КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВОЙНА МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ВЛАСТЬЮ ЗАКОНЧИЛАСЬ МИРНЫМИ ПЕРЕГОВОРАМИ?

Если раньше малого бизнеса просто не было, то теперь он есть, но успешен тот, что аффилирован с госструктурами. Когда вечные проблемы бюрократии, коррупции, высоких налоговых ставок, тарифов и зарегулированности рынков по крайней мере начнут решаться, обсуждали участники вчерашнего круглого стола «Улучшение делового климата в РТ», прошедшего в рамках III съезда предпринимателей РТ. Столько эмоциональных высказываний, гнева, скепсиса и рациональных предложений со стороны бизнес-сообщества РТ корреспондент "БИЗНЕС Online" не слышал уже давно.

«СЕГОДНЯ ГОСУДАРСТВО ВОШЛО ВО ВКУС»

Круглый стол «Улучшение делового климата в РТ» оказался куда более свободным, либеральным и раскрепощенным, нежели пленарное заседание. Именно здесь предприниматели смогли высказаться о наболевшем и поговорить между собой и с представителями властей о проблемах, а главное – о путях их решения. Дискуссии оказались жаркими, обстановка – накаленной. Зато появилась уверенность, что власть не только услышала о том, что волнует бизнес, но и поняла, что из года в год переносить «болевые точки» МСБ для бесчисленных и бессмысленных обсуждений значит махнуть рукой на экономическое развитие региона в целом. Тон круглому столу задал председатель ТПП РТ Шамиль Агеев, который рассказал, что проблемами бизнеса в палате занимаются уже 20 лет: и все эти 20 лет «все мы тремся об одном и том же».

«Самое парадоксальное, что в 90-е годы малому бизнесу работать было легче», - горько заметил он. – А сегодня государство вошло во вкус. И по числу чиновничьего аппарата Татарстан идет впереди. Мы ничего не можем понять после административной реформы Козака. Все эти министерства, агентства и ведомства… Приведу пример. 70 лет существует котельная в ТПП. В прошлом году пришла в негодность. Мы решили заменить на два автоматических котла. 38 бумаг мы должны были сделать ради этого! У государства 5 тысяч лишних функций, и никто их не хочет отдавать».

Помимо борьбы с бюрократическим аппаратом Агеев упомянул проблему ЕСН (только ТПП платит 300 тыс. рублей в год, «хотя ничего не производит») и проблему незащищенности частной собственности («Какой смысл предпринимателю работать 24 часа в сутки и всем рисковать, если он может все потерять в момент?»). Впрочем, на предложение ведущего круглого стола директора ИД «Парадигма» Рашида Галямова дать оценку деловому климату по пятибалльной шкале Агеев скромно заметил, что «не в школе, чтобы давать оценку» и сослался на мнение президента РТ, который заявил, что «отлично» только «на уровне Минниханова, Халикова».

DSCN2182.jpg
Марат Галеев: «Раньше малого бизнеса просто не было. Потом, когда стали предъявлять муниципалитетам, они стали отчитываться: вот он есть - тещин, племянника…»

АФФИЛИРОВАННОСТЬ МСБ ИЛИ ПОЧЕМУ ДИНАМИКА ОСТАНОВИЛАСЬ

Председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев с сожалением отметил, что несмотря на сегодняшнюю политическую стабильность стабильность законодательная оставляет желать лучшего. Никто не знает заранее, что будет на следующий год: основные параметры законов, касающихся бизнеса, постоянно меняются – нет стабильности, по его словам, прежде всего на федеральном уровне.

«Вопросы предсказуемости, прозрачности, последовательности – простые в теории, но самые сложные для реализации. Здесь зарыта главная проблема неудовлетворенности деловым климатом. И за всем этим стоит аффилированность. Сегодняшний съезд – дежавю, - иронично подметил Галеев. – Мы это слышим первый съезд, второй, сейчас третий. Одно и то же констатируется. Никак не можем перешагнуть 25% удельного веса МСБ. Иногда мне кажется, аффилированность бизнеса достигла насыщения, и поэтому он дальше не растет. Раньше малого бизнеса просто не было. Потом, когда стали предъявлять муниципалитетам, они стали отчитываться: вот он есть - тещин, племянника… Теперь он есть, но аффилированный с властями».

«ТРИ С МИНУСОМ» И «НОУ КОММЕНТС»

Остается надежда, продолжал Галеев, на то, что проблему непрозрачности решит электронный документооборот. Когда те же земельные участки, которые продаются, будут вывешиваться на сайтах. Тогда есть шанс, заметил депутат, «что мы будем уходить от громких уголовных дел, которые порой случаются» (имеется в виду дело о взятке бывшего верхнеуслонского главы Александра Тимофееваред.). Если государство и бизнес хотят, чтобы деловой климат был приятным, и те, и другие, считает он, должны идти навстречу и работать «на международном уровне». Пока же Галеев деловому климату в РТ ставит «три с минусом». Впрочем, по его словам, есть вообще неудовлетворительные моменты – к примеру, сращивание бизнеса с властью:

«Здесь я вообще не знаю, что тут делать. Здесь какая оценка? Здесь ноу комментс. Это болезнь, поразившая всю страну. Нет быстрых решений. Бизнес должен почувствовать, что ему можно работать вне рабовладельческих условий».

