Сегодня стало известно, что группа компаний «Яндекс.Такси» покупает колл-центры и бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт» Группа компаний «Яндекс.Такси» покупает кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок «Везёт» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЯНДЕКС.ТАКСИ» ПОКУПАЕТ АКТИВы «ВЕЗЁТ»»

Сегодня стало известно, что группа компаний «Яндекс.Такси» покупает кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт», которая присутствует в более чем 100 городах России, включая Казань и Набережные Челны. ГК «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», каждый из которых имеет более 15 лет опыта построения бизнеса в России.

«Сделка позволит „Яндекс.Такси“ улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности, предложить экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов», — говорят в компании. Заявляется также, что пользователи «Везёт» смогут вызывать такси по телефону, как они привыкли, или в приложении «Яндекс Go». Водителям будет предложено подключиться к платформе «Яндекс.Про».

В компании подчеркнули, что, в отличие от соглашения между «Яндекс.Такси» и «Везёт», анонсированного в июле 2019 года, новая сделка подразумевает приобретение лишь части активов «Везёт», действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение. Сумма сделки — $178 миллионов.

На вопрос «БИЗНЕС Online», касается ли сделка пассажирских перевозок, в пресс-службе «Яндекс.Такси» ответили, что «в периметр сделки также входят кол-центры, которые принимают заказы по перевозке пассажиров». На вопрос, будет ли действовать новое объединение в Татарстане, четкого ответа не последовало. «Так как „Везёт“ — компания с большим присутствием в регионах, то интеграция будет разбита на этапы и по географии, и срокам. График интеграции анонсируют отдельно для партнеров каждого региона», — туманно добавили в «Яндексе».

Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, убежден, что переход пассажирских перевозок «Везёт» под контроль «Яндекса» — вопрос времени. «„Яндекс“ по факту приобретает также и пассажирское такси, поскольку контакт-центр „Везёт“, который переходит под его контроль, курирует и пассажирские перевозки, — сообщил собеседник издания. — В Татарстане „Везёт“ себя хорошо чувствует в сравнении с другими регионами, а значит, и республика вскоре попадет под влияние „Яндекса“».

ГК «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», каждый из которых имеет более 15 лет опыта построения бизнеса в России ГК «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», каждый из которых имеет более 15 лет опыта построения бизнеса в России Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

хитрость для отвода глаз ФАС

С чем связана осторожность, с которой «Яндекс.Такси» объявляет о сделке? Напомним, оператор уже пытался приобрести активы «Везёт», в июле 2019 года об этом было объявлено. Предполагалось, что если сделка состоится, компания займет четверть рынка такси в России. Согласно условиям сделки, «Яндекс.Такси» в течение трех лет должен был вложить около 8 млрд рублей в развитие сервисов такси в регионах РФ. В августе 2019-го после этого объявления глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что не испытывает «большого восторга» из-за того, что «Яндекс» решил приобрести сервис такси «Везёт».

После такого заявления агрегатор «Яндекс.Такси» отозвал свое ходатайство о приобретении сервиса «Везёт», писал РБК. Но вскоре подал новое. «Это связано с изменением структуры сделки: в ее периметр внесены новые объекты собственности „Везёт“, в частности сервис заказа грузоперевозок „Везёт Добро“. Мы продолжаем работать над сделкой и предоставлять ФАС всю необходимую информацию», — говорили тогда в «Яндексе».

И все же в июне 2020 года ФАС отказал «Яндекс.Такси» в покупке активов ГК «Везёт». Антимонопольщики также сообщили, что «Яндекс.Такси» 15 мая 2020-го подало новое ходатайство о приобретении активов ГК «Везёт». До этого компания уже несколько раз отзывала свои ходатайства, писали «Ведомости». В последний раз 31 марта «Яндекс.Такси» не подало новое ходатайство. При этом его представитель сообщал, что компания сохранила интерес к активу. Близкий к компании человек говорил, что «Яндекс.Такси» сосредоточится на поддержке водителей и таксопарков своего сервиса.

Впрочем, в ноябре 2020 в этой истории произошло важное событие — Артемьев ушел в отставку и ФАС возглавил Максим Шаскольский, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга.

По данным «Интерфакса», нынешняя сделка двух компаний не потребует согласования ФАС. «Балансовая стоимость активов „Везёт“ попадает в диапазон, не требующий согласования покупки по российскому законодательству», — цитирует агентство представителя «Яндекса».

Из того, что сейчас звучит важное — тема покупки контакт-центров. Это необходимое условия для развития по регионам. Через них поступает довольно большая доля заказов в регионах Покупки контакт-центров — это необходимое условия для развития по регионам. Через них поступает довольно большая доля заказов в регионах Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»

Поэтому для «Яндекса» захват малых и средних городов — важное условие для развития в регионах»

«Самое важное в этой сделке — покупка контакт-центров, — сообщил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси „Максим“ (ООО „Инфосервис“) Павел Стенников. — Это канал, через который поступает довольно большая доля заказов в регионах. С ним они получают доступ к аудитории, которая вызывала такси по телефону и продолжит делать так в будущем».

Участник рынка, который пожелал остаться неназванным, заметил что как водители, так и пассажиры «Везёт» не заметят существенной перемены. «Водители будут выполнять те же заказы, только они начнут поступать через приложение „Яндекса“ и через контакт-центр „Везёт“, разве что брендирование машин поменяется и „Яндекс“ начнет зарабатывать на комиссиях с этих заказов, — пояснил он. — Но для „Яндекса“ данная сделка стратегически важна, таким образом они получают ключ к развитию в средних и малых городах, где минимум 50 процентов заказов такси осуществляется через телефонный звонок, а не приложение. Для сравнения: в крупных городах типа Казани через приложение проходят до 70–80 процентов заказов. Поэтому для „Яндекса“ захват малых и средних городов — важное условие для развития в регионах».

Что касается водителей, то они выбирают не бренд, под которым будут работать, а размер заработка, который дает агрегатор. «Если водителей „Везёт“ не устроит комиссия „Яндекса“ за заказы, они могут уйти работать с другими сервисами, — рассуждает эксперт издания. — Сейчас все водители взаимодействуют как минимум с двумя агрегаторами в поисках максимального заработка и минимальной комиссии. И если им один из них будет не по душе, они станут чаще пользоваться услугами второго». 

Впрочем, владелец одного из таксопарков в Челнах Рафаэль Абелян настаивает на том, что в последние месяцы тенденция изменилась и теперь водители-профессионалы делают выбор в пользу одного агрегатора. «Сейчас главная мотивация водителей — получить гарантированные выплаты за смену, например, в DiDi это 6,7 тысячи рублей за 45 поездок, в „Яндексе“ — 6 тысяч, — заметил Абелян. — Поэтому в Челнах половина водителей работают в „Яндексе“, вторая — в DiDi. В первом случае водителей привлекают повышенные тарифы, в другом — гарантированные выплаты и низкая комиссия агрегатора (комиссия „Яндекс.Такси“ в автограде — 17,2%, DiDi — 12% плюс комиссия парка — от 1 до 3% — прим. ред.)».

Услужить двум агрегаторам за одну смену и получить гарант мало у кого получается, выполнение 45 заказов за день требует от 10 до 12 и более часов работы. «Поэтому профессиональный таксист должен сделать выбор в пользу одного агрегатора», — подчеркнул собеседник издания.