Впервые за шесть лет челнинские гонщики команды «КАМАЗ-Мастер» заняли на «Дакаре» весь пьедестал в зачете грузовиков и привезли на родину три победных бедуина Впервые за 6 лет челнинские гонщики команды «КАМАЗ-Мастер» заняли на «Дакаре» весь пьедестал в зачете грузовиков и привезли на родину три победных бедуина Фото: © Dppi/Julien Delfosse / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«КОМАНДНАЯ ТАКТИКА СРАБОТАЛА БЛЕСТЯЩЕ»

Впервые за 6 лет челнинские гонщики команды «КАМАЗ-Мастер» заняли на «Дакаре» весь пьедестал в зачете грузовиков и привезли на родину три победных бедуина. Первым на финише оказался экипаж под управлением Дмитрия Сотникова. Второе место взял экипаж Антона Шибалова, третье — Айрата Мардеева. Экс-чемпион «Дакара» Андрей Каргинов в общем зачете стал лишь 7-м.

С уверенной победой в гонке команду поздравили Владимир Путин и Рустам Минниханов. «Чемпионский настрой „камазовских“ экипажей, их нацеленность на первое место хорошо известны участникам и поклонникам этого легендарного ралли-марафона», — говорится в сообщении президента РФ. 

Несмотря на то, что часть соперников из-за коронавируса и вовсе не вышла на старт, эпизодами участники пытались навязывать челнинцам борьбу. Однако в конечном счете все они оказывались не у дел из-за разных причин. Так, например, белорус Сергей Вязович на «МАЗе» сошел с дистанции из-за трех поломок одной и той же детали за два дня, тогда как чех Мартин Мацик из «Ивеко» отказывался сдаваться, даже несмотря на сломанное о дерево лобовое стекло. На финиш 10-го этапа его экипаж приехал в очках и весь в пыли. Благодаря своему упорству он сумел одержать победу в трех этапах гонки, но в итоговом зачете оказался лишь на четвертом месте, отстав от подиума на полчаса.

«После финиша Мацик одним из первых поздравил нас с победой. Было видно, что он хотел попасть на пьедестал. Для него это стало бы первым подиумом. Но ему чуть-чуть не хватило, — рассказал Мардеев. — Когда едешь рядом с кем-то и борешься очно, то испытываешь непередаваемые ощущения. Мы поняли, что заняли весь пьедестал, только когда на нем оказались».

Первым на финише оказался экипаж под управлением Дмитрия Сотникова Первым на финише оказался экипаж под управлением Дмитрия Сотникова Фото: © Panoramic / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Несмотря на абсолютную победу, руководитель команды Владимир Чагин назвал этот «Дакар» особенно динамичным и сложным. По его словам, на спецучастках в зачете грузовиков борьба шла за каждую секунду, что говорит о том, что был очень высокий уровень подготовки пилотов и техники. «Разница по времени на спецучастке создавалась только тем, кто потеряет больше времени на проколах колес или навигации», — отметил Чагин.

Потерять как можно меньше времени «КАМАЗу» удалось благодаря новинке от механиков команды. Годом ранее экипаж Сотникова наткнулся на острый камень, который буквально пропорол днище машины, повредив раздаточную коробку и масляный редуктор. Тогда на ремонт ушло два часа, и в итоге гонщик лишился третьего места. В этом году, дабы не повторилась та же ситуация, механики установили на автомобили специальную защиту, которая, к слову, в итоге несколько раз спасла грузовики от серьезных повреждений и потери времени. Если бы не она, то экипаж Шибалова мог вовсе сойти на 9-м этапе гонки, уверены в команде. «Удар оказался сильным. Можно было пробить раздатку, вытекло бы масло, либо могли сломаться шестерни. Грозило это все вообще сходом с гонки», — рассказывал механик экипажа Иван Татаринов в интервью пресс-службе команды.

«В этом году командная тактика сработала блестяще, — прокомментировал триумф Сотников. — Когда ребята рядом, ты чувствуешь себя увереннее».

В итоге находчивость челнинцев помогла команде быть безальтернативно лучшей, даже несмотря на сокращенный бюджет и отсутствие на трассе пятикратного чемпиона Эдуарда Николаева.

На финиш спортсмены двигались, уже не испытывая серьезного давления от конкурентов, сохраняя комфортный для себя темп, фактически больше соревнуясь друг с другом. Единственным эпизодом, когда у болельщиков екнуло сердце, стало столкновение нашего грузовика с пролетающим над ними вертолетом. Экипаж под управлением Шибалова неожиданно подскочил на дюне и задел воздушных операторов, которые снизили высоту для эффектных кадров.

«Столкновение с вертолетом нас ничуть не задержало. Это было уже за несколько километров до финиша гонки. Мы даже не заметили этого. В кабине стоит сильный шум от двигателя, колес и летящих мимо камней», — рассказал гонщик.

Единственным эпизодом, когда у болельщиков ёкнуло сердце, стало столкновение нашего грузовика с пролетающим над ними вертолетом Единственным эпизодом, когда у болельщиков екнуло сердце, стало столкновение нашего грузовика с пролетающим над ними вертолетом Фото: © Panoramic / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«УЧИТЫВАЯ ПРОБЛЕМЫ ДРУГИХ СПОРТСМЕНОВ, БЫЛО ПРИЯТНО УСЛЫШАТЬ НАШ ГИМН»

Напомним, проведение гонок в Саудовской Аравии было под большим вопросом. Из-за появления нового штамма коронавируса страна, как и многие другие, закрыла авиасообщение. После продолжительных переговоров спортсменам в итоге разрешили прилететь, чтобы те смогли принять участие в обновленной версии гонок.

