«Фестиваль татарской музыки „Мирас“ — это уникальная возможность познакомиться с наиболее яркими произведениями национального творчества» «Фестиваль татарской музыки «Мирас» — уникальная возможность познакомиться с наиболее яркими произведениями национального творчества»

Жиганов — крупнейшая фигура музыкальной культуры

Фестиваль «Мирас», созданный Александром Сладковским в 2015 году, — это сегодня редкий случай на широкой публике услышать произведения татарских композиторов. «Фестиваль татарской музыки „Мирас“ — уникальная возможность познакомиться с наиболее яркими произведениями национального творчества», — указывает президент РТ Рустам Минниханов в приветственном письме к организаторам форума. Хотя искренне хотелось бы, чтобы таких возможностей было гораздо больше и на эту задачу работали бы разные культурные институции республики.

Первый концертный вечер 13 февраля был посвящен музыкальному наследию Назиба Жиганова, чьим именем назван фестиваль. Напомним, что в январе исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося композитора.

«Жиганов — это крупнейшая фигура музыкальной культуры, — говорит арт-директор фестиваля Вадим Дулат-Алеев. — Мы знаем, что его имя запечатлено в названии Казанской консерватории, которую он создал, наш фестиваль носит его имя, есть планета, которая называется Жиганов. Конечно, нужен и памятник».

О последней теме не забывают не только наследники знаменитого деятеля культуры. «Мы разговаривали с министром Ирадой Хафизяновной Аюповой, которая, на мой взгляд, очень трепетно к этому вопросу относится. Она небезразличный человек в принципе, и я надеюсь, что памятник Назибу Жиганову установят еще при моей жизни», — поделился с «БИЗНЕС Online» сын композитора Иван Жиганов.

«Наверное, если быть до конца откровенным, — продолжил он разговор о юбилейном годе отца, — то, говоря о том, чем мы сегодня можем отдать дань памяти Назибу Жиганову и созданному им культурному пространству, следует назвать и блестящий Государственный симфонический оркестр под руководством Александра Сладковского, и Рустема Абязова с его La Primavera, и консерваторию… И, конечно, приветствие фестивалю президента Татарстана Рустема Минниханова — это очень важно для оценки происходящего. Для нашей страны значимо внимание к культуре первых лиц. Если оно есть, культура расцветает, а память живет».

Организаторы  приняли решение показать публики менее известные произведения композитора и выбор пал на Восьмую симфонию, которая не исполнялась более 40 лет Организаторы приняли решение показать публике менее известные произведения композитора, и выбор пал на Восьмую симфонию, которая не исполнялась более 40 лет

он чемпион по количеству симфоний среди татарских композиторов

Первый фестивальный вечер торжественно открыла праздничная увертюра «Сабантуй», также организаторы приняли решение показать публике менее известные произведения композитора, и выбор пал на Восьмую симфонию, которая не исполнялась более 40 лет.

«У Жиганова очень большое наследие, он чемпион по количеству симфоний среди татарских композиторов, и мы постепенно эти симфонии вспоминаем, — прокомментировал такой выбор Дулат-Алеев. — Сегодня прозвучит симфония, которая не исполнялась с 1977 года. Наверное, единицы помнят, как она звучала в живом варианте. Сегодня все с большим интересом идут ее слушать».

На сегодняшний день не существует записи всех симфоний Жиганова, поэтому для музыкантов и дирижера подобное было непростой задачей. Рустем Абязов, дирижировавший в эту субботу ГСО РТ, признался, что никогда раньше не слышал данную симфонию и ему пришлось разбирать и учить партию по нотам. «Послушать это невозможно, записей нет таких эталонных, приходится изучать партитуры, — поделился деталями работы Абязов. — Я такой авантюрист в душе, согласился в конце концов».

Авантюра удалась, и публика не отпускала музыкантов, аплодисменты 2 раза возвращали дирижера, и дважды оркестр ГСО исполнял произведения на бис, в том числе был сыгран «Райхан» из «Сюиты на татарские темы».

Во втором отделении были исполнены «Симфонические новеллы», созданные на основе музыки к неоконченному балету «Желтый аист» по мотивам китайской притчи, завершила вечер ставшая в последние годы популярной сюита из балета «Нжери» по мотивам африканской легенды в концертной редакции Анатолия Луппова.

17 и 20 февраля состоятся следующие концерты фестиваля, на которых будет исполнена музыка других татарских композиторов — Яхина, Ахияровой, Садыковой, Яруллина, Луппова и целой плеяды татарских композиторов, многие произведения будут сыграны впервые 17 и 20 февраля состоятся следующие концерты фестиваля, на которых будет исполнена музыка других татарских композиторов — Яхина, Ахияровой, Садыковой, Яруллина, Луппова и целой плеяды других, многие произведения будут сыграны впервые

«когда все вместе — уже и праздник ярче, и внимания больше»

17 и 20 февраля состоятся следующие концерты фестиваля, на которых будет исполнена музыка других татарских композиторов — Яхина, Ахияровой, Садыковой, Яруллина, Луппова и целой плеяды других, многие произведения будут сыграны впервые.

«И очень хорошо, что на фестивале имени Жиганова звучит не только его музыка. Это совершенно гениальная идея авторов проекта, в первую очередь Александра Сладковского, — поделился с нашим корреспондентом сын композитора. — Чтобы было больше тепла от зрителя, надо, чтобы композиторы на фестивале звучали вместе. А когда все вместе — и праздник ярче, и внимания больше. Я рад, что и молодые татарские композиторы звучат в программе фестиваля, и маститые. И когда я заглядываю в программку — а там не просто произведения Жиганова, а в переложении Анатолия Луппова или переработке Фуата Мансурова, — то сердце радуется…  Вот сейчас прозвучала увертюра к жигановской симфонии „Сабантуй“, которую переработал Фуат Шакирович в свое время. То есть, если музыка Назиба Гаязовича стала предметом не просто исследования музыковедов, историков музыки, а привлекла маститых композиторов, дирижеров, которые захотели увидеть ее в своем формате, значит, она привлекает, актуальна и в конечном итоге будет жить, ее продолжат исполнять, а для творца больше ничего и не надо».