Чистая прибыль «Татнефти» упала в 2,2 раза до 77,8 млрд рублей Чистая прибыль «Татнефти» упала в 2,2 раза до 77,8 млрд рублей

ДОБЫЧА ЗА 9 МЕСЯЦЕВ УПАЛА НА 12,5%, ХУДШИМ СТАЛ ВТОРОЙ КВАРТАЛ

Многие аналитики и инвесторы ждут с нетерпением отчеты компаний за «ковидный» 2020-й, настолько неожиданным и неровным оказался минувший год. Но организации, ведущие бухгалтерию по международным стандартам, обычно выпускают годовую отчетность только в конце марта – начале апреля. Поэтому повышенное внимание эксперты уделяют консолидированным отчетам по МСФО за 9 месяцев 2020-го, публикуемым в конце года. «БИЗНЕС Online» также изучил отчетность стержневых для Татарстана компаний, и сегодня подошла очередь «Татнефти».

Выручка от небанковской деятельности группы за 9 месяцев 2020 года снизилась на 24,5% до 521,9 млрд рублей, следует из ее отчета по МСФО. Чистая прибыль «Татнефти» и вовсе упала в 2,2 раза до 77,8 млрд рублей.

При этом ведущее направление бизнеса, добыча нефти, в физическом выражении упало на 12,5% до 19,55 млн тонн. Сокращение добычи авторы отчета поясняют спадом спроса на нефть и вступившими в силу с 1 мая договоренностями стран ОПЕК+. Напомним, что России пришлось пойти на снижение добычи на 2,5 млн баррелей в сутки, в российском минэнерго базой для сокращения обозначили уровень 11 млн баррелей в сутки, т. е. под сокращение попадает около 23%.

Что касается ценового фактора, то котировки нефти марки Urals упали на $23 до $40,8 за баррель по итогам трех кварталов. В итоге у «Татнефти» поступления от добычи нефти рухнули на 41,6% до 209 млрд рублей. Впрочем, в конце года на фоне сообщений об успешных испытаниях и запуске в массовый оборот вакцин ведущие инвестбанки пересмотрели свои прогнозы по спросу на нефть и котировки в сторону повышения до отметки $60 за бочку к середине 2021-го. Однако эксперты отмечают риски из-за новой волны COVID-19 в ряде стран, неконтролируемого роста добычи и возвращении иранской нефти на рынок. Поэтому ОПЕК+ предпочитает действовать осторожно. На декабрьском совещании нефтедобывающих стран были достигнуты договоренности о повышении добычи с 2021 года на 500 тыс. баррелей против ранее озвученных 2 млн, что рынок воспринял позитивно. Цена нефти стала расти, и на 25 января котировки Urals по сравнению с началом декабря повысились с $47–48 до $55 за баррель и пока не демонстрируют желания падать.

В итоге у «Татнефти» поступления от добычи нефти рухнули на 41,6% до 209 млрд рублей В итоге у «Татнефти» поступления от добычи нефти рухнули на 41,6% до 209 млрд рублей

Татарстанских нефтяников вполне устраивают такие уровни. «Татнефть» и правительство РТ кровно заинтересованы в средних ценах выше $43,4 за баррель — при этом условии нефтяники могут рассчитывать на льготы до 12 млрд рублей ежегодно.

Если же говорить о потребности самой «Татнефти», то она, со слов гендиректора компании Наиля Маганова, может работать и при $8 за бочку. К слову, за 9 месяцев 2020-го операционная себестоимость добычи составила 243 рубля, или около $3,5 за баррель по среднему курсу, — на 3 рубля ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года (АППГ). Но одно дело — затраты компании и другое — фискальные аппетиты российского правительства. В минувшем году на фоне резкого обвала доходов бюджета кабмин стал изыскивать все возможные резервы, в том числе решив отменить льготы для сильно выработанных месторождений и месторождений с тяжелой нефтью.

