В конце прошлой недели прошла научная конференция, организованная Институтом истории им. Марджани и посвященная историко-культурному наследию и современности Восточного Закамья В конце прошлой недели состоялась научная конференция, организованная Институтом истории им. Марджани и посвященная историко-культурному наследию и современности Восточного Закамья Фото: aktanysh.tatarstan.ru

«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО СЕГОДНЯШНЯЯ КОНФЕРЕНЦИЯ БУДЕТ ОДНИМ ИЗ ШАГОВ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СПРАВЕДЛИВОЙ ИСТОРИИ»

«Нам есть чем гордиться, мы не нуждаемся в фальсификации», — под таким слоганом в конце прошлой недели состоялась научная конференция, организованная Институтом истории им. Марджани и посвященная историко-культурному наследию и современности Восточного Закамья. Официально научный форум был посвящен 90-летию Актанышского района и 310-летию основания Актаныша, однако фактически речь на нем шла о подготовке к предстоящей всероссийской переписи населения и возможных сложностях при ее проведении в Башкортостане. Татарским историкам и этнологам пришлось приводить доказательства того, что северо-запад РБ и восток Татарстана на самом деле населяют в основной массе татары, а не башкиры, разговаривающие на некоем северо-западном диалекте башкирского языка, как пытаются это представить некоторые ученые из соседней республики.

Тем не менее, учитывая заявленную тему конференции, ученые не обошли стороной историю и самого Актанышского района, тем более это территория на северо-востоке РТ, на которую в том числе высказывают свои притязания некоторые башкирские историки и этнологи. Участников конференции поприветствовал глава Актанышского района Энгель Фаттахов. Одетый в татарский френч, моду на который завел Рустам Минниханов, глава района отметил, что будущее каждой страны, республики, района формирует человеческий капитал, напомнив, что возглавляемый им район дал татарскому народу такие личности, как певица Альфия Авзалова, актер Мухтар Мутин и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. «Мы это особо ощущаем в последнее время — несмотря на рост цифровых технологий, идет борьба за человеческий капитал, в основе которого лежит система образования и наши дети. Поэтому наша основная цель сегодня — дать нашим детям фундаментальное образование, воспитание, языки, обучить новым технологиям, в целом — подготовка нового поколения, отвечающего требованиям XXI века», — анонсировал экс-министр образования РТ строительство нового здания актанышской гимназии для одаренных детей — одного из немногих средних учебных заведений республики, где образование ведется на татарском языке. «Мы должны ставить перед собой цель — образование детей на нашем родном языке начиная с детского сада и заканчивая средними специальными учебными заведениями», — еще раз озвучив больную для татарской общественности тему, резюмировал Фаттахов.

Директор Института истории им. Марджани Радик Салихов, приветствуя участников конференции на татарском языке, процитировал недавно принятую Стратегию развития татарского народа, в которой говорится: «Чтобы понять и дать объективную оценку истории нашей страны и нашего народа, в первую очередь необходимо изучить историю семьи, своего рода, деревни, района и города. Только так возможно сохранить свое национальное самосознание». «Я надеюсь, что сегодняшняя конференция будет одним из шагов по восстановлению справедливой истории, что поможет татарам еще больше гордиться своим народом», — отметил он.

Далее слово взял модератор конференции, заместитель директора Института истории им. Марджани Марат Гибатдинов. Пройдясь по вехам истории Актанышского района, он отметил, что самый восточный район Татарстана хорошо изучен еще с советских времен. А в 2009 году учеными ИЯЛИ им. Ибрагимова была организована большая научная экспедиция. «В результате ученые пришли к выводу, что в 922–1236 годах современная территория Актанышского района входила в состав Волжской Булгарии. А в русских источниках от 1469-го актанышские земли фиксируются как „беловоложския земли“, и отмечается, что они входили в состав Казанского ханства», — отметил историк.

По его словам, с самого начала Актанышский район был сформирован как татарский национальный район — 95,7% населения района были татарами, 2,7% — русские и 1,5% — представителями других народов. «Согласно постановлению ЦК ТАССР от 1930 года, в таких районах весь внутренний документооборот и делопроизводство должны были вестись на татарском языке», — отметил Гибатдинов.

