ГЛАВА ГЖФ СЧИТАЕТ, ЧТО ПРОЗРАЧНОСТИ МОЖНО ДОБИТЬСЯ ПРИ ГАРАНТИРОВАННОЙ 10% РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ

Исполнительный директор Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин вчера призвал кардинально поменять правила игры на строительном рынке. Выступив с программной речью на коллегии минстроя, посвященной вопросам ценообразования, Абдуллин рассказал о коррупции в строительстве, удивился субъективности отбора подрядчиков на бюджетные объекты и объяснил, что должно лежать в основе новых правил.

DSC_5517.jpg

НАКЛАДНЫЕ ДЛЯ ДРУЗЕЙ

"У нас собралась хорошая аудитория, не надо придумывать слова тем, кто ничего не видел и не слышал.

Вопрос ценообразования решался в разные времена по-разному. В Италии запирались в комнате с пивом, и кто раньше всех застучит по столу, тот и проиграл. Когда мы говорим, что такое цена и как решить вопрос, то, поверьте мне, я проводил много опытов, реальных экспериментов, реальных документов и технологий, которые позволили бы решать любую проблему. Сейчас прозвучало, что цена должна быть справедливой. Это неправильно. Она должна быть объективной.

Сегодня Басин, статья которого появилась в «БИЗНЕС Online», пришел к выводу, что есть регионы, которые на свои деньги строят дальше, регионы, которые являются дотируемыми, т.е. деньги не заработали, но расходы их растут. Понятно, что там есть накладные расходы: как отдать [деньги] тому, кто прислал их, или как заполучить деньги, чтобы отдать их тем, кто отправляет им эти деньги, и ресурсы, и [расходы] на других «друзей». Нужно решать, кто нам мешает и как его удовлетворить. Потому что он будет мешать, если цена не будет справедлива и с его точки зрения.

Как можно согласиться, чтобы стоимость объектов Универсиады снизить на 30 процентов, введя жесточайший контроль, экономию, ценообразование, технологии, методы подсчетов? Просто упадет федеральный бюджет. Мы, что ли, глупые, чтобы это делать? Поэтому вводить все в ресурсную цену неправильно.

СНАЧАЛА "ЕВРОЦЕМЕНТ" ПОДНЯЛ ЦЕНЫ, А ПОТОМ БЫЛ КРИЗИС

А вот если мы строим на свои средства и на средства населения, там должно быть по совести. Мы не можем обманывать людей. Помните катаклизм, который произошел, когда «Евроцемент» цены на цемент поднял с 700 рублей до 2,5 тысяч рублей за тонну? Этот коллапс же был по всей России. Это уже потом появился финансовый кризис. В итоге мы стали тратить на строительство больше, чем добавочный продукт.

Поэтому когда мы говорим, что хотим сделать, то этот вопрос очень непростой. Если мы хотим ввести справедливую цену, то мы должны понять, что все остальные согласны с этим. Я назвал один серьезный и большой сегмент строительства, который не согласится и не может согласиться с этим. Потом вы, Ирек Энварович (глава минстроя РТ Ирек Файзуллин - ред.), будете говорить, что так делать нельзя.

В то же время вы не можете согласиться, чтобы для объектов соципотеки и жилья, строящегося на средства населения, брали по-черному.

Второй вопрос - мы забываем о бизнес-сообществе. У всех у них есть своя методика, накладные, производственные планы, создание документации. Рим Шафикович (глава татарстанского СРО Рим Халитов - ред.), почему бы не создать программный продукт для участников СРО, которые могли бы проводить по единым стандартам стоимость материалов? Оно должно ведь быть? Ради этого СРО создано, чтобы нормировать.

Это как у Чехова в «Каштанке»: «плотник супротив столяра». Раздел между плотником и столяром он приравнял к разделу между собакой и человеком. Такова сложность проблемы, психологии. Вот для этого нужен и профсоюз, и СРО.

DSC_5539.jpg

ГАРАНТИРУЙТЕ 10% РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - И БУДЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ

Разве мы не знаем нашу трудоемкость? Ладно, по стройматериалам я сказал. В республике создана уникальная система, поверьте, ее нигде нет. У нас есть механизм контроля от начала получения материалов. Мы принимаем от проектных институтов документацию только по программе «Автокад превит». В этой программе нажимаешь на позицию и видишь, где эта конструкция. Подтасовка карт и смет невозможна. Когда начинается через «электронку», все ясно. Почему так строить не хотят? Понятно, есть непредвиденные расходы.

Но для того, чтобы решить проблемы со сметами, надо решить, что подрядная организация в любом случае на этом объекте должна иметь не менее 10% рентабельности. Эту рентабельность будет обеспечивать заказчик. За счет чего? За счет открытости подрядчика.

Но тут возникает вопрос: как стать подрядчиком? Мы знаем трудоемкость, машиноемкость (это все установлено ГОСТом к разработанной проектно-сметной документации). Но согласитесь, Рим Шафикович, есть СРО и есть плавающий механизм, который выбирает.

"А МОЖЕТ, ТОГДА СУБЪЕКТНЫЙ ФАКТОР ВЫДВИНУТЬ?"

Если после того, как организации мы включили в СРО, одному члену мы доверяем, а другому нет, - вопрос стоит, как подрядчик попал [на стройку]? А может, тогда субъектный фактор выдвинуть? Мы ограничиваем - этому мы доверяем, этому не доверяем. Сейчас вот «Татстрою». На рынке должны выбирать, сколько стоит у этого. Все - и тогда мы просто филиал. Зарплата известна, механизмы известны. Хочешь - механизируй, хочешь - автоматизируй. Отсюда стимул повышения производительности. Все остальные накладные и прибыли - это вопрос, кто на чем ездит на работу. Кто-то на метро, кто-то на «Мерседесе».

Вот и вся проблема ценообразования. Сейчас в техдокументации должно быть зафиксировано количество и качество [строительства]. И второе: надо четко зафиксировать, как вел себя рынок в тот или иной период. И если это заработает, то тогда цена будет объективной".

Записал Арслан Минвалеев