Обратимся к показателям, дающим хотя бы приблизительное понимание масштабов последствий налоговой реформы. За счет налоговых льгот в 2019 году «Татнефть» получила экономию в размере 39 млрд рублей, в первом квартале 2020-го — порядка 8,8 млрд рублей, а льгота по НДПИ достигла 20% от чистой прибыли 2019-го. Маганов первоначально оценил рост налоговой нагрузки в 80 млрд рублей. На сегодня нет полной ясности насчет того, как скажется очередной налоговый маневр на нефтяной отрасли. А что касается добычи, то ее, со слов помощника генерального директора по корпоративным финансам «Татнефти» Василия Мозгового, группа готова восстановить на докризисный уровень за 1–2 месяца. Так что, возможно, напрасны опасения партнера информационно-консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, который говорил о невозможности расконсервации целого ряда нефтяных скважин.

При этом в третьем квартале группа добыла 6,29 млн т нефти — на 5,2% больше, чем во втором квартале, в котором добыча просела на 17,9% до 5,98 млн т по сравнению с январем – мартом (7,28 млн). Если же сравнивать поквартальную добычу с прошлым годом, то в первой четверти спад составил 0,7%, или 50 тыс. т, во второй — 20,3%, или 1,52 млн т, в третьей — 1,23 млн т, или 16,4%. Т. е., как и предполагали отраслевые эксперты, после заключения соглашения ОПЕК+ фактическая добыча российских нефтяников просела на 17–18% вместо формальных 23%.

Расходы ТАНЕКО на переработку выросли на 14 рублей до 1611 рублей за тонну нефтесырья Расходы ТАНЕКО на переработку выросли на 14 рублей до 1 611 рублей за тонну нефтесырья

НЕФТЕПРОДУКТЫ ВПЕРВЫЕ ПРИНЕСЛИ БОЛЬШЕ СЫРОЙ НЕФТИ

Объем производства нефтепродуктов «Татнефти» за три квартала вырос на 17,4% до 8,51 млн т (что характерно, по итогам полугодия рост был сильнее, на 30%). По типу продуктов расклад такой: выработка дизтоплива на ТАНЕКО снизилась на 8,5%, автомобильного бензина — выросла на 13,5%, а сильнее всего увеличилось производство средних дистиллятов, в 1,8 раза. К последним, в частности, относится печное и судовое топливо. Основной прирост сбыта средних дистиллятов пришелся на страны дальнего зарубежья: на 960 тыс. т, или более чем втрое, до 1,41 млн т, в стоимостном выражении прибавка была не столь впечатляющей — примерно на 90% до 29,3 млрд рублей.

В целом же доходы от реализации нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья упали на 26%, от продаж в СНГ увеличились на 6%, от внутренней реализации — на 8,7%. Однако Россия даже вместе с государствами СНГ не смогла компенсировать потери в дальнем зарубежье. В итоге суммарные поступления за вычетом акцизов и пошлин просели на 14,1% до 235 млрд рублей.

Тем не менее «Татнефть» впервые получила от продажи нефтепродуктов больше, чем от реализации нефти, отметим этот факт.

В натуральных показателях картина отличается: экспорт нефтепродуктов вырос на 19% до 4,4 млн т, а сбыт в РФ — на 11% до 5,7 млн тонн. В России компания делает упор на дизтопливо, продажи которого почти не изменились (2,11 млн т), а вот сбыт автомобильного бензина, несмотря на пандемию коронавируса, заметно вырос — плюс 260 тыс. до 1,18 млн тонн.

При этом расходы ТАНЕКО на переработку выросли на 14 рублей до 1 611 рублей за тонну нефтесырья.

Коротко упомянем шинный дивизион «Татнефти» во главе с крупнейшим российским производителем «автомобильной обуви» «Нижнекамскшиной». Предприятие увеличило производство шин на 4,1% до 7,7 млн штук. Напомним, что минувший год группа впервые начала, располагая собственными сырьевыми ресурсами. Устав от ценовых войн с ТАИФом, в состав которого входит крупнейший производитель каучука ПАО «Нижнекамскнефтехим», «Татнефть» приобрела каучуковые заводы СИБУРа в Тольятти. Однако в отчетности по нефтехимическому дивизиону среди подконтрольных УК «Татнефть-Нефтехим» предприятий свежеиспеченное «Тольяттикаучук» не фигурирует, есть только наши старые знакомые во главе с «Нижнекамскшиной». А производство каучука в текущем отчете выделено в прочую реализацию, поступления от которой выросли к АППГ на 54%.

