Лаборатории обычно организует конкретный театр, приглашенным режиссерам за несколько дней дается возможность создать и показать эскиз спектакля, задействуя актеров и используя художественные возможности театра Лаборатории обычно организует конкретный театр, приглашенным режиссерам за несколько дней дается возможность создать и показать эскиз спектакля, задействуя актеров и используя художественные возможности театра

«ДО МЕНЯ ТЕАТР ВЫПУСКАЛ ТРИ СПЕКТАКЛЯ В ГОД, ЭТО ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЕ СКОРОСТИ»

Театральными лабораториями в Казани трудно кого-то удивить, подобный формат давно прижился в Татарстане: к примеру, ежегодная «Свияжск АРТель» пусть и способна принять крайне ограниченное количество участников и зрителей, но вызывает колоссальный интерес самых именитых профессионалов за пределами республики. У «Экият-Lab» тот же художественный руководитель — гуру «лабораторного» движения в России Олег Лоевский. При этом в кукольных театрах такие мероприятия устраиваются не столь часто.

«В первую очередь это важно, чтобы актеры встрепенулись, — считает худрук театра „Экият“ Ильгиз Зайниев. — Имеет значение темп, до меня театр выпускал три спектакля в год, это очень маленькие скорости, но я знаю, что они могут все делать быстрее, качественнее и масштабнее. Убедить в собственных силах, чтобы они увидели, что за пять дней могут что-то сделать, — это основная цель. И, конечно, знакомство с новыми режиссерами, чтобы посмотреть, кого приглашать, чтобы не звать потом кота в мешке на постановку, здесь мы знакомимся, пробуем. Мало быть хорошим режиссером, важно ужиться с труппой, понимать друг друга, найти общий язык».

Ильгиз Зайниев (справа): «Важен темп, до меня театр выпускал три спектакля в год, это очень маленькие скорости, но я знаю, что они могут все делать быстрее, качественнее и масштабнее» Ильгиз Зайниев (справа): «Важен темп, до меня театр выпускал три спектакля в год, это очень маленькие скорости, но я знаю, что они могут все делать быстрее, качественнее и масштабнее»

Напомним, что формат лаборатории позволяет приглашенным режиссерам создать и показать эскиз спектакля, задействуя актеров и используя художественные возможности театра. После чего эскиз может быть доработан до полноценного репертуарного спектакля или же остаться единичным, но ярким художественным высказыванием.

Лаборатория «Экият-Lab» продолжалась пять дней, замдиректора Екатеринбургского тюза Лоевский считает, что это оптимальный формат, потому что дальше начинаются долгие разборы, вынимаются штампы, а такой формат создает ситуацию стресса, которая помогает режиссерами и актерам освободиться и попробовать новое. «Мне кажется, это оптимальный формат — пять дней на работу и один день на показ, это какое-то количество новых лиц, с которыми театр может дальше работать, это то количество работы, с которой цеха могут справиться за короткое время. Я думаю, что ни больше, ни шире не надо», — поддерживает коллегу еще один критик Екатерина Рябова.

Это уже вторая лаборатория в «Экияте», в прошлом году сюда приглашали студентов Руслана Кудашова, главного режиссера Большого театра кукол в Санкт-Петербурге. Тогда также было подготовлено три эскиза, два из которых театр взял в работу. 19 февраля в Казани ждут премьеру спектакля «Про моря и про маяк. Мальчиш-Кибальчиш», в основу которого как раз легли эскизы на произведения Владимира Маяковского и Аркадия Гайдара.

«Было интересно собрать молодых и понять, о чем они думают, что умеют, — говорит Лоевский. — На этот раз мы решили делать лабораторию с опытными режиссерами, чтобы посмотреть на другие подходы и перенять их опыт».

В этом году была задача привлечь опытных режиссеров, «чтобы и мы чему-то научились у них», комментирует Зайниев. Художественный руководитель казанского театра кукол при выборе режиссеров руководствовался их опытом постановок и стилистикой, была задача пригласить авторов, работающих в разной манере.

Вторым по счету эскизом стала «Русалочка» Светланы Озерской, основателя театра пластики рук «HAND MADE». В основу сюжета легла сказка Андерсена о русалочке, текст был распределен между шестью актрисами Вторым по счету эскизом стала «Русалочка» Светланы Озерской, основателя театра пластики рук HAND MADE. В основу сюжета легла сказка Андерсена о Русалочке, текст был распределен между 6 актрисами

«Я ТУТ СЧИТЫВАЛ МНОГО ВЕЩЕЙ КАК ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ФУТБОЛОМ ИНТЕРЕСУЕТСЯ»

Первой свой эскиз показала Анна Иванова-Брашинская, новоиспеченный лауреат «Золотой маски», в прошлом году она ее получила в номинации «Лучшая работа режиссера в кукольном театре» за спектакль «Про честное слово» в питерском Karlsson Haus. Иванова-Брашинская была интересна для лаборатории, по словам Лоевского, своей причастностью к европейской традиции, другому театру: «Чтобы она как-то расшевелила людей». У режиссера есть опыт работы в Финляндии, Франции, Польше…

В рамках лаборатории Иванова-Брашинская показала эскиз моноспектакля без слов «Крысолов». Сюжет его связан с мифом о крысолове, который освобождает город от крыс, но из него уходят дети. Актер по воле режиссера оказывается один среди пунктирно начерченных линий улиц и картонных домиков, которые он буквально пытается оживить, то сдвигая их в крепость, то перевоплощая в груду камней на берегу моря.

