Муфтият Татарстана сегодня направил запрос для проверки российских вакцин от COVID-19 на халяльность Муфтият Татарстана сегодня направил запрос для проверки российских вакцин от COVID-19 на халяльность Фото: «БИЗНЕС Online»

Мусульмане опасаются свиного желатина в вакцине

Муфтият Татарстана сегодня направил запрос для проверки российских вакцин от COVID-19 на халяльность. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе ДУМ РТ. От более подробных комментариев в управлении отказались, на запрос газеты они не ответили. Об обеспокоенности муфтията председатель комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Ирек Зиганшин рассказал РИА «Новости». Он подчеркнул, что в России проживают 25 млн мусульман, а Татарстан — один из крупнейших мусульманских регионов страны, так что сертификация вызвана «заботой о верующих». Именно поэтому управление попросило разработчиков вакцин от коронавируса «Спутник V» и «ЭпиВакКорона» раскрыть состав компонентов. Если при производстве препаратов от центра им. Гамалеи и центра «Вектор» использовался свиной желатин, они уже не будут халяльными, даже если в самой вакцине его нет, пояснил Зиганшин.

Если желатин в составе все же обнаружится, совет улемов соберется и примет решение о том, можно ли в таком случае верующим прививаться этими вакцинами. Вынесенная ими фетва станет действовать на территории всей России, добавил председатель комитета.

Евреи уже дали вакцине добро. Председатель совета раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт заявил, что для спасения жизни можно привиться даже «некошерным» препаратомФото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

На федеральном уровне дискуссия о кошерности и халяльности препаратов ведется давно. При этом евреи уже дали вакцине добро. Председатель совета раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт заявил РИА «Новости», что для спасения жизни можно привиться даже «некошерным» препаратом. «Вакцину все-таки не едят, потому ее оценка с точки зрения кашрута не совсем корректна. <…> Даже если бы вакцину следовало разжевывать и она была бы создана из свинины, краба и молока — если от нее зависит человеческая жизнь, то ее надо сделать», — сказал Гольдшмидт.

Мусульмане в этом вопросе проявили бо́льшую принципиальность. Вопрос халяльности препарата имеет существенное значение для верующих, сообщил агентству гендиректор международного центра сертификации «Халяль» при совете муфтиев России Айдар Газизов. «Для мусульман важен фактор халяльности как продуктов питания, так и всего, что может попасть в организм человека. Это и такие вещи, как лекарства, те или иные добавки, косметические средства… Мы, естественно, смотрим на состав. То же самое касается и вакцины. Ведь речь о препарате, который через укол проникает в тело, в организм человека», — пояснил Газизов.

Председатель духовного управления мусульман России, муфтий шейх Равиль Гайнутдин уже сделал двухвекторную прививку «Спутник V» от COVID-19. Вместе с муфтием вакцинацию прошли и члены его семь Председатель духовного управления мусульман России, муфтий шейх Равиль Гайнутдин уже сделал двухвекторную прививку «Спутником V» от COVID-19. Вместе с ним вакцинацию прошли и члены его семьи Фото: «БИЗНЕС Online»

Несмотря на продолжающуюся дискуссию, председатель духовного управления мусульман России, муфтий шейх Равиль Гайнутдин уже сделал двухвекторную прививку «Спутником V» от COVID-19. Вместе с ним вакцинацию прошли и члены его семьи. 

С недоверием к вакцинам относились и в других мусульманских странах. Одной из первых сертификацию вакцины от коронавируса по стандарту «Халяль» провела Индонезия. Президент страны в середине января получил первую дозу вакцины от COVID-19 китайской биофармацевтической компании Sinovac, после этого здесь началась масштабная прививочная кампания. В Саудовской Аравии ведется разработка специальной халяльной вакцины. Кроме того, прорабатываются вопросы организации третьей фазы испытаний вакцины «Спутник V» в Эр-Рияде, а также возможность локализации ее производства в Саудовской Аравии.

