На вчерашнем заседании комиссии по рассмотрению заявок от резидентов в ТОСЭР под руководством премьер-министра РТ Алексея Песошина был рассмотрен очередной ворох инвестиционных проектов На вчерашнем заседании комиссии по рассмотрению заявок от резидентов в ТОСЭРы под руководством премьер-министра РТ Алексея Песошина был рассмотрен очередной ворох инвестиционных проектов Фото: tatarstan.ru

элеватор для «Август-Агро», медицинские «скафандры» от «дарпикс»

На вчерашнем заседании комиссии по рассмотрению заявок от резидентов в ТОСЭРы под руководством премьер-министра РТ Алексея Песошина был рассмотрен очередной ворох инвестиционных проектов, которые станут реализованы на территориях опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны», «Нижнекамск», «Зеленодольск» и «Чистополь». «БИЗНЕС Online» удалось изучить презентации инвесторов.

Так, управляющая компания «Август-Агро» планирует построить элеватор ООО «Свияжск-Зернопродукт» в Зеленодольске. Масштабный проект стоимостью в 1,72 млрд рублей (22% — заем от АО «Фирма „Август“» и 78% — банковский кредит) предполагает строительство до 2024 года трех элеваторов общей мощностью хранения 140 тыс. т, что составит примерно 6,1% от общего объема элеваторного хозяйства РТ на данный момент. Территориально проект будет приземлен в Свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре (СММЛЦ) и позволит осуществлять приемку, сушку и хранение зерна сельхозпредприятий близлежащих районов. Якорным заказчиком (70%) станет ООО «Август-Камское Устье», которое владеет 63 тыс. га земли (в том числе 45 тыс. га пашни) на территории Камско-Устьинского и Верхнеуслонского районов. Ранее предприятие принадлежало «Ак Барс-холдингу» Ивана Егорова, однако после банкротств было передано под управление «Татагролизинга» и реализовано УК «Август-Агро».

«Мы планируем, что у нас в той зоне будет порядка 200 тысяч тонн валовой продукции различных культур — и зерновых, и масличных. Соответственно, все это нужно куда-то продавать и переваливать, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор УК „Август-Агро“ Айдар Галяутдинов. — А [в СММЛЦ] очень удобная логистика по воде — она всегда дешевле, чем железная дорога, а там как раз такой случай, что есть и вода, и железная дорога. Интересный вариант с точки зрения размещения зерна, логистики, можно работать круглый год, это очень важно». К тому же СММЛЦ расположен относительно недалеко от новых сельхозугодий компании в Камском Устье и Верхнем Услоне — на расстоянии порядка 50–80 километров.

Айдар Галяутдинов: «Мы планируем, что у нас в той зоне будет порядка 200 тысяч тонн валовой продукции различных культур — и зерновых, и масличных. Соответственно, все это нужно куда-то продавать и переваливать» Айдар Галяутдинов: «Мы планируем, что у нас в той зоне будет порядка 200 тысяч тонн валовой продукции различных культур — и зерновых, и масличных. Соответственно, все это нужно куда-то продавать и переваливать» Фото: «БИЗНЕС Online»

На ООО «Свияжск-Зернопродукт» будет создано 86 новых рабочих мест со средней зарплатой 43,1 тыс. рублей в месяц. Реализация проекта позволит за 15 лет сгенерировать суммарную добавленную стоимость в 5,2 млрд рублей, а в бюджеты всех уровней поступит более 1,7 млрд рублей. Сумма налоговых преференций при этом составит порядка 381 млн рублей. ООО «Свияжск-Зернопродукт» на 100% принадлежит ООО «Август-Муслюм», которым, в свою очередь, на 90% владеет АО «Август» московского предпринимателя Александра Ускова и на 10% — Галяутдинов.

ООО «Дарпикс» презентовало Песошину проект создания производства актуальной по нашим «коронавирусным» временам одноразовой медицинской одежды «с использованием технологии ультразвукового скрепления швов и деталей». Организация на 70% принадлежит Евгению Халевину, на 30% — Вере Халевиной. Первый также является директором компании «Здравмедтех-Поволжье». Компания производит одноразовую медицинскую одежду, белье, медицинские маски, входит в ассоциацию производителей медицинских изделий «Здравмедтех».

