I КАЗАНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ФОРУМ: КТО ПОЕДЕТ ИЗ ТУРЦИИ ОТДЫХАТЬ В ТАТАРСТАН?

На стартовавшем вчера в Казани туристском форуме «Ориентиры будущего» мэр города Ильсур Метшин сообщил, что ежегодно турпоток в столицу РТ растет на 15%. Представители бизнес-сообщества на удивление были молчаливы: вопросов чиновникам не задавали и о проблемах на местах не говорили. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на открытии первого в Казани туристского форума.

tur.jpg
От увиденного и услышанного создалось впечатление, что мероприятие было в основном для чиновников, а не для бизнес-сообщества

ФОРУМ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

I Казанский международный туристский форум «Ориентиры будущего» - мероприятие, претендующее на статус одного из ключевых отраслевых форумов в России.

Казань, благодаря поддержке министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федерального агентства по туризму (Ростуризм), правительства РТ, министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, впервые собрала столь большое количество чиновников федерального ранга, занимающихся развитием туристической отрасли, в одном из самых респектабельных заведений города – ГТРК «Корстон».

Стартовал форум с пленарного заседания, одним из участников которого должен был стать президент РТ Рустам Минниханов. Президента, однако, не было, поэтому представлял туристический потенциал Татарстана премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Он первым делом поприветствовал участников форума (к началу мероприятия в большом зале в «Корстоне» свободных мест уже практически не осталось) и озвучил цифры: общий турпоток в республику растет в среднем на 12% в год, а объем оказанных туристических услуг в РТ составил 5,2 млрд. рублей и вырос с 2005 года в 2,4 раза.

Как ни старались местные чиновники привлечь внимание к РТ (до начала мероприятия гостей знакомили с рекламными роликами туристического потенциала региона, был организован даже специальный зал, где на стендах рассказывалось о Елабуге, Нижнекамске и других городах), большее количество докладов было посвящено общим вопросам. Генеральный директор компании «Персона Грата» Рамиль Мифтахов, директор магазина путешествий Companion SP Сергей Пасечник и другие представители бизнес-сообщества с интересом слушали руководителя Ростуризма Александра Радькова, рассказывающего, что на рекламу и продвижение туристического потенциала страны Россия в этом году потратила всего 140 млн. рублей (для сравнения: Великобритания потратила в год более 52 млн. евро), что выезжающих за рубеж граждан нужно обязательно страховать и т.д.

Но сами бизнесмены не выступали и вопросов практически не задавали. А в перерывах чаще общались между собой, чем с представителями власти. Ни о демпинге, ни о недостатке сформированных туристических продуктов, ни о неразвитости системы страхования, ни об неэффективности диалога с властью со стороны владельцев туристических агентств вопросов не было. В целом, создавалось впечатление, что мероприятие было в основном для чиновников, а не для бизнес-сообщества.

В форуме приняли участие 450 участников из 20 стран мира.

«КАЗАНЬ, КАК АЛМАЗ, НУЖНО ОТШЛИФОВАТЬ»

И все же о Татарстане не забыли. Во многом этому способствовал мэр Казани Ильсур Метшин, заявивший, что во многом отсчет о развитии туризма в республики нужно вести с тысячелетия. «В тот год мы приняли 460 тысяч туристов. После тысячелетия мы поставили для себя задачу увеличить этот показатель в два раза. Не секрет, что, как бы мы ни раздували щеки, за пределами страны знают два города - Москву и Санкт-Петербург, в лучшем случае Сибирь. Всем представляется, что за пределами Садового кольца в России очень холодно», - отметил мэр.

Метшин не без гордости сообщил, что в Казани за последние пять лет открыто 15 отелей, строится еще 10 и что Казань не будет довольствоваться 2 млн. туристами в год – у властей более амбициозные планы. «Двух миллионов туристов Казани мало», - заявил мэр. Он отметил, что до кризиса поток в год рос до 18%, а сейчас рост составляет 15%, больше чем в целом по РТ (12%), но он этой цифрой не удовлетворен. Мэр подчеркнул, что для реализации туристического потенциала Казани нужно реконструировать аэропорт, построить гостиницы, рестораны, туалеты, улучшить работу транспорта, такси, создавать поводы для событий. «В прошлом году мы, в том числе и для раскрутки Казани, пригласили цирк «Дю Солей». На миллионный город мы продали 108 тысяч билетов, Санкт-Петербург, пятимиллионный город, продал 53 тысячи билетов. Главным открытием цирка «Дю Солей» как раз была Казань. Казань, как алмаз, он есть, нужно его только отшлифовать».

Радьков подчеркнул, что республика имеет уникальные возможности для привлечения туристов в страну. «Вам не нужно ничего выдумывать, в Татарстане есть все: и история, и возможности. Кто-то придумывает идею, бренд, чтобы ее продвигать, но это все равно сказка. А в Татарстане все реально». Радьков также возложил особые надежды на РТ в связи с продвижением въездного потока в страну из Турции. «У Татарстана с этой страной особые связи, главное, есть такое уникальное явление, как санаторий, которого нет в Турции», - отметил Радьков. Чуть позже он уточнил журналистам, что Ростуризм уже принял документы о включении Болгара в федеральную целевую программу. «По поводу Свияжска – документы ждем», - подчеркнул Радьков.

Напомним, что форум «Ориентиры будущего» продлится в течение трех дней в ГТРК «Корстон».

IMG_4183.jpg
Казань не будет довольствоваться 2 млн. туристами в год – у властей более амбициозные планы, заявил мэр Ильсур Метшин

ВСЕ ОПЯТЬ СВЕДЕТСЯ К РАЗГОВОРАМ?

Международный турфорум для «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Венера Тагирова – генеральный директор турагенства «Grand Вояж»

- Как правило, на форумах обсуждают вопросы, но практического эффекта от них нет. Да, этот форум очень масштабный, но, скорее всего, все опять сведется к разговорам, посмотрим. Практическую эффективность форумов в принципе оценить сложно, так как наглядный результат они редко приносят.

Светлана Пименова - директор туристической компании «Итиль-тур»:

- Мы хотим с помощью форума понять, какие проблемы отрасли сегодня интересуют власть, что они будут в ближайшее время решать, какие задачи перед собой ставить. Дать оценку можно будет, когда форум закончится. Не хотелось бы, чтобы он превратился в общий разговор чиновников о проблемах туристической отрасли. У бизнес-сообщества много конкретных проблем, которые необходимо решать, например, в транспортной инфраструктуре.