ГАЗЕТА "БИЗНЕС ONLINE" ПУБЛИКУЕТ РЕЙТИНГ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В КАЗАНИ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА. ЧАСТЬ 2-Я

В третьем квартале 2011 года автолюбители Казани весьма охотно приобретали стальных коней различных брендов - от демократичных DAEWOO до пафосных AUDI и INFINITI. В результате автопарк столицы РТ пополнился за 9 месяцев почти на 31,4 тыс. новеньких авто. Кто из игроков авторынка был убедительней в борьбе за потребителя, как среднего, так и премиального, выяснял аналитический центр «БИЗНЕС Online» совместно с экспертами.

«НАШИ» ОТСТАЮТ

Согласно данным, которые предоставил газете «БИЗНЕС Online» «Автостат», автопарк Казани только в третьем квартале пополнился дополнительными еще 11 563 автомобилями, что по итогам 9 месяцев 2011 года принесло в копилку города 31 429 единиц новеньких авто. Сохранявшийся благоприятный кредитный климат и потребительский настрой позволили вырасти рынку в среднем на 58% в сравнении с результатом первого полугодия текущего года.

Традиционно для столицы более быстрыми темпами росли иномарки – они прибавили 59,6%, в то время как наши бренды добавили только 54,8%. Что закономерно привело к росту доли представителей мировых автогигантов с 71% за первое полугодие до 71,6% по итогам трех кварталов 2011 года.

OPEL ОБСТАВИЛ ДВОИХ СРАЗУ

Что касается десятки наиболее востребованных брендов в столице РТ, то призовые позиции, как и в общереспубликанском зачете оставили за собой LADA, CHEVROLET и DAEWOO. Особо отметим обладателя четвертой позиции – KIA, который добавил в третьем квартале 72,3% до 1952 единиц в сравнении с 1133 единицами, приобретенными за первые 6 месяцев 2011 года.

Динамика агрессивного «корейца» стала лучшей в Топ-10 популярных марок Казани. Также заметим, что если второй по популярности моделью после RIO по итогам 6 месяцев у KIA был CEED, то по итогам трех кварталов его место занял новый кроссовер SPORTAGE.

Серьезно отличился и OPEL: нарастив объем на 71,6% с 939 единиц до 1611 единиц, он смог обойти и RENAULT, и TOYOTA. Видимо, особенно по душе казанцам пришлась обновленная ASTRA с ее динамичным дизайном. Именно на эту модель пришлось 75% (1215 единиц) от всех продаж OPEL по итогам 9 месяцев.

ТОП-10 АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ КАЗАНИ

Место за 9 мес. 2011

Марка

Новых за 9 мес. 2011, ед.

1

LADA

8638

2

CHEVROLET

3880

3

DAEWOO

2003

4

KIA

1952

5

OPEL

1611

6

TOYOTA

1550

7

RENAULT

1501

8

NISSAN

1432

9

HYUNDAI

1328

10

VOLKSWAGEN

942

Если бросить взгляд за пределы первой десятки автомобильных брендов, то выясняется, что FORD, реализовав 784 автомобиля, все-таки смог пройти MITSUBISHI. Но до результата того же VOLKSWAGEN американцу не хватило 158 единиц или более 20%. Так что пока у народного немецкого бренда есть приличный запас, чтобы удерживаться в десятке самых востребованных.

В плотном трафике SUZUKI, благодаря отменному спросу на модель SX4, объехал SKODA. Жители Казани купили 664 автомобиля данной японской марки, что на 11 единиц больше, чем у «чеха» по итогам 9 месяцев.

VORTEX: ДЛЯ АВТО ИЗ КИТАЯ ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

При определении самых динамичных автомобильных марок по итогам третьего квартала 2011 года, выявляется, что самыми быстрыми темпами росли именно «китайцы». Конечно, фантастический скачок на 500% у LIFAN в большей мере вызван очень скромной базой за полугодие (всего две единицы). Но у того же VORTEX прибавка 148% или уже 37 единиц. Напомним, что последний собирается на российском заводе «ТагАЗ».

Несмотря на то, что пока слабо развит сервис и относительно трудно реализовать китайские авто на вторичном рынке, достойная комплектация в базовых версиях все-таки привлекает практичных казанцев.

Так, к примеру, модель VORTEX Corda при цене 320 тыс. рублей оснащена кондиционером, центральным замком, иммобилайзером и гидроусилителем руля.

