Иногда кажется, что наши дороги просто созданы для того, чтобы разбивать подвеску автомобиля, гробить колеса. Неровный асфальт, колеи, лежачие полицейские, уложенные кое-как, ямы и колдобины. Проблема ремонта колесных дисков стабильно актуальна...

Часто можно увидеть рекламу: «прокатка литых дисков» или «правка любых автодисков». Правильно ли применение подобных терминов? В каких случаях оно правомерно? По многим практическим причинам в этом полезно разобраться.

Типы автодисков

Сегодня львиную долю рынка занимают литые колесные диски. В Европе приблизительно 75-80%, на азиатском рынке до 85-90%. Производятся они из сплавов алюминия с различными добавками. Чаще всего используют марганец, магний, кремний, медь, цинк, реже - титан, литий, бериллий. Последние значительно удорожают изделие, поэтому и применяют их в особых случаях.

В России ряд компаний использует авиационный алюминий, так называемый «авиаль». Это сплавы алюминий+кремний+магний с добавлением марганца, меди, хрома. Обладая рядом положительных качеств, они имеют и отрицательные: низкая упругость, достаточно высокая хрупкость и высокий коэффициент расширения при нагревании. Эти качества и определяют особенности технологии ремонта.

Технология ремонтных работ

Стальные штампованные диски благодаря своей пластичности легко поддаются ремонту прокаткой роликами прокатного станка. Можно прокатать полностью, можно только поврежденную часть.

С литыми алюминиевыми такой способ, в силу их меньшей пластичности, применить не удастся. Нужно очень большое усилие для того, чтобы их прокатать. При этом, в структуре материала могут возникать местные напряжения или микротрещины, которые впоследствии приведут к разрушению во время эксплуатации.

Некоторые мастера, с целью увеличить пластичность сплава, используют местный нагрев. Но такой способ также ведет к изменению свойств материала, теперь уже под воздействием температуры. Таким образом, прокатка при ремонте литых дисков в большинстве случаев не применяется и предлагать такой способ ремонта будет неправильно.

В заключение надо отметить, что в большинстве стран ремонт легкосплавных дисков вообще рекомендуется только в случае легких повреждений. При этом накладывается ряд серьезных ограничений. Запрещено нагревание, а сварка должна производиться только в среде инертных газов с использованием специальных электродов. В Канаде запрещено нагревание выше 204 °C. Применяются специализированные правочные стенды, при помощи которых, посредством строго дозированного силового воздействия, происходит исправление деформаций полки или обода изделия. Стенды оснащены гидравлическими цилиндрами для воздействия на поврежденный участок, наборами насадок, устройствами проверки геометрии в процессе ремонта, токарными модулями для конечной обработки и являются автоматизированными комплексами с компьютерным управлением. Процесс правки сложен, занимает достаточно много времени, но позволяет добиться хороших результатов...