Проект собираются реализовать на территории ТОСЭР «Зеленодольск». Компания станет производить хирургические халаты, фартуки, рубашки для рожениц, бахилы, шапочки, нарукавники, комбинезоны из фетра, нетканых материалов и из текстильных материалов с пропиткой или покрытием.

«Мы будем выпускать одноразовую медицинскую одежду для защиты персонала при работе с особо опасными инфекциями, что актуально в период пандемии,  и хирургические халаты, которые используются в операционных», — рассказал нашему изданию Халевин. По его словам, это новая технология и в России массового распространения еще не получила. «В чем ее смысл — она позволяет делать герметичный шов, что очень важно при работе в „красной зоне“. А швейная технология не может обеспечить герметичность шва, так как швейная игла оставляет дырочки», — пояснил он. Также данная технология позволит на 58% повысить производительность. Первую продукцию планируется начать в 2022 году, полное завершение всех этапов намечено на 2025-й.

Интересуемся, не закончится ли к указанному времени эпидемия? «За 20 лет это уже четвертая эпидемия — в 2002 году был птичий грипп, в 2009–2010-м — свиной грипп, в 2012-м — атипичная пневмония, и тогда тоже имелась вероятность возникновения эпидемии. Такие угрозы постоянно возникают и, к сожалению, будут возникать в будущем», — считает Халевин. На первом этапе планируется выпускать 2 млн единиц продукции в год, в дальнейшем данная цифра вырастет до 4 млн единиц (на сумму 170–337 млн рублей). Стоимость проекта — 276,4 млн рублей. Планируется создать 154 рабочих места. Налоговые преференции до 2027 года составят 36,7 млн рублей, в бюджет до 2034 года поступит 174 млн рублей. 

«Мы будем выпускать одноразовую медицинскую одежду для защиты персонала при работе с особо опасными инфекциями, что актуально в период пандемии, так и хирургические халаты, которые используются в операционных» «Мы будем выпускать одноразовую медицинскую одежду для защиты персонала при работе с особо опасными инфекциями, что актуально в период пандемии,  и хирургические халаты, которые используются в операционных» Фото: «БИЗНЕС Online»

made in Чистополь: от Копченой рыбки до систем обогрева вертолетов

Продовольственную тематику продолжила еще одна компания из Чистополя, она так и называется — ООО «Чистопольская рыбная компания». Предприниматель Ляля Ильина собирается запустить в местном ТОСЭРе небольшое производство копченой рыбы (лещ, щука, сом, карась, сазан, линь, судак, берш). Как нам сообщили в организации, закупать рыбу планируется только у татарстанских рыбодобывающих предприятий. Стоимость проекта — 4,125 млн рублей, из них 4 млн — это заемные средства. Начать производство копченой рыбы (а в дальнейшем, возможно, и пресервов) планируется уже в первом квартале 2021 года, создано будет 10 рабочих мест. До 2027-го из-за налоговых льгот бюджет недополучит 4,5 млн рублей, зато в перспективе до 2033-го пополнится 19,2 млн рублей в виде налоговых платежей.

Учредителем компании на 90% является ООО «Чистопольский рыбный завод» и на 10% — Ильина. Владелец завода Алексей Гагаркин рассказал нашему изданию, что его предприятие работает с 2013 года, завод специализируется на закупке речной рыбы у производителей, ее заморозке и упаковке, в год реализуется примерно 400 т замороженной рыбы. После запуска нового проекта — «Чистопольская рыбная компания» — появится возможность переработки продукции. Реализовывать копченую рыбу планируется на территории РТ, вопрос торгового бренда пока разрабатывается.

Кроме того, в Чистополе планируется запустить проект по переработке гречихи и гороха, о чем на совещании рассказал директор ООО «Чистополь зернопродукт» Ильгиз Латыпов. Учредителем компании на 100% является Рустем Нурутдинов — депутат совета Чистопольского района РТ, а также директор и (или) учредитель ряда предприятий сельскохозяйственной направленности в Чистополе — ООО «Закамье-Агро», ООО «Чико», ООО «ВАТАН», ООО «Чистополь зернопродукт», ООО ЧКПСХП «Закамье».