Поприветствовал участников конференции и заместитель директора Института языка, литературы и искусств им. Ибрагимова Олег Хисамов. «Мы говорим, что Актанышскому району 310 лет, селу Актаныш — 90, но мы все понимаем, что это условные цифры, край намного древнее», — отметил он. Поддержав слова Фаттахова в том, что Актанышский район сегодня является кузницей национальных кадров, он напомнил, что глава района, будучи министром образования Татарстана, создал отдел национального образования в ИЯЛИ, который занимается написанием учебников на татарском языке. Первые учебники, вышедшие из этого отдела, Хисамов тут же подарил самому Фаттахову.

Многие участники конференции отмечали, что она должна была пройти еще в прошлом году и была приурочена к 100-летию образования ТАССР, но по известным всем причинам ее пришлось отложить Многие участники конференции отмечали, что она должна была пройти еще в прошлом году и была приурочена к 100-летию образования ТАССР, но по известным всем причинам ее пришлось отложить Фото: aktanysh.tatarstan.ru

«ТеПТЯРИ И КАЗАНЦЫ, У КОТОРЫХ НЕ БЫЛО ПРАВА ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ, ПЫТАЛИСЬ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ ВОЙТИ В СОСЛОВИЕ БАШКИР»

Выступая от имени всемирного конгресса татар, историк Альберт Бурханов держал в руках распечатанную Стратегию развития татарского народа в виде брошюры формата А4. «Стратегия принята, теперь мы должны работать над тем, чтобы воплотить ее в жизнь», — отметил он. Ученый также рассказал, что в стратегии уделяется большое внимание историям сел и деятельности краеведов. «В предыдущие годы в Татарстане не придавали особого значения истории деревень, среди научного сообщества история деревень и сел не воспринималась как наука. Однако основная история татар „лежит“ в селах. Начиная с XVI века (с момента захвата Казанского ханства Иваном Грозным — прим. ред.), а где-то и раньше, наш народ сохранился в селах. Наши традиции, язык — все сохранилось благодаря деревне», — подчеркнул он. Двумя важнейшими событиями в 2021 году Бурханов назвал реализацию принятой стратегии и предстоящую перепись населения. «Люди, населяющие восток Татарстана и запад Башкортостана, — один народ. У них общий язык, традиции, это древние исторические земли татар», — особо подчеркнул он.

Многие участники конференции отмечали, что она должна была пройти еще в прошлом году и была приурочена к 100-летию образования ТАССР, но по известным всем причинам ее пришлось отложить. При этом ораторы говорили, что «нет худа без добра», учитывая тот факт, что перенос конференции позволил ученым расширить тему, заявленную к обсуждению, и дать аргументированный научный ответ башкирским ученым, деструктивная деятельность которых в преддверии переписи населения начала усиливаться. Так, завотделом историко-культурного наследия народов Республики Татарстан Института истории им. Марджани Айдар Ногманов выступил не с первоначальным докладом, посвященным образованию Актанышского района, а сделал анализ проводимой политики башкиризации северо-запада Башкортостана и востока Татарстана. Он, в частности, раскритиковал Башкирский атлас — карту расселения башкир, которая была презентована в октябре 2020 года в Уфе на заседании всемирного курултая башкир, а также труды о родах и деревнях северо-западных башкир. Согласно карте башкирских родов и деревень, весь северо-запад РБ и восточная часть Татарстана населены башкирами, говорящими на северо-западном диалекте башкирского языка.

То, что татары, населяющие северо-запад Башкортостана и восток Татарстана, разговаривают на самом деле на татарском языке, аргументированно обосновал заместитель директора ИЯЛИ Хисамов. Он отметил, что, согласно исследованиям ученых, татарский язык делится на три диалекта: средний (диалект казанских татар), западный и восточный. Средний диалект, или диалект казанских татар, — на нем разговаривают татары, проживающие в Татарстане, Башкортостане, Челябинской, Курганской и Оренбургской областях. «Это наследники Волжской Булгарии, и они живут на землях своих предков», — добавил он.

