Несмотря на продолжающуюся пандемию, большую часть татарстанского кабмина и ряд известных бизнесменов ждала большая выставка ИТ-разработок самого разного калибра Несмотря на продолжающуюся пандемию, бо́льшую часть татарстанского кабмина и ряд известных бизнесменов ждала внушительная выставка IT-разработок самого разного калибра Фото: Сергей Елагин

От умных мусорок до киберспорта

Коллегия минцифры РТ накануне предсказуема собрала весь политический бомонд республики. Несмотря на продолжающуюся пандемию, бо́льшую часть татарстанского кабмина и ряд известных бизнесменов ждала внушительная выставка IT-разработок самого разного калибра. Президент Татарстана осмотрел передвижные радиологические модули АО «Радиокомпания „Вектор“» Виктора Классена, умные мусорные баки с датчиками УК «ПЖКХ», изучил (и даже запечатлел в «Инстаграме») выложенный из «Лего» анонс Года родных языков и народного единства, ознакомился с экспозицей исторических телевизоров. В холле IT-парка презентовали и библиотечный стартап от учеников «Яндекс.Лицея», и автоматизированное рабочее место госслужащего, разработанное ICL, и государственную систему видео-конференц-связи от ЦИТ РТ, и сразу несколько медицинских IT-разработок. Резидент IT-парка ООО «Гемоскан» представил проект по созданию ПО на основе машинного обучения для диагностики заболеваний крови животных, а ООО «Техап» — проект «Лиза»: инновационное компактное телемедицинское устройство, которое измеряет основные показатели жизнедеятельности — от ЭКГ до состояния горла. 

А в конце выставки гостей коллегии встречал большой цифровой стенд Cyber Park — нового ежегодного мероприятия IT-парка по киберспортивным дисциплинам — с очаровательными косплеершами по популярным компьютерным играм вроде Bloodrayne и Warhammer 40,000. «Живая или робот?» — улыбнувшись, дотронулся президент РТ до доспехов Сестры битвы и направился в зал.  

Коллегию, как положено, открыл ролик, в котором самые разные герои рассказывали о том, какой Татарстан IT-продвинутый. «Жители простой татарской деревни» (с самоваром, коробкой Ozon и видеочатом по Skype) сравнивали цифровизацию с газификацией, мама на детской площадке уверяла, что введение цифровых пропусков позволило избежать вала заболеваемости, а врач сообщил, что все медучреждения в РТ подключены к единой телефонии и скоро жители смогут отслеживать движения бригад скорой, назначенных по их вызову. «Важно внедрять цифровые решения в повседневную жизнь», — декламировала школьница у доски, оправдываясь, что домашнее задание у нее в мобильном приложении, «В пилоте „Я строю“ — уже 8 услуг!» — радовался строитель в каске.

«Живая или робот?» — улыбнувшись, дотронулся президент РТ до доспехов Сестры битвы и направился в зал «Живая или робот?» — улыбнувшись, дотронулся президент РТ до доспехов Сестры битвы и направился в зал Фото: Сергей Елагин

212 резонансных онлайн-дел о незаконных митингах

Но более предметно об итогах работы министерства и задачах на будущее рассказал министр «цифры» Айрат Хайруллин. Основные тезисы его доклада звучали так.

Меры поддержки «кIТык». Сегодня в IT-отрасли РТ заняты более 3% работающих жителей, и это число надо увеличивать. Для поддержки IT-компаний с 1 января 2021 года в Татарстане, кроме федеральных льгот, введена программа «кIТык». IT-предприниматели республики получат возможность стать удаленными резидентами IT-парка и платить по «упрощенке» 1% налогов в формате «доходы» и 5% в режиме «доходы минус расходы».

Е-commerce растет. Татарстан — один из лидеров среди регионов по развитию электронной торговли. Вместе с Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «М.Видео», «Детский мир» набирает обороты компания KazanExpress, где зарегистрированы 2,4 тыс. продавцов, причем особо активны в этом плане Ютазинский и Бавлинский районы, ну и Казань. Сооснователь КЕ Кевин Ханда позже выступит с отдельным выступлением и расскажет, что за 2020-й маркетплейс доставил более 2,4 млн заказов (9 млн товаров), а в 2021-м планирует достичь выручки в 9 млрд рублей за год и расширить количество городов присутствия с 27 до 122. При этом, по словам Ханды, было бы неплохо сохранить процент предпринимателей из Татарстана на уровне 60%. Средний доход продавца на KazanExpress, по заверениям министра, достигает 100 тыс. рублей в месяц. Так что Хайруллин предложил сформировать республиканскую программу «Стань online-предпринимателем», которая должна вовлечь в е-commerce еще 10 тыс. жителей Татарстана.

