Зрители челнинского татарского драмтеатра наконец-то увидели спектакль по роману Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев», в 2017 году ставшего лауреатом премии «Золотая книга» Билеты на спектакль челнинского татарского драмтеатра по роману «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина, в 2017 году ставшего лауреатом премии «Золотая книга», оказались раскуплены Фото: Олег Спиридонов

ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

Билеты на спектакль челнинского татарского драмтеатра по роману «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина, в 2017 году ставшего лауреатом премии «Золотая книга», оказались раскуплены, что говорит об интересе местной публики к первой работе нового худрука Олега Кинзягулова. Ранее долгое время шли разговоры о скорой экранизации «Города Брежнева» в исполнении родившегося в Челнах режиссера Дмитрия Стрижевского, но этот проект так и не случился. А в начале декабря автор произведения рассказал, что продал права крупной компании и с нетерпением ждет начала съемок сериала. Театральная постановка стала для Идиатуллина приятным сюрпризом. Изначально с писателем связывались представители театра им. Камала, которые в итоге в некотором смысле «поделились» проектом с татдрамой автограда. В итоге Челны рискнули и взялись за тему, способную вызвать в городе очень серьезную реакцию, не исключая скандала. Первыми оценить постановку на пресс-показе могли представители городских СМИ.

Действие происходит в 1983 году в Брежневе (так с конца 1982-го именовали Набережные Челны, прежнее имя городу вернули в начале 1988-го). Главный герой — 13-летний подросток Артур, он хочет быть похожим на своего вожатого — бывшего афганца. Районы (комплексы) города поделены молодежными бандами — бритоголовыми ребятами в «телягах», для которых уличные драки уже обычное дело. Частью этой системы и становится герой, в то же время оставаясь простым позднесоветским подростком. Он узнает, что такое смерть, боль, предательство и первая любовь.

Мелькают знакомые для многих челнинские адреса, есть намеки на реальные исторические события. «Роман автобиографичен процентов на 50–60, — рассказывал в интервью „БИЗНЕС Online“ Идиатуллин — журналист, живший и работавший в Набережных Челнах и Казани, а сегодня возглавляющий региональный отдел ИД „Коммерсантъ“. — Бытовые подробности списаны с меня, детали боевого, интимного характера или уходящие в сюжет — это, конечно, все придумано либо содрано с моих приятелей, знакомых и родственников».

Атмосфера 80-х встречает гостей театра еще до того, как они занимают свои места в зрительном зале Атмосфера 80-х встречает гостей театра еще до того, как они занимают свои места в зрительном зале Фото: Разим Сабиров

«РЕПЕТИРОВАЛИ ДО ПЯТИ УТРА»

Атмосфера 80-х встречает гостей театра еще до того, как они занимают места в зрительном зале: в холле их окружают артефакты советской эпохи — трехколесный велик, куклы, игрушечный «КАМАЗ», мебель, телевизор «Березка». В буфете у кассы — весы «Тюмень», счеты, кассовый аппарат «Ока», на полках — упаковки чая, кофе, халвы. Пожалуй, это чем-то напоминало воспоминания о позднем СССР из экспозиции «Ельцин-центра» в Екатеринбурге.

«Актеры сегодня репетировали до пяти утра», — шепчутся в коридоре работники театра, косвенно подтверждая то, что выпуск спектакля шел в непростых условиях. Откровенно говоря, на пресс-показе были моменты, когда актеры забывали слова, хотя говорить о неопытности или непрофессионализме, конечно, не приходится, ведь вместе с молодыми артистами на сцене выступали аксакалы татдрамы Челнов Миляуша Имамова, Равиль Гилязов и Ильфат Аскаров.

К слову, к Аскарову, который играл роль отца главного героя Артура, вопросов меньше всего: было видно — он понимает, что он играет. «Из всех ребят только я могу себя назвать „динозавром“, заставшим ту эпоху», — говорил актер ранее на пресс-конференции, посвященной премьере. Аскаров рассказывал, что вместе с другими артистами старшего поколения спорил с молодыми, доказывая, как на самом деле обстояли дела в те годы. К слову, показалось, что режиссеру в этой «пацанской» драме более всего удались суровые сцены городской жизни, в которой насилие являлось одной из доминант. А еще в «Брежневе» целых три интимных сцены, доказывающие неверность утверждения о том, что «в Советском Союзе секса не было». Ну и, пожалуй, современный режиссер (даже в татарском театре!) уже не может обойтись без грубой физиологии: как удержать внимание человека, погружающегося в Искусство, без подключения нижних чакр — секрет старых мастеров потерян, убеждаешься в который раз…

Кинзягулов удивил хронометражем — четыре часа! Говорят, в Набережных Челнах таких длинных постановок еще не было. Кто представляет камазовца, отработавшего 8-часовую смену, приходящего на «Брежнев» «отработать» еще половину? Впрочем, эти четыре часа уже выделяют работу молодого худрука из всего того, что когда-либо делал местный татарский театр. Конечно, для современного человека, привыкшего к калейдоскопичности бытия, клиповости мира, жизни с пролистыванием «Инстаграма» и TikTok, где все содержание фрагмента уменьшается в считанные секунды, такой бесконечный формат — практически казнь. Казнь сознания (заложенная, кстати, Идиатуллиным, написавшим толстенный роман). Однако, видимо, это должно искупаться тем, что челнинцам крупно повезло — они придут в родной театр, чтобы увидеть свою жизнь (пусть и вчерашнюю), знакомых персонажей, известные архетипы, которые еще бродят по их родному городу. Не каждому городу везет прочитать о себе роман, ставший федеральным бестселлером. Не каждому городу и его жителям удается вглядеться буквально в себя через магию театра. А какая она, эта магия — трехкопеечная от бабушки-гадалки из соседней деревни или магия древних мистерий, откуда и пошел театр, решит для себя каждый челнинец. Если высидит четыре часа…