«Возникает проблема террористической угрозы в местах скопления людей»

Один из наболевших «нарывов» на теле Казани сегодня попытался вскрыть, выступая с трибуны Госсовета РТ, депутат Артур Абдульзянов. Выйдя к микрофону с автомобильным номером в руках, он довел до сведения коллег, что в центре Казани уже 9 из 10 машин стоит либо с закрытыми номерами, либо вовсе без них. Практика настолько распространена, что на нее уже отреагировал рынок.

«Вот такую модель я купил в обычном автомагазине, все это уже поставлено на производство. Тут магниты, снимается все достаточно просто», — продемонстрировал испытанное изобретение депутат.

«Чем это грозит? — продолжал Абдульзянов. — Возникает проблема общественной безопасности, в частности террористической угрозы в местах скопления людей». Депутат указал также на снижение поступлений в муниципальный бюджет и дефицит парковочных мест. Но для юридического решения вопроса перспективной выглядит именно проблема общественной безопасности. По словам выступающего, за примерами далеко ходить не надо — в Москве парковка без номеров запрещена именно по антитеррористическим соображениям. «Городская антитеррористическая комиссия Москвы приняла постановление, по которому возможно эвакуировать автомобили на спецстоянку. Поверьте, вчера попросил своих сотрудников проехать по Москве — ни одной машины со снятыми номерными знаками! А так у нас платные парковки превратились в бесплатные для автомобилей без номеров», — сокрушался депутат.

Чтобы разобраться с проблемой, Абдульзянов призвал коллег сформировать рабочие группы. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин идею поддержал и попросил заняться вопросом руководителя правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Шамиля Гафарова.

Когда спикер покинул трибуну, зал проводил его аплодисментами, что в Госсовете случается редко: без команды председателя или президента тут обычно не аплодируют. Судя по всему, депутаты действительно созрели для того, чтобы как следует взяться за недобросовестных парковщиков, да и сами страдают от того, что не могут оставить машину, когда все места заняты халявщиками.


«Бюджет города недосчитывается 130 миллионов»

К яркому выступлению депутата, помимо прочего, подтолкнул видеорепортаж «БИЗНЕС Online» про «автозайцев». После заседания автор инициативы рассказал корреспонденту издания, что бороться с «хитрыми ловкачами» в Москве начали еще в 2017 году и действительно свели их на нет. Дело в том, что, когда машину без номеров отгоняют на штрафстоянку, найти ее там крайне сложно, процедура возвращения сильно затягивается.

Поднять вопрос именно сейчас Абдульзянова сподвигло то, что количество нарушителей уже приближается к 100%. «Неудобно перед туристами, мы же претендуем на звание цивилизованного города, — еще раз отметил депутат. — Я призываю развернуть знамена и штандарты законности в борьбе с „автозайцами“!»

По словам парламентария, он писал письма в исполком Казани, где также озабочены вопросом. «Бюджет города недосчитывается 130 миллионов рублей, вы представляете? А ведь эти деньги должны были пойти на благоустройство города», — привел цифры Абдульзянов. Он обратил внимание, что закрывают номера водители автомобилей премиум-класса. «Я не понимаю таких людей», — развел руками депутат. Для тех, кто считает стоимость парковки слишком высокой, он привел в пример Москву, где час стоянки стоит 380 рублей, тогда как в Казани всего 50–100 рублей. «Все цивилизованное общество так работает, посмотрите на европейский опыт», — напомнил собеседник.

По словам депутата, помимо рабочей группы в Госсовете, нужно подключать и антитеррористический комитет республики. Если он вынесет свое постановление, его тоже можно будет использовать против «автозайцев». Правда, позже Абдульзянов уточнил, что все-таки основное решение проблемы, к которому склоняется правительство РТ и исполком Казани, — это внесение изменений в Административный кодекс РТ. «Это самый удобный вариант, и рабочая группа, скорее всего, сконцентрируется на этом», — заключил парламентарий.

С апреля 2017-го автомобили без номеров в Москве действительно эвакуируются на спецстоянки согласно регламенту антитеррористической комиссии города. Она посчитала, что авто без номеров могут представлять угрозу для горожан или оказаться причастны к противоправной деятельности — например находиться в розыске. При этом, если правила парковки не были нарушены, получить машину обратно можно без оплаты перемещения и хранения. Правда, автомобиль сначала нужно разыскать и подтвердить собственность на него. Всего с апреля 2017-го по декабрь 2019-го на спецстоянки без номеров в Москве было перемещено 5,9 тыс. машин, а только за сентябрь этого года таких нашлось 316 штук.

Еще в феврале 2019 года мэр Казани Ильсур Метшин обращался к спикеру Госсовета РТ Фариду Мухаметшину с просьбой ввести наказание для автонарушителей, которые оставляют машины на платных муниципальных парковках или под знаками «Остановка запрещена»/«Стоянка запрещена» без госномеров Еще в феврале 2019 года Ильсур Метшин обращался к Фариду Мухаметшину с просьбой ввести наказание для автонарушителей, которые оставляют машины на платных парковках без госномеров Фото: «БИЗНЕС Online»

«НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ ПРИДУМАТЬ»: КАК ГОССОВЕТ РТ И МЭРИЯ КАЗАНИ С 2019 ГОДА ИЩУТ УПРАВУ НА «ПАРКОХАМОВ»?

Между тем проблема не нова. Еще в феврале 2019 года мэр Казани Ильсур Метшин обращался к спикеру Госсовета РТ Мухаметшину с просьбой ввести наказание для автонарушителей, которые оставляют машины на платных муниципальных парковках или под знаками «Остановка запрещена» / «Стоянка запрещена» без госномеров. По закону карать можно только тех, кто ездит без номеров, а стоять — пожалуйста. На тот момент лайфхаком против платных муниципальных парковок пользовались 10% казанских водителей.

Госсовет РТ обсудил законодательную инициативу казанского градоначальника на сессии. Тогда же депутаты обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой изменить правила дорожного движения и ввести штраф за стоянку без номеров — такой же, что выписывается за движение без них. На основании ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ нарушителю грозит штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав.

«Эти вопросы регулируют федеральные органы власти, а не субъекты, поэтому мы ничего не можем придумать. По данной причине и обращаемся к федеральным властям», — говорил на тот момент заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов.

Ситуацию в 2019 году комментировал и спикер Госсовета РТ. «Участились случаи, когда на парковку ставят машины, снимают номера и с собой уносят, а бесхозные авто стоят сутки, вторые, третьи, — говорил тогда Мухаметшин, критикуя позицию депутата Артема Прокофьева по обращению к Медведеву. — А ты со своей супругой и детьми приезжаешь в театр или магазин, а на платной парковке нет места, за которое ты по часам готов был платить. Не думайте и не дезинформируйте население, что это делается только для того, чтобы как можно больше налогов содрать. Абсолютно не поэтому. Я думаю, что не надо путать такие вещи, Артем, это совсем другое дело. Участились случаи, МВД обращается, мэр Казани специальным письмом обратился. Нужно привести в порядок и дать возможность законопослушным гражданам парковаться там, где они имеют полное право».

В итоге обращение к президенту тогда поддержали 74 депутата, пятеро высказались против, а в конце 2019 года мэр коротко сообщил, что город продолжает работать с законодателями. Но, как оказалось, воз и ныне там.