В театре им. Джалиля открылся 33-й фестиваль классического балета им Рудольфа Нуриева, пусть и в усеченном виде. Давали «Баядерку» В театре им. Джалиля открылся 33-й фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, пусть и в усеченном виде. Давали «Баядерку» Фото: «БИЗНЕС Online»

14,1 Млн НА УСЕЧЕННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Пока в стране бушует коронавирус, в Казани проводят Нуриевский фестиваль, что лишний раз подтверждает: столица Татарстана остается островком стабильности в «ковидном» море.

Декабрь, конечно, не самое привычное время для проведения 33-го по счету форума классического балета им. Рудольфа Нуриева, и в течение этого года не раз заявлялось, что, скорее всего, он не состоится: во-первых, из-за эпидемиологических трудностей, во-вторых, из-за логистических, поскольку в условиях почти закрытых границ трудно было рассчитывать на артистов из зарубежных театров. Тем не менее в начале ноября объявили, что фест не отменят. А о стремительности решения говорит тот факт, что поначалу на 16 декабря в афише театра им. Джалиля уже стояла опера «Севильский цирюльник».

На сайт же госзакупок появился контракт на проведение фестиваля, организация которого за 14,1 млн рублей поручена московской ООО «Компания Русконцерт Продакшен». Ее возглавляет бывший танцовщик, заслуженный артист РФ Айдар Шайдуллин — постоянный партнер казанской оперы в части балетных представлений. При этом Нуриев-фест все равно получился усеченным — это четыре репертуарных спектакля («Баядерка», «Шурале», «Лебединое озеро», «Дон Кихот»), а также четыре представления, на которых приглашенные коллективы выступают под оркестровую фонограмму (так дважды покажут «Руслана и Людмилу» от «Кремлевского балета» — не самой авторитетной в России труппы, зато там некогда служил Шайдуллин, и также два вечера публика увидит «Анну Каренину» от балета Бориса Эйфмана, который в последние годы регулярно отвечает в Казани за прививку современной хореографии).

Что же до приглашенных солистов, то состав более-менее пестрый по статусности, хотя понятно, что нет большого разнообразия: Большой, Мариинка, Стасик… Хотя, конечно, стоит отметить, Одетту-Одиллию здесь станцует прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова, а Базиля — главная звезда Михайловского театра Иван Васильев, который, правда, в последние годы больше блистает как светский персонаж, например в качестве героя клипа певицы Валерии.

Что касается «Баядерки», идеального спектакля для театра им. Джалиля с его философией «театра как музея», с красивыми декорациями, слонами и прочими брахманами, то здесь количественно присутствовали солисты из столичного музыкального театра им. Станиславского и Н.-Данченко, кстати, как раз в эти дни закрытого из-за вспышки коронавируса среди сотрудников. Партию Никии исполнила прима Стасика Оксана Кардаш, Золотого божка — скромный второй солист труппы Юрий Выборнов. Ну и, конечно, Кимин Ким (Солор) — один из самых известных нынче танцовщиков Мариинского театра. Отметим и бразильскую приму Татарского театра оперы и балета Аманду Гомес в партии темпераментной Гамзатти.

Встречали артистов в Казани привычно очень тепло.

Звучит третий звонок, и зал заполняется. По ощущениям, заполняется плотно Звучит третий звонок, и зал заполняется. По ощущениям, довольно плотно Фото: Евгения Иванова

КОВИД-ДИССИДЕНТЫ НА НУРИЕВСКОМ

Однако не меньше самого спектакля интересует и то, как во время постановок соблюдаются антиковидные правила, ведь не секрет, что театр им. Джалиля относится к ним далеко не самым внимательным образом. Вот и сейчас звучит третий звонок, и зал заполняется. По ощущениям, довольно плотно. Настолько, что на нашем ряду в партере нет свободных мест. Такая же история в ложах — свободных мест между сидящими, чтобы они могли соблюдать социальную дистанцию, часто нет.  Правда, перед началом постановки звучит просьба для всех посетителей оставаться в маске во время всего пребывания в театре. Нужды в напоминании почти нет: порядка 85% находящихся в зале по визуальной оценке были в СИЗах.

«На Нуриевском фестивале я впервые. Знаю, что в этом году он проходит в усеченном варианте, однако пусть лучше так, но состоится. Даже кусочек счастья поймать — тоже счастье. Неважно, сколько придут людей, имеет значение, чтобы фестиваль прошел, чтобы подарил эти эмоции. А из-за коронавируса не переживаю. Мы же все равно в социуме живем, ходим в магазины, перемещаемся. Те же риски, зато здесь совершенно иные эмоции», — делится взглядом на мир одна из жительниц Казани.

Администратор зала пояснила в антракте: театр правила игры соблюдает — продано 52% мест. «Есть вообще пустые ряды. Вот этот ряд пустой, тот тоже. На третьем ярусе вообще не продавались места. На первом ярусе тоже задние ряды [пустые]… Все из-за ограничений. Это кажется только [что зал полный]. Да и дело не в рассадке, а в соблюдении количества проданных мест», — пояснила она.

Но, оказывается, вопрос рассадки волновал не только корреспондента «БИЗНЕС Online». Одна из зрительниц с удивлением заметила, что в зале сидят без соблюдения дистанции, а потом пояснила — она из Москвы. В столице такая ситуация — табу: «Интересная у вас рассадка — рядом все. В Москве только 25 процентов мест занято, одна в ряду сижу! Я периодически приезжаю в Казань, но на музыкальные фестивали. Нуриевский у меня первый: в предыдущие годы не могла купить на него билеты! А тут повезло. Я Оксану Кардаш очень люблю». Всю постановку она провела без маски, и на это замечание только посмеялась: она врач и коронавируса не боится. «Никакие эти вещи (маски, соблюдение дистанции — прим. ред.) не помогут, если иммунитета нет. И если настроения нет. Если иммунитет работает, а внутри радость, воодушевление, то ничего не страшно».