«Известный татарский ученый Марсель Ахметзянов пришел к выводу, что на территории современного Актанышского района, в деревнях вдоль реки Ик, до монгольского нашествия жили болгары и угры. Часть из монгол ушли дальше, а часть, приняв тюркский язык, осталась жить здесь. В 1552–1557 годах часть казанских татар, не желая принимать крещение, переместились в район бассейна реки Ик. Начинается строительство укреплений вдоль Камы, для этих целей сюда опять переселяют значительное число татар из Казани. Таким образом, к XVII веку татары становятся большинством в этих краях», — подчеркнул Хисамов.

По словам ученого, со временем люди, проживающие здесь, поделились на три основных сословия — тептяри, казанцы и башкиры. Деление на сословия было связано с имущественными правами на землю. «Самыми большими привилегиями пользовалось сословие башкир. Однако в быту и в разговорной речи эти сословия друг от друга ничем не отличались. Тептяри и казанцы, у которых не было права владения землей, пытались любыми способами войти в сословие башкир. Но при этом самым большим сословием все равно оставались тептяри», — отмечает Хисамов. Он напомнил, что споры о том, к какой этнической группе принадлежат тептяри, поднимались уже в XVIII–XIX веках. «При этом тогда у ученых не было никаких сомнений о том, что люди, входящие в сословие тептярей и башкир, — это один народ. Но лишь в начале XX века ученый-этнограф Казанского университета Ахмаров после глубокого изучения языка, быта и традиций тептярей приходит к выводу, что они являются татарами. Он доказал, что они выходцы из Казанской и Вятской губерний», — говорит ученый.  

То, что татары, населяющие северо-запад Башкортостана и восток Татарстана, разговаривают на самом деле на татарском языке, аргументировано обосновал заместитель директора ИЯЛИ Хисамов То, что татары, населяющие северо-запад Башкортостана и восток Татарстана, разговаривают на самом деле на татарском языке, аргументированно обосновал заместитель директора ИЯЛИ Хисамов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЕРРИТОРИЯ ВОСТОЧНОГО ЗАКАМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ БАЗОВЫХ, ГДЕ ПРОИСХОДИЛО ФОРМИРОВАНИЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА»

Хисамов также подчеркнул, что первым особенности разговорной речи татар этого края изучил русский ученый, языковед, лингвист Александр Бессонов. В 1881 году вышла его книга — О говорах казанского татарского наречия и отношение его к ближайшему к нему наречиям и языкам». Он приходит к выводу, что наречия татар в регионах и казанских татар не различаются между собой. Он отмечает лишь то, что татарский язык поддался некоторому влиянию со стороны башкирского языка и мишарского диалекта. Позже к таким же выводам пришли и другие ученые-языковеды.

Доктор исторических наук Искандер Измайлов также привел научные доводы о том, что Мензелинский край издревле населяли татары, а не башкиры. В доказательство своих слов он привел археологические находки, надгробные памятники и письменные источники, согласно которым население, проживавшее в Восточном Закамье, в частности на территории современного Актанышского и Мензелинского районов, имели в свое время ярлыки и тарханные грамоты на владение этими территориями, которые были им даны ханами Казанского ханства.

По его словам, с древности этот регион населяло булгарское земледельческое население, позже данная территория вошла в состав Золотой Орды. «Основное кочевое население располагалось гораздо южнее Восточного Закамья. Поэтому, когда нам говорят, что на территории Восточного Закамья проживали кочевые башкиры, — это неправда. Археологическая карта свидетельствует, что кочевники располагались далеко на юге», — отметил он.

