Основной вопрос, обсуждавшийся на заседании татарстанского Центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции», был посвящен проблеме нерегулируемых тарифов в сфере транспорта Основной вопрос, обсуждавшийся на заседании татарстанского центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции», был посвящен проблеме нерегулируемых тарифов в сфере транспорта

ФЗ ввел «нерегулируемые тарифы», но их нет в постановлении Кабмина рт

Основной вопрос, обсуждавшийся вчера на последнем в году заседании татарстанского центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции», был посвящен проблеме нерегулируемых тарифов в сфере транспорта. Три пассажирских перевозчика Татарстана — городские и пригородные — из Чистополя, Зеленодольска и Елабуги написали коллективное обращение бизнес-омбудсмену Фариду Абдулганиеву, жалуясь на двоякость федерального закона о пассажирских перевозках.

«В Татарстане на данный момент отсутствует нормативно-правовая база для расчета компенсации пассажирских перевозок при нерегулируемом тарифе», — говорится в заявлении перевозчиков. В 2016 году вступил в силу федеральный закон о регулярных пассажирских перевозках, в котором ввели два понятия — «перевозки по регулируемым тарифам» и «перевозки по нерегулируемым тарифам». Разница в том, что регулируемый тариф устанавливают органы государственной власти и местного самоуправления, а при нерегулируемом, соответственно, сам перевозчик. В первом случае предусмотрены льготы для граждан, например для пенсионеров, а перевозчики получают компенсацию по недополученному доходу, вместе с тем должны проводиться закупки и торги по муниципальным контрактам. Такая же система действует и при нерегулируемых тарифах — власти могут предоставить гражданам льготы, но это должно быть оговорено в договоре с перевозчиками, где также необходимо прописать размер компенсации.

«Последнего пункта у нас в республике, к сожалению, пока нет, и наши предприниматели обратились с просьбой помочь решить данный вопрос», — сказала сопредседатель ЦОП по гражданским делам Гульнара Сергеева, которая была модератором встречи.

В Татарстане согласно принятому в 2004 году закону о пассажирских перевозках льготники могут переезжать на всех видах общественного транспорта независимо от тарифа. А в соответствии с постановлением кабмина №161 на компенсацию могут претендовать только предприниматели, осуществляющие перевозки по регулируемому тарифу. Собственно, когда в ФЗ ввели понятие «нерегулируемый тариф», в постановление татарстанского кабмина изменения не были внесены. 

Получается следующая ситуация: в бюджете республики есть  средства, предназначенные для перевозчиков по нерегулируемому тарифу. Предприниматели отправляют свои данные представителям муниципалитета. Далее районные чиновники пересылают информацию в минтранс, но в ответ положенные средства не «спускаются», т. к. из-за пробела в законодательстве нет понятия о том, каким образом и сколько именно денег надо отправить в район. «Чиновники просто не хотят брать на себя ответственность в этой запутанной ситуации, чтобы не ошибиться», — рассказал корреспонденту издания спикер, знакомый с ситуацией.

Такие же пробелы имелись и в законодательствах других регионов, но они были разрешены через суд. Например, прокуратура Соль-Илецка Оренбургской области просила признать местный суд незаконным бездействие администрации в связи с тем, что она не приняла свои законы в соответствие с федеральным и, следовательно, не выплачивала выпадающие доходы перевозчиков. А в 2018 году Верховный суд РФ рассмотрел аналогичное дело в Хакасии и постановил, что вне зависимости от тарифа предприниматели должны получать компенсации.

По словам Сергеевой, в частности, ситуация с невыплаченной компенсацией сложилась в Зеленодольске. Перевозчики выполнили свои обязательства согласно закону, но компенсаций предприниматели не видят.

