение самой компетенцией. После успешной сдачи экзамена человек получает сертификат и может судить на соревнованиях. И, конечно, надо постоянно повышать уровень своей квалификации.

— Соревновательный цикл расписан на весь год. Когда же преподаватели-эксперты работают, а студенты – члены сборной учатся?

— После формирования региональной сборной мы переходим к планированию подготовки членов команды. Во внеучебное время ребята пропадают в мастерских, лабораториях, на предприятиях, где оттачивают свое мастерство. Им приходится забывать о своей личной жизни. Тренировкой членов сборной занимается группа экспертов. Каждая компетенция уникальная и многосоставная, поэтому с конкурсантом работают разные педагоги и мастера. Это очень большой труд, но в итоге мы получаем высококвалифицированные кадры и будущих экспертов.

— Какая мотивация у конкурсантов лишаться личной жизни ради участия в чемпионатах, кроме того, что они станут квалифицированными специалистами?

— У каждого конкурсанта своя собственная мотивация. Например, для жителей районов РТ очень важно доказать себе и родителям, что они могут достигнуть многого, сделать карьеру. Много примеров, когда ребята из районов выигрывали соревнование в своем колледже, затем региональный, национальный чемпионаты и становились лучшими на международном уровне.

Финансовая мотивация тоже присутствует. Все понимают, что участники чемпионатов WorldSkills имеют более высокую квалификацию, поэтому у них нет проблем с трудоустройством, они получают высокооплачиваемую работу. Чемпионат WorldSkills — это своего рода ярмарка вакансий, где многие предприятия ищут для себя специалистов. Часть конкурсантов приобретают навыки для того, чтобы открыть свой бизнес или стать самозанятым. Еще одна мотивация — поучиться у большого пула профессионалов России и других стран. Мы направляем своих конкурсантов на стажировку в другие регионы и государства.

Есть и материальное поощрение победителей. В Татарстане призеры национального чемпионата и эксперты, которые их подготовили, получают за первое место 150 тысяч, за второе — 125 тысяч, за третье — 100 тысяч рублей. Если наши представители в составе национальной сборной стали победителями на европейском или мировом чемпионате, то премия за первое место от региона составляет порядка 400 тысяч рублей, от Федерации — 1 миллион рублей. Также победители имеют приоритеты при поступлении в высшие учебные заведения. Плюсов очень много, но каждый из ребят сам выбирает основную мотивацию.

«Участие сборных команд в чемпионатах WorldSkills позволяет не только продемонстрировать качество профессионального образования региона, но и провести анализ состояния всей системы профобразования страны» «Участие сборных команд в чемпионатах WorldSkills позволяет не только продемонстрировать качество профессионального образования региона, но и провести анализ состояния всей системы профобразования страны» Фото: АНО «Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан»

«в сборной России 18 процентов татарстанцев»

— «Как попадают в сборную команду РТ по профессиям?» (Андрей). По блату или родству в сборную не берете?

— Нет, конечно. Самое важное для ребят — достойно показать себя на региональном чемпионате, занять одно из призовых мест. И это является их первым шагом в региональную сборную. Второй момент — мы смотрим на мотивацию ребят, готовы ли они пожертвовать личной жизнью, чтобы все свободное время заниматься подготовкой к соревнованиям, ездить на стажировки и так далее. Конечно, у нас есть дополнительные механизмы отбора в сборную через контрольные срезы. Если говорить о российской сборной, то экспертное сообщество формирует состав национальной сборной, исходя из результатов в финале национального чемпионата. Помимо этого, существует открытый отбор, в котором может принять участие любой желающий. Есть примеры, когда человек не участвовал в национальном чемпионате, но через открытый отбор попадал в сборную и побеждал на международном чемпионате.

— В региональной сборной какое-то определенное число членов должно быть или на усмотрение региона?

— Мы стараемся готовить расширенный состав региональной сборной — порядка 450 человек. Как правило, по каждой компетенции мы берем двух-трех конкурсантов и начинаем их подготовку. Почему это важно? Чем больше конкурсантов проходит через систему подготовки, тем больше возможностей вложить в них технологии, которые впоследствии позволят получить из них первоклассных специалистов для экономики региона. По итогам контрольных срезов ближе к отборочным соревнованиям мы начинаем формировать основной состав команды, который и будет представлять республику.

