Елена Мерзон: «Сегодня мы обязаны учитывать личностные интересы будущего учителя, ведь они влияют на его становление в профессии» Елена Мерзон: «Сегодня мы обязаны учитывать личностные интересы будущего учителя, ведь они влияют на его становление в профессии»

ДВА ШАГА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Обучение в университете в малом городе набирает все бо́льшую популярность как в Европе, так и в России. Например, студенты Елабужского института, обучаясь в вузе с «домашней» атмосферой, имеют даже более широкий, чем в мегаполисе, доступ ко всем ресурсам университета — от цифровых лабораторий до бесплатного посещения тренажерных залов, а значит, возможность проявить себя. Важно, что выпускники института получают полноценный диплом Казанского федерального университета, подтверждающий качество образования и квалификацию молодого специалиста, его высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Интересно, что не всегда назревшие перемены в образовании начинаются со столичных альма-матер, даже когда им предоставлен карт-бланш. Елабужский институт КФУ дает возможность студентам самостоятельно осуществлять выбор второго профиля обучения, таким образом определять свою образовательную траекторию обучения в вузе. В Татарстане аналогов этому пока нет.

Первой ступенью преобразований в вузе станут изменения в правилах приема на очную форму обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Если раньше для поступления на определенный профиль вузами заявлялось три конкретных предмета ЕГЭ, то с 2021 года в Елабужском институте на данное направление подготовки абитуриентам потребуется сдать два обязательных предмета ЕГЭ — русский язык и обществознание, а также один из множества (до 9) предложенных предметов на выбор.

В то время как другие вузы республики оставили все по-старому или скупо сузили выбор ЕГЭ, наш институт решил в полной мере применить новые правила в пользу абитуриентов. Так, в профиле «Дошкольное образование» среди предметов на выбор математика, физика, биология, химия, история, литература, география, информатика, иностранный язык.

Когда студенту интересны математика и технология, и это востребовано школой, вуз создаст условия для подготовки молодого специалиста с соответствующим дипломом Когда студенту интересны математика и технология и это востребовано школой, вуз создаст условия для подготовки молодого специалиста с соответствующим дипломом

В естественно-научном цикле предметами по выбору являются профильная математика, информатика, физика, химия, биология или география, а в гуманитарном — история, литература, иностранный язык, математика, информатика. При наличии нескольких сданных ЕГЭ в конкурсной ситуации абитуриент вправе использовать предмет с максимальным количеством баллов.

Важно, что выбор первого профиля обучения будущий студент делает сам в рамках всего цикла, исходя из личных склонностей. Так, в гуманитарном цикле поступающим предлагается три профиля — история, русский язык, родной язык и литература, а в естественно-научном — математика, физика или биология.

«Сегодня мы обязаны учитывать личностные интересы будущего учителя, ведь они влияют на его становление в профессии. Например, если учитель математики увлекается историей, почему бы не помочь ему раскрыться со всех сторон? Как учителю, воспитателю, наставнику, который ведет детей за собой. Задачи, построенные на историческом материале, лишь обогатят методическую копилку и воспитательную работу педагога. Поэтому интерес к истории мы можем поддерживать на протяжении всего периода обучения», — поясняет директор вуза Елена Мерзон.

Второй шаг в выстраивании индивидуальной образовательной траектории — выбор второго профиля обучения, который студент сможет совершить по окончании первого курса. При этом в течение первого года учебы он знакомится с несколькими профилями и пробует в них свои силы, а преподаватели постараются «влюбить» именно в свой предмет. Так, заинтересованные математики могут выбрать вторым профилем физику или информатику, а педагоги дошкольного образования — родной язык и литературу, информатику или иностранный язык. Вместе с тем единая для всех психолого-педагогическая подготовка усилится, включив востребованные профессиональные компетенции.

Директор подчеркивает, что крайне важным будет заказ минобрнауки РТ, его рекомендации, учителя каких профилей требуются в школах, особенно в малокомплектных. Когда студенту интересны математика и технология и это востребовано школой, вуз создаст условия для подготовки молодого специалиста с соответствующим дипломом.

КФУ ведет большую работу, внедряя масштабные инновации, отвечая на вызовы времени и вовлекая в решение актуальных проблем международное научное сообщество

БАЗА ДЛЯ ПРАКТИКИ: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ШКОЛА, Дом Научной Коллаборации И ЛАГЕРЬ «БУРЕВЕСТНИК»

Елабужский институт — вуз со 120-летней историей подготовки педагогических кадров, дающий фундаментальные академические знания, подкрепленные практикой с первых лет обучения. Будучи 10 лет в составе Казанского федерального университета, институт весомо усилил кадровый потенциал и материально-техническую базу.