Ранее Латыпов уже представлял на аналогичном заседании проект создания в Чистополе производства хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (ООО «Камский пекарь»). Судя по всему, реализовывать свои «хлебные» проекты бизнесмены будут на мощностях обанкроченного ранее чистопольского хлебозавода, имущество которого сейчас находится в краткосрочной аренде ООО «Чико» и распродается на торгах. Пару лет назад чистопольский хлебозавод был обанкрочен, в отношении экс-директора Рината Халиуллина возбудили уголовное дело из-за невыплаты зарплаты сотрудникам.

Кроме того, в Чистополе планируется запустить проект по переработке гречихи и гороха, о чем на совещании рассказал директор ООО «Чистополь зернопродукт» Ильгиз Латыпов Кроме того, в Чистополе планируется запустить проект по переработке гречихи и гороха, о чем на совещании рассказал директор ООО «Чистополь зернопродукт» Ильгиз Латыпов Фото: «БИЗНЕС Online»

Про строительство в Чистополе нового элеватора мощностью хранения до 27 тыс. куб. м ранее «БИЗНЕС Online» уже писал — проект недавно рассматривался в ходе Инвестсовета с участием президента РТ. Как пояснил тогда нашему корреспонденту начальник отдела инвестиций ООО «Био-Агро» Руслан Мухамадеев, инвестиции в строительство элеватора составят 368 млн рублей. В результате планируется создать 41 рабочее место. Элеватор будет оказывать услуги по подработке и хранению зерновых и масличных культур. «И в России, и в Татарстане существует дефицит мощностей зернохранилищ, элеваторов не хватает, — пояснил Мухамадеев. — Есть очень много элеваторов, которые были построены еще в советские времена. Они не совсем хороши, даже несмотря на модернизацию». Элеватор в первую очередь станет обслуживать растущие мощности сельскохозяйственных компаний «Био-Агро» и «Волга-Селект», которые относятся к сфере влияния АО «Казанский МЭЗ» Михаила Сыровацкого.

Наконец, ООО «Авис» заявился с проектом организации производства систем обогрева «СОВА» для вертолетов. Докладчиком выступил гендиректор предприятия Андрей Доронин. Проект предполагает выпуск системы обогрева для вертолетов «Ансат» и серии Ми-8, а также комплектующих изделий для авиации — в рамках программы импортозамещения. Стоимость проекта — 28,9 млн рублей, из них 12 млн — собственные средства, 11 млн — заем от сторонней организации, 5,9 млн рублей — накопленная в ходе реализации проекта прибыль и амортизация.

Начать производство планируется в третьем квартале 2021 года, выход на серийное производство — в первом квартале 2024-го. В презентации сообщается, что в год «Авис» планирует производить 25 систем обогрева вертолетов «Ансат», 20 систем обогрева вертолетов серии Ми-8 и 100 тыс. единиц комплектующих изделий для авиации. Продавать свою продукцию компания собирается Казанскому вертолетному заводу и чистопольскому ООО «Научно-технический центр „Восток“», объем продаж — 140 млн рублей в год.

Производство расположится в ТОСЭР «Чистополь», число новых рабочих мест — 30. Уставный капитал ООО «Авис» — 12 млн рублей, учредителем на 50% является Андрей Доронин, на 50% — Владислав Черножуков. До 2027 года компании будет предоставлено 11,88 млн рублей в виде налоговых преференций, зато сама организация за этот срок рассчитывает заплатить в бюджет республики более 20 млн рублей, до 2035 года — около 68 млн рублей. Отметим, что Доронин и Черножуков — совладельцы чистопольского НТЦ «Восток» (производство часов, приборов времени, часовых систем, датчиков, приборов учета и проч.), а первый также его гендиректор. Компания является одним из «осколков» знаменитого Чистопольского часового завода, на нем работают около 400 человек.