Участие сборных команд в чемпионатах WorldSkills позволяет не только продемонстрировать качество профессионального образования региона, но и провести анализ состояния всей системы профобразования страны. По сути, команды выступают драйверами экономического развития, потому что выпускник сборной — это идеальный выпускник организаций профтехобразования, будущий эксперт и наставник. Кроме того, он владеет новыми технологиями производства, более эффективно работает на любом предприятии и готов предлагать новые инновационные решения для улучшения технологических процессов. Чем шире состав кандидатов в сборную, тем бо́льших результатов мы можем добиться не только в рамках чемпионатов, но и в процессе внедрения стандартов WorldSkills в образовательные программы и на производстве.

— Сколько ребят из Татарстана в сборной России?

— В состав национальной сборной сегодня входит 51 конкурсант из Республики Татарстан по 36 компетенциям.

— А сколько всего членов национальной сборной? Хотелось бы понять долю татарстанцев в ней…

— Как правило, национальная сборная — это 3–5 составов, татарстанцев в них — 18 процентов. Наши ребята планировали представлять республику и страну на европейском чемпионате, который должен был состояться в городе Граце в Австрии, но чемпионат перенесен на неопределенное время. Мы надеялись, что много наших ребят будут представлять Татарстан на очередном мировом чемпионате в 2021 году в Шанхае, но он тоже перенесен на 2022-й из-за коронавируса. Но тренировочный процесс идет.

По статистике мирового чемпионата, прошедшего в Казани, два региона были наиболее массово представлены в национальной сборной — это Москва и Татарстан. От нашей республики приняли участие 15 человек по 14 компетенциям, от Москвы — 17 конкурсантов по 17 компетенциям. Из других регионов были по два-три представителя.

— Как сборная Татарстана выглядит на национальных чемпионатах?

— На протяжении всей истории движения WorldSkills в России Татарстан является одним из регионов-лидеров. В финале национального чемпионата 2019 года, который проходил в Казани, республика стала первой в общекомандном зачете. По итогам финала 2020-го, который впервые прошел в онлайн-формате, Татарстан сохранил свое лидерство в рейтинге регионов, завоевав 38 золотых, 25 серебряных, 39 бронзовых медалей и 29 медальонов за профессионализм. Главным нашим конкурентом является Москва, но и другие регионы подтягиваются, например Московская и Свердловская области, Башкортостан, Якутия, Томск, Новосибирск. В 2020 году большой рывок сделала команда Кемеровской области, Кузбасса, заняв призовое место в общекомандном зачете после Москвы и Татарстана. Конкуренция растет, но наша задача — оставаться лидером.

«Это был уже 45-й чемпионат WorldSkills, а на территории России, в Казани, он проводился впервые. Заполучить его — это был очень тяжелый путь» «Это был уже 45-й чемпионат WorldSkills, а на территории России, в Казани, он проводился впервые. Заполучить его стало очень тяжелым путем» Фото: АНО «Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан»

«НИКТО И НИКОГДА НЕ МОГ ПОДУМАТЬ, ЧТО КАЗАНЬ ОБГОНИТ СТОЛИЦУ ФРАНЦИИ»

— «Как удалось заполучить чемпионат WorldSkills в Казани?» (Анна М.)

— Это был уже 45-й чемпионат WorldSkills, а на территории России, в Казани, он проводился впервые. Заполучить его стало очень тяжелым путем. С первых дней нашей заявочной кампании я был включен в этот процесс. На заседании наблюдательного совета агентства стратегических инициатив сделали доклад о WorldSkills, о вступлении Российской Федерации в это движение, о плюсах для нашей страны. И президент РТ Рустам Минниханов озвучил предложение выдвинуть Казань в качестве кандидата от России на право проведения данного чемпионата. Задача была очень амбициозной, потому что Россия к тому моменту только пару лет участвовала в движении, но тот путь, который мы прошли до 2019 года, показал, что это решение было принято не зря.

В сентябре 2014-го на генеральной ассамблее WorldSkills International мы заявили о своем желании выдвинуть кандидатуру Казани на право проведения мирового чемпионата 2019 года. Такое же желание высказали еще два города — бельгийский Шарлеруа и французский Париж. В марте 2015-го состоялся инспекционный визит совета директоров WorldSkills International в Москву и Казань, в рамках которого прошла встреча с президентом РФ и закладка камня в основание выставочного комплекса «Казань Экспо». А 10 августа того же года на генеральной ассамблее WorldSkills International тайным голосованием Казань была выбрана городом проведения чемпионата мира.

