Компания «Татхимфармпрепараты» входит в ТОП-30 крупнейших производителей ЛП в стране. Компании предстояло внедрить программно-аппаратный комплекс для маркировки в четырех цехах и на трех складах Компания «Татхимфармпрепараты» входит в ТОП-30  крупнейших производителей ЛП в стране. Организации предстояло внедрить программно-аппаратный комплекс для маркировки в четырех цехах и на трех складах Фото предоставлено компанией «Татхимфармпрепараты»

Выбор из двух зол

«Татхимфармпрепараты» — один из лидеров по выпуску таблетированных лекарственных средств. Компания производит 120 наименований препаратов и выпускает до 160 миллионов упаковок лекарств в год. Организация входит в топ-30 крупнейших производителей ЛП в стране. Компании предстояло внедрить программно-аппаратный комплекс для маркировки в четырех цехах и на трех складах.

Уже с 2018 года правительство планировало сделать маркировку обязательной для всех производителей лекарственных препаратов на территории РФ, но сроки внедрения маркировки много раз сдвигались. Переносы давали больше времени на подготовку, но регулярные изменения в требованиях и методических рекомендациях путали производителей и вносили неопределенность. Было непонятно, не придется ли снова переделывать систему под новые нормативные акты.

По словам руководителя проекта маркировки «Татхимфармпрепаратов» Ильхома Байбулатова, изначально компания выбирала из двух концепций внедрения маркировки следующее:

1. Взять готовое решение у немецкого поставщика программно-аппаратных комплексов для маркировки.

Некоторые фармацевтические компании уже внедрили решения из Германии. Опыт коллег по индустрии показал, что они оказались неадаптивными. «Правило „поставил дорогое оборудование — не знаешь проблем“ здесь не работает», — сказал Байбулатов. Отдел маркировки «Татхимфармпрепаратов» проанализировал опыт других производителей и отказался от данной концепции.

2. Сотрудничать с конструкторским бюро без прямого опыта в маркировке.

Партнер был готов к любым пожеланиям и мог быстро реагировать на изменения требований, но такая концепция тоже не подошла. Хотя у проектной команды, которую предоставило КБ, имелись большой опыт и компетенции в IT (айти), у них отсутствовало осознание, что маркировка — это не про нанесение кодов, а часть процесса глобальной цифровизации бизнеса. Разработка, предложенная ими, не могла реализовать систему, которая полностью отследит жизненный цикл товара. Чтобы решение соответствовало требованиям государства и выполняло все задачи бизнеса, нужно было найти опытного интегратора.

Обе рассмотренные концепции оказались неверны. В первом случае компания получала надежный программно-аппаратный комплекс, который может проработать десятки лет, но не способен адаптироваться к изменяющимся требованиям. Во втором случае КБ предлагало адаптивное решение по маркировке, на основании которого нельзя развернуть полноценную систему, закрывающую все имеющиеся задачи. Чтобы правильно запустить процесс маркировки, «Татхимфармпрепаратам» нужно было определить параметры, по которым они станут выбирать поставщика и интегратора программно-аппаратного комплекса.


На что обращать внимание при выборе поставщика?

Кажется, что главный приоритет — цена, но на самом деле это не так. Компания «Татхимфармпрепараты» проанализировала опыт производителей ЛП, которые уже внедрили маркировку, и собрала информацию об интеграторах, имеющихся на рынке.

По результатам анализа определили, на что обращать внимание в первую очередь, чтобы выбрать подходящего поставщика программно-аппаратного комплекса (ПАК):