Отметим, что пока еще теплится спрос на VOLGA SIBER, и GAZ все еще в строю «легковушек», хотя только благодаря устаревшей модели от CRYSLER.

1.jpg

MERCEDES УБЕДИЛ КАЗАНЦЕВ

Говоря о марках премиум-сегмента, отметим, что первые два места по-прежнему удерживают BMW и AUDI. Повышенным спросом у баварца пользуется внедорожник X5, а у игрока из Ингольштата больше других моделей по вкусу казанцам кроссовер Q5.

Серьезная борьба развернулась за «бронзу», которую смог вырвать MERCEDES. Жители столицы РТ поддались влиянию лозунга The best or nothing и в третьем квартале 2011 года приобрели 64 новеньких авто с 3-лучевой звездой на решетке радиатора. Роста на 62,1% до 167 единиц хватило, чтобы потеснить с пьедестала японский LEXUS, который смог продать только 154 автомобиля. Заметим, что если «японец» продает в Казани больше своих внедорожников серии RX, то MERCEDES ставит на седаны С и Е класса.

Достаточно устойчивым спросом пользовались полноприводные модели FX и CAYENNE от INFINITI и PORSHE. В результате данные бренды реализовали по 47 и 50 авто соответственно.

ТОП ПРЕМИУМ АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ КАЗАНИ

Место за 9 мес. 2011

Марка

Новых за 9 мес. 2011, ед.

1

BMW

384

2

AUDI

326

3

MERCEDES

167

4

LEXUS

154

5

LAND ROVER

126

6

PORSCHE

50

7

INFINITI

47

8

CADILLAC

26

9

VOLVO

24

10

JAGUAR

6

11

BENTLEY

1

12

MASERATI

1

Динамика люксового «японца» в третьем квартале на уровне 74% оказалась несколько выше, чем 61% у представителя из Штутгарта.

Отметим, что вплотную к результатам CADILLAC по итогам 9 месяцев 2011 года подобрался шведский VOLVO, который предлагает комфортабельный внедорожник XC90, стоящий «больше своей цены». Так, за повышенную шведскую безопасность проголосовали своим кошельком еще 10 казанцев, обеспечив прирост на 71% до 24 единиц за три квартала текущего года.

Кстати, единственный новенький BENTLEY, поставленный в РТ в третьем квартале, припарковал в своем гараже кто-то из жителей Казани.

ВЕДУЩИЕ МОДЕЛИ ТОП-10 БРЕНДОВ КАЗАНИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА

Место в рейтинге
за 9 мес. 2011

Марка

Модель

Новых за 9 мес. 2011, ед.

1

LADA

"2114"

1789

1

LADA

"1117"

1372

2

CHEVROLET

AVEO

1096

2

CHEVROLET

LACETTI

997

3

DAEWOO

NEXIA

1082

3

DAEWOO

MATIZ

921

4

KIA

RIO

623

4

KIA

SPORTAGE

320

5

OPEL

ASTRA

1215

5

OPEL

CORSA

130

6

TOYOTA

RAV4

503

6

TOYOTA

COROLLA

366

7

RENAULT

LOGAN

793

7

RENAULT

SANDERO

457

8

NISSAN

QASHQAI

419

8

NISSAN

TIIDA

220

9

HYUNDAI

SOLARIS

766

9

HYUNDAI

GETZ

121

10

VOLKSWAGEN

POLO

402

10

VOLKSWAGEN

TIGUAN

151

Подводя итог, можно отметить, что казанцы несмотря на грозные раскаты очередной волны мирового кризиса продолжают активно приобретать автомобили. При этом внимание все сильнее смещается уже в пользу не просто ближайших ценовых конкурентов «АвтоВАЗа», а в следующий сегмент (сегмент среднего класса). Яркими представителями последнего выступают OPEL и KIA.

Останутся ли жители столицы верными своим настроениям в четвертом квартале, или кто-то из ведущих брендов соблазнит свежим предложением, читатели узнают в очередном рейтинге газеты «БИЗНЕС Online».

РЕЙТИНГ АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ КАЗАНИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА

Место за 9 мес. 2011

Марка

Новых за 9 мес. 2011, ед.