В качестве доказательства Измайлов привел надгробия, характерные для Волжской Булгарии. «Нигде среди других народов такие надгробия больше не встречаются. Вплоть до середины течения реки Белой эти надгробия есть повсеместно. Кроме надгробий, на территории современного Башкортостана существует и мавзолей, — рассказывал Измайлов. — Есть легенды, что там похоронены башкирские ханы, но это чисто сказочная современная интерпретация. На самом деле там были погребены шейхы, в частности шейх Хусеин. Ниоткуда с юга он не приходил, он пришел с Булгарского улуса. И это еще одно свидетельство, что данная территория осваивалась с Запада и осваивалась мусульманским земледельческим населением. Культурные, экономические и политические процессы, проходившие в XIII–XIV веках, привели к тому, что население, которое в домонгольском периоде в этническом отношении было довольно разнообразным, окультурилось, соединилось в единые мусульманские общины и превратилось в один из важнейших компонентов формирования будущего татарского мира. По сути дела, именно с этого момента в Восточном Закамье, особенно в низовьях рек Зай, Ик, Белая (Ак-Идель), начинает формироваться татарское население, ставшее важным компонентом формирования современных татар».

«Территория Восточного Закамья является одной из базовых, где происходило формирование татарского народа и в будущем — татарской нации», — резюмировал он.

«Граница между Башкортостаном и Татарстаном по реке Ик условная — и по ту, и по эту сторону реки на территории двух республик живут одни и те же люди, представляющие одинаковые этнокультурные и языковые характеристики» «Граница между Башкортостаном и Татарстаном по реке Ик условная — и по ту, и по эту сторону реки на территории двух республик живут одни и те же люди, представляющие одинаковые этнокультурные и языковые характеристики» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАТАРЫ ПО ПЕРЕПИСИ 2002 ГОДА НЕ ДОСЧИТАЛИСЬ 220–230 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

К фактическим примерам искажений при проведении предыдущих переписей населения в Башкортостане перешли уже татарские ученые — историки, этнографы и краеведы из Уфы. Их выступления оказались наиболее острыми.

Так, этнолог, кандидат исторических наук Ильдар Габдрафиков для начала рассказал, что основным источником для изучения этнических процессов для этнологов и историков является статистика — это ревизские сказки, в советское время — переписи населения, начал свое выступление он. По его словам, феодальное общество во время Петра I ставило перед собой цель изучить сословную составляющую общества, в XVII–XIX веках им было неважно изучать какие-то языковые и этнокультурные особенности населения страны, тогда имел значение сословный состав для того, чтобы облагать население налогами. Однако с образованием республик — Татарстана и Башкортостана — этнический аспект стал одним из решающих факторов. «Граница между Башкортостаном и Татарстаном по реке Ик условная — и по ту, и по эту сторону реки на территории двух республик живут одни и те же люди, представляющие одинаковые этнокультурные и языковые характеристики», — отметил ученый и привел данные первой переписи советского периода 1926 года, согласно которой видно, что в западном Башкортостане живут в основном татары. «Далее государство, исходя из своих политических и конъюнктурных соображений, уже манипулирует данными переписи. В частности, так было в советское время — во время переписи 1979 года. В перестроечное время, когда государство меньше всего вмешивалось в ход переписи, этих манипуляций с цифрами мы не видим — в 1989-м в Башкирии произошло существенное увеличение татар и уменьшение башкир. Потом грянула перестройка, постсоветское время, суверенизация. И первая перепись населения в российской истории показала, что татар в Башкирии стало на 130 тысяч меньше по сравнению с переписью 1989 года, а башкир за это же время стало больше на 357 тысяч. Я анализировал данные естественного и миграционного движения населения — татар должно было быть больше на 130 плюс еще чуть более 90 тысяч человек. То есть татары по переписи 2002-го не досчитались 220–230 тысяч человек».

В доказательство того, что при переписи 2002 года была произведена определенная манипуляция с цифрами, ученый приводит следующие цифры. «В 2002-м 1/3, или 32 процента, населения Башкортостана родным языком назвала татарский. А что такое родной язык? Это не владение языком — оно у нас меньше. В этнологии, когда человек называет свой родной язык, — это второй признак его этничности. Он еще раз говорит о том, кто он. То есть человек может не владеть родным языком, но, когда его спрашивают о языке, он говорит, что родной язык у него татарский или башкирский. И лишь 16,5 процента назвали своим родным языком башкирский. Это о многом говорит», — считает Габдрафиков.

