Несмотря на пандемию, предпринимательская активность в 2020 году несколько выше, чем годом ранее Несмотря на пандемию, предпринимательская активность в 2020 году несколько выше, чем годом ранее

СМОЖЕТ ЛИ БИЗНЕС ВЕРНУТЬ РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ?

Журналисты TIME обозначили 2020 год как «самый худший в истории», однако вразрез с их мнением идет статистика. Например, объем выданных банками кредитов малому и среднему бизнесу в России в третьем квартале 2020-го достиг 1,04 трлн рублей. Хотя за аналогичный период годом ранее было выдано кредитов на 60% меньше! Также за этот период почти в 2 раза выросла и доля представителей МСБ, пользующихся кредитами, — рекордный показатель.

Да, безусловно, одна из причин такого роста — реакция властей и стартовавшие льготные кредитные программы для пострадавших от коронавируса отраслей, субсидируемых государством. Второй фактор — снижение ключевой ставки ЦБ до исторически минимального уровня — 4,25% годовых.

В то же время пандемия, затяжной период самоизоляции и закрытие границ заставили многих предпринимателей уйти с рынка. Если по состоянию на декабрь 2019 года их количество, согласно данным сайта налоговой службы РФ, составляло 5,92 млн штук, то на декабрь 2020 года их осталось 5,7 миллиона.

Основную часть заказов «Научно-производственное объединение Экосфера» получает через тендеры. Чтобы усилить свои позиции и быть более конкурентоспособными, во время пандемии компания получила сертификат Евразийского Экономического Союза Основную часть заказов «Научно-производственное объединение Экосфера» получает через тендеры. Чтобы усилить свои позиции и быть более конкурентоспособными, во время пандемии компания получила сертификат Евразийского экономического союза

 «КАЧЕСТВО ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ — ЭТО ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ»

Небольшая казанская компания «Научно-производственное объединение Экосфера» занимается изготовлением дорожных знаков и сигнальных дорожных столбиков. За небольшой промежуток во время пандемии данное микропредприятие ощутило и стагнацию, и бурный рост.

«Как только началась самоизоляция, мы почти не сидели по домам, потому что у нас сезонная работа: в январе – феврале тотальное затишье, а весной, вместе с началом дорожных работ, мы приступаем к активной деятельности, — рассказывает директор „НПО Экосфера“ Дмитрий Шамура. — В начале пандемии мы делали только точечные работы: например, где-то сбили дорожный знак и ему надо изготовить замену или где-то запланировали новый пешеходный переход, парковку».

По словам Дмитрия, сотрудники компании были на самоизоляции лишь четыре дня. За это время удалось получить разрешение в администрации Советского района Казани на перемещение по городу.

«Благо уже в конце весны вновь начали делать дороги и пошли заказы на знаки, — отмечает Шамура. — Но, что меня больше всего удивило, между отсутствием спроса и взрывным ростом не было никакого перехода — внезапно дорожная отрасль „вздохнула“, и пошли заказы. Уже после пандемии мы вышли на такой высокий темп, что работали по 12 часов, в результате оборот компании по итогам года вырос на 40 процентов! Благо еще в декабре заказали большую партию материалов и на этих запасах мы продержались. Цена на светоотражающую пленку — один из наших основных материалов — привязана к курсу валюты, так как производится только в Китае, Корее и США». 

Стоит отметить, что основную часть заказов «Научно-производственное объединение Экосфера» получает через тендеры. Чтобы усилить свои позиции и быть более конкурентоспособными, во время пандемии компания получила сертификат Евразийского экономического союза.

«Как только началась самоизоляция, мы почти не сидели по домам, потому что у нас сезонная работа: в январе–феврале тотальное затишье, а весной вместе с началом дорожных работ мы приступаем к активной деятельности» «Как только началась самоизоляция, мы почти не сидели по домам, потому что у нас сезонная работа: в январе – феврале тотальное затишье, а весной вместе с началом дорожных работ мы приступаем к активной деятельности»

«Нельзя забывать, что качество дорожных знаков — это вопрос безопасности, — отметил Шамура. — Особенно высоки требования к знакам на трассе — каждый из них должен соответствовать новому ГОСТу Р 32945-2014. Важны соответствие светоотражающего коэффициента, соблюдение требований к размеру, расстояние между краем красного или синего поля и кантом. Если компания нарушит какое-то из этих требований и на этом попадется, то сертификат, дающий право на изготовление, отбирают. Благодаря сертификату мы можем поставлять свои знаки и в Казахстан, и в Беларусь. Сейчас требования к сертифицирующимся компаниям изменились. Сертификат не может получить компания, которая выполняет только какой-то один вид операций из цикла изготовления знаков. Мы одни из немногих, у кого полный цикл производства. Режем металлическую основу, делаем сплошную двойную отбортовку (в том числе и на углах), на своем станке печатаем „маски“ — сами изображения знаков — технологией шелкотрафаретной печати специальными УФ-красками. Специальными самопроникающими клепками крепим держатели знаков. Раньше мы использовали авиационные фюзеляжные заклепки, которые в авиапроизводстве применяют для высоких аэродинамических показателей, а у нас они служат для дополнительной прочности и эстетики. В этом году для оптимизации производства купили новый станок».

