«Мюзикл „Алтын Казан“, возможно, станет новым вкладом в реновацию сферы и новым этапом интеграции татарского эстрадного искусства в пространство российского и мирового шоу-бизнеса» «Мюзикл „Алтын Казан“, возможно, станет новым вкладом в реновацию сферы и очередным этапом интеграции татарского эстрадного искусства в пространство российского и мирового шоу-бизнеса»

КАК КОРОНАВИРУС ОТСТУПАЕТ ПЕРЕД ИСКУССТВОМ

«Мюзикл „Алтын Казан“, возможно, станет новым вкладом в реновацию сферы и очередным этапом интеграции татарского эстрадного искусства в пространство российского и мирового шоу-бизнеса», — гласил буклет спектакля, премьера которого случилась в эти выходные на сцене казанской оперы. Ключевым в данной фразе являлось слово «возможно», поскольку никто из авторов «первого татарского мюзикла» не мог ответить на вопрос о судьбе постановки после двух показов в минувшие выходные. На полном серьезе дорогостоящий проект (только на декорации было потрачено, если верить сайту госзакупок, порядка 14 млн рублей) мог остаться одноразовым, впрочем, такая угроза никуда не исчезла. В самом театре говорили, дескать, все зависит от интереса публики к представлению. Ответ на вопрос, как такое может быть, очень прост — дело происходит в театре им. Джалиля и на фестивале «Yзгәреш җиле», а здесь принято жить на широкую ногу.

33-летнему композитору Эльмиру Низамову явно не хотелось думать о плохом. И состояние эйфории молодого автора, пересекавшего взад и вперед партер перед началом и в антракте, чтобы пожать руки и сфотографироваться с очередным знакомым, можно понять 33-летнему композитору Эльмиру Низамову явно не хотелось думать о плохом. И состояние эйфории молодого автора, пересекавшего взад и вперед партер перед началом мюзикла и в антракте, чтобы пожать руки и сфотографироваться с очередным знакомым, можно понять

Впрочем, 33-летнему композитору Эльмиру Низамову явно не хотелось думать о плохом. И состояние эйфории молодого автора, пересекавшего взад и вперед партер перед началом мюзикла и в антракте, чтобы пожать руки и сфотографироваться с очередным знакомым, можно понять. Татарского автора при жизни ставят в татарском театре оперы и балета! В XXI веке, да и вообще в эпоху 40-летнего правления в этих стенах Рауфаля Мухаметзянова случай крайне редкий. Долгие годы казалось, что последний знает из современных композиторов только Резеду Ахиярову. В общем, Низамов пробил брешь в стене, а помог ему в этом «Yзгәреш җиле», который, как известно, по версии организаторов, уже «вывел татарскую эстраду на мировой уровень». Но на пятый год фестиваля здесь физически закончились старые песни о главном, поэтому и решили взяться за новые.

Перед важностью мероприятия отступил даже коронавирус. Во всяком случае, тот же Низамов перемещался по залу без маски, а партер к началу был практически полон (хотя вроде бы в Татарстане разрешено занимать 50% посадочных мест). Вот и в ложе бенуара, где сидели корреспонденты «БИЗНЕС Online», заняли все 8 зрительских кресел, так что ни о каком соблюдении социальной дистанции не шло и речи. Удивительно, но даже после питерского «казуса Басты», когда один за другим стали закрывать культурные объекты в главных российских городах, в Казани возможно такое нарушение правил Роспотребнадзора. Кстати, после первого премьерного спектакля авторы и участники спектакля опубликовали совместную фотографию, на которой, обнимая друг друга, без всякого намека на соблюдение правил профилактики, снялись несколько десятков человек, включая солистов, оркестрантов, хор и танцовщиков.

Перед важностью мероприятия отступил и коронавирус. Партер к началу был практически полон Перед важностью мероприятия отступил и коронавирус. Партер к началу был практически полон

Между тем на первом показе «Алтын Казан» в субботу в зрительном зале выделялась огромная фигура спортсмена и общественного деятеля из Самарской области Хабиля Бикташева. Ранее мы писали, как он, несмотря на пандемию, в конце весны широко отметил свой юбилей, пригласив добрую сотню татарских борцов, а закончилось все массовым заражением коронавирусом и смертью знаменитого чемпиона по корэш Ильяса Галимова. Надо ли говорить, что в оперном театре Бикташев сидел либо вообще без маски, либо натянув ее куда-то в область подбородка.

Главные партии исполнили солисты: Эльмира Калимуллина, Филюс Кагиров, Алина Шарипжанова, Артур Исламов и Айдар Сулейманов Главные партии исполнили солисты: Эльмира Калимуллина, Филюс Кагиров, Алина Шарипжанова, Артур Исламов и Айдар Сулейманов

«ДЛЯ МЕНЯ ЭТО НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЮЗИКЛ»

Что же до самого «Алтын Казан», то, строго говоря, это стало премьерой спектакля, а не музыкального произведения. Низамов его впервые представил еще в 2011 году — это была дипломная работа композитора, а в 2014-м данную работу в виде театрализованного представления показали 30 августа у чаши загса, правда, к сегодняшнему спектаклю подготовили абсолютно новую редакцию мюзикла. Интересно, что уже тогда, в 2014-м, за постановку отвечал Михаил Панджавидзе, а в главных партиях были заняты те же солисты, что и сейчас — Эльмира Калимуллина, Филюс Кагиров, Алина Шарипжанова, Артур Исламов и Айдар Сулейманов. Разве что каждый из указанной пятерки обзавелся за эти годы званием «Заслуженный артист Республики Татарстан». Традиционно для «Yзгәреш җиле» работал над музыкальной частью «Алтын Казан» смешанный состав оркестра, состоящий из оркестрантов ТАГТОиБ им. Джалиля, который дополняли джазмены Вадима Эйленкрига.

Либретто «первого татарского мюзикла» принадлежит перу Рената Хариса, где известный поэт соединил сразу две легенды о появлении Казани — истории о золотом казане и Зиланте — с жизнью современного города. А композитор так объяснял свою задачу в разговоре с «БИЗНЕС Online»: «Для меня это национальный мюзикл. С одной стороны, я держал в голове премьеры мировых мюзиклов, которые нам известны, все-таки какие-то традиции заложены за полвека существования данного жанра. Но хотелось все сделать на национальной основе, чтобы было интересно татарам с точки зрения национального, а широкому слушателю — с точки зрения современных ритмов, чтобы получился такой мультикультурный продукт в высоком понимании этого слова».

Либретто «первого татарского мюзикла» принадлежит перу Рената Хариса, где известный поэт соединил сразу две легенды о появлении Казани — истории о золотом казане и зиланте — с жизнью современного города Либретто «первого татарского мюзикла» принадлежит перу Рената Хариса, где известный поэт соединил сразу две легенды о появлении Казани — истории о золотом казане и Зиланте — с жизнью современного города

«…Между небом и землей летает Сазаган. Над лесами-полями, реками-озерами, городами-селами скользит его тень. Наконец, он опускается на землю… Берег современной Казанки. На набережной одинокий пожилой мужчина. Он с удивлением оглядывается по сторонам, будто припоминает что-то из прошлого…» — это из начала краткого содержания либретто. Спектакль так и балансирует между днем сегодняшним и мифическими временами прошлого, подобному помогает полупрозрачный занавес на переднем краю сцены, на который проецируются в данный момент зубчатые колеса часовых механизмов, пока идет смена декораций и эпох. А еще компания «Кью Стейдж» придумала видеопроекцию Зиланта, собственно, того самого Сазагана. Впрочем, он совершенно лишен черт привлекательности, как на гербе Казани, и выглядит довольно отталкивающе.

Сюжет «Алтын Казан», конечно, вполне себе необязательный и немножко дурацкий, впрочем, как и у любого мюзикла. И особой внятности ему опытный оперный режиссер Панджавидзе не придал, а может, и не ставил такой задачи. Так что если не вооружиться кратким содержанием либретто, то происходящее на сцене понять непросто. Причем даже из указанного текста неясно, спасли ли своего тяжелобольного отца-хана его дети Ханзаде (Исламов) и Аксылу (Калимуллина), которые вынудили кузнеца Битимера (Кагиров) ради этого сначала мастерить волшебный казан, а потом нырять за ним в реку, заставив волноваться его мать, «фитотерапевта» Сихатбану (Шарипжанова). «Губы милой Аксылу», любовная линия Аксылу и Битимера затмила переживания за судьбу родителя.

Череда музыкальных номеров сделана профессионально и временами эффектно, некоторые из них уже знакомы публики, а артисты, хорошо знакомые с материалом, работают с искренним задором Череда музыкальных номеров сделана профессионально и временами эффектно, некоторые из них уже известны публике, а артисты, хорошо знакомые с материалом, работают с искренним задором

Впрочем, для мюзикла это не главное. Череда музыкальных номеров сделана профессионально и временами эффектно, некоторые из них уже известны публике, а артисты, хорошо знакомые с материалом, работают с искренним задором. Вообще, видно, что солисты не пытаются изображать ханских детей или мифических кузнецов, а вполне себе с удовольствием хулиганят на сцене, вовлекая своим обаянием в эту игру и зрителя. Интересно, что из пятерки основных солистов наиболее уверенно себя чувствует в жанре мюзикла Сулейманов, вроде бы наименее титулованный из всех. То ли причина в актерском образовании певца, то ли в наилучшей проработке режиссером его характерного персонажа, подручного ханского сына Нукера.

Местные вокальные силы вполне себя показали, как и уверенно работающий оркестр во главе с дирижером Станиславом Курбатским Местные вокальные силы вполне себя показали, как и уверенно работающий оркестр во главе с дирижером Станиславом Курбатским

ФАНАТЫ БОБА МАРЛИ В ВОЛЧЬИХ ШКУРАХ

В общем, местные вокальные силы вполне себя показали, как и уверенно работающий оркестр во главе с дирижером Станиславом Курбатским. Чего, впрочем, не скажешь обо всех приглашенных «легионерах» из постановочной команды.

Про Панджавидзе было сказано выше — внятной истории с прописанными характерами всех героев у него не получилось. Зато оперному зрителю было любопытно находить в спектакле аллюзии на шедевры жанра. Вот Ханзаде бьет кнутом перед падающим ним ниц народом, прямо как пристав в прологе к «Борису Годунову» Мусоргского, или эффектно появляется Битимер-Кагиров, исполняя вокализ перед глазами восторженных девушек с венками на головах, ну практически Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова.

Режиссер-постановщик позвал в этот проект и давнего знакомого Гарри Гуммеля, заявленного как сценограф и художник по костюмам. Его работу в части костюмов назвать удачной нельзя никак. Современная казанская молодежь в представлении Гуммеля — сплошь косящие под фриков и плохо одетые поклонники Боба Марли с дредами на головах. «Последний раз я такие штаны носила на Грушинском фестивале», — отреагировала одна из зрительниц мюзикла. Ну а предки татар, которые ныряли за золотым казаном, и вовсе сплошь носят шкуры волков, львов или кого еще из животного мира и больше напоминают каких-то индейцев.

Бессменный музыкальный руководитель «Yзгәреш җиле» Эйленкриг, и это можно было предполагать, не ограничился скромной ролью одного из оркестрантов на спектакля Бессменный музыкальный руководитель «Yзгәреш җиле» Эйленкриг, и это можно было предполагать, не ограничился скромной ролью одного из оркестрантов на спектакле

Что касается важнейшей для любого мюзикла танцевальной составляющей, то она оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, неплохо двигаются и солисты, особенно хочется отметить Битимера, танец от Кагирова во втором действии — это практически эксклюзив. Вновь радует хор ТАГТОиБ им. Джалиля, который вечно подвергают каким-то испытаниям — то заставляют учить наизусть «Реквием» Моцарта, то петь и танцевать на сцене одновременно. И подопечные хормейстера Любови Дразниной вновь справляются с задачей на отлично. Однако при этом работа хореографа Сергея Мандрика удручает. Всю свою сознательную жизнь он ставит концертные номера для звезд российской эстрады и подняться выше головы в данном проекте так и не сумел. Поэтому в момент очередных танцевальных па от людей в звериных шкурах так и ждешь, что на сцену выскочит Валерий Леонтьев в латексных трусах, чтобы спеть «я одинокий бродяга любви Казанова».

По последней информации директор казанской оперы все-таки обещает, что «Алтын Казан» окажется в репертуаре. Правда, это означает наверняка лишь пару показов за сезон По последней информации, директор казанской оперы все-таки обещает, что «Алтын Казан» окажется в репертуаре. Правда, это означает наверняка лишь пару показов за сезон

Наконец, бессменный музыкальный руководитель «Yзгәреш җиле» Эйленкриг, и это можно было предполагать, не ограничился скромной ролью одного из оркестрантов на спектакле. Нет, его труба перекрывала голос Шарипжановой во время исполнения одного из номеров, его же соло завершало первое действие, хотя музыкальная кульминация вроде бы уже прошла. С Эйленкрига же, стоящего посреди сцены, начиналось и действие второе, причем этот номер абсолютно никак не был оправдан сюжетно или драматически. Зато зритель еще раз четко мог понять, кто здесь главный…

По последней информации, директор казанской оперы все-таки обещает, что «Алтын Казан» окажется в репертуаре. Правда, это означает наверняка лишь пару показов за сезон. Впрочем, в наших реалиях подобное лучше, чем ничего. Пусть кого-то и смущает, что речь идет о татарском мюзикле от режиссера Панджавидзе, художника Гуммеля, хореографа Мандрика и трубача Эйленкрига.