18 декабря в рамках кинопроекта «Кино за 7 дней» в Иннополисе состоялась очень интересная и необычная конференция: в Татарстане высадился мощнейший десант из кинопродюсеров первого звенаФото предоставлено пресс-службой проекта «Кино за 7 дней»

ХРУЩЕВКА СМОДЕЛИРОВАНА НА КОМПЬЮТЕРЕ

Каким будет кино через 5, 10, 20 лет? Какие технологии сегодня осваивают крупнейшие мировые кинокомпании, в какие исследования они инвестируют деньги? Меня, как продюсера и режиссера, эти вопросы очень волнуют, и я стараюсь следить за всеми технологическими новинками, которые используются в современном кино. Однако на прошлой неделе мне довелось познакомиться не только с технологиями, которые уже существуют, но и с теми, которые еще только появятся в будущем. И они впечатляют.

18 декабря в рамках кинопроекта «Кино за 7 дней» в Иннополисе состоялась очень интересная и необычная конференция: в Татарстане высадился мощнейший десант из кинопродюсеров первого звена. Делегацию возглавил легендарный Сергей Сельянов — создатель студий «СТВ» и «Мельница», продюсер фильмов «Брат» и «Брат-2», «Бумер», «Салют-7», «Вратарь Галактики», мультфильмов про богатырей и многих других знаменитых проектов. Компанию ему составил Никита Трынкин — вице-президент компании StarMedia, крупнейшего российского производителя сериалов. Еще одним гостем стал Владимир Николаев, основатель компании WizartAnimation, создатель известного 3D-мультфильма «Снежная королева». Научным идеологом конференции стал Олег Березин, президент кинокомпании «Невафильм» и автор диссертации о технологиях киноиндустрии 4.0 Кроме того, не смогли приехать из-за болезни и присоединились к конференции дистанционно создатели компьютерной графики для фильма «Салют-7» Алексей Гусев и Павел Семерджян.

Делегацию возглавил легендарный Сергей Сельянов, создатель студий «СТВ» и «Мельница», продюсер фильмов «Брат» и «Брат-2», «Бумер» и многих других знаменитых проектовФото: «БИЗНЕС Online»

Все перечисленные знаменитые кинематографисты приехали в Татарстан, чтобы встретиться не с режиссерами, операторами или актерами, не с прокатчиками и вообще не с деятелями культуры. Цель их визита — разговаривать с программистами и специалистами по робототехнике. Это само по себе уже символично: раньше продюсеры интересовались, какие в Татарстане есть локации, актеры или павильоны для съемок, теперь — какие у нас программисты, серверы и рендер-фермы, потому что кинематограф будущего держится на IT-технологиях, искусственном интеллекте, нейросетях и цифровых хранилищах.


То, что цифровые технологии очень глубоко проникли в киноиндустрию, не секрет, хотя мы даже не отдаем себе отчет, насколько. Неслучайно в дискуссии несколько раз упоминался знаменитый оскароносный фильм «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо. Те, кто видел картину, знают, что она внешне очень аутентична, почти документальна: подвальная квартирка-трущоба, богатый особняк, все очень «простенько» и будто бы малобюджетно. Мало кто догадывается, что практически весь этот якобы «аутентичный» фильм снят в студии с использованием зеленого экрана и компьютерного моделирования. Раньше компьютерная графика использовалась в кино для создания удивительных миров: космических кораблей, волшебных стран или оживших динозавров. Сегодня она используется для создания серой повседневности, и качество такое, что отличить невозможно. Когда в современном фильме вы видите героя, который сидит в трусах на кухне в хрущевке, вы можете не подозревать, что хрущевка смоделирована на компьютере, сам актер снимается в студии на зеленом экране, а его тело подрисовано: лысина на голове, жирок на боках, татуировка на плече — все это компьютерное.

Впрочем, зеленый экран — это уже вчерашняя технология. Актуальный тренд наших дней — светодиодный павильон, с помощью которого, например, снимался сериал «Мандалорец» из вселенной «Звездных войн».