Не забыл министр и про бондовый склад, который создает «Почта России» на базе Казанского логистического почтового центра. В качестве первых экспортных партнеров решено привлечь КАМАЗ, «Элекон» и неназванного продавца автомобильных аксессуаров из автограда.

В конце гостей коллегии встречал большой цифровой стенд Cyber Park —  нового ежегодного мероприятия ИТ-парка по киберспортивным дисциплинам с очаровательными косплеершами по популярным компьютерным играм В конце выставки гостей коллегии встречал большой цифровой стенд Cyber Park — нового ежегодного мероприятия IT-парка по киберспортивным дисциплинам — с очаровательными косплеершами по популярным компьютерным играм Фото: Сергей Елагин

Социально значимые услуги цифровизируются медленно. По словам Хайруллина, его первая цель — увеличить количество услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Пока на портале госуслуг 307 электронных сервисов (в 2020-м там появились две новые услуги минтруда, онлайн-оплата вневедомственной охраны и пополнение баланса транспортной карты, а в 2021-м — запись на вакцинацию). При этом до 31 декабря 2022 года необходимо перевести в цифровой вид 101 государственную и муниципальную услугу — пока таких только 28. «Мы упустили внимание и контроль в данной теме, — признал министр, — что отрицательно сказалось на общефедеральном рейтинге, где Татарстан занимает 34-е место».

Расширились онлайн-суды. Уже в январе суды общей юрисдикции начали рассматривать дела с помощью системы «Онлайн-правосудие», чего раньше не было. По видео-конференц-связи рассмотрено более 400 административных и гражданских дел, в том числе 212 резонансных административных дел о незаконных митингах.

Доступ к интернету — «новый нормальный мир». Вторая цель — рост доли домохозяйств, которым доступен широкополосный доступ к интернету, до 97%. Пока по «оптике» подключено только 57% домохозяйств в республике, еще 20% — по устаревшей технологии ADSL. Впрочем, район району рознь. Так, в Балтасинском районе доступ есть у 81% домохозяйств (в Казани — 94%), а в Лаишево — всего у 35% (правда, там популярен мобильный интернет). «Таттелеком» по плану в 2021 году обрадует не менее 70 тыс. сельских домохозяйств скоростным интернетом.

Продолжится работа и в школах: федералы, наблюдая успешное подключение 1,7 тыс. школ по «оптике», дополнительно выделят республике 1 млрд рублей на подключение объектов социально-культурной сферы в 2021 году.

По словам Хайруллина, его первая цель — увеличить количество услуг, доступных в электронном виде, до 95% По словам Хайруллина, его первая цель — увеличить количество услуг, доступных в электронном виде, до 95% Фото: Сергей Елагин

Татарстан станет пилотом по телемедицине

В рейтинге цифровизации само минцифры РТ на 12-м месте. Представил Хайруллин и долгожданный рейтинг цифровой зрелости татарстанских министерств и ведомств, составленный с опорой на международный опыт компании Gartner. Министр констатировал, что «республиканская инфраструктура не отвечает необходимым критериям работы с данными: она не централизована и носит лоскутный характер». Не все ведомства имеют утвержденные требования к управлению данными и слабо вовлечены в нацпрограмму «Цифровая экономика». А вообще, согласно международной методологии Татарстан находится на втором (из пяти) этапе цифровизации, впрочем, в среднем по России уровень еще хуже.

В лидерах по цифровизации в итоге оказались минтруда, минэкономики и минздрав, в аутсайдерах — минпромторг, минстрой и минтранс. Среди ведомств в «отличниках» комитет по социально-экономическому мониторингу, по биоресурсам и АИР, а в «красной зоне» — комитет по туризму, инспекция госстройнадзора, госкомитет по тарифам и «Татмедиа». Само минцифры недотягивает даже до базового уровня. «Сапожник без сапог»: рейтинг цифрового министерства не столь высок и равен 2,7. Это в первую очередь говорит о том, что сама внутренняя работа ведомства требует серьезных усилий от рядовых сотрудников», — констатировал Хайруллин, показав, впрочем, что исследование честное.