1

LADA

8638

2

CHEVROLET

3880

3

DAEWOO

2003

4

KIA

1952

5

OPEL

1611

6

TOYOTA

1550

7

RENAULT

1501

8

NISSAN

1432

9

HYUNDAI

1328

10

VOLKSWAGEN

942

11

FORD

784

12

MITSUBISHI

760

13

SUZUKI

664

14

SKODA

653

15

MAZDA

433

16

BMW

384

17

AUDI

326

18

ZAZ

270

19

FIAT

255

20

SUBARU

247

21

PEUGEOT

210

22

CITROEN

204

23

BOGDAN

182

24

MERCEDES

167

25

LEXUS

154

26

HONDA

138

27

LAND ROVER

126

28

GREAT WALL

120

29

UAZ

103

30

VORTEX

62

31

GEELY

57

32

SSANGYONG

55

33

PORSCHE

50

34

INFINITI

47

35

CHERY

34

36

CADILLAC

26

37

VOLVO

24

38

MINI

17

39

LIFAN

12

40

GAZ

6

41

JAGUAR

6

42

HAIMA

5

43

DODGE

4

44

JEEP

3

45

SEAT

2

46

MASERATI

1

47

BENTLEY

1

LADA+BOGDAN+GAZ+UAZ

8929

ОСТАЛЬНЫЕ

22500

ИТОГО

31429

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Свои комментарии о ситуации на автомобильном рынке Казани и наиболее важных событиях, произошедших на нем, «БИЗНЕС Online» предоставили наши эксперты.

Дмитрий Пугачев – исполнительный директор «РРТ-Казань» (официальный дилер OPEL и CHEVROLET»):

- Должен сказать, CHEVROLET лидер продаж вообще в целом по стране, OPEL сильно отстает. OPEL скорее популярен в больших городах, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге. Объясняется это просто – в там больше состоятельных покупателей. Ведь CHEVROLET по сути такой дешевый аналог OPEL. В Казани тот же CHEVROLET намного популярнее OPEL, а в Питере, к примеру, наоборот, OPEL опережает. Статистику всегда стоит смотреть в разрезе городов, она сильно отличается по отдельным позициям, брендам и маркам в зависимости от города, где продаются автомобили. В нашем салоне продажи с начала года CHEVROLET выросли на 30%, сейчас просто возникли определенные проблемы с импортом их автомобилей. А по OPEL продажи выросли с 50 до 80 машин, тоже фактически на те же 30%.

Антон Грачев – исполнительный директор группы компаний «Автолайф»:

- В наших автосалонах наибольшей популярностью в премиум-сегменте автомобилей пользуются MERCEDES, INFINITI и AUDI. Если говорить о конкретных моделях, то в основном это бестселлеры MERCEDES GLK, INFINITI FX37 и Audi Q5. Извечно популярный LEXUS в этом году к сожалению сдал свои позиции по вполне понятной причине – японская катастрофа, поставки до сих пор не вышли на прошлогодний уровень. В среднем классе хорошие позиции у седана VOLKSWAGEN POLO SEDAN, HYUNDAI SOLARIS и новичок KIA Rio, спрос на который сейчас резко увеличился, и потихоньку выдавливает остальных. Почему? Ответ прост - больше опций за те же деньги. У KIA и кондиционер, и музыка, и 5 лет гарантии. Следует отметить, что спрос на машины этого класса также успешно подогревает и программа льготного автокредитования.

Если брать рынок автомобилей премиум-класса в Казани в целом, то по субъективным оценкам лидируют BMW и AUDI. Причины этого - в сравнении с тем же Mercedes-Benz, во-первых, в том, что эти бренды сегодня пользуются крайней популярностью при корпоративных закупках, и Правительство их очень любят. Во-вторых, у Мерседеса до сих пор нет полноценно-функционирующего сервисного центра. В противном случае, уверен, Мерседес «съел» бы и BMW и AUDI вместе взятые по продажам. Применительно к самим маркам, у того же AUDI очень широкий модельный ряд, от А1 до А8 - в любом ценовом сегменте. У BMW, модельный ряд тоже широк, но тут есть супер-популярные модели, и модели, которые продаются по-одной. В этом году небывалый спрос на кроссовер BMW X3, который пользуется достаточной популярностью. Но опять же - проблемы с поставками. Производят большинство BMW сейчас в России, но полноценный сборочный цикл в нужном объеме до сих пор не налажен: как результат - дефицит автомобилей (из-за дефицита российских дилеров по ряду моделей баварской марки с 2010 года собирались увеличить локальное производство автомобилей на калининградском заводе «Автотор», в общей сложности на заводе «Автотор» ежегодно собирается более 6 000 BMW, среди которых BMW 3-й серии, новый BMW 5-й серии, BMW 7-й серии, BMW X3, BMW X5 и BMW X6 - ред.).

