В письме Александру Новаку отмечается, что на протяжении многих лет в начале года в связи с падением потребления моторного топлива всегда наблюдался профицит предложения, сопровождавшийся снижением оптовых цен В письме Александру Новаку отмечается, что на протяжении многих лет в начале года в связи с падением потребления моторного топлива всегда наблюдался профицит предложения, сопровождавшийся снижением оптовых цен

СЕМЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ НОВАКА

В конце января ФАС и минэнерго согласовали план сдерживания розничных цен на бензин на автозаправочных станциях. Как сообщил замглавы министерства Павел Сорокин, оба ведомства в ближайшие недели примут приказ, повышающий норму биржевых продаж топлива. «Мы понимаем, что в конце 2020-го и начале этого года сложилась определенная конъюнктура мирового рынка, — приводит его слова „Интерфакс“. — Наблюдали рост цен на нефть, курс рубля остался более-менее стабилен, что привело к росту стоимости сырья на входе на НПЗ. И биржевая цена корректировалась. При этом рост цен на заправках остается в пределах инфляции, и это самое главное». Он отметил, что нефтяные компании согласились с некими рекомендациями, чтобы в феврале увеличить объем переработки. Это позволит накопить запасы перед весенним пиком спроса. О деталях Сорокин говорить отказался, сообщив только, что в проработку пойдет ряд предложений с мест.

По информации «БИЗНЕС Online», речь идет о 7 пунктах из письма (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online») розничных операторов вице-премьеру Александру Новаку. Наши источники, сообщают, что 28 января президент московской топливной ассоциации Евгений Аркуша передал документ Новаку. В письме отмечается, что на протяжении многих лет в начале года в связи с падением потребления моторного топлива всегда наблюдался профицит предложения, сопровождавшийся снижением оптовых цен и накоплением запасов для безболезненного прохождения весеннего периода роста спроса и плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Однако в этом году объемы переработки нефти, производства и поставок высокооктановых автомобильных бензинов на внутренний рынок снижаются. В итоге плановые показатели, рекомендованные минэнерго РФ, в полном объеме не выполняются, товарные остатки на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний критически низкие.

«На многих базисах сбытовых структур нефтяных компаний наблюдается ограничение отгрузок предоплаченного товара, по купленному на биржевых торгах сроки отгрузки увеличиваются сверх установленного нормативного срока в 30 дней», — жалуются топливники. В результате снижение производства привело к нарушению баланса спроса и предложения, в том числе и на биржевом рынке, резкому росту биржевых индикаторов, вслед за которыми повысились мелкооптовые цены. В условиях недостатка предложения некоторые нефтяные компании покупают топливо на бирже в ходе основной торговой сессии, оказывая негативное влияние на рост биржевых индикаторов: в первом месяце 2021 года по автомобильным бензинам они выросли на 16%, или на 8 тыс. рублей за тонну, а розничные цены — только в соответствии с темпами инфляции. Это привело к диспаритету оптовых и розничных цен, отмечается в документе.

Рост цен зафиксирован и в Татарстане. За последнюю неделю 92-й бензин подорожал на 12 копеек, 95-й — на 10 Рост цен зафиксирован и в Татарстане. За последнюю неделю 92-й бензин подорожал на 12 копеек, 95-й — на 10

В ТАТАРСТАНЕ ЗАПРАВЩИКИ БЫЛИ ГОТОВЫ НА АКЦИИ БЕНЗОВОЗОВ

В этих условиях оптовые цены для розничных операторов почти сравнялись с потребительскими, а в ряде регионов даже превысили их. Особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах, куда моторное топливо поступает с удаленных от них нефтеперерабатывающих заводов. Так, в Приморском крае оптовая цена с учетом доставки превышает розничные цены на 1–3 рубля за литр. Это вынуждает независимых операторов в ряде регионов поднимать розничные цены выше темпов инфляции, отмечают автозаправщики.

Рост цен зафиксирован и в Татарстане. За последнюю неделю 92-й бензин подорожал на 12 копеек, 95-й — на 10. Наши источники в отрасли сообщают, что вертикально-интегрированные нефтяные компании пытаются выжить с рынка независимые заправки, которые реализуют около 30% топлива в РТ. Эксперты полагают, что с их уходом монополиям уже никто не будет мешать повышать цены на топливо. «Сейчас крупные компании закупают топливо по той же цене, что и частники, — говорит один из наших собеседников. — Когда они пытаются повысить цены, частные компании стараются их удержать, что, разумеется, привлекает клиентов. Но при уходе с рынка независимых заправок ценообразование будет принадлежать только гигантам. В принципе, такую картину мы наблюдаем уже сегодня: независимые заправки по большому счету повлиять на рынок никак не могут». В пример он привел агрессивную политику «Татнефти». Компания также подняла оптовые цены на высокий уровень, но в то же время предоставляет внутренние скидки в 11% (ниже биржевой торговли), что в свою очередь привлекает клиентов.