«Татнефть» впервые получила от продажи нефтепродуктов больше, чем от реализации нефти, отметим этот факт «Татнефть» впервые получила от продажи нефтепродуктов больше, чем от реализации нефти, отметим этот факт

ПРАВИТЕЛЬСТВО «НАДЕМПФИРОВАЛО» 41 МЛРД РУБЛЕЙ АКЦИЗА — В 3,6 РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ В 2019-М

Вернемся к больной для россиян теме цены нефтепродуктов и влияния налогов на нее. На мировом рынке цены на высокооктановый бензин за 9 месяцев снизились в среднем на 31,5% до 27,2 тыс. рублей за тонну. Тем временем в России цены выросли на 7,7% до 49,2 тыс. рублей — это данные, которые приводят авторы отчетности «Татнефти». Получается, средний российской ценник на 80% выше мирового, по которому нефтяники, вероятно, и продают топливо в страны ЕС.

При этом динамика цен значительно отклонилась от спрогнозированного вице-премьером Дмитрием Козаком уровня в пределах инфляции. Последняя, по данным Росстата, за три квартала увеличилась только до 3%. «Разница в динамике стоимости топлива между российским и зарубежными рынками обусловлена рядом причин. Производство бензина в нашей стране ориентировано прежде всего на внутренний рынок. На экспорт идет лишь около 10–12 процентов бензина, больше Россия экспортирует дизельного топлива и полуфабрикатов для дальнейшей переработки. Но главным фактором, сглаживающим зависимость стоимости топлива на внутреннем рынке от динамики нефти, является демпфирующий механизм. Когда экспортный netback опускается ниже установленной цены отсечения, компании доплачивают в бюджет значительную часть разницы между ними. В силу этого снижение цен на сколько-нибудь значительную величину или время невозможно. Но сдерживается и рост, поскольку в случае роста netback выше цены отсечения компании получают компенсации из бюджета», — поясняет ситуацию с ценами аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

В результате группа «Татнефть» только в виде акцизов заплатила в бюджет 40,6 млрд рублей — на 29,3 млрд больше, чем за АППГ. Авторы отчета застенчиво пишут, что рост акцизов составил «более 100%», хотя платежи поднялись на 260% (!), или в 3,6 раза. Здесь стоит упомянуть, что из-за налогового маневра нефтяники ранее анонсировали рост цен на топливо в 1,5 раза либо его дефицит на внутреннем рынке. После претензий к производителям топлива и попыток ручного управления отраслью правительство, посовещавшись с крупнейшими игроками рынка, разработало механизм поддержки НПЗ. В частности заводам, производящим более 10% бензина «Евро-5», в виде обратного акциза выплачивается 3 тыс. рублей на тонну сырья.

Зато НДПИ для «Татнефти» снизился на 43% до 130 млрд рублей. Уменьшение налога обусловлено снижением цен на нефть, к которым он привязан.

За третий квартал сеть компании приросла еще 24 АЗС. За три квартала на такой шоппинг обошелся группе в 41,6 млрд — в два раза больше, чем за АППГ За третий квартал сеть компании приросла еще 24 АЗС. За три квартала такой «шопинг» обошелся группе в 41,6 млрд — в 2 раза больше, чем за АППГ

ПЛЮС 112 ЗАПРАВОК

Также ранее неоднократно поднималась тема убытков производителей топлива и сетей АЗС, не встроенных в вертикально интегрированные компании (ВИНК). В результате такие сети, как правило, вынуждены уходить под крыло тем самым ВИНК. «Татнефть» тоже неплохо «пошопилась» в прошлом году, купив 75 автозаправочных станций у финской Neste. По итогам 9 месяцев на балансе группы было 715 АЗС — на 112 больше, чем за АППГ.

За июль – сентябрь «Татнефть» потратила 16,8 млрд рублей на приобретение активов, связанных с переработкой и сбытом, однако уточнения, сколько пришлось на каждое из направлений, нет. Отметим лишь, что за третий квартал сеть компании приросла еще 24 АЗС. За три квартала такой «шопинг» обошелся группе в 41,6 млрд — в 2 раза больше, чем за АППГ.

В компании не ответили на наш вопрос, какие именно активы были куплены (арендованы).