Юлия Караблинова – начальник отдела продаж АвтоДома «Фобос»:

- В нашем салоне продаются всего две марки – Chance, разработанные на базе автомобиля LANOS (Ланос) корейскими и украинскими специалистами. И китайские GEELY. Могу отметить, что за последние месяцы объем продаж последних безусловно вырос. Но связано это не столько с резким увеличением спроса, сколько с тем, что сама компания, производящая автомобили, наконец, наладила прямую дистрибуцию. Кроме того, появились новые модели, в частности, кроссовер. В итоге объем продаж GEELY увеличился раза в два, в начале года мы их продавали очень мало, буквально единицы.

Сергей Байрашев – коммерческий директор дилерского холдинга "Таттранском" (сеть автосалонов «Сапсан»):

-Зачастую на статистику по тем или иным брендам и моделям влияет дефицит с проблемы с поставками. Именно они формируют спрос и очереди на отдельные модели. Что касается нашего салона, могу отметить, что популярностью пользуются китайский кроссовер TAGAZ Tingo – прежде всего, из-за своей цены. Хорошо продаются «Шкода», «Ситроен». Продажи FIAT упали. Связано это, разумеется, с тем, что они разорвали сотрудничество с «Соллерсом». Как известно, «Соллерс» теперь сотрудничает с Ford, а FIAT на базе дилерских центров «Соллерса» уже начал формировать свою сеть, решив самостоятельно выходить на автомобильный рынок РФ. Сегодня (15 ноября, прим.ред.) как раз на эту тему проходит фиатовская конференция в Москве.

Что касается премиум-класса, то у MERCEDES в Татарстане позиции пока слабые. Продажи маленькие и покупают их меньше. В основном наши покупатели предпочитают приобретать автомобили этого бренда не в Казани, а в Нижнем Новгороде, Москве. Просто здешнего нашего дилера Мерседес в Казани и Набережных Челнах в последнее время лихорадило. MERCEDES - дефицитный автомобиль, и хорошая дистрибуция у него в Москве.

В настоящий момент в тех же Набережных Челнах лидирует в этом классе AUDI, 8-10 автомобилей в месяц продаем мы в наших салонах. И VOLVO сейчас позиционируется в классе премиум, но я бы сказал это «полу-премиум». Ежемесячно машин этой марки мы продаем по 12 - 15 штук. Небольшие продажи AUDI связаны с дефицитом машин опять же, в следующем году квоты по ним у нас увеличатся, и мы планируем продавать их уже 15 - 18 ежемесячно.

Рустем Насретдинов – руководитель отдела продаж «Ак Барс Автомобили»:

- Мы на сегодняшний день - единственный официальный дилер MERCEDES в Казани. Я бы сказал, что спрос на него большой. Проблемы с продажами связаны были скорее с тем, что переезжали. Из-за этого начало года фактически было упущено, и рынок отвоевать не удалось. А весной, как известно, спрос небольшой. После переезда на новое место обнаружился дефицит авто из-за спроса на MERCEDES по всему миру. К тому же, у нас продается не весь модельный его ряд. Сейчас мы скорее работаем под заказ: клиент заказывает конкретную машину, и мы ее привозим. Аргумент о том, что продажи MERCEDES невысокие из-за отсутствия большого сервисного центра отныне работать не будут – теперь есть такой центр, мы его открыли, и он работает с мая-месяца.

Ежемесячно мы продаем 15 - 17 автомобилей MERCEDES. Особенной популярностью пользуются машины GLK-класса, С класса, и внедорожники M и GL. Популярность MERCEDES, если хотите, подтверждают и продажи «серых дилеров». В Казани факты «серых продаж» есть, мы не можем, кстати, даже отказывать покупателям у «серых дилеров» в сервисном обслуживании и как-то с ними бороться. Объяснить невысокие позиции по продажам в премиум-сегмента можно, таким образом, во-первых, дефицитными поставками. А во-вторых, должен сказать, в Татарстане привыкли в каком-то смысле к AUDI и BMW. Самый первый премиум-автомобиль, который у нас появился – это был BMW. С тех пор премиум-класс стал ассоциироваться именно с ним.

Часть 1-я: Авторынок РТ почувствовал дыхание Фукусимы