- В чем особенность данного тома, сколько лет шла работа над ним?    

- При создании каталога керамики мы избрали  хронологический (по дате производства предмета) принцип расположения материала, что позволило решить сразу две задачи: представить нашу коллекцию и на ее основе - историю производства фаянса и фарфора. Что касается временных рамок, то большинство образцов керамики собрания ASG было создано в XVIII – XIX веках, однако, есть и редкие экземпляры. В частности, к самым ранним предметам относятся делфтская ваза с клеймом мануфактуры «De Dubbelde Schenkkan» в виде инициалов её керамиста Лойвейса Фиктора, который работал на производстве с 1689 по 1713 годы, часть чайного сервиза 1755 года, изготовленного в Мейсене, где был открыт секрет производства европейского фарфора, и севрская ваза «королевского синего» цвета с буквой «F» в центре клейма, соответствующей 1758 году.  Я рада, что двухгодичная работа завершена, и скоро все знатоки и любители фарфора смогут познакомиться с нашей коллекцией.

Европейский опыт производства керамики успешно использовала Россия, по образцу Делфта создавая продукцию Гжели и приглашая для работы на Императорском фарфоровом заводе ведущих мастеров Севра

- Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский называет фарфор божественным материалом, объединившим Восток и Запад, изделия каких мануфактур составляют основу коллекции?

- География производства наших предметов довольно обширна, больше всего у нас образцов французского фарфора, затем следует Германия, но есть и китайские, голландские, датские, австрийские, силезские и даже российские изделия. Например, десертный сервиз, частью которого мы владеем, был изготовлен в России на заводе М.С. Кузнецова в конце XIX – начале XX веков. На доньях предметов данного сервиза стоят знаменитые клейма «Красный Гарднер». Будучи владельцем завода Матвей Кузнецов часто ставил на своих изделиях клейма бывших владельцев мануфактуры семейства Гарднер. 

Клеймо «Красный Гарднер» БСИИ ASG, инв. № 11-0710 (1 – 23)

- Какой предмет Вы считаете шедевром коллекции фарфора  ASG?

- Это весь без исключения делфтский фаянс XVIII века, он не только красив, но и редок - керамика хрупка, поэтому до нас доходит не так много предметов этого века. В БСИИ ASG хранятся изделия таких прославленных мануфактур Делфта как уже упомянутая нами «De Dubbelde Schenkkan» («Двойная кружка»), «De Klaauw» («Коготь»), «De Grieksche A» («По-гречески») и «De Porceleyne Fles» («Фарфоровая бутылка»). На этих мануфактурах работали лучшие голландские мастера своего времени. К шедеврам следует отнести и большую севрскую вазу производства 1758 года за ее форму и декор.

- А как Вы различаете продукцию этих мануфактур, несмотря на то, что декор всех предметов выдерживается  в классическом для Делфта сочетании белого и голубого цвета?

- Сделать это крайне сложно, поскольку декор чаще всего был типологическим. К счастью, голландские мастера была педантичны в плане клеймения своих изделий, поэтому их идентификация не составляет большого труда. Кроме этого сами мануфактуры выпускали таблицы используемых на производстве клейм, что позволило с максимальной точностью атрибутировать предметы.

В XVIII веке была распространена традиция завтраков в интимном кругу, для которых мануфактуры выпускали специальные сервизы - «дежёне» - на одну-две персоны

Лидер производства российского фарфора сегодня – Императорский фарфоровый завод, известно, что в зависимости от связей и вкуса российских монархов на нем работали то шведские, то английские мастера, но расцвета производство достигло при Екатерине, когда здесь работали мастера Севра. Есть изделия Севра в коллекции фарфора БСИИ ASG?

- Да, изделия Севра можно выделить в самостоятельную небольшую коллекцию – это вазы, мелкая пластика, предметы сервировки стола. Великолепны севрские вазы с крышками «синего королевского крытья». Королевский синий (англ. «Royal blue», фр. «Bleu du roi») – краситель, в состав которого входит окись кобальта. Его изобрели в Венсенне в 1749 году, и изначально использовали лишь для изделий, предназначавшихся королю, а позднее внедрили в массовое производство. Интересно, что на многих предметах Севра XIX века стоят два клейма: одно обозначает дату изготовления «белья» (не расписанного фарфора), а другое – дату золочения.

Особый интерес у меня вызывает экспонирование фарфора. В музее Международного института антиквариата мы периодически организуем выставки фарфора в виде столовых сервировок. Это позволяет посетителям музея не только насладиться красотой керамических изделий, но и познакомиться с культурой церемониала прошлых столетий. В частности, на фото я запечатлена с сервизом для завтрака «дежёне» на две персоны, изготовленным в XIX веке на Венской фарфоровой мануфактуре – второй в Европе после Мейсенской.

Партнерский материал 

18+