DSCN2169.jpg
Круглый стол оказался куда более свободным, либеральным и раскрепощенным, нежели пленарное заседание

ПРОБКИ И «НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ»

Марат Бикмуллин - председатель совета директоров ООО "Информационные системы», высказал мнение, что бизнес сегодня находится меж двух огней. С одной стороны, неадекватная налоговая система, при которой МСБ сложно не то что развиваться, но даже выживать. С другой - использование «серых схем» карается тюрьмой, и бизнесмены по-прежнему боятся раскрывать масштабы своего бизнеса, «на всякий случай». Известный казанский бизнесмен также привел довольно спорный пример с транспортной системой столицы республики. По его словам, сегодняшний ее коллапс уходит корнями в 2005 год, когда власти разогнали частников и оставили транспорт фактически полумуниципальным. Рынка нет. Экономическую целесообразность существующей системы просчитать невозможно. А добраться до места назначения, в особенности в часы-пик, в Казани невозможно. В результате, продолжал Бикмуллин, растет парк личного авто (на 15% в год). Отсюда и пробки.

«Вмешательство государства в рыночную экосистему не дало дойти ей до определенной стадии развития. Купили красные автобусы. И все рассыпалось, и наступил полный паралич транспортной системы», - считает бизнесмен.

Кроме того, сегодня и в РФ, и в РТ существует «нефтяное проклятие». Властям нет дела до бизнеса, пока есть нефтедоходы. И так, полагает Бикмуллин, будет продолжаться до тех пор, пока бизнес не выйдет на улицы. Представителям МСБ необходимо выходить на площади и заявлять о своих правах. Галеев возразил, что на улицы выходить совсем необязательно – чтобы решать проблемы бизнеса можно собираться и на съездах. Одно другого не исключает, парировал бизнесмен. Галеев также заявил, что по «нефтяному проклятию» РФ и РТ «ставят себе планку» сами. И привел в пример «нефтяную» Норвегию, у которой такого проклятия почему-то нет.

«Что касается автобусов, да был частный бизнес. Но с другой стороны, такого бардака при частном извозе, когда веревками привязаны глушители и десятки людей набивалось в автобусы, сегодня нет! – отвечал на главный выпад депутат Госсовета РТ. – Можно все дискредитировать. Но и бизнес ведь должен так самоорганизовываться, чтобы таких вещей не было. Мы тогда видели крайности нерегулируемого рынка. Всякий раз мы сталкиваемся с тем, что когда дерегулируем какую-либо деятельность – стандарты опускаются ниже плинтуса, в никуда».

ПОЧЕМУ НЕТ ШТЕЙНБЕРГА?

Юрий Петрушин - глава ТПП в Набережных Челнах и Закамье, напомнил собравшимся, что проблему развития МСБ надо рассматривать системно, а не по частным случаям («а то и я могу вам такие примеры привести – как по министерству можно ходить годами и не решить вопрос»): «Вот президент РТ правильно сказал: бизнес развивается там, где есть «крыша» от власти».

Венера Иванова - председатель «Автоградбанка», предложила для решения больного вопроса взаимодействия бизнеса и власти активизироваться уже давно созданным при муниципалитетах фондам и отделам поддержки предпринимательства – чаще встречаться с бизнесом. И публично высказала удивление по поводу отсутствия на съезде Леонида Штейнберга (главы ассоциации грузоперевозчиков РТ, который заявил «БИЗНЕС Online», что его на съезд не пригласилиред.): «Я знаю, что на съезде даже не было Штейнберга. Почему его здесь не оказалось?! Хотя он объединяет столько людей и компаний. Более 500 членов у них, и в кризис они друг другу помогали». Глава «Автоградбанка» порекомендовала брать пример с грузоперевозчиков и также объединяться в самостоятельные (не «спущенные сверху»!) ассоциации. Только сообща, полагает банкир, можно решить ту же проблему с высоким социальным налогом: «Налогообложение надо менять пулом. Ведь в Набережных Челнах до ввода ЕСН в 34% перестали платить «конвертные» зарплаты, а сейчас все вернулось на круги своя. И надо кардинально менять этот налог, а не снижать на пару процентов». Деловому климату РТ Иванова дифференцировала такую оценку: там, где по ее словам, дело касается крупного и среднего бизнеса, климат «на четверку», а за деловой климат микробизнеса РТ можно смело ставить «неуд».