Как ведущий вуз в сфере педагогического образования Елабужский институт стал одной из главных площадок реализации приоритетного направления университета — «Учитель XXI века», — инициированного ректором КФУ Ильшатом Гафуровым еще в 2011 году. КФУ ведет большую работу, внедряя масштабные инновации, отвечая на вызовы времени и вовлекая в решение актуальных проблем международное научное сообщество. Сегодня КФУ принадлежит первое место в России и 90-я позиция в топ-100 университетов мира в рейтинге журнала Times Higher Education (Таймс Хайер Эдьюкейшн) в предметной области «Образование». Важную роль в этом играет сформированная университетом уникальная для страны площадка педагогической практики: от детского сада до лицеев, входящих в топ-100 лучших отечественных школ.

Сегодня университетский комплекс в Елабуге представляет полноценную базу для подготовки будущих учителей для сложного мира, одну из лучших в России. Имея десятки учебно-научных лабораторий, студию цифрового образования, мастерские, спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник», за прошедший год Елабужский институт обогатил свою инфраструктуру школой и современным центром дополнительного образования. А в этом году планируется строительство бассейна, который пополнит университетский комплекс.

Открытие собственной школы являлось давней мечтой вуза, готовящего будущих учителей. 28 мая 2020 года Наблюдательным советом КФУ под председательством президента РТ Рустама Минниханова принято решение о создании при Елабужском институте «Университетской» школы. Благодаря инвестициям республики и университета сейчас эта площадка повышения качества образования оснащена современным оборудованием — в каждом классе есть смарт-доски, полностью укомплектованы кабинеты и лаборатории. Школу посещают около 500 детей, проживающих в микрорайоне. В «Университетской» школе запущен проект «Ассистент учителя», в рамках которого студенты в течение года ведут уроки по своему предмету в прикрепленных классах, а также кружки.

Сегодня университетский комплекс в Елабуге представляет полноценную базу для подготовки будущих учителей для сложного мира, одну из лучших в России

Вместе со школой крайне значимым явилось создание второй площадки педагогической практики, уже в сфере дополнительного образования. Благодаря гранту 1 сентября 2020 года по федеральному проекту «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» при Елабужском институте открылся Дом научной коллаборации имени академика К. А. Валиева (ДНК). Центр позволяет будущим учителям вести дополнительные занятия для школьников на современном оборудовании — учить программировать роботов и квадрокоптеры, проектировать на графических планшетах и печатать на 3D-принтере. В течение года более 400 школьников посещают бесплатные образовательные программы ДНК, более 1500 детей вовлекаются в хакатоны, олимпиады и другие события центра.

Еще одно любимое студентами место для педагогической практики, где они выступают в качестве вожатых, — спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник», признанный одним из лучших в Татарстане. Это площадка проведения Летней педагогической школы для студентов, профильных смен для одаренных школьников и молодежи, где ребята с удовольствием практикуются и сами проходят тренинги личностного роста.

«Обладание такими уникальными преимуществами ко многому нас обязывает. Мы живем в сложном мире, где роль образования стремительно меняется, и подготовка учителя должна принять новые формы. Кроме психолого-педагогических знаний, учителю необходимо владеть инструментами цифрового образования, финансовой грамотностью, критическим мышлением, навыками организации проектной деятельности и другими компетенциями. Выстроить подобную систему без расширенной практики немыслимо — и у нас для этого есть уникальные возможности», — убеждена Елена Ефимовна.

«То, что для других вузов инновация, для нас уже давно стало повседневной работой. Смелая инициатива Елабужского института позволяет сформировать готовность первокурсников к осознанному выбору профиля, и мы в этом поможем» «То, что для других вузов инновация, для нас уже давно стало повседневной работой. Смелая инициатива Елабужского института позволяет сформировать готовность первокурсников к осознанному выбору профиля, и мы в этом поможем»

В ВУЗ на Новых УСЛОВИЯх: БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТ

Стоит отметить, что в этом году в Елабужском институте КФУ количество бюджетных мест на очной форме обучения возросло на 106. Впервые появились бюджетные места по направлению подготовки «Экономика», и в 2 раза увеличился «бюджет» по направлению «Прикладная информатика».

Что касается внебюджетного обучения, то по педагогическому образованию в Елабужском институте по-прежнему одни из лучших условий в республике, так как подготовка учителя является приоритетом университета, и для работы в школе требуется привлечь новых, наиболее заинтересованных, замотивированных абитуриентов. Поэтому Ученым советом КФУ поддержано предложение ректора Гафурова о сохранении сниженной стоимости обучения в педагогическом направлении.

«То, что для других вузов инновация, для нас уже давно стало повседневной работой. Смелая инициатива Елабужского института позволяет сформировать готовность первокурсников к осознанному выбору профиля, и мы в этом поможем. А дальше с поддержкой кураторов, тьюторов поведем по новому маршруту обучения до получения диплома. Изменения только начинаются, у нас грандиозные планы. Поэтому приглашаем всех абитуриентов воспользоваться новыми возможностями, учиться и реализовать себя в нашем вузе», — поделилась Мерзон.

Надежда Хамидуллина