Снять напряженность во время переписи 2010 года, по словам ученого, помогло то, что буквально за два месяца до переписи в Башкортостане произошла смена власти, когда республику возглавил этнический татарин Рустэм Хамитов. «Хотя и тогда накануне переписи велась пропагандистская риторика, тем не менее итоги переписи зафиксировали изменение этнического состава Башкортостана. По сравнению с 2002 годом башкир стало на 50 тысяч меньше, а татар — на 20 тысяч больше. Это не объективные этнографические процессы, а определенная манипуляция с цифрами», — приводит цифры Габдрафиков.

«Я также изучаю микропереписи, — продолжает он. — Поразительно, что данные микропереписи и 1994 года, и 2015-го и по этническому составу, и по владению родными языками похожи на итоги 1989 года, не похожи на результаты 2010-го и совсем не похожи с 2002-м. Это еще раз свидетельствует о том, что данные переписей 2002 и 2010 годов очень субъективны».

По словам Габдрафикова, обстановка в РБ с каждым днем накаляется, а в противостояние вовлекаются даже официальные лица и телевидение. « Нам, экспертам, ученым, нужно каким-то способом отреагировать на это, потому что данные манипуляции идут во вред как башкирскому, так и татарскому народу, — уверен ученый. — Эксперты должны предложить какие-то меры, чтобы снять напряженность».

В качестве позитивных примеров сближения двух народов он привел времена правления Хамитова, который в 2010 году первым делом позволил транслировать на территории Башкортостана вещание ТНВ. «Татары восприняли это позитивно. Хабиров тоже открыл в Уфе памятник Тукаю. Татарской общественностью Башкортостана это также было воспринято очень позитивно. В августе 2020-го в Казани был открыт памятник Мустаю Кариму. Это позитивная повестка. Башкирские ученые должны поехать в Казань, татарские — в Уфу, нужно организовать обмен культурными деятелями, бизнесом, чтобы отвлечь людей от этого ненужного противостояния», — резюмировал Габдрафиков.

Тут один из участников конференции из Башкортостана выступил из зала, отметив, что в 2002 году Кушнаренковский район Башкортостана поставил рекорд — число башкир в этом татарском районе увеличилось в 8 раз, в Благоварском — в 6 раз, в Шаранском — в 5 раз. Оратор призвал участников конференции подать обращение в прокуратуру, чтобы проверить факт достоверности этих данных. На что Габдрафиков ответил, что «у нас не общественно-политическое мероприятие, а научная конференция, и мы не можем выступать с такими заявлениями».

 «ЭТУ ПОЛИТИКУ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ КАК «ЭТНИЧЕСКОЕ МАРОДЕРСТВО»

Интересный факт, показывающий, что трудности в отношениях между братскими народами действительно есть и начались не вчера, привела доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела новейшей Истории института истории им. Марджани Альфия Галлямова. Она назвала его «одним пикантным фактом из взаимоотношений пограничных районов восточного Татарстана и западного Башкортостана». «Он относится ко времени, когда в стране осуществлялся авантюристический лозунг „Догоним и перегоним Америку“. Нереальность выполнения этого плана вынуждала местные власти идти на массовые нарушения порядка закупок у населения личного скота. На 11-м пленуме Татарского обкома КПСС в январе 1960 года, который был посвящен выполнению плана по Татарстану, первый секретарь Татарского обкома Семен Игнатьев, который до этого работал в Башкирии, сказал буквально следующее: „Сегодня товарищи рассказывают, что у наших восточных районов — в Мензелинском, Актанышском, Азнакаевском, Бавлинском, Ютазинском и немного глубже — Сармановском уже появились башкирские лазутчики. Ищут, где плохо лежит или стоит, нельзя ли купить и переправить. Будете моргать, не только без телят, но и без штанов останетесь. Я знаю, какой там народ — они могут и штаны спустить, если будете себя плохо вести. Это очень настойчивый и активный народ“», — процитировала Галлямова одного из руководителей ТАССР. Она также рассказала, что один татаро-башкирский конфликт даже был освещен в московской газете «Правда», при этом ни разу не встречались сведения о конфликтах на других фронтирах — татарско-марийском, татаро-мордовском, татаро-чувашском.