«Очень интересно, как Аня работает с мифом, сюжетом о крысолове — одним из базовых в европейской культуре, — говорит Рябова. — Сюжет у мифа довольно четкий: крысолов освобождает город от крыс, жители отказываются ему платить, и за это он уводит детей, то есть лишает город будущего. Здесь пласт сюжетного фильтра совершенно перевернут, и мне, наверное, до самых последних минут было не очень понятно, в какую сторону, но потом на основании моих культурных ассоциаций картинка сложилась». При этом ее коллеги пожаловались на недоработанность сюжета и деталей в эскизе.

Вторым по счету эскизом стала «Русалочка» Светланы Озерской, основателя театра пластики рук HAND MADE из Санкт-Петербурга. В основу сюжета легла сказка Андерсена о Русалочке, текст был распределен между 6 актрисами. Режиссер сосредоточилась на первой части сказки, которую обычно пролистывают, — до того, как Русалочка всплыла на поверхность и познакомилась с миром людей. Основной фактурой в руках актеров стали овальные листы жесткого полупрозрачного пластика, которые были и волнами, и холодными льдинами, и экранами для театра теней. Спектакль погружает зрителя в атмосферу тишины девичьих мечтаний, в которой режиссер раскрывает характер каждой героини. В эскизе много элементов обрядовости, которую подчеркивает звучание голосов девушек в вокальных хоровых номерах. Критикам запомнилась сцена, в которой девушки поют и расчесывают гребнем волосы. Финал эскиза — разговор о смерти и вечной жизни.

Третьим эскизом стала работа с провокационным названием «Житие Диего Армандо» режиссера Ивана Пачина, известного не только в мире кукольного театра, а буквально накануне его назначили главный режиссером Тверского тюза Третьим эскизом стала работа с провокационным названием «Житие Диего Армандо» режиссера Ивана Пачина, известного не только в мире кукольного театра, а буквально накануне его назначили главный режиссером Тверского ТЮЗа

«Мне понравилось, — лаконично начал обсуждение критик Нияз Игламов. — Мне кажется, это законченный отрывок с большим проникновением в данную тему». Все же некоторые профессионалы критиковали эскиз за работу только с частью материала известной сказки, хотя сама режиссер считает важным остановиться на деталях и отталкиваться от актерской работы. «Для меня показалось важнее не закончить историю, а провести актрис через их роли более подробно, я не могу оставить их неподготовленными. Они должны знать, что делают, им должно быть комфортно на сцене, главное — каждый должен проводить свою линию. Поэтому я отказалась довести сюжетную линию до конца и сосредоточилась на актерской работе. Если ты сразу на берегу не закладываешь в актеров какие-то вещи, они остаются формальными. Я видела такие примеры на лабораториях, когда спектакль ничем не отличается от эскиза, просто куклы сделали не из картонки, если нет актерского фундамента», — комментирует свое режиссерское решение Озерская.

Третьим эскизом стала работа с провокационным названием «Житие Диего Армандо» режиссера Ивана Пачина, известного не только в мире кукольного театра, а буквально накануне его назначили главный режиссером Тверского ТЮЗа.

Эта работа рассказывает о жизни знаменитого аргентинского футболиста Диего Марадоны как о культовом герое в русле настоящего жития Эта работа рассказывает о жизни знаменитого аргентинского футболиста Диего Марадоны как о культовом герое в русле настоящего жития

Эта работа рассказывает о жизни знаменитого аргентинского футболиста Диего Марадоны как о культовом герое в русле настоящего жития. Зрители сидели по краям подобия трибун, посреди было футбольное поле, а кукольная часть повествования проходила на возвышении, напоминающем алтарь и в то же время подмостки традиционного кукольного театра. Деревянные маленькие куклы были похожи и на солдатиков, и на пиксельные картинки. Роль Диего передавалась вместе с кучерявым париком от одного актера к другому, несколько раз великого футболиста играли женщины. Привычные черные одежды актеров кукольного театра в спектакле стали монашескими рясами, а капюшон худи — и отсылкой к современной культуре, и к церковной традиции. В кульминации спектакля, как и в настоящем житии, главный герой встречается с богом, который является Диего посреди матча на футбольном поле.

Этот спектакль, и однозначно современный, и иронично-традиционный, и, безусловно, новаторский по форме, заслужил однозначное одобрение членов жюри. «Я тут считывал много вещей как человек, который футболом интересуется, которому все это интересно, — сказал Игламов. — Понимаю, как структурирован этот материал по дням недели, как страсти Христовы, я надеюсь, что эта попсовая музыка не случайна, потому что если человек не иронично в одном спектакле использует сарабанду, „Лакримозу“ и арию из Перселла и „Болеро“, то это явно пощечина общественному вкусу. Мне кажется, здесь все очень правильно сделано».

Худрук «Экията» по итогам лаборатории сообщил, что эскизы ему показались интересными, но пока нет определенности относительно финансовых возможностей театра, поэтому рано говорить, что из увиденного может оказаться в постоянном репертуаре. «Я надеюсь, это лаборатория станет ежегодной, если, конечно, министерство культуры РТ будет поддерживать нас, такой формат мы бы хотели продолжать», — резюмировал Зайниев.