Опасения есть и у представителей христианства. Так, в русской православной церкви считают этически недопустимым использование клеточных линий, полученных из эмбриональных тканей человека, для создания иммунологических препаратов. Тем не менее резких заявлений о непригодности препаратов РПЦ не делала, наоборот, призывала скорее прививаться «во избежание мучений».

«А вы мне можете объяснить, что такое халяльность вакцины? Как человеку науки, мне ясно, что ничего там в этом отношении не нарушается. Там все нормально и мусульманам не нужно ждать никаких результатов, а прививаться уже сейчас» «А вы мне можете объяснить, что такое халяльность вакцины? Как человеку науки мне ясно, что ничего там в этом отношении не нарушается. Там все нормально, и мусульманам не нужно ждать никаких результатов, а стоит прививаться уже сейчас» Фото: «БИЗНЕС Online»

«производителю выгодно такое взаимодействие, Россия хочет отхватить себе кусок международного рынка»

Про просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили необходимость проверки вакцины в разгар пандемии.

Рустем Батров — экс-заместитель председателя ДУМ РТ:

— Запрос делается для тех, кто сомневается. Потому что в исламском праве действует правило «вынуждающие обстоятельства снимают запрет». Сейчас богословы распространяют это правило именно на лекарства, в которых могут быть неприемлемые с точки зрения ислама ингредиенты. Болезнь или ее опасность вынуждает нас принимать такие лекарства.

Я думаю, что Равиль Гайнутдин прививался, руководствуясь данным правилом. Понимаете, ислам — очень гибкая религия. Если человек умирает от голода, ему и свинина становится разрешенной. Если он умирает от жажды в пустыне, то может утолить ее вином, если ничего другого нет рядом. Здесь тоже речь идет о спасении, по сути, всего общества. Потому, если даже в вакцине обнаружится что-то нехаляльное, такой запрет окажется снят. Часть группы верующих станет руководствоваться этим принципом, а для тех, кто колеблется, и был сделан данный запрос, чтобы снять сомнения. 

Ученые, которые разрабатывали вакцину, дают перечень ингредиентов и технологию, и ДУМ РТ потом уже оценивает ее с точки зрения халяльности. Но, вообще, производителю выгодно такое взаимодействие, потому что Россия хочет отхватить себе кусок международного рынка, в том числе за счет мусульманских стран. В последних вопрос о халяльности вакцины активно поднимается, так что если у российских препаратов будет сертификат «халяль», то подобное можно активно использовать в пиар-кампаниях. В мусульманских странах это аргумент, потому пройти сертификацию для наших производителей очень разумно.

Павел Зеленихин — микробиолог, доцент кафедры микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ:

— Религиозные вопросы я стараюсь не обсуждать, но, конечно, советую прививаться. Все зависит от того, позволяет ли это сделать состояние здоровья. Это должны решать не муфтият, не какие-то религиозные лидеры, а исключительно врачи. Если человеку можно привиться, если врач ему это разрешает, то все препятствия для вакцинации в таком случае снимаются. А прививка дает возможность сохранить свою жизнь и здоровье, защищает нас от опасных осложнений, которые могут возникнуть при коронавирусной инфекции. Потому что вероятность осложнений при прививке на порядки ниже вероятности негативных эффектов, которые возникнут, если мы заболеем. 

Анатолий Альтштейн — российский вирусолог, доктор медицинских наук, профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи:

— А вы мне можете объяснить, что такое халяльность вакцины? Как человеку науки мне ясно, что ничего там в этом отношении не нарушается. Там все нормально, и мусульманам не нужно ждать никаких результатов, а стоит прививаться уже сейчас. Если наши препараты начнут проявлять себя хорошо, а, по предварительным данным, они должны, то задержки в применении вакцины будут выражаться, можно сказать, в числе больных людей, в трупах. Если человек прививается, он примерно через две-три недели становится менее восприимчивым к вирусу. То есть вероятность заразиться и умереть у него снижается. Если тянуть с этим, ничего безмерно страшного вроде бы не произойдет. Ну позже человек привьется. Но за это время он может заболеть, у него иммунитета-то еще нет. А раз заразился, заболевание может дать тяжелую форму, а она способна привести к смерти. Тут все просто.