По словам эксперта, сегодня гиганты уже почти выжили независимые заправки из крупных городов Татарстана. Частники говорят, что их бизнес на грани краха. Но куда большей проблемой это может стать для автовладельцев из деревень. Большим игрокам вроде «Татнефти», «Лукойла» и «Газпрома» невыгодно содержать АЗС в сельской местности с объемами пролива до 3 кубометров в день. Пока эту нишу занимают частники, но, если ситуация не изменится, они не исключают закрытия своего бизнеса. В результате сельчанам придется ехать десятки километров до ближайшей АЗС.

В условиях дефицита топлива на внутреннем рынке оптовая цена превысила розничную, и, по нашим данным, в некоторых городах РТ частные заправщики были готовы выйти на акции протеста. Они хотели пригнать к крупным АЗС свои бензовозы и наполнить цистерны по розничной цене. По другому сценарию, чтобы обратить на себя внимание, все частные заправки должны были просто закрыться и выставить к колонкам охрану. К слову, как сообщили наши источники, ранее закуп топлива на заправках гигантов считался обычной практикой — бензовозы частников затаривались по ночам. Кассиры выполняли план по продажам, и все оставались довольны, однако вскоре руководство больших компаний такие дела запретило.

По нашим данным, после новости о передачи письма лично в руки Новаку акцию протеста решили отложить — заправщики ждут реакции властей.

В условиях дефицита топлива на внутреннем рынке оптовая цена превысила розничную, и, по нашим данным, в некоторых городах РТ частные заправщики были готовы выйти на акции протеста В условиях дефицита топлива на внутреннем рынке оптовая цена превысила розничную, и, по нашим данным, в некоторых городах РТ частные заправщики были готовы выйти на акции протеста

СЛАБЫЙ АЛКОГОЛЬ ВЕРНЕТСЯ НА АЗС?

Что конкретно предлагают розничные операторы? Среди прочего просят обеспечить увеличение объема переработки нефти и производства автомобильных бензинов, предпочтительно с использованием мер экономического стимулирования, а также за счет изменения ассортимента видов нефтепродуктов, выпускаемых нефтеперерабатывающими заводами.

Второй пункт касается реализации решения об увеличении нормативов продаж в совместном приказе ФАС России и минэнерго до уровней 11% и 7,5% от объема производства, соответственно, по автомобильным бензинам и дизельному топливу с рассмотрением дальнейшего повышения норматива продаж по автомобильным бензинам до 15%.

Также предлагается ускорить реализацию принятого решения о субсидировании тарифов на железнодорожные перевозки автомобильного бензина и дизельного топлива до балансовых пунктов, расположенных на территории ДФО, и рассмотреть вопрос ограничения экспорта бензинов, соответствующих требованиям технического регламента, за исключением объемов, поставляемых по межправсоглашениям.

Одним из ключевых пунктов обозначен вопрос о переносе покупок нефтяными компаниями, не значащимися доминирующими, или их сбытовыми структурами с основной торговой сессии на дополнительную.

«Кроме того, в целях повышения эффективности работы АЗС в условиях постоянного снижения доходности продаж моторных топлив просим оказать помощь в решении вопроса принятия Государственной Думой РФ законопроекта о снятии запрета на продажу через магазины при АЗС слабоалкогольной продукции», — говориться в письме Новаку. Напомним, вернуть пиво на АЗС собирались еще в 2018 году: такое решение одобрил тогдашний вице-премьер Дмитрий Козак. Изначально идея принадлежала сенатору от Астраханской области Геннадию Орденову: он подготовил законопроект, в котором предлагал разрешить продавать на заправках алкоголь с содержанием спирта до 16,5%. Сенатор считал, что запрет на продажу алкоголя не показал должной эффективности: отсутствие крепких напитков на АЗС не было препятствием для его употребления за рулем, т. к. водитель может купить спиртное в любом другом магазине. Орденов указывал, что после введения запрета количество ДТП не уменьшилось, а вот доходность автозаправок снизилась и содержать некоторые магазины на АЗС стало невыгодно. Но законопроект так и не был принят Госдумой.

Итогом обращения топливного союза к Новаку стал ряд предложений для нефтяных компаний. По словам Сорокина, каждой компании даны рекомендации по увеличению переработки в зависимости от того, какую долю она занимает. При этом экспортные объемы некоторых компаний в феврале снизятся.