  1. Быстрая реакция на изменения. Нормативные документы, требования к производителям и методические рекомендации по маркировке могут меняться даже после того, как эксперимент будет закончен, а обязательная маркировка полностью запущена. Адаптивное решение поможет сохранить деньги и время, которые пришлось бы потратить на установку новой или доработку существующей системы.
  2. Возможность предоставить оборудование, которое промаркирует любую упаковку. У лекарств «Татхимфармпрепаратов» есть более 10 форм упаковки. Производству нужно оборудование с конструктивными вариациями для различных форм факторов. Оно должно быстро и качественно наносить коды маркировки на упаковки из картона, фольги, стекла или пластика разной формы и размера.
  3. Опыт по внедрению маркировки в России. Цифровую маркировку и прослеживание жизненного цикла продуктов давно используют в Европе и Америке. В РФ есть свои правила и требования к маркировке, которые сильно отличаются от западных в области количества и жесткости требований. Поставщик и интегратор ПАК должен в них разбираться, чтобы его решения полностью им соответствовали.
  4. Готовность внедрить полноценное решение. Интегратор должен знать, что маркировка — первый этап в цифровизации бизнеса и база, на которой будет строиться цифровой контроль производства и сбыта. Чтобы иметь возможность отслеживать весь жизненный цикл препаратов, нужно внедрить не решение по нанесению кодов и отправки отчетов, а полноценную Track&Trace (Трэк энд Трейс) систему. Это может сделать только партнер с большим опытом по внедрению маркировки. «Татхимфармпрепараты» решили сотрудничать с Original Group (Ориджинал Груп): разработчиком поставщика TraceWay (Трейс Вэй) — ПАК класса Track&Trace.
  5. Офисы техподдержки и отделы техобслуживания в России. До начала пандемии на это не обращали внимания, но в условиях карантина данный пункт является важным. Производитель всегда получит поддержку, если у поставщика решения есть центры техобслуживания и департамент валидации в РФ.
  6. Стоимость решения. В условиях кризиса цена важна, но для «Татхимфармпрепаратов» она оказалась последним приоритетом в выборе системы маркировки. Экономить на оборудовании и программном обеспечении опасно. Если выяснится, что решение не выполняет поставленных задач или не может подстроиться под изменение требований, придется останавливать предприятие и покупать другое.

В системе накопилось более 2 тыс. ошибок

За два года на предприятии были рассмотрены решения от многих поставщиков, изменилась система организации и контроля производственных процессов. Проектная команда «Татхимфармпрепаратов» столкнулась со следующими трудностями:

  • В маркировке все еще нет окончательных правил. Методические рекомендации дополняются, выходят новые нормативно-правовые акты, которые регулируют процесс.
  • Иногда система маркировки и контроля маркированной продукции дает сбои. В системе накопилось более 2 тыс. ошибок, которые невозможно исправить или предотвратить. Пока «Честный ЗНАК» рекомендует игнорировать такие ошибки.

Четыре шага для простого внедрения

Опыт фармацевтических предприятий, которые уже внедрили маркировку, показал, что производитель должен быть на два шага впереди регуляторов и рынка, чтобы внедрить полнофункциональную систему маркировки без потерь. Проектная группа «Татхимфармпрепаратов» тестировала систему в предельно жестких условиях и по максимальным требованиям правительства.

Во время работы проектная группа нашла четыре лайфхака для предприятия, которое находится на этапе внедрения маркировки:

  1. Проводите испытания решений в максимально сложных условиях. Компания «Татхимфармпрепараты» протестировала решения пяти поставщиков. Каждое решение брали в аренду на полтора месяца. А некоторые протестировали даже дважды из-за изменений в законодательстве.
  2. Выбирайте решение с мощной IT-системой, которая может контролировать все бизнес-процессы. Более 80% успеха зависит от программного обеспечения. ПО помогает отслеживать промаркированные товары, передавать электронные документы, вести учет и контролировать бизнес-процессы.
  3. Готовьте ТЗ с интегратором. Проектная группа «Татхимфармпрепаратов» писала техническое задание почти год. Приходилось подгонять его под меняющиеся требования МДЛП. Поэтому производитель со своей стороны предоставил аналитиков, которые могли предсказать развитие системы и работать на опережение. А поставщик решения быстро и правильно составил ТЗ, учитывая их рекомендации.
  4. Работайте со всей цепью поставок. В первые два года маркировка в фармацевтической сфере была задачей производителей. Если на производстве маркируют товар, это не значит, что у логистической компании и аптек есть возможность сканировать товар и передавать информацию о нем в Track&Trace систему производителя. Чтобы компания могла отследить жизненный цикл своей продукции, нужно убедиться, что есть связь со всеми участниками цепи поставок.

Спустя 2,5 года от начала проекта можно утверждать, что внедрение системы вышло на новый уровень. Теперь понятно, какие решения не работают, что нужно тестировать перед внедрением, какое оборудование лучше использовать.

Компании, которые только начинают внедрять маркировку, могут использовать опыт коллег по рынку и пройти процесс с минимальными потерями и сложностями. Запуск программно-аппаратного комплекса больше не несет рисков для производителя. Он помогает быстрее и проще получить пользу от внедрения маркировки на базе системы класса Track&Trace.