Процесс был сложным, ведь 2014–2015 годы — это время сочинской Олимпиады и вхождения Крыма в РФ, после чего начались санкции в отношении России. И в первое время имелось сомнение, сможет ли Российская Федерация завоевать право проведения такого важного для нас мероприятия. Но решение было принято, поддержано руководством страны, и мы этот процесс начали. Согласитесь, тяжело было соревноваться с Парижем. Никто и никогда не мог подумать, что Казань обгонит столицу Франции. Но большим плюсом для нас стало то, что к тому времени Казань приняла Всемирную универсиаду – 2013 и чемпионат мира – 2015 по водным видам спорта. Это позволило нам обзавестись необходимой инфраструктурой, создать команду, способную проводить мероприятия такого уровня. Мы доказали всему миру, что можем встречать и размещать гостей, решать все операционные вопросы. Единственное, чего не хватало Казани, — это современного выставочного комплекса, необходимого для проведения чемпионата. Но его начали строить. Все это и помогло нам во втором туре обойти Париж с перевесом в четыре голоса и получить право проведения мирового чемпионата. После чего началась системная работа по подготовке к чемпионату совместно с органами федеральной власти и правительством РТ, с министерством образования РТ.

— Прошло больше года после окончания мирового чемпионата в Казани. Что произошло за это время с движением WorldSkills в РТ? Многие считают, что оно исчезло вместе с мировыми соревнованиями.

— Проделанная работа после чемпионата 2019 года довольно масштабная и важная, хотя и не заметная рядовому обывателю. Мы это видим по итогам приемных кампаний в колледжи: более 50 процентов выпускников 9-х классов в РТ, а по России 60 процентов, поступают в систему среднего профессионального образования. Сегодня колледжи конкурируют с вузами за абитуриентов, и конкурс в ряде колледжей довольно высокий — 4–6 человек на место, а средний бал — 4–4,8. Абитуриенты системы СПО сегодня не троечники и двоечники, а ударники и отличники. Учиться в колледже стало так же престижно, как в вузе. Студенты СПО понимают, что получат профессию, благодаря которой смогут зарабатывать на хлеб с маслом, а в дальнейшем — повысить свое образование в вузе.

«Довольно много проектов, которые реализуются на федеральном уровне, например, «Билет в будущее». Татарстан был одним из пилотных регионов, где этот проект начал реализовываться» «Довольно много проектов, которые реализуются на федеральном уровне, например «Билет в будущее». Татарстан был одним из пилотных регионов, где этот проект начал реализовываться» Фото: АНО «Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан»

100 ТЫС. ШКОЛЬНИКОВ ПОЛУЧИЛИ БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ

— «Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил высшее образование, а выпускник школы комплексует, если ему не удалось поступить в вуз. Как исправить эту ситуацию? Что делает ваша организация для популяризации рабочих профессий в школах (Крайнова Елена Степановна)

— Во-первых, это профориентационная работа. Во-вторых, для популяризации рабочих профессий в Татарстане пошли по пути развития юниорского движения WorldSkills, стараясь с каждым годом увеличивать количество компетенций и вовлеченных в движение школ. В 2020-м в региональном чемпионате принимали участие 296 образовательных организаций, из которых 173 — школы. Помимо этого, в рамках всех чемпионатов мы проводим профориентационную работу, привлекая школьников на площадки, где они могут попробовать себя в той или иной компетенции, а эксперты расскажут о перспективах профессий.

Кроме того, довольно много проектов, которые реализуются на федеральном уровне, например «Билет в будущее». Татарстан был одним из пилотных регионов, где данный проект начал реализовываться. Смысл его в том, что это ранняя профессиональная ориентация школьников 6–11-х классов. Запущен проект был в 2018-м, и за два года более 100 тысяч школьников приняли в нем участие. На первом этапе школьник получает возможность пройти онлайн-диагностику самого себя: заходит на сайт bilet.worldskills.ru, проходит тестирование, по итогам которого определяется сфера его интересов, уровень готовности к выбору и степень владения определенными навыками, а затем он получает рекомендации по выбору профессии. Также школьник на этом же сайте может выбрать образовательную организацию и записаться на профессиональные пробы, чтобы попробовать себя в той или иной профессии.

Мы также понимаем, что достаточно большое влияние на современных школьников оказывают их родители, поэтому часто приглашаем их на наши чемпионаты. Привлекаем на наши площадки и сотрудников предприятий, чтобы они видели, в чем плюсы поступления в профессиональные образовательные организации.

Для разъяснительной работы мы используем и социальные сети. Каждый из каналов ориентирован на определенную аудиторию, возрастную группу, имея для этого свой контент. На мой взгляд, тот факт, что с каждым годом количество абитуриентов колледжей становится все больше, а уровень их подготовки — все выше, говорит о том, что работу мы ведем правильно и ребята осознанно делают свой выбор профессии.