«Причина повышения розничных цен одна — резкий рост цен на оптовом рынке. Так как у нашей компании нет ни добычи, ни переработки, розничная наценка — это единственный источник дохода» «Причина повышения розничных цен одна — резкий рост стоимости на оптовом рынке. Так как у нашей компании нет ни добычи, ни переработки, розничная наценка — это единственный источник дохода»

«НЕ МОЖЕМ ПОСТАВИТЬ ЦЕНЫ ВЫШЕ, ЧЕМ НА «ЛУКОЙЛЕ» ИЛИ «ГАЗПРОМЕ»

«БИЗНЕС Online» опросил владельцев частных АЗС, которые отметили, что вопросы высокой оптовой цены сохраняются, при этом в последнее время на бирже наблюдается определенное затишье.

Ринат Гаптельхаков — владелец группы компаний «ТранзитСити», директор заправок Irbis:

— Причина повышения розничных цен одна — резкий рост стоимости на оптовом рынке. Так как у нашей компании нет ни добычи, ни переработки, розничная наценка — это единственный источник дохода, поэтому при росте закупочных цен мы вынуждены поднимать розничные.


Наиль Хуббатуллин — владелец сети АЗС «Наиком»:

— Мы, частники, не можем поставить цены выше, чем на «Лукойле», «Газпроме» и так далее. Получается, сейчас все частные компании работают в минус, то есть покупаем дороже, чем продаем. У нас нет маржи, а оптовый ценник каждый день растет. Что происходит, непонятно. Все разводят руками. Вот такая «поддержка малого и среднего бизнеса» пока получается. У нас уже возникает мысль — просто закрыть заправки, оставить только сторожей, а остальных сотрудников отправить в отпуск за свой счет. Может быть, тогда увидят, что мы на самом деле на грани краха.

Сейчас у нас по всем видам топлива убыток в минус 1,5–2 рубля, а если сюда прибавить зарплату персоналу, то будет все 4 рубля в минус. Мы ведь никому не мешаем, стараемся для удобства людей, работаем по-честному, а нас душат. И если все-таки задушат, то я-то найду себе другой бизнес, но люди (у меня работают больше 150 человек) останутся без работы.


Рамис Тазеев — владелец сети АЗС «ТрансНефтеПродукт»:

— В нашей компании работают около 350 человек. Нам бы тоже не хотелось кого-то сокращать. Мы платим большие налоги, переживаем за отрасль. На сегодняшний день ситуация такова, что оптовые цены на топливо выше розничных. Правда, сейчас биржа поймала какое-то затишье и пока не растет. Но оптовая цена также высока. Поставщики уже начали потихоньку увеличивать производство из-за вмешательств некоторых госструктур. Насколько мне известно, состоялось несколько совещаний минэнерго. Вроде бы движения начались.

Мы понимаем причины такой ситуации на рынке. Доллар вырос, а на европейском рынке есть спрос на наше топливо. Экспортная альтернатива высока. Поэтому нефтяные компании пользуются доходными продажами. Это нормальное явление. Но при этом нужно формировать внутренний рынок. Из года в год все повторяется, а никаких мер не принимается.

Возможный возврат алкогольной продукции на АЗС можно рассматривать по-разному. На сегодняшний день, например, наша компания не сильно рассчитывает на большие доходы в этом направлении. Возможно, в продаже появится пиво и вино. Но это опять-таки определенные вложения. Над подобным также нужен серьезный контроль, потому что за нарушения предусмотрены большие штрафные санкции. Пока мы не рассчитывали себестоимость и наценку. Я лично не согласен с тем, что определенные органы против разрешения на продажу слабоалкогольной продукции на АЗС. Разве сегодня водитель заедет на заправку, сразу там напьется и выедет на дорогу? Сейчас времена изменились. В других странах, например, с этим проблем нет. Там свободная продажа данной продукции.


Харис Галимуллин — директор ООО «Волга-Ойл»:

— Оптовые цены действительно поднялись. Розница сегодня чувствует себя некомфортно. Наш заработок упал — это факт. Мы работаем в ноль. Что касается 92-го бензина, покупаем за 42 рубля и продаем за 42 рубля. Дефицита на топливо нет, предложения есть. Мы покупаем вагонами бензин производства ТАИФа, ТАНЕКО и уфимской группы заводов. Я бы порекомендовал госструктурам контролировать оптовые цены. Раз регулируют розницу, пусть и опт тоже. Я думаю, что возврат на полки АЗС слабоалкогольной продукции пойдет на пользу бизнесу. Любой заработанный рубль приносит прибыль.