Новый аппарат существенно упростил жизнь производителю — раньше, чтобы соединить знак с держателем, нужно было вручную просверлить отверстие под заклепку, зенковать, пневмопистолетом забить заклепку, и для выполнения этих операций требовалось сразу три специалиста. Теперь все делает один оператор нажатием пары кнопок.

«Как получали сертификат — отдельная история, — вспоминает Шамура. — Выдавали его нам в Беларуси, которая его и разрабатывала. Изначально цель сертификата — отсеять с рынка недобросовестных игроков, выделить на рынке предприятия полного цикла производства дорожных знаков. Например, если компания производит только „маски“ для дорожных знаков, а железные основы приобретает у сторонней организации, то такой сертификат она не получит. Благодаря наличию сертификата не так давно мы одержали победу в нескольких конкурсах и стали поставщиками ведущих дорожно-строительных организаций РТ. У годовых контрактов есть свои плюсы и свои минусы. Московским производителям нерентабельно производить по 3–5 знаков и везти их в регионы. Они работают с большими партиями. А мы можем даже штучные заказы исполнять, и нам не так накладно по республике их доставить. Кроме логистики, это еще и вопрос постоплаты. Раньше расчет производился в течение месяца, теперь в связи с пандемией срок зачастую увеличивается до двух месяцев».

«Переломным моментом стал переход в Альфа-Банк. Он очень помогает нам в развитии бизнеса своими продуктами» «Переломным моментом стал переход в Альфа-Банк. Он очень помогает нам в развитии бизнеса своими продуктами»

«ПРИБЫЛЬ ДЕЛИМ НА ТРОИХ…»

Примечательно, что свою деятельность «НПО Экосфера» начало с производства сигнальных столбиков, которые делаются из полимерных материалов.

«Насколько мне известно, в Татарстане до сих пор такие столбики производим только мы, — говорит Шамура. — На трассах можно встретить их — бывают треугольные и плоские. Их мы поставляем по всей России — наши столбы стоят даже в Якутии. Но их закупают всего три месяца в году, когда активно ведутся дорожные работы, а в остальное время они не востребованы. Те, кто у нас их заказывал, стали просить, чтобы начали производить еще и знаки. И в 2014 году мы, воспользовавшись программой лизинг-гранта, купили оборудование и начали их производить. Сначала каждый станок осваивал я сам.

Выходить на рынок было тяжело: потеряли крупную сумму денег из-за краха одного банка, где мы тогда обслуживались. Плюс у нас вырос штат, нужно было платить зарплаты, оплачивать и обслуживать новые линии. Переломным моментом стал переход в Альфа-Банк*. Он очень помогает нам в развитии бизнеса своими продуктами. В частности, выручал овердрафт. Очень благодарен менеджерам банка за внимательное отношение».

Благодаря надежному партнеру «Научно-производственное объединение Экосфера» сумело закрыть все финансовые вопросы и наладить производство. В планах приобрести в ипотеку коммерческую недвижимость под цех.

Банк пристально следил за достижениями компании и спустя 6 лет присвоил казанскому производителю статус «бизнес класса А» — эксклюзивную премию для клиентов малого и среднего бизнеса.

«Премия „Бизнес класса А“ — это знак качества, который присваивается лучшим клиентам: компаниям с эффективным, динамично растущим, конкурентоспособным бизнесом, — заявил член правления Альфа-Банка, руководитель блока „Малый бизнес“ Денис Осин. — Таким образом, мы вводим новую практику на российском рынке — оценку клиентов на основе экспертизы банка. Мы уверены, что статус „Бизнес класса А“ станет для предпринимательского сообщества символом современного эффективного бизнеса и безупречной деловой репутации».

Напомним, что данную премию Альфа-Банк вручает с 2019-го. В прошлом году статус «бизнес класса А» получили 1,4 тыс. клиентов малого и среднего бизнеса. В 2020-м таких компаний стало 10 тыс. по всей России. «НПО Экосфера» вошло в первую сотню.

«Лично мне просто нравится делать то, что мы делаем, — Резюмирует Шамура. — Проектировать знаки, изучать, какие есть новые технологии в производстве и внедрять их у себя. Когда ты работаешь на себя, когда у тебя есть цель, то ценность труда совсем другая. Я в этом бизнесе не один — нас три партнера. Когда двое — невозможно договориться, когда один, то можешь что-то упустить, а когда трое, то мы видим больше рисков, совместно находим решения, договариваемся быстрее. Да, прибыль мы тоже делим на троих, но зато наше дело устойчивее. Многие, наверное, приходят в бизнес ради денег. Но для меня не это было главное. Мы все-таки делаем безопаснее дороги — вот, что для меня по-настоящему ценно».