Еще один интересный факт касается судьбы известного политического деятеля времен ТАССР Салиха Батыева. «Для татар Башкортостана 20-е годы советского периода, так же как и для других нерусских народов, было временем жесткого испытания по сохранению своей этнической идентификации. Но для татар Башкортостана оно стало вдвойне сложным, так как они были вынуждены противостоять как процессу русификации, так и башкиризации, — продолжила Галлямова. — Процесс башкиризации был направлен на создание более благоприятной кадровой политики для социального роста представителей башкирской нации. Яркой иллюстрацией этому служит обнаруженное мною заявление Салиха Батыева, который более 20 лет являлся председателем президиума Верховного совета ТАССР. В заявлении известный политический деятель просил переписать в документах его национальность с башкира на татарина». Галлямова привела полный текст заявления Батыева: «Прошу поручить Бауманскому райкому КПСС города Казани заменить мне партийные документы с изменением национальности с башкира на татарина. По существу дела объясняю: мой отец — татарин, мать — татарка, сестры — татарки. Мы — три брата — числимся башкирами. В 1930 году наш старший брат, тогда секретарь обкома партии, ввиду льготных условий для башкир при командировании в высшие учебные заведения нас оформил башкирами». Заявление датировано 6 декабря 1960-го.

«Тут комментарии излишни — для социального лифта важна была этническая составляющая. В середине 1990-х годов зафиксированы факты увольнения с работы татар, велась очевидная дискриминационная политика в отношении них. Сделать карьеру татарину в Башкортостане было весьма сложно, — уверена сотрудница института им. Марджани. — Известны вопиющие факты ущемления прав татар в системе школьного образования — речь прежде всего идет о языке образования. Много писалось об отвоевывании башкирской интеллигенции позиций у татарского народа. Оно началось в 1940-х годах. Первым шагом в этом направлении было превращение татарского писателя Мажита Гафури в башкирского классика — человека, который ни строчки не написал на башкирском языке». По словам историка, такую политику можно охарактеризовать как «этническое мародерство»: «Это не политиканский термин, а термин, введенный в научный оборот известным социологом Жаном Терентьевичем Тощенко», — особо подчеркивает она. «Этот политический цинизм со стороны башкортостанского истеблишмента, конечно, существует и, видимо, имеет далеко идущие планы. И если раскачать лодку, то мало не покажется», — резюмировала Галлямова.

«Нужно остановить эту истерию, иначе она может привести к очень плохим последствиям. Мы знаем и Карабах, который возобновился недавно, и другие прецеденты, которые вполне могут вспыхнуть и здесь. Я считаю, что надо с этим бороться», — поддержал ее доктор социологических наук, главный научный сотрудник РИЦ «Социнформ» из Уфы Рушан Галлямов. «Мы, ученые, должны обратиться к руководству республик с требованием прекратить это. Почему в последнее время не проводятся татарстанско-башкортостанские совместные конференции ученых? Почему перестали проходить совместные Сабантуи, культурные мероприятия? А межэтническая истерия и бешеные деньги на издание истории башкирских родов весом несколько десятков тонн, которые „КАМАЗами“ развозятся по татарским деревням, находятся. Надо выделять средства на объединение, обсуждение этих вопросов и снятие данных проблем», — довольно эмоционально обратился он к участникам конференции.

При этом Галлямов отметил, что, несмотря на все усилия ангажированных башкирских ученых, переломить ситуацию у них не получится: «Несмотря на то что в школе в родном селе Шаехзады Бабича уже на протяжении 30 лет преподают башкирский язык, жители деревни все равно разговаривают на татарском».