Уже много лет в киноиндустрии снимают несуществующих актеров и даже тех, кто давно умер: скажем, Кэрри Фишер, исполнительница роли принцессы Леи, скончалась, но это не помешало ей сняться в последней части «Звездных войн» Уже много лет в киноиндустрии снимают несуществующих актеров и даже тех, кто давно умер: скажем, Кэрри Фишер, исполнительница роли принцессы Леи, скончалась, но это не помешало ей «сняться» в последней части «Звездных войн» Фото: © Dave Bedrosian / Geisler-Fotopress  / www.globallookpress.com

ОТЛИЧИТЬ ТАКОЙ КАДР ОТ НАСТОЯЩЕГО НЕВОЗМОЖНО

Представьте себе помещение размером со школьный спортзал. В данном павильоне стоит полукругом гигантский, очень яркий светодиодный телевизор, 4,5 м высотой и 20 м длиной. Сверху он накрыт, как крышкой, другим светодиодным телевизором. Вы устанавливаете камеру, ставите актера перед ней, включаете экраны — и вуаля: ваш герой в пустыне Сахара, в Древнем Риме или на планете Пандора. Крутизна этой технологии не в том, что мы показываем изображение на заднем плане, а в том, что это изображение — трехмерная модель, которая существует в объемном пространстве. Например, если мы начнем двигать камеру, объекты на фоне будут смещаться относительно друг друга, а солнце — прятаться за ветки деревьев, как в настоящем мире. При этом экран бросает на актеров естественные световые блики, отражается в очках или в стеклах автомобиля. Отличить такой кадр от настоящего невозможно, и достигается данный эффект при помощи графического движка UnrealEngine, прекрасно знакомого всем любителям компьютерных игр.

Впрочем, даже наличие актера не обязательно. Уже много лет в киноиндустрии снимают несуществующих актеров и даже тех, кто давно умер: скажем, Кэрри Фишер, исполнительница роли принцессы Леи, скончалась, но это не помешало ей «сняться» в последней части «Звездных войн», так же, как покойному Полу Уокеру — в очередном «Форсаже». Такой трюк можно проделать с помощью motioncapture, а то и вовсе посредством наложения лица одного актера на другого; для подобных задач используются нейросети. Порностудии используют такие технологии, чтобы снимать нелегальные откровенные фильмы с Анджелиной Джоли или Эммой Уотсон. И уж тем более это популярно в рекламе: в 2013 году покойная Одри Хепберн снялась в рекламе шоколада; в ответ Китай выпустил нашумевший ролик с Брюсом Ли в главной роли. Совсем недавно мастер-класс показал Сбер, в ролике которого снялся молодой Жорж Милославский, то есть Леонид Куравлев, причем искусственный интеллект даже воспроизвел его голос сорокалетней давности. В последнем «Терминаторе» пожилой Шварценеггер ухитрился подраться с молодым самим собой. Влиятельные продюсеры нашего времени говорят: недалек тот день, когда киноактеры будут находиться не в гримерках, а на серверах, и их будут не нанимать на работу, а покупать на них лицензии.

Но все это технологии сегодняшнего дня. Что будет завтра?

Вот здесь мы подходим к термину «киноиндустрия 4.0», который я заимствую из монографий Березина. Со ссылками на его работы попробую объяснить, почему именно «четыре».

Принято считать, что в истории было три промышленные революции. Первая, в XIX веке, была связана с появлением паровых машин, железных дорог, судоходных каналов и стабильной почтовой связи. Вторая, в начале XX века — с внедрением электричества, конвейеров, нефтехимии, радио и телефона. Третья — с начала 1970-х годов по наше время — с появлением электроники, робототехники, интернета и IT. Специалисты утверждают, что со дня на день грядет четвертая промышленная революция, связанная с тотальной цифровизацией, появлением киберфизических систем, внедрением искусственного интеллекта и интернета вещей. 