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ХАОС И ПРОИЗВОДСТВО ПРОВОЛОКИ

Сергей Никифоров - генеральный директор ЗАО "Аудит-консалтинг", также коснулся одной из самых болезненных тем для бизнеса – высоких ставок на ЕСН. По его словам, все упирается в беспорядок и хаос законотворчества на федеральном уровне. Если сначала приняли множество поправок, касающихся видов деятельности, которые предполагают пониженные ставки, то когда принимался новый закон – про поправки… просто забыли:

«Сейчас новый закон принимается, срок принятия поправок уже вышел. И все осталось по-старому, никто льгот не получил, кроме «важнейших видов деятельности», - съязвил бизнесмен, – производства стальной проволоки, стального профиля и фармацевтики. Остальные не люди».

Однако предложения выходить бизнесменам на митинги Никифоров встретил скептически, честно признавшись, что на площадь не пойдет. Выход другой – подавать коллективные иски в Конституционный суд на предмет конституционности законов. И доказывать власти, что бизнес тоже знает свои права.

DSCN2179.jpg
Сергей Никифоров - генеральный директор
ЗАО "Аудит-консалтинг"

«ДВАЖДЫ УПАСТЬ В НОЛЬ И ТРИЖДЫ ВСТАТЬ НА НОГИ»

Услышав про «свои права», поднялся Альберт Кадыров - гендиректор «Ключевской фабрики дверей» (Бугульма), который за 15 лет бизнеса успел «дважды упасть в ноль и трижды встать на ноги». Второй год его компания пытается открыть производство металлических дверей. И второй год, пока чиновники «согласовывают и разрешают», вынуждена платить зарплату людям и кредиты банкам:

«Подошло дело к запуску, перерезали ленточки. Включили производство. Света нет. Полгода теперь надо копошиться ради него. Проценты кредита все это время, пока запускаемся, вынуждены отдавать, уже 60 млн. рублей отдали! Ну как, как я должен работать?!»

Представитель екатеринбургской компании, оказавшийся на круглом столе (и признавшийся в его начале корреспонденту «БИЗНЕС Online», что хотел бы «уехать вообще из страны») с эмоциональным выступлением Кадырова согласился, добавив, что и в Свердловской области только за подключение 1 кВт мощности приходится платить 15 тыс. рублей. Хотя, на взгляд уральского бизнесмена, в целом дела в РТ обстоят куда лучше.

ЦАРЬ-БАТЮШКА И ЧУДО-ЗАКОН

Участники круглого стола дружно поаплодировали своему коллеге и отметили, что за столом на съезде должны были сидеть предприниматели, «а у нас важные места занимают чиновники». «Президент должен слышать такие эмоциональные выступления, так как они говорятся от души», - отметил один бизнесмен. Ильдус Янышев - председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр», позицию коллег не поддержал. По его словам, ежегодно на таких мероприятиях повторяющиеся сценарии – «у нас коррупция, налоги, с подсоединением проблемы»:

«Ощущение, что об этих проблемах всегда будем говорить, плакаться, обращаться к царю-батюшке. Думать, что дядя придет и придумает чудо-закон. Я иллюзий на этот счет не питаю, - пессимистично заметил Янышев. – На мой взгляд, проблема в том, что бизнес и власть у нас не партнеры. «Наверху» президент с представителями общественных организаций обнимается и говорится, как у нас хорошо. А как спускаемся вниз – все ровно наоборот. Но виновата не только власть. У нас ведь и уровень вовлеченности в бизнес – 4 - 5%. И по моему опыту – уровень деловой культуры низок. Мы не являемся носителями инновационных идей мирового класса. Все наши инновации на мировом рынке не конкурентоспособны!»

«ЭТО НЕ ВОЙНА С ВЛАСТЬЮ»

Подошедший на круглый стол ближе к середине глава агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов слушал бизнесменов мрачно, внимательно и молча, только временами отпуская комментарии. Под конец, однако, не выдержал, заявив, что его агентство не имеет прямого отношения к властным структурам РТ, а сам Якупов – такой же «предприниматель, который просто вошел во власть».

«Проблемы наши за день не решить. Но без вашей поддержки их решить вообще не получится! Если говорить, что все плохо, то ничего и не удастся. Мы почему в Васильево собрались определить стратегические приоритеты? Чтобы систематически снять проблемы по ним. Мы же не можем искать бизнес, у которого есть проблемы – они у всех есть. Кто инициативный, он приходит к нам, сообщает, мы подключаемся. И это не война с властью. Да, есть обрыв между властью и бизнесом. Но и там и там те же люди. И я согласен, - обратился он к Кадырову, - вот так у нас механизмы пока работают».

Можно долго обсуждать, почему так сложилось, продолжал Якупов, но лучше заниматься конкретными делами. И призвал бизнесменов «консолидироваться» в отраслевые ассоциации. И ежеквартально собираться вместе, обсуждая методы и способы работы: «Мы как агентство – не способны работать без вашей поддержки», - заметил он.