Мы не смогли получить оперативно комментарий авторов проекта «Авис», но попытались выяснить потенциальную востребованность разработки. «Что касается проблем с обогревом у вертолетов Ми-8, то они уже решены, а ситуацию с „Ансатами“ я комментировать не могу, так как мы их не эксплуатировали и знания у меня примерно на вашем уровне», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор авиакомпании «Тулпар» Азат Хаким.

Наконец, ООО «Авис» заявился с проектом организации производства систем обогрева «СОВА» для вертолетов. Проект предполагает производство системы обогрева для вертолетов «Ансат», вертолетов серии Ми-8 Наконец, ООО «Авис» заявился с проектом организации производства систем обогрева «СОВА» для вертолетов. Проект предполагает выпуск системы обогрева для вертолетов «Ансат» и серии Ми-8 Фото: «БИЗНЕС Online»

Русско-американская смола и замена белорусским тракторам

Челны презентовали уже действующие проекты, которые еще два года назад зашли в ТОСЭР. Однако сейчас компании-резиденты актуализируют размер инвестиций — кто уменьшает их в связи с кризисом, а кто и увеличивает. Так, НПК «Химресурс», намеревавшаяся производить эпоксидную смолу, в 2 раза уменьшила размер вложений — со 112,8 млн до 50,5 миллионов. Снизилось и количество создаваемых мест — с 31 до 26. При этом АИР РТ отмечает риски проекта в виде обострения конкуренции на рынке, вызванного развитием отрасли и аналогичных производств и риска зависимости от заемных средств. Они составляют 44,3 млн рублей — 88% от общего капитала.

Напомним, что проект «Химресурса» заявлялся как стратегический для кооперации местных промышленников. Смола является связующим материалом в производстве многих компонентов, она нужна для лакокрасочных изделий, герметиков. Вместе с тем  в РФ твердая эпоксидная смола не производится. Защищенный проект, кстати, так и назывался — «Организация производства эпоксидных смол в России», чем подчеркивалась его импортозамещающая роль. Основными поставщиками эпоксидной смолы в стране остаются зарубежные компании Olin Corporation, Kukdo, Hexion, Huntsman Corporation, Spolchemie.

Бизнес принадлежит трем собственникам. Основным является Алсу Абузярова (50%) — ранее она состояла в учредителях казанского клинингового ООО «Дельфо». Айрат Галеев держит четверть в «Химресурсе». Последние 25% принадлежат директору компании Эдуарду Яруллину.

Компания арендовала 850,5 кв. м в КИП «Мастер», производство запустилось в ноябре 2020-го. «Химресурс» планирует выпускать 1 тыс. т продукта в год, хотя до этого шла речь о 300 т в месяц. Кстати, неформальным инициатором проекта выступал американский холдинг ЗМ, который из-за санкций не имел возможности самостоятельно инвестировать на территории РФ. Половину спроса холдинг, занятый производством средств антикоррозийной защиты, клеев и абразивных материалов в 25 км от Челнов на территории ОЭЗ «Алабуга», и должен был обеспечивать. С «3М Россия» уже заключены договоры на поставку сырья: эпоксидная смола станет добавляться в антикоррозийные порошки для нефтегазовых трубопроводов. Кроме того, переговоры по договорам поставок «Химресурс» успешно провел с японской Somar Corporation и Ярославским заводом порошковых красок (ЯЗПК), в процессе — компании Teknos, Jotun, Hempel, Azko Nobel, «Гатчинский ЗПК» и ряд других потребителей.

Челны презентовали уже действующие проекты, которые еще два года назад зашли в ТОСЭР. Однако сейчас компании-резиденты актуализируют размер инвестиций — кто уменьшает их в связи с кризисом, а кто и увеличивает Челны презентовали уже действующие проекты, которые еще два года назад зашли в ТОСЭР. Однако сейчас компании-резиденты актуализируют размер инвестиций — кто уменьшает их в связи с кризисом, а кто и увеличивает Фото: tatarstan.ru

Снижение инвестиций связано с тем, что в процессе проведения НИОКР совместно с КНИТУ и Ярославским технологическим институтом разработана собственная технология производства. Поэтому принято решение реализовать проект в один этап вместо двух.