Кроме того, был сформирован цифровой профиль общества Татарстана и рейтинг цифрового развития районов республики. Здесь выделились Казань, Челны, Альметьевск (Хайруллин отдельно поблагодарил за это гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова), Верхнеуслонский и Нижнекамский районы. А готовность компаний реального сектора к цифровой трансформации в республике оценивается чуть выше, чем в среднем по России. Опираясь на эти данные, сообщил Хайруллин, разработана первая в РФ концепция цифровой трансформации РТ, которая вот-вот должна быть утверждена постановлением правительства.


ЦЦТ экономит, а МФЦ запишет на прививки. Центр цифровой трансформации в 2020 году провел 323 торга и конкурса на общую сумму 1,8 млрд рублей (удалось сэкономить 110 млн рублей). В МФЦ модернизировано 59 услуг, в офисах будут размещаться постаматы выдачи электронных покупок, станет проводиться эксперимент по предоставлению банковских услуг и при необходимости осуществляться запись на вакцинацию от COVID-19.

Пилот по телемедицине. В день коллегии, 28 января, вступил в силу закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций». Воспользовавшись этим, Хайруллин вместе с главой минздрава Маратом Садыковым предложил установить в Татарстане экспериментальный правовой режим в части телемедицины и искусственного интеллекта. «В рамках дистанционной консультации врачи не имеют права ставить диагноз, назначать лечение и препараты, а также оформлять пациентам больничный лист. Либерализация дала бы мощный толчок для развития системы здравоохранения», — говорил министр, поясняя, что это повысит доступность медпомощи, снизит ее стоимость и частично решит кадровую проблему.

Суперсервисы развиваются. Хайруллин напомнил, что в Татарстане создано приложение «Я — школьник» на двух языках, в Балтасинском районе пилотируется сервис «Мои субсидии» (пока доступно 6 мер поддержки, к ним планируется добавить 63 субсидии и 17 услуг). В системе «Я строю» уже можно подать уведомление о начале строительства, об окончании строительства, получить ордер на земляные работы, разрешение на строительство, оформить ГПЗУ, акт ввода в эксплуатацию, заказать техусловия на подключение к газу. В будущем к платформе подключатся также «Татэнергосбыт», Сетевая компания, БТИ, «Газпром межрегионгаз Казань» и водоканалы. «Я строю» должен стать первым государственным маркетплейсом в России, где гражданин сможет решить любые вопросы, связанные со строительством», — заверил присутствующих Хайруллин и презентовал платформу «Локоло», которая ориентирована на жителей многоквартирных домов, УК и локальный малый бизнес. Предполагается, что она позволит сообща решать общедомовые вопросы. «Уникальность платформы в том, что житель сможет видеть только своих настоящих соседей», — подчеркнул министр, пояснив, что «Локоло» тестируют жильцы УК ЖКХ Московского района Казани и «Уютного дома», а в этом году она и «Я строю» станут доступными для всех татарстанцев.

ИИ распознает COVID-19. Не обошлась коллегия без обсуждения цифровых решений в период пандемии. Министр напомнил про цифровые пропуска и сообщил, что в нескольких больницах республики внедрена система распознавания патологии грудной клетки с технологией искусственного интеллекта. «С начала использования сервиса было проанализировано 50 тысяч исследований КТ на ковид, сейчас анализируется более 450 исследований ежедневно. Время анализа снимка сократилось до 10 раз, сортировка и маршрутизация пациентов — в 7 раз. В этом году мы планируем масштабировать данное решение и в другие районы республики», — пояснил Хайруллин, уточнив, что для консультации по коронавирусу круглосуточно работает горячая линия 122.