Помимо нового маршрута организаторы в обязательном порядке установили в кабины гонщиков навигационные планшеты, которые выдавались командам непосредственно на старте гонок. Впрочем, челнинцы оценили это скорее как положительный шаг. По их словам, ранее штурманам выдавались навигационные блокноты, которые можно было порвать или потерять. Сейчас подобные нюансы исключены.

«Проблема заключалась в том, что до этого в зачете грузовиков не существовало гонок с таким прибором, — говорит Шибалов. — Всем приходилось разбираться с ним уже после старта. Сложно сказать о его плюсах и минусах, об этом лучше спросить у штурмана. Но лично я поддерживаю такое направление, потому что все участники получают роадбук одновременно — за 15–20 минут до старта. Это уравнивает у всех навигацию, повышается спортивная составляющая».

Куда больше нашим гонщикам пришелся по душе тот факт, что отныне на «Дакаре» звучит гимн страны, которую представляет победитель. Напомним, в декабре прошлого года Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) принял сторону WADA в споре с Россией, запретив нашим сборным в течение двух лет использовать национальный флаг и гимн страны на Олимпиадах и чемпионатах мира.

«Учитывая все проблемы наших спортсменов, когда им запретили выступать за флаг страны, нам было приятно, что по итогам гонки играл наш гимн, — отметил Мардеев. — Мы въехали на пьедестал с флагом и показали, что Россия — это великая спортивная держава».

«Лично для меня это был особенный момент, — говорит Сотников. — Подобное являлось мечтой детства — ощутить ту гордость, когда в честь твоей победы играет гимн России. Считаю, что это самый запоминающийся момент из всего ралли».

Сегодня также стало известно, что триумф татарстанцев на ралли-рейде в разы увеличил продажу сувенирной продукции «синей армады» на маркетплейсе eBay. За последние дни покупатели оформили более 30 заказов на общую сумму 100 тыс. рублей.

«Расширяется и география поставок — посылки с фирменными футболками, кепками и коллекционными моделями спортивных грузовиков „КАМАЗ“, выполненными в масштабе 1:43, уже едут в Германию, США, Бельгию, Италию, Испанию, Австралию и Францию», — рассказал заместитель директора по маркетингу команды Эрик Хайруллин.

При этом часть заказов поступила из Великобритании. По словам замдиректора, доставка туда товаров пока ограничена в связи с введенным в стране режимом изоляции из-за распространения нового штамма коронавируса.

для анонса Кроме «Шелкового пути» «КАМАЗ-Мастер» планирует выступить на этапе чемпионата России, первый этап которого запланирован в Астрахани в апреле Фото: © Dppi/Julien Delfosse / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«КАМАЗ-МАСТЕР» ГОТОВИТ ДВА НОВЫХ ГРУЗОВИКА

Разрешение на проведение ралли-рейда в Саудовской Аравии оказалось дано с условием соблюдения жестких мер. В команде рассказали, что участникам выдали по четыре листа, где прописаны все нюансы, связанные с ковидными ограничениями. Были минимизированы общение между участниками и контакты с местным населением.

По словам Чагина, все меры, которые принимались организаторами «Дакара» в «КАМАЗе», возьмут на вооружение при проведении международного ралли «Шелковый путь». Планируется, что гонка пройдет на территории трех стран (России, Монголии и Китая) с 1 по 11 июля.

«Старт намечен в Омске. Мы будем рады принять там гостей и показать развитость российских регионов, — поделился планами Чагин. — Западная часть Монголии, где ранее „Шелковый путь“ не проходил, представляет высокий интерес для туристов. Там красивые места, гористая местность. Верим, что все эти ограничения, связанные с коронавирусом, не скажутся на гонке и нам не придется ее отменять или сокращать. К тому же участники „Дакара“ активно интересовались соревнованиями. Здорово, что наша страна вызывает интерес к посещению. Для нас это большая честь — принять спортсменов со всей планеты».

По словам руководителя челнинской команды, кроме «Шелкового пути» «КАМАЗ-Мастер» планирует выступить на этапе чемпионата России, первый этап которого запланирован в Астрахани в апреле. Эти гонки он называет прекрасной возможностью провести для спортсменов тренировки и испытать машины. «Остальным участникам чемпионата страны из других категорий также интересно с нами состязаться. Относительно наших результатов они смогут примерно понять свой уровень и оценить, какое место займут в международных соревнованиях. Если брать абсолютный зачет, то „КАМАЗ“ на „Дакаре“ занимает с 5-го по 15-е место. Соответственно, можно будет примерить свои силы и понять, где окажешься ты, когда поедешь на большие соревнования».

Руководитель команды добавил, что в скором времени «синяя армада» презентует для своих болельщиков два новых грузовика. По словам Чагина, это будут «интересные машины с современными формами».

«Как мы видим, в категории грузовиков на „Дакаре“ появляется много „капотников“. Они более маневренные, меньше ударной нагрузки на экипаж, потому что кабина смещена назад. Меньше крен. Такие машины лучше проходят бездорожье — это отмечают многие пилоты. Мы же начали данный проект несколько лет назад, в этом году уже готовим новую машину. В скором времени болельщики команды ее увидят», — сказал Чагин в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Кроме того, он добавил, что в составе команды появится не только «капотник», но и новый спортивный «КАМАЗ» без капотной компоновки с новой кабиной семейства К-5 серийного производства челнинского завода: «Мы обязательно сделаем презентацию нашего нового проекта. В ближайшее время болельщиков команды „КАМАЗ-Мастер“ ждет два новых автомобиля».