— Интересно, сколько у вашей организации подписчиков в соцсетях?

— На сегодняшний момент в «Инстаграме» 5,5 тысячи подписчиков и во «ВКонтакте» 3 тысячи.

Если бы не пандемия, мы продолжили бы эту работу, все больше привлекая школьников на наши мероприятия. Например, за четыре дня мирового чемпионата 2019 года через площадки соревнований прошли более 274 тысяч человек. Мы специально проводим соревнования на «Казань Экспо», чтобы как можно больше школьников могли их посетить. В 2020-м национальный чемпионат проходил в режиме онлайн, и он в прямом эфире транслировался для всех желающих.

«Первое — человек должен понять, какая профессия ему ближе, второе — есть ли у него предрасположенность к ней, третье — попробовать себя в той или иной профессии, четвертое — узнать, какие профессии могут быть актуальными через 10 лет» «Первое — человек должен понять, какая профессия ему ближе, второе — есть ли у него предрасположенность к ней, третье — попробовать себя в той или иной профессии, четвертое — узнать, какие профессии могут быть актуальными через 10 лет» Фото: АНО «Центр развития профессиональных компетенций Республики Татарстан»

— «Учусь в 11-м классе. Подскажите, куда лучше поступать, чтобы после вуза точно найти работу?» (Евгения) Только ли IT-отрасль перспективна?

— Первое — человек должен понять, какая профессия ему ближе, второе — есть ли у него предрасположенность к ней, третье — попробовать себя в той или иной профессии, четвертое — узнать, какие профессии могут быть актуальными через 10 лет. На этот счет существует огромное количество различных исследований.

В Татарстане есть «Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики РТ на 2020–2026 годы». Этот документ утвержден кабинетом министров РТ, в него входит порядка 300 профессий, ознакомиться с ним можно на портале РТ. На HeadHunter (hh.ru) есть свой рейтинг компетенций, которые будут востребованы в ближайшие 10 лет. Еще можно посмотреть «Атлас новых профессий», который разработан агентством стратегических инициатив при поддержке правительства РФ. Это некий альманах профессий будущего, которые будут актуальны в российской экономике в ближайшие 10 лет. Он основан на форсайт-сессиях, в которых принимали участие ключевые игроки рынка. Этот документ ориентирован на школьников, он написан простым языком и имеется в открытом доступе.

По многим из этих компетенций мы сегодня не только проводим соревнования в рамках WorldSkills, но и готовим специалистов в образовательных организациях.

— «Скажите, зачем учиться рабочим профессиям, если промышленность практически умерла?! А там, где еще есть жизнь, рабочих заменяют роботами». (Тимур Валиев)

— В 2019 году министерство промышленности и торговли РТ собрало информацию у 92 предприятий о прогнозе их потребности в кадрах с учетом перспектив развития на ближайшие 6 лет. И бо́льшую часть этих потребностей составляют специалисты со средним специальным образованием. Это порядка 18 тысяч человек. При этом потребность в кадрах с высшим образованием составляет около 5 тысяч человек. Поэтому я считаю неправильным говорить, что наша промышленность умирает и нам не нужны специалисты. Без специалистов невозможно повышение экономики нашей страны, региона, города.

— «Благодаря коронавирусу на первое место вышла профессия курьера. Соревнования по ней будут?» (Даниил)

— Начнем с того, что курьер — это человек, который должен обладать несколькими компетенциями. Во-первых, он логист, поскольку задача любого курьера — выстроить траекторию своего движения по городу таким образом, чтобы с минимальными затратами времени доставить посылку адресату. Во-вторых, курьер — в некотором роде кассир-продавец, потому что получатель посылки расплачивается и расписывается в документе. В-третьих, приятнее встречать курьера, который грамотно говорит и хорошо выглядит.

Исходя из этих компетенций, можно создать и критерии их оценки, и конкурсные задания. Но для такого нужно, чтобы были инициаторы, которые захотели бы сделать данную профессию соревновательной. Такая возможность есть, у нас многие компетенции подобным образом и зарождались. Но еще требуется разработать документы по этой компетенции и внести их на рассмотрение экспертного сообщества, провести тестовые соревнования в своем регионе, найти единомышленников в других субъектах. И тогда можно будет говорить о национальном чемпионате. А наша организация может оказать методическую помощь инициаторам, чтобы вывести ее на соревновательный уровень.

— Эмиль Фидаилевич, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!

Видео: Амир Сафин