Камеры ищут преступников. В Татарстане порядок контролирует около 64 тыс. видеокамер. Только за 2020-й благодаря им удалось раскрыть более 1,8 тыс. преступлений. В планах на 2021 год установить в общественных зонах еще 1 тыс. камер с технологией искусственного интеллекта. А благодаря ГЛОНАСС+112 количество скоростных нарушений автомобилей, перевозящих детей, уменьшилось на 41%. Министр добавил, что в 2021-м планируется интегрировать 112 сразу с несколькими информационными ресурсами: с системой дежурной части МВД, системами 112 соседних регионов, МЧС и системами жилищно-коммунального комплекса.

Айдар Метшин: «Отрасль [ЖКХ], которая всегда на виду у населения, продолжает оставаться пока, к сожалению, в зоне критики наших людей» Айдар Метшин: «Отрасль [ЖКХ], которая всегда на виду у населения, продолжает оставаться пока, к сожалению, в зоне критики людей» Фото: Сергей Елагин

Айдар Метшин выведет сферу ЖКХ из зоны негатива

На коллегии минцифры РТ вслед за министром неожиданно выступил мэр Нижнекамска Айдар Метшин. У него был четкий месседж — внедрить систему управления городом в жилищной сфере и «вывести сферу ЖКХ из зоны негатива со стороны населения».

«Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, в том числе такую важную сферу, как ЖКХ. Отрасль, которая всегда на виду у населения, продолжает оставаться пока, к сожалению, в зоне критики людей, — констатировал Метшин. — Об этом свидетельствуют и периодически поступающие обращения граждан через различные платформы обратной связи, например таких, как „Народный контроль“, портал „Открытый Нижнекамск“, соцсети. Данные обстоятельства, а также увеличение количества разновидности информационных систем УК, ресурсосберегающих организаций привело нас к решению создания единой информационной системы — центра управления города в сфере ЖКХ. Ее цель — систематизировать все структуры и процессы в едином центре управления».

Метшин отметил, что подобная система уже создана в Москве, где скорость выполнения поставленных задач увеличилась в 2 раза, а качество работ повысилось в 3 раза — за счет роста трудовой дисциплины. В ноябре прошлого года в Нижнекамске стали внедрять пробную версию программы на примере двух УК.

«Работа сервиса строится по принципу замены цепочки посредников цифровой платформы. Это ежедневная регистрация работников в мобильном приложении при начале трудовой смены, оперативная автоматизированная постановка задач исполнителю и как конечный результат фотофиксация выполненного задания и доведение его визуализированного исполнения до заявителя, — рассказал мэр. — Пока нами апробирован сервис на примере только нескольких первоочередных задач: это уборка мусорных урн, соблюдение чистоты контейнерных площадок, дезинфекция мест общего пользования и уборка придомовой территории». Самое главное, по мысли градоначальника, когда в систему будут включены все структуры и информационные платформы обратной связи, появится возможность управлять процессом содержания города на основе цифровых данных служб, а также решать проблемы еще до момента поступления обращений от местных жителей.

Айрат Нурутдинов рассказал, что в пандемию одной из главной проблем стала организация дистанционного образования Айрат Нурутдинов рассказал, что в пандемию одной из главной проблем стала организация дистанционного образования Фото: Сергей Елагин

Метшин обратился к Минниханову с просьбой поддержать проект центра управления городом в сфере ЖКХ, «который как пилотный может быть реализован в других муниципальных образованиях республики».

Выступал с докладом и гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов. Он рассказал, что в пандемию одной из главной проблем стала организация дистанционного образования: шутка ли, до 2019 года 70% школ было подключено по устаревшей медленной технологии ADSL, которая не может транслировать даже один видеопоток. К 1 сентября все школы подключили к скоростному интернету, который пропускает одновременно до 50 видеопотоков. «Формирование цифровой образовательной среды мы разделяем на четыре этапа: быстрый канал связи (полностью осуществлен), структурирование кабельной системы и оборудования (в данном направлении есть серьезные продвижения, но не окончательные), создание определенной облачной платформы и насыщение ее образовательным контентом», — рассказал Нурутдинов.

Говорил гендиректор «Таттелекома» и про установку умной домофонии, которую компания выполняет за свой счет без изменения тарифов, и про коллаборацию с «Татэнергосбытом» (сбор показаний с приборов учета), и про развитие мобильной связи. 210 площадок были или построены, или модернизированы в 2020-м, в этом году возведут еще 170 базовых станций. «Цены на интернет под действием рынка снижаются на 20%, но за последние годы наши инвестиции выросли, в 2021-м мы планируем беспрецедентные 1,4 миллиарда [инвестировать], при этом зарплаты растут. Прибыль новая команда увеличила в 10 раз — со 160 миллионов до 1,6 миллиарда рублей, не уронив никаких показателей», — заключил Нурутдинов под аплодисменты аудитории.