Также в ноябре открыло производство сварного решетчатого настила ООО «Камский настил». Компания является одним из резидентов ТОСЭРа, учрежденных Фаилом Шарифуллиным — владельцем холдинга «Татэлектромаш». В отличие от производителя смолы компания заявила об увеличении инвестиций — с 89 млн до 108,6 млн рублей. Кстати, все эти средства заемные. Планируется нанять и в 2 раза больше сотрудников — 131 человека. Увеличение связано с тем, что для изготовления настилов  индивидуальных конструктивных размеров понадобилось приобрести два роботизированных сварочных комплекса. За время резидентства компания собирается перечислить более 800 млн рублей налогов, из них 390 млн — в федеральную казну, 210 млн — в республиканскую.

ООО «Автократ» депутата челнинского горсовета Ильнура Исмагилова два года назад организовало производство бурильного агрегата для ремонта скважин «БАРС 100». Агрегат предназначен для спускоподъемных операций при ремонте нефтяных скважин, не оборудованных вышками или мачтами, а также для чистки песчаных пробок и возбуждения скважин поршневанием. Новый проект также позиционировался как импортозамещающий. Сумма вложений первоначально составляла 163,5 млн рублей, планировалось создать 134 рабочих места. Сейчас заявляется об увеличении капвложений с 50 до 63 млн, а количество рабочих мест — с 134 единиц до 352. Компания планирует расширить линейку выпускаемых агрегатов грузоподъемностью до 250 т (ранее планировалось производить только агрегаты грузоподъемностью до 100 тонн). В связи с этим планируется закупить дополнительное оборудование на сумму 13 млн рублей.

Завод буровых установок «Автократ» образовался в декабре 2015 года и является «дочкой» автопроизводственного холдинга «ТД Автократ-Т», который существует уже 8 лет и производит спецтехнику на шасси «КАМАЗа». Она продается в структуры «Татнефти», нефтяные компании Ханты-Мансийского АО, Оренбургской области, Республики Коми.

От Нижнекамска у Песошина выступило ООО «НКТ», на 75% принадлежащее ООО «Уралижтрак», на 25% — ООО «Промтехснаб». В августе компания провела свой проект через нижнекамский инвестсовет. Речь идет о производстве комплектующих и запчастей для сельскохозяйственной тракторной техники, сборку которой ООО «Уралижтрак» организует в Ижевске. Согласно бизнес-плану в «НКТ» появится 30 новых рабочих мест, а объем инвестиций составит 80 млн рублей. Средняя заработная плата при этом ожидается на уровне 49 тыс. руб. В рамках нового проекта компания «НКТ» собирается осуществить локализацию узлов и агрегатов на территории промпарка «Нижнекамск».

Как отмечал директор компании Вадим Шамилов, на сегодняшний день в России отсутствует производство данного вида сельскохозяйственной техники. Массово используется трактор «Беларус», который уже и морально устарел, и не отвечает требованиям заказчиков. В Ижевске ООО «УралИжТрак» планирует запустить производство тракторов ЛТИ-162.5, для которых и предназначены новые комплектующие. В прогнозах инвестора до 2030 года планомерное увеличение объема продаж сельхозтехники с 12,5 тыс. единиц в 2021-м до 14,2 тыс. в 2030-м. Вместе с тем объем продаж тракторов должен увеличиться до 70 млрд рублей ежегодно через 10 лет. В компании уверяют, что новые тракторы станут более современными — в них будут климатические установки и фильтрация воздуха, чего пока нет в отечественных марках, к тому же их оснастят мощным двигателем. Стоимость одного такого трактора составляет около 3 млн рублей. Для сравнения: его аналог стоит около 5 миллионов.

На первом этапе производство комплектующих в Нижнекамске развернется на площади 0,9 га, где начнут комплектоваться мосты. Производственные мощности предприятия позволят производить более 360 единиц мостов в год. Их будут отправлять на площадку в Ижевск. С 2021 года стартует второй этап, когда производство развернется на площади 9 га, тогда вся локализация переберется в Нижнекамск.