В Татарстане согласно принятому в 2004 году закону о пассажирских перевозках льготники могут переезжать на всех видах общественного транспорта, независимо от тарифа В Татарстане согласно принятому в 2004 году закону о пассажирских перевозках льготники могут переезжать на всех видах общественного транспорта независимо от тарифа

«Мне кажется, что не хватает обращения к президенту»

Директор ООО «Экспресс» Дмитрий Грузков, который занимается перевозками в Зеленодольском районе, заметил, что данный пробел в законодательстве негативно влияет на его предприятие. Тем более что, по словам спикера, компания предоставляет даже необязательные льготы гражданам, например школьникам. «Минтрансом и общественным советом была подготовлена большая работа, и мы получали ответы ото всех министерств — минтруда, минфина, кабмина и так далее, что вопрос необходимо решать, но чего-то не хватает. Мне кажется, что недостает обращения к президенту РТ», — сказал Грузков. Он также отметил, что на следующий год с муниципалитетом не заключен соответствующий договор по цене билетов.

Директор «Экспресса» отметил, что есть проблемы и в самой методике подсчета компенсации для уже регулируемых тарифов. Его компания перешла на другие тарифы в 2020 году, так что она застала оба «режима». Дело в том, что методика по постановлению и методика подсчета у минтранса отличаются, из-за чего предприниматели получают ниже ожидаемой суммы.

«Методика в 161-м постановлении оказалась правильной, но минтранс указывает нам в соответствии не с постановлением, а со своим письмом, и в данном случае получалось так, что в апреле мы даже оказались должны, а сейчас ежемесячно компенсация по льготам занижается порядка на 1,5 миллиона рублей», — посетовал спикер.

С такими же проблемами сталкиваются и некоторые другие предприниматели. Например, директор компании-перевозчика из Чистополя Сергей Королев сказал, что его ежемесячные убытки составляют 2–3 млн рублей. Адвокат Ольга Камалетдинова, которая общалась с представителями пострадавших компаний, отметила, что, по ее мнению, сами перевозчики не смогут решить вопрос через суд, т. к. отсутствует методика подсчета выпадающих доходов.

«Федеральный закон №220 предоставил перевозчикам самостоятельность, свободу, дал потребителям право выбора, но законодательно не закрепил компенсацию перевозчика, а утвердил только право муниципалитетов данные средства возмещать. Видимо, местное управление этим и пользуется», — сказала Камалетдинова. По ее словам, некоторые договоры между муниципалитетами и перевозчиками не исполняются как раз по причине  отсутствия методики расчетов.

Айрат Усманов: «По методике расчета есть разногласия. Это же касается бюджетных средств, все боятся сделать ошибку» Айрат Усманов: «По методике расчета есть разногласия. Это же касается бюджетных средств, все боятся сделать ошибку»

«Год назад такой проблемы не было»

Сергеева после выступления Камалетдиновой обратилась к собравшимся, напомнив, что данный вопрос рассматривался в Госсовете РТ. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Усманов сказал, что по указанному вопросу его ведомство обращалось в кабмин, получило ответы из муниципалитетов, и сейчас вся информация находится у минфина. После ответа из министерства кабинет министров будет рассматривать вопрос о внесении изменений в постановление №161. Усманов отметил, что вопрос по методике в ближайшее время также будет решен после перепроверки в ЦЭСИ.

«По методике расчета есть разногласия. Это же касается бюджетных средств, все боятся сделать ошибку», — сказал замминистра. Сергеева добавила, что станет жалко, если выделенные деньги не используются, осталось же всего 8 дней до конца года.

После данных слов председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин дополнил, что некоторые муниципалитеты по нерегулируемым тарифам компенсации все же выплачивают. Он также пообещал, что все двусмысленные толкования в законе будут уточнены, чтобы впредь таких пробелов не оставалось.

«Год назад подобной проблемы не было, а сейчас бо́льшая часть перевозчиков перешла на нерегулируемый тариф. И не возникает же вопроса, возить или не возить льготников, — они перевозят наших пенсионеров, справляются с данной работой, не создают социальных сложностей. Очень непростая обстановка у предприятий, и мы настроены позитивно», — сказал Тыгин.

В итоге после всех высказываний спикеров Сергеева обратилась к собравшимся с предложением от ЦОП: обратиться к бизнес-омбудсмену РТ Абдулганиеву и в прокуратуру с требованием, чтобы в постановление были внесены изменения и появился порядок расчета компенсации. Собравшиеся единогласно проголосовали за это предложение.