Прощание с Лоренсом Блиновым, скончавшемся на 85 году жизни, прошло сегодня в Казани весьма символично — во дворе Союза композиторов Татарстана  под завывание снежной метели Прощание с Лоренсом Блиновым, скончавшемся на 85-м году жизни, прошло сегодня в Казани весьма символично — во дворе союза композиторов Татарстана  под завывание снежной метели Фото: Алексей Белкин

«ВСЕГДА ШЕЛ ВПЕРЕД, РАСШИРЯЛ СВОЮ КУЛЬТУРУ МИРА»

Прощание с Лоренсом Блиновым, скончавшемся на 85-м году жизни, прошло сегодня в Казани весьма символично — во дворе союза композиторов Татарстана под завывание снежной метели.

Блинов был известен далеко за пределами республики как композитор-авангардист, философ, знаток восточных духовных практик.

По словам сотрудника центра современной музыки Софии Губайдуллиной  Рамзии Усеиновой, его стиль, как и свойственно большому мастеру, трансформировался, впрочем: любой композитор «протаривает новые пути, говорит свое новое слово». «Блинов был шестидесятником и самым крутым авангардистом после окончания консерватории, — рассказала Усеинова „БИЗНЕС Online“. — Я очень хорошо это помню, но, вы же понимаете, когда композитор проходит такой большой путь — 84 года, это немало, его стиль меняется. Да и вообще стиль современной музыки стал более простым, более понятным, более человечным. Тогда были, конечно, необычная звучность, нечто авангардное, в последнее время этого у него не было. У него музыка очень интересная, духовная, он был человеком религиозным, и это тоже его отличительная черта, а еще прекрасный пианист, писавший много фортепьянной музыки, органной музыки».

 Ответственный секретарь и заместитель председателя союза композиторов РТ Зульфия Асадуллина уверена, что его смерть, несмотря на солидный возраст, всех глубоко опечалила. Блинов всегда вел здоровый образ жизни, был оптимистом по жизни, но проклятая онкология не пощадила даже такого человека. «Я видела его последний раз в октябре, мы с ним встречались, он заходил в Союз композиторов, ничто, конечно, не предвещало такого печального и быстрого конца, — вспоминает Асадуллина. — Он был, как всегда, жизнерадостен, очень оптимистичен, всегда нес позитивный настрой в жизни.  Занимался йогой, изучал дзен-буддизм, восточные всякие культуры. Всегда шел вперед, расширял свою культуру мира».

Другой замруководителя СК РТ, гитарист, аранжировщик Виталий Харисов сожалеет, что ему так мало довелось исполнять произведения Блинова: «Непосредственно он не был моим учителем, но я к нему всегда относился как к гуру, как к интересному собеседнику с невероятной эрудицией во всех областях. У меня был с ним творческий контакт, я исполнял его музыку на гитаре, пытался редактировать, он сам на гитаре не играл, но писал очень интересную музыку. Такой опыт общения был, жалко, что не закончили…»


«ВОТ ОН ТАКОЙ БЫЛ КРИСТАЛЬНО ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕХ СВОИХ ПОСТУПКАХ».

Первым из выступивших на панихиде был председатель союза композиторов России и Татарстана Рашид Калимуллин, который, кроме высоких профессиональных качеств покойного, также отметил его глубокую порядочность. «Мы душа в душу лично с ним работали много-много лет в союзе композиторов, он был председателем ревизионной комиссии, и, сколько было выборов, ни разу, ни один не сказал, что он не честный, чтобы его убрали. Всякий раз его единодушно избирали председателем ревизионной комиссии», — сказал Калимуллин.

А друг Блинова Анатолий Кузнецов рассказал собравшимся любопытную историю, случившуюся, когда вдова одного коллекционера скрипок принесла ему инструменты для оценки: «Он обнаружил скрипку Страдивари, цена которой миллион долларов, у него закружилась голова, предложил отложить сделку на завтра. Ночью думал обо всем, а днем заявил: вот, скрипка, которую я не компетентен оценивать, а остальные оценю. Вот такой был кристально честный человек во всех своих поступках».

Интересно, но именно авангардист Блинов был наставником  Ильгама Байтеряка, про которого говорят, что одна из главных основ его композиторского письма — татарская народная песня, или Резеды Ахияровой, — единственной из ныне живущих композиторов, произведения которой регулярно ставятся на сцене казанского оперного театра, где предпочитают что-то очень классическое.

А Дочь Блинова Юлия привела занимательный пример, характеризующий отношения в их семье: «Как-то мы в доме творчества композиторов отдыхали и к нему пришел известный композитор Виктор Екимовский, у нас дома были маленькие дети, собаки бегали, пришли гости, человек 12. И отец говорит: „Вить, заходи, я квартет записываю“. А тот отвечает: „Лоренс, я не понимаю, как ты можешь писать такую гениальную музыку в таких условиях“. Папа сказал: это семья и это первое…»

Желающих выступить на панихиде было так много, что Калимуллину пришлось просить говорить короче либо произнести речь на кладбище. Похоронили композитора на погосте казанского поселка Царицыно.

Блинова называют авангардистом, но он оставил богатое музыкальное наследие в разных жанрах академической и духовной музыки, среди его произведений есть и симфонии, и камерные произведения, и прикладная музыка Блинова называют авангардистом, но он оставил богатое музыкальное наследие в разных жанрах академической и духовной музыки, среди его произведений есть и симфонии, и камерные произведения, и прикладная музыка Фото: Денис Бушмакин, wikimedia.org, (CC BY-SA 4.0)

ИМЯ В ЧЕСТЬ ГЕРОЯ ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНА

Лоренс Иванович Блинов родился 4 сентября 1936 года в Казани. Имя мальчику было выбрана матерью в честь героя французского романа. Его мама была домохозяйкой, а отец служил в прокуратуре. Родители Блинова увлекались музыкой — мама до того, как вышла замуж за отца в 17 лет, играла в оркестре на трубе, а отец в юности пел в церковном хоре. Родители разглядели музыкальные способности сына. В 1966-м он окончил Казанскую консерваторию по классу композиции у профессора Альберта Лемана. С 1969 года Блинов стал членов союза композиторов России.

Блинова называют авангардистом, но он оставил богатое музыкальное наследие в разных жанрах академической и духовной музыки, среди его произведений есть и симфонии, и камерные произведения, и прикладная музыка. Наиболее известные произведения Блинова — хоровой концерт «Десять духовных песнопений» 1995 года и хореографическая сюита для камерного оркестра «Флорентийские витражи» 1999-го. Органные партиты Блинова получили признание многих органистов как в России, так и за рубежом.

Блинов также известен как человек широкого кругозора и большой эрудиции. Он переводил на русский Лорку и Рильке, а также Рената Хариса и других. Переводческая деятельность Блинова тесно переплеталась с музыкальной специальностью — он перевел на русский язык тексты многих музыкальных сочинений классиков татарской музыки Сайдашева, Жиганова, Яхина, Мулюкова, эти переводы сыграли большую роль в распространении татарского музыкального наследия в России и по всему миру.