Без устали по видеосвязи хвалил республику замминистра цифрового развития РФ Олег КачановФото: president.tatarstan.ru

«Татарстану компетенций хватает более чем»

Без устали по видеосвязи хвалил республику замминистра цифрового развития РФ Олег Качанов. По его словам, РТ является примером для других регионов страны по качеству проводимой цифровизации государственных сервисов и услуг.

Качанов отметил, что федеральное ведомство постоянно мониторит качество цифровой зрелости субъектов РФ по разным показателям. В числе критериев — эффективное внедрение сквозных цифровых проектов. Речь о цифровизации госуслуг по платформе обратной связи центра управления регионами, а также цифровизация контрольно-надзорной деятельности.

«Хотел отметить очень высокие позиции республики по всем данным направлениям. Мы говорим, что есть регионы, где цифровых компетенций не хватает, и представляем федеральное решение. Отрадно отметить, что Татарстану компетенций хватает более чем. Это очень хороший пример для подражания», — подчеркнул замглавы минцифры России. Качанов оценил и собственную платформу республики по управлению регионом, «Народный контроль», который будет интегрирован с федеральным решением. «Жалуйся, сообщай обо всем в режиме единого окна, — объяснил схему замминистра. — Уверен, что этот проект, как один из первых интеграционных тоже покажет свою эффективность».

«Коллеги, хотел бы поблагодарить за такие достижения! Мы всегда готовы поддержать любые ваши начинания, о чем Айрат говорил, со стороны министерства», — оптимистично заключил замруководителя федерального ведомства.

Рифкат Минниханов: «Задачи, стоящие перед государственными информационными системами, становятся все более сложными, особенно в Год науки» Рифкат Минниханов: «Задачи, стоящие перед государственными информационными системами, становятся все более сложными, особенно в Год науки» Фото: Сергей Елагин

«Поручения по итогам прошлой коллегии не выполнены!»

На этом мажорном фоне ложкой дегтя стал доклад главы ГБУ БДД Рифката Минниханова. Он напомнил, что создана платформа республиканского ситуационного центра, с применением которой ведется разработка комплексной модели оценки деятельности глав регионов (включающая 3 тыс. показателей). Но в ней проявился ряд проблем: у федеральных органов нет единого подхода к оценке показателей, они разрознены, сложно корректно выработать методику расчета. Минниханов предложил сократить количество показателей и унифицировать их.  

«Нужно отметить и то, что это универсальная платформа, она применяется в научных исследованиях, в бизнесе и других направлениях. Для поднятия квалификации руководителей министерств, ведомств и предприятий совместно с учебным центром Ак Барс Банка во втором квартале 2021 года начнет работать программа повышения квалификации руководителей, аналитиков и операторов ситуационного центра. Также следует отметить, что принятым решением заинтересовались на федеральном уровне», — заверил Рифкат Минниханов и перешел к прямой критике.

«Рустам Нургалиевич, немаловажным фактором реализации поставленных задач является выполнение ваших поручений. Начнем с себя. 2 июня была создана ассоциация цифрового развития, по итогам дано поручение подготовить проект порядка согласования с ассоциацией проектов в сфере цифровой трансформации, в срок оно не выполнено. Продление до 2 февраля мало что даст. Но это не самое страшное. К сожалению, перечень поручений по итогам прошедшей в прошлом году коллегии [не выполнен]. Пункт 1.8 „Разработать единый инструмент для работы с данными“ снят с контроля. Проблема остается. Пункт 1.9 снят с контроля, но работа не завершена в полном объеме, что идет вразрез с постановлением российского кабмина от 9 декабря, который требует представить результаты инвентаризации IT-решений», — возмущался Минниханов под внимательным взглядом Хайруллина. Сняты с контроля, но не выполнены, по его словам, и другие пункты протокола, касающиеся, например, оценки стоимости разработки единой платформы и стратегии цифровизации государственного и муниципального управления РТ. Глава БДД попросил оставить все эти пункты к исполнению.