Далее ученые из Казани провели презентацию недавно изданной книги «Татары Уфимского уезда» Далее ученые из Казани провели презентацию недавно изданной книги «Татары Уфимского уезда» Фото: aktanysh.tatarstan.ru

«БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ТАТАР КАЗАНИ, СИБИРИ, ТЕМНИКОВСКОГО И ДРУГИХ УЕЗДОВ ПЕРЕШЛИ В БАШКИРЫ»

Далее ученые из Казани провели презентацию недавно изданной книги «Татары Уфимского уезда». «Важность этой книги заключается в том, что мы впервые представляем широкой общественности оригиналы архивных документов. До сегодняшнего дня результаты ревизий 1727–1782 годов широкой общественности известны не были. Важность этих материалов заключается в том, что в них представлена объективная история сотен деревень Востока Татарстана и Запада Башкортостана, там представлено, какие народы их населяли. Показана их национальность и сословие», — открывая презентацию, отметил Гибатдинов.

Саму книгу презентовал один из ее авторов, доктор исторических наук, руководитель центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Марджани Радик Исхаков: «Башкирские ученые, приводя доводы о том, что на территории этих деревень жили башкиры, обнародуют результаты более поздних переписей. Это связано с тем, что данные села, входившие в территорию Башкирско-Мещерякского войска, фиксировались не по национальному, а по сословному признаку, и многие татары, имевшие вотчинные права, записывались башкирами. На наш взгляд, для более объективной оценки необходим комплексный подход — нужно анализировать материалы всех переписей», — начал презентацию он.

Он разобрал эту теорию на примере родной деревни первого президента РТ Шаймиева — Аняково. «Она зафиксирована в Третьей ревизии, согласно которой там проживали тептяре и ясашные татары. В последующих ревизиях мы видим такие сословные группы как „государственные крестьяне“ и „тептяре“, последних было больше. В ревизиях 1869 года мы видим, что местных тептярей перевели в сословие „башкирцы“. В дальнейшем из башкирцев обратно в тептярей. Это связано с тем, что в 1855-м вышел специальный указ, по которому Башкирско-Мещерякское войско переименовывалось в Башкирское. И в данном указе особо отмечалось, что жители, которые имели вотчинные права (права на владение землей — прим. ред.), должны фиксироваться как башкирцы. И вот на примере деревни Аняково мы видим, как, казалось бы, деревня ясашных татар, татар-тептярей в 10-х годах XIX века стала башкирской», — сказал он. На примере деревни Адаево Актанышского района Исхаков отметил, что при этом мещеряков (мишарей — прим. ред.), как правило, не переводили в башкирское сословие, они продолжали фиксироваться как служилые мещеряки. «Это говорит о том, что сословное статус-кво доминировало», — резюмировал Исхаков.

О том, что сословие не определяет национальную принадлежность, рассказала и кандидат исторических наук, сотрудница Института истории им. Марджани Эльмира Саляхова. На примере нескольких деревень Актанышского района она отметила, что в метриках не фиксировалась национальность, там указывалось только социальное положение человека, т. е. сословие. При этом в некоторых деревнях социальное положение фиксировали местные муллы. Она рассказала, что при изучении метрических книг 1870–1880 годов она встречала в метриках такие записи, как «крестьян», «хлебороб», «мулла», «имам», «тептяр», «башкир», встречались даже такие сословия, как «рабы царя».

По ее словам, в книге «История Татарии в материалах и документах», которая вышла в 1937 году в Москве, опубликована статья губернатора Казани Артемия Волынского под названием «Записка о положении башкирского вопроса в Российской империи и о полученных способах его разрешения». В ней он пишет, что численность населения на башкирских землях очень быстро растет — люди едут сюда, сбегая от высоких земельных налогов. «Численность татар, которая еще 20 лет назад не превышала 35–40 тысяч человек, за счет беженцев превысила 100 тысяч. Более половины татар Казани. Сибири, Темниковского и других уездов перешли в башкиры. Другие некрестьянские народы — мордва, чуваши, скрываясь от налогов, целыми деревнями перешли в башкиры», — пишет губернатор.