Точно такой же путь прошел и кинематограф. Первая революция произошла с его появлением на свет: если вы помните, во времена братьев Люмьер ручку киноаппарата еще крутили вручную, а кинокамера и кинопроектор представляли собой одно и то же устройство. Вторая революция произошла с появлением электрических систем, профессиональных киностудий и специально оборудованных кинозалов. Съемка в то время велась на кинопленку, а монтаж фильмов производился физически: пленку разрезали и склеивали. Третья революция в кино произошла с появлением цифровых технологий и развивается по сей день: компьютерный монтаж, создание цифровых спецэффектов, трехмерное моделирование, электронный прокат в кинотеатрах. Но приближается время тотальной цифровизации, искусственного интеллекта и нейросетей. Каким будет кинематограф эпохи четвертой промышленной революции, эпохи 4.0?

ДОПЛАТИТЕ — И ГЛАВНУЮ РОЛЬ ДЛЯ ВАС СЫГРАЕТ ДЖОННИ ДЕПП

Наиболее реалистичный прогноз предполагает, что он будет объектно-моделируемым в реальном времени. Что такое традиционное кино? Это последовательность фиксированных кадров, которые выстраиваются в некое «движущееся изображение» со звуком. Кино будущего представляет собой не набор кадров, а набор объектов из цифровых баз данных: локации, реквизит, одежда, актеры, анимация. Эти объекты объединятся друг с другом по алгоритмам в соответствии с написанным сценарием, подстраиваясь под устройство, на котором зритель смотрит кино. Например, если вы смотрите кино на планшете, программа скачает через интернет из баз данных все необходимые модели и формировать из них кино прямо в вашем планшете, а чтобы мощности хватало, фильм будет просчитываться на прокси-серверах. Все любители компьютерных игр знают эту технологию как «ролик на движке». Так вот, кино будущего представляет собой «ролик на движке», только гораздо более продвинутый.

Объясню на примере. Допустим, мы смотрим фильм в кинотеатре, нам показывают дальний план, в котором одинокий путник идет по ледяной пустыне. Этот кадр потрясающе смотрится на большом экране, но если мы посмотрим его на смартфоне, то увидим просто точку на белом фоне. В обычном кинематографе с этим ничего не поделаешь, но в «Кино 4.0» ваш смартфон автоматически покажет вам это же событие, но снятое с другой точки, ближе. Это будет не растягивание, не масштабирование: смартфон соберет для вас те же самые объекты, ледяную пустыню и человека по-другому, выстроив кадр заново. Поверните смартфон в вертикальное положение — и точка съемки снова изменится, как будто фильм был снят другим оператором на другую камеру. Эту технологию «виртуального оператора» сегодня можно увидеть в современных играх, скажем, в Red Dead Redemption, только в кино 4.0 изображение будет фотореалистичным.

Разовьем мысль дальше: можно менять не только точку съемки, но и модели. Например, в одном и том же фильме в Китае все роли сыграют китайцы, а в России — россияне; для этого не потребуется переснимать фильм заново, замена моделей произойдет автоматически. Герой американского фильма будет ездить на Ford Focus, а российского — на LADA Vesta. А может, вы любите Джонни Деппа? Пожалуйста, доплатите — и главную роль для вас сыграет именно он. Или Данила Козловский. Или Чарли Чаплин. Как насчет Владимира Высоцкого? Он умер 40 лет назад, но его лицензированная модель сыграет для вас «Гамлета», он даже споет, и искусственный интеллект воспроизведет для вас его интонации, обертоны и хрипы голоса. Конечно, ИИ не сможет написать для вас его песню так, как это сделал бы он сам, но видеть живого Высоцкого на экране — это уже немало. А он будет, даже не сомневайтесь, чертовски правдоподобен.