Рифкат Минниханов также заявил, что неоднократно выходил с предложением создания единого сервиса в сфере закупок на базе «Биржевой площадки», но его по-прежнему нет. «Задачи, стоящие перед государственными информационными системами, становятся все более сложными, особенно в Год науки. Требуется оперативное привлечение как ученых, специалистов, так и вычислительных ресурсов. Мы предлагаем создать распределенный центр решения наукоемких задач и оснастить его современным высокопроизводительным кластером», — заключил Минниханов. И пригласил всех на KazanDigitalWeek-2021.

Рустам Минниханов: ««Суперсервисы так просто работать не будут. Если министерства не будут заинтересованы...» Рустам Минниханов: «Суперсервисы так просто работать не начнут. Если министерства не будут заинтересованы...» Фото: Сергей Елагин

«То, что мы в федеральном рейтинге упали, — вина не только МФЦ и минцифры…»

А после разрядившего атмосферу выступления студентки 3-го курса КТИТС Фанзили Гиматдиновой, которая долго на татарском языке рассказывала о работе техникума, итоги подвел Рустам Минниханов.

«Мы иногда делаем разработки, а дальше их прохождение, реализация забываются, появляются новые задачи. В том, что мы в федеральном рейтинге упали с 22-го на 34-е место по оказанию качества госуслуг, вина не только МФЦ и минцифры, — это наши министерства и ведомства плохо работают. Надо четко расписать, кто что должен делать. Минэкономики должно определять задание, минцифры — исполнитель. Если нет интереса со стороны ведомств, работа не будет получаться», — предупредил Рустам Минниханов, поручив заместителю премьер-министра РТ – министру экономики РТ Мидхату Шагиахметову разработать дорожную карту.

По его словам, МФЦ будут хорошо работать, когда все услуги станут эффективными, понятными и удобными. «Суперсервисы так просто работать не начнут. Если министерства не заинтересованы… За этим огромный потенциал в социальной сфере, здравоохранении, мы там на очень примитивном пока [уровне по цифровизации], — продолжал Минниханов разбор по направлениям. — Более активно надо в системе здравоохранения работать». Эффективным, по его словам, должно быть и электронное образование, «не для показухи». «Покупка билетов в театры есть — в музеи нет. Минкультуры куда смотрит? Если вы не заинтересованы, никому это не надо», — возмущался президент.


Рустам Минниханов отдельно остановился на качестве связи, подчеркнув, что 200 тыс. сельских семей до сих пор пользуются интернетом по телефонным линиям, что остается очень много белых пятен на трассах плюс вводятся новые дороги, которые тоже должны быть охвачены связью.

Президент призвал обратить внимание и на кадры. Возможностей техникума связи и Университета Иннополис недостаточно. «Даже в США огромная нехватка IT-специалистов. Всех обучить не сможем, но нужно создать центр переподготовки. У нас много людей, которых можно за полгода довести до кондиции», — призывал Минниханов.

Кроме того, по мысли президента, надо ускорить выполнение нацпроектов. «Домохозяйства, имеющие доступ в интернет, — 97 процентов… не надо 2030 года ждать! Мы это можем сделать намного раньше. Социальные услуги — тоже, мы договорились, Айрат Ринатович. Закупка отечественного ПО есть, надо, чтобы предложения были этих программ, для чего нужно создавать условия разработчикам», — говорил президент, приведя в пример систему видеообщения ЦИТа, которая, по его словам, лучше, чем иностранная. Минниханов сказал, что специальный фонд станет организовывать поддержку экспорта таких разработок.

«Когда был коллапс, минцифры организовало цифровые пропуска. Когда имелись проблемы доступности телефонных линий, буквально за 2–3 дня министерство организовало систему, чтобы люди могли дозвониться. Мы видим, насколько серьезно на федеральном уровне ставятся данные задачи, мы должны соответствовать указанным параметрам. У нас огромный потенциал, создали ассоциацию цифрового развития, стараемся ежемесячно собираться, продвигать разработчиков, но не все наши коллеги, руководители министерств и ведомств осознают задачи по цифровизации. Это не работа Хайруллина, а общая работа», — заключил президент РТ.