Айдар Ногманов также подчеркнул, что значимость этой книги заключается в том, что теперь в распоряжении историков и краеведов появился новый, ценнейший источник по истории Восточного Татарстана и Западного Башкортостана, и даже шире Айдар Ногманов также подчеркнул, что значимость этой книги заключается в том, что теперь в распоряжении историков и краеведов появился новый, ценнейший источник по истории восточного Татарстана и западного Башкортостана, и даже шире Фото: aktanysh.tatarstan.ru

«МЫ ВЫПУСТИЛИ ЭТУ КНИГУ ДЛЯ СЕБЯ»

Еще один автор книги «Татары Уфимского уезда», завотделом историко-культурного наследия народов РТ Института истории им. Марджани Айдар Ногманов, также подчеркнул, что значимость этой книги заключается в том, что теперь в распоряжении историков и краеведов появился новый, ценнейший источник по истории восточного Татарстана и западного Башкортостана, и даже шире. «Этот источник существенно меняет сложившуюся картину, корректирует ее в пользу того, что история региона выглядит уже не столь однозначно, как представляют ее башкирские исследователи. Согласно их научным трудам и презентациям, которые они проводят в татарских районах Башкортостана, коренное население Западного Приуралья — это башкиры. И в подтверждение данных слов они приводят ревизии, в основном XIX века, начиная с Пятой ревизии 1795 года. Там картина довольно однозначная — упоминается башкирское население, но при этом они забывают, что „башкирцы“ в реалиях XVIII–XIX столетий — все-таки сословная категория и невозможно их идентифицировать с современным башкирским народом. Это разные вещи. Наша книга показывает, что на территории восточного Татарстана и западного Башкортостана в XVIII столетии, то есть на 100 лет раньше, в конкретных деревнях, которые, по мнению башкирских исследователей, считаются башкирскими, проживало татарское население в лице ясачных татар, позднее они стали переходить в тептярское сословие, а еще позднее в силу объективных исторических причин многие записывались в башкирское сословие», — рассказал он. «Эта книга ценна также тем, что стала плодом коллективной работы башкирских краеведов и Института истории им. Марджани», — также обратил внимание ученый.

О том, как книга была воспринята в среде башкирских ученых, рассказал известный общественный деятель из Башкортостана Нурмухаммет Хусаинов. В начале 2000-х годов Хусаинов попал на президиум всемирного конгресса татар, участие в котором принимал президент России Владимир Путин. Тогда он рассказал главе государства о том, что в Башкортостане ущемляются права татарского народа. «Для татар Башкортостана эта книга — самый сильный инструмент для сохранения татарского народа», — начал свое небольшое выступление он. Краевед из Башкортостана напомнил, что башкирские ученые сняли фильм «180 тысяч башкир Мензелинского уезда», где ссылаются на Пятую ревизию, при этом не делая акцент на том, что ревизия пятая, поскольку у жителей данных деревень может возникнуть вопрос: а где первые четыре ревизии? «Башкиры выпустили 47 томов по 5 тысяч экземпляров каждой книги об истории своих родов, где доказывают, что татарские деревни на Западе Башкортостана и Востоке Татарстана якобы башкирские. Каждый том по 600 страниц, как энциклопедия. Раздали их бесплатно, развезли по всем татарским деревням. И жители некоторых деревень, доверяя этим данным, начали говорить, что они оказывается были башкирами. А татарские ученые до сегодняшнего дня не занимались этой проблемой», — добавил Хусаинов.

Он рассказал, что в среде башкирской общественности уже была реакция на эту книгу: «Она воспринимается как работа, направленная против башкир. Развернулась война против этой книги. Но мы не работаем против башкир, мы через данную книгу говорим о том, что мы татары. Мы выпустили эту книгу для себя».

«Кто бы что ни говорил, история — это наука. Истинная история — истинная наука. И у науки есть свои принципы, законы, методы и источники. В этой книге мы, будучи научным институтом, довели до вас источники, опираясь на научные факты… Если у нас есть возможность публиковать истинную историю, то большего нам и не нужно, этого достаточно, поскольку история говорит сама за себя», — резюмировал замдиректора Института истории им. Марджани Гибатдинов.