Все это не фантазии футурологов; эти технологии уже существуют и используются ведущими мировыми студиями, просто пока они слишком дороги и требуют больших вычислительных мощностей.  Но завтра они станут нормой для всех, и мы должны быть готовыми, что мир кинематографа обновится: изменятся методы съемки, прокат, кинопрофессии. Должности режиссера или сценариста окажутся востребованными всегда: мастерство рассказывать истории никто не отменял, ради этого кино и существует. Но многие традиционные  профессии исчезнут или изменятся до неузнаваемости. Например, оператор перестанет держать камеру в руках: вместо этого он будет программировать электронные алгоритмы переключения ракурсов. Исчезнут такие специальности, например, как традиционный гример: ему больше не потребуется использовать тушь и кисточку.  Вместо этого гримеры научатся накладывать электронный грим вроде того, который сейчас используется в Likее или FaceApp, только более совершенный.

Вы спросите: неужели не останется традиционного кино, которое снимается на локациях с настоящими актерами на реальные камеры? Ответ прост: останется! Но это будет узкий, нишевый вид искусства, он уйдет из мейнстрима: 99% фильмов и сериалов для широкого зрителя будет создаваться по технологии 4.0; это дешевле, быстрее и зрелищнее, нежели традиционное кино.

Дискуссия в Иннополисе показала, что пока с пониманием у нас проблемы: программисты, кажется, говорили с продюсерами на разных языках. Но это решаемая проблемаФото предоставлено пресс-службой проекта «Кино за 7 дней»  

СПАСУЕТ ЛИ КАЗАНЬ ПЕРЕД ПРОГРЕССИВНЫМИ ВОРОНЕЖЕМ И ЧЕЛЯБИНСКОМ?

Вопрос в том, какое место в этой новой системе кинематографа займет Республика Татарстан. Прелесть киноиндустрии 4.0 в том, что у нее нет границ: не имеет значения, работаете вы в пределах Садового кольца или на Камчатке. Например, «Снежная королева», которую миллиарды зрителей со всего мира смотрят на сервисе Netflix, создавалась в Воронеже, а космические компьютерные эффекты для фильма «Салют-7» просчитывались на рендер-ферме в Челябинске. Сможет ли наша Казань предложить для кинематографа будущего уникальную услугу, соответствующую запросам времени, или она спасует перед прогрессивными Воронежем и Челябинском?

Сегодня мы гордимся нашими объектами ЮНЕСКО — Казанским кремлем, Свияжском или Болгаром; мы можем предложить приезжим продюсерам снимать там фильмы. Но завтра продюсеры будут снимать кино в светодиодных павильонах, и они зададут нам простой вопрос: есть ли у нас виртуальные модели Свияжска, Кремля или Болгара на движке Unreal и какого они качества? Они «живые»? По ним ходят люди, там бегают собаки, растут деревья? Они зимние или летние, в них идет дождь или снег? Под какой век они стилизованы? Если таких моделей нет, они просто снимут свой фильм в виртуальном Воронеже, потому что там люди, в отличие от нас, вовремя озаботились технологиями будущего. Для кинематографа 4.0 нужны цифровые базы данных, хранилища, процессорные мощности для сложных просчетов. И, конечно, необходимы специалисты, владеющие этими технологиями и при этом понимающие специфику кино.

Дискуссия в Иннополисе показала, что пока с пониманием у нас проблемы: программисты, кажется, говорили с продюсерами на разных языках. Но это решаемая проблема. Да, у нас есть квалифицированные айтишники, которые очень далеки от киноиндустрии, и у нас имеются квалифицированные кинематографисты, которые очень далеки от IT. Инновационные исследования первых сконцентрированы вокруг КФУ и Университета Иннополис, а вторых — вокруг института культуры. Необходимо лишь создать механизм, которые объединит их вместе, поможет говорить на одном языке, ставить и решать общие задачи. Если умело подключить к этому крупнейшие продюсерские компании России (а они сами в этом заинтересованы), то завтра Татарстан сможет во всеоружии встретить наступление эпохи кинематографа 4.0. Если нет, поезд высоких технологий уйдет без нас, и догнать его будет очень тяжело.

Алексей Барыкин