Автоград вскоре может лишиться одного из своих символов — пристани на улице Центральной, на левом берегу реки Камы

«Денег не хватило. я чуть ли не весь в долгах из-за этого всего»

Автоград вскоре может лишиться одного из своих символов — пристани на улице Центральной, на левом берегу реки Камы. Слухи о том, что дебаркадер выставлен на продажу, подтвердил его владелец — 58-летний казанский бизнесмен Игорь Соснин. «Мы хотели для Челнов сделать лучше, порядок чтобы на пристани был, бизнес какой-то там организовать. Ресторан, дискотеку планировали открыть. Но все получилось наоборот в связи со всякими препятствиями. Прежний владелец говорил, что от города будут дотации 1,5 миллиона. Но мы никакой поддержки не получили. Денег не хватило. И я чуть ли не весь в долгах из-за этого всего», — объяснил Соснин.

Предприниматель считает, что если не в Челнах, то в городах покрупнее покупатели пристани обязательно найдутся. По крайней мере, желание изъявляли некие москвичи. «Дебаркадер можно отбуксировать по реке. Сейчас у таких пристаней цена — ой-ой-ой. Из нее можно что хочешь сделать — смотря сколько денег вложить. Если б у меня было столько, я бы ее перегнал в Казань, там места получше. Есть и у нас заинтересованные, но мы пока до весны отложили процесс, до следующего сезона навигации», — рассказал бизнесмен.

«Дебаркадер-30» (так официально зовется пристань) был построен в 1957 году в Городце. Имеет размеры 65,4 м в длину и 15,2 м в ширину. Грузоподъемность составляет 500 т, пассажировместимость 100 человек. Общая площадь помещений — 830,6 кв. м, здесь располагается три банкетных зала, кафе, бильярдный зал и гостиница на 6 комнат. Соснину пристань перешла в собственность в январе 2015 года. Отметим, что предприниматель владел и руководил компанией «Восток-Сервис С», которая занималась производством строительных металлических конструкций. Однако в марте 2018-го владелец организации сменился. Также казанский бизнесмен был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в сфере общепита. Однако в 2017 году он закрыл и ИП. В августе 2020-го в арбитражный суд подали иск о признании Соснина банкротом. Заявителем выступает налоговая служба, которая имеет претензии к бизнесмену на 1 млн рублей. В отношении Соснина ввели процедуру реструктуризации долгов. При этом пристань указана в судебных документах в числе имеющегося у должника имущества. По всей видимости, банкротный процесс и способствовал появлению желания у собственника поскорее избавиться от балласта в виде старого дебаркадера.

Впрочем, за последние два десятка лет пристань уже продавали не раз. Так, в мае 2014-го знаменитый дебаркадер был выставлен на продажу прежним владельцем — ООО «Производственное объединение нерудных материалов». Как пояснял тогда корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель собственника, объект достался ООО «ПОНМ» еще в 2000-х годах и с тех пор содержался на балансе без всякой надобности. Компания вела на тот момент довольно успешный бизнес и вкладывать средства в данный объект не видела смысла. Тогда стоимость дебаркадера владельцы оценивали в 6 млн рублей. Теперь же его продают за 15 млн рублей.

Сам Соснин называет в качестве прежнего владельца челнинскую предпринимательницу из сферы общепита Залию Маликову. На нее было оформлено ООО «Бенеттон», которое закрылось в августе этого года, и ООО «Венеция» — плавучий кафе-бар с одноименным названием некоторое время размещался на дебаркадере, а в 2012-м его тоже выставили на продажу. Сумма, которую хотели получить владельцы, составляла как раз 15 млн рублей.

«Дебаркадер-30» (так официально зовется пристань) был построен в 1957 году в Городце. Имеет размеры 65,4 м в длину и 15,2 м в ширину. Грузоподъемность составляет 500 тонн, пассажировместимость 100 человек «Дебаркадер-30» (так официально зовется пристань) был построен в 1957 году в Городце. Имеет размеры 65,4 м в длину и 15,2 м в ширину. Грузоподъемность составляет 500 т, пассажировместимость 100 человек

ПРИСТАНЬ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬ СУДЬБУ «АРАРАТА»

Функции причала дебаркадер уже давно не несет. Единственное судно, отплывающее от челнинского берега, — теплоход М-8, который ходит по маршруту до Соколок, но и он уже давно не пользуется пристанью, а забирает пассажиров прямо с берега по трапу. Отчасти это связано с тем, что состояние дебаркадера давно внушает опасения. Еще в 2016 году челнинский суд наказал владельца «Венеции» за проведенный банкет, т. к. заведение оказывало услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Сотрудники Камской транспортной прокуратуры выяснили, что для отдыхающих пристань опасна. На дебаркадере отсутствовали спасательные средства для тех, кто может оказаться в воде, не функционировала система пожаротушения. Нарушения были выявлены еще в 2014-м, но их так никто и не устранил.

В летнее время на пристани в одном из помещений полулегально работает кафе-кальянная. Сам дебаркадер никем не охраняется. Челнинский краевед Сергей Воробьев рассказал, что состояние у пристани угрожающее. Более того — она может просто сгореть, как в прошлом году сгорел бесхозный ресторан «Арарат».

«Периодически линейный отдел полиции приходит и штрафует это кафе, если вдруг узнают, что оно открыто. Но в целом пристань еще с 2015 года запрещено эксплуатировать. Пожконтроль, который осуществляет надзор за судами, тоже дебаркадер „заприколил“. Теоретически там заходи и что хочешь делай. Некоторые двери закрыты, другие открыты. Зимой иногда откуда-то огнетушители на лед выбрасывают мальчишки, которые лазят там, где хотят. Так до беды недалеко. Пристань в один непрекрасный день может исчезнуть. Или сгорит, или еще что. В данный момент она никем не охраняется. Просто бесхозный объект», — рассказывает Воробьев.

По его словам, челнинская достопримечательность нуждается в восстановлении пожарной сигнализации, электросетей, необходимо отремонтировать швартовные устройства, чтобы к пристани могли причаливать пароходы. Водную акваторию тоже нужно чистить. На все это необходимо миллиона 2 минимум. И то если эксплуатировать не в полном объеме. Однако же в целом, по мнению Воробьева, дебаркадеру можно дать вторую жизнь, но тогда и вложения потребуются более существенные — около 10 миллионов. «Сам дебаркадер, если использовать его только как причал, больших денег приносить не будет. Но там огромный ресторан наверху, 6 номеров под гостиницу, внизу кафе можно организовать — есть большое помещение на 200 или 300 „квадратов“. Мы как-то проводили расчеты и пришли к выводу, что годовую прибыль можно вывести на 15–20 миллионов рублей. Данная пристань может стать центром притяжения, если прилегающую территорию тоже задействовать. И нынешний хозяин сам это понимает, потому и цену не сбрасывает, но и сам деньги вкладывать не хочет. Видимо, ищут тех, у кого есть лишние средства», — считает Воробьев.

Правда, пока реальных покупателей не видно, т. к. продавец, по мнению краеведа, «сам купил дебаркадер по завышенной цене и потому продает его с 2015-го». Но пока собственник ищет нового хозяина, пристань с каждым годом становится все более ветхой.

«Заниматься объектом тоже должен специалист, а не просто бизнесмен, у которого есть 20 миллионов. Здесь нужен человек, который соображает в речном деле. Данный дебаркадер зарегистрирован не как пристань, а как судно. Все судовые документы нужно вести. Или надо научиться этому. Если найдется тот, кто вложится в дебаркадер, там можно пользу извлекать. У Челнов есть потенциал. В Елабугу только за сезон осуществляется не менее 50 судозаходов. И только в одну сторону», — уверяет Воробьев.

«Периодически линейный отдел полиции приходит и штрафует это кафе, если вдруг узнают, что оно открыто. Но в целом дебаркадер еще с 2015 года запрещено эксплуатировать» «Периодически линейный отдел полиции приходит и штрафует это кафе, если вдруг узнают, что оно открыто. Но в целом дебаркадер еще с 2015 года запрещено эксплуатировать»

ГЛАВНАЯ ПРИСТАНЬ В ГУБЕРНИИ

Место, на котором стоит дебаркадер, — поистине историческое для города на Каме. В группе челнинского историко-краеведческого музея описывается подробная история  пристани. В 1861 году она называлась главной пристанью Уфимской губернии. Связано это прежде всего с развитием пароходства и торговли различными товарами, в первую очередь хлебом. Основание же пристани при отсутствии других данных можно отнести примерно к 1850-му, так что получается, что в 2020-м дебаркадер мог бы отметить 170-летний юбилей.

Челнинская пристань выгодно отличалась от других еще и тем, что здесь находился один из лучших затонов для зимовки судов. Он располагался напротив Бережных Челнов, у правого берега, за Тарловским островом. В нем одновременно могло зимовать до 45 судов. Дебаркадер был известен не только как грузовая пристань, но и как пассажирская. Для жителей Мензелинского и нескольких других уездов это был наиболее дешевый и доступный путь добраться до важнейших центров — Казани, Уфы и других городов. Пристань принимала пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой.

В начале ХХ века дебаркадер в Челнах окончательно превратился в одну из крупнейших грузовых пристаней на Волге и Каме. Три четверти заготовленного хлеба с нее отправлялось в Рыбинск. Большое количество грузов шло в Ярославль, Нижний Новгород, Городец, Казань, Астрахань, Муром, Пермь. Широко была развернута торговля мануфактурными товарами, чаем, сахаром.

Из книг татарского писателя Аяза Гилязова известно, что челнинская пристань была единственной для близлежащих районов, откуда в войну провожали на фронт.

В советский период речной порт «Набережные Челны» входил в десятку крупнейших речных портов СССР и обладал огромным имущественным комплексом. По словам краеведов, как таковых причалов в Челнах по тем временам было несколько: в конце улицы Центральной, на улице Ленина, которая ушла под воду при строительстве Нижнекамской ГЭС, и у элеватора. Однако сейчас причаливать можно лишь